Внешнеэкономические связи России и ее регионов: их формы и роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Экономика страны в течение многих десятилетий была, можно сказать, искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Еще буквально десять лет назад российская экономика характеризовалась значительной “закрытостью”. Нарастание экономического кризиса в России в 90- х годах так же отразилось на объеме внешней торговли. Он сократился более чем в два раза. Но со временем внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3
1.Глава: Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики…..4
2.Глава: Формы внешнеэкономических связей………………………………………….11
3.Глава: Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям…………….19
Вывод:………………………………………………………………………………………20
Используемая литература………………………………

Работа содержит 1 файл

Российская Федерация во внешнеэкономических связях.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Фактически экономика  СССР — одной из крупнейших индустриальных держав мира

— развивалась в  отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не превышала  во второй половине 80-х годов 4 %.

Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую экономику  является одним из необходимых условий  превращения нашей страны в передовое  демократическое государство с  рыночной экономикой.

Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические  связи были либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие во внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это означало ликвидацию государственной монополии внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего

СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление  небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно- импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика.

Под контролем государства  остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для  централизованных нужд. Но преобладающим  во внешнеторговых операциях стал частный  сектор.

Одновременно внешнеэкономическая  деятельность принимает все более  открытый характер. Заметно расширилось  число участников внешнеторговых операций. В соответствии с действующей  Конституцией Российской Федерации  и Федеративным договором право  на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты Федерации — республики, края, области, автономные образования, а также  отдельные предприятия и компании.

Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях  среди субъектов

Российской Федерации  лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская,

Иркутская, Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики

Татарстан и Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также

Московская и Мурманская области.

Включению России в  мировые хозяйственные связи  благоприятствует изменение политического  климата на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР, а  затем и его преемнику —  Российской Федерации — жесткие, дискриминационные ограничения  на развитие торговли со странами Запада практически сняты.

Наметившийся в  последние годы значительный рост удельного  веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те изменения в ориентирах внешнеэкономической  деятельности нашего государства, которые  складываются под влиянием таких  факторов, как изменение политических режимов и переход к рыночному  хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший  затем роспуск Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся  более чем за сорокалетний период существования системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.

Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое  положение России и на возможности  развития внешнеэкономической деятельности. В России осталось девять морских  пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский,

Выборгский, Калининградский (единственная незамерзающая российская морская гавань на Балтике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-

Петербург становится основным центром связи России с  Европой, международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации осталось лишь два —  Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта.

Современная Россия имеет лишь два международных  железнодорожных перехода из

25 в бывшем СССР  — на северо-западе (в Финляндию)  и на западе — в

Калининградской области (в Польшу).

Современное геополитическое  положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции  страны и в Европе. 
 

Глава 2. Формы внешнеэкономических  связей: 

Российская Федерация  в своей внешнеэкономической  деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему  и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические  зоны. 

К перспективным  формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу  не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной  продукцией растет быстрыми темпами  и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги. 

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и  другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и  оборудования. Преимущество лизинга  как формы предоставления во временное  пользование определенных видов  машин и оборудования заключается  в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические  средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в  условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного  оборудования на новое. 

Важное место в  развитии экономики и внешнеэкономических  связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская

Федерация устанавливает  тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным  валютным фондом, Мировым банком,

Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). 

ЕБРР принял обязательства  о предоставлении кредитов, в основном совместным предприятиям, на сумму  более 600 млн. долл., приступил к созданию ряда региональных фондов в размере  до 50 млн. долл. каждый, в том числе  в Смоленске, Мурманске, на Урале. Одна из наиболее крупных организаций  мира в области страхования иностранных  частных инвестиций –

“Оверсиз прайвит инвестмен корпорейшен” ( ОПИК ) предоставила России кредиты, гарантии и страхование совместным предприятиям с американским участием на сумму свыше 2,5 млрд. долл. В 1993 году между правительственным

Эксимбанком США и Министерством топлива и энергетики,Минфином и Центральным банком России было подписано Рамочное соглашение о долгосрочном кредите на развитие и реконструкцию предприятий нефтегазового комплекса российских компаний “ Пермьнефть” и “Нижневартовскнефтегаз”. Их кредитором, под гарантии Эксимбанка, станет Ситибанк. Гарантированным кредитором по проектам “Татнефти” и “Чернигорнефти” является французский банк “Сосъете Женераль”, входящий в пятерку крупнейших банков Европы. В

1994 г. в соответствии  с обязательствами, взятыми в  июле 1993 г., на встрече “большой  семерки” ( США, Канада, Япония, Германия, Франция,

Англия, Италия ) в Токио США учредили за счет бюджетных ассигнований специальный фонд поддержки крупных предприятий в России. Его цель – предоставление кредитов крупным акционерным предприятиям для их модернизации. Активизировать свои кредитные операции в России намерены специально созданный в Великобритании “Фрэмингтон Раша Фанд”, а также американские инвестиционные фонды, как “Морган Стэнлей”, “Саломон Бразерс”,

“Гольдман Сакс”, “Кредди Свис Фрест Бостон”. В1997 году состоявшееся в

Лондоне собрание ЕБРР приняло решение о его намерении продолжать оказывать содействие рыночным реформам в России и предоставлении займа на поддержку предприятий, прошедших приватизацию, а также на внедрение принципов корпоративного управления на госпредприятиях. В своей кредитной политике банк делает акцент на поощрение малых предприятий, причем не в г. Москве, а в провинции. Итоги завершающихся в апреле 1997 года в Москве переговоров президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона с российским руководством подтвердили высказанный перед началом его визита в Москву прогноз:

Всемирный банк значительно  увеличивает кредитование России, и  в ближайшие два года объем  выделенных ей средств должен достичь 6 млрд долл. Всемирный банк выделяет также кредит на 100 млн долл. на проект “Морской старт” для

НПО. В реализации этого проекта участвует Россия, США, Норвегия, и Украина. 

Новым направлением в развитии внешнеэкономических  связей является сотрудничество в области  информационных услуг. В России информатика  призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует  международная сеть связи между  информационными центрами стран  Западной и Восточной Европы через  московский узел в НИИ

Автоматизированных  систем. Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный  центр научно – технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:

- справочно – информационное обслуживание потребителей МСНТ;

- научно – исследовательские  и проектные работы по созданию  и освоению средств современной  информационной технологии;

- научно – методическое  обеспечение развития МСНТИ, координация  деятельности ее подсистем. 

Интеграция в области  информатики между странами Западной и Восточной

Европы приобретает  новые организационные виды (двусторонние и многосторонние проекты и соглашения). 

Примером двустороннего  сотрудничества может служить совместное предприятие (СП) издательского комплекса  “Известия” с концерном ФРГ.

Содержательная часть  СП- это 2500 различных текстов, получаемых ежедневно из большинства стран  мира, в том числе из 130 пунктов  России. 

Примером многостороннего  международного сотрудничества в области  информатики является новый проект Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям. В разработке этого  проекта активное участие принимают  российские партнеры, в том числе

Институт Европы РАН. Развивающиеся мировой и  европейской интеграционные процессы формируют новые политические и  экономические условия вхождения

России в единое мировое экономическое и информационное пространство. Данную задачу необходимо решать с учетом сохранения единого  информационного пространства на территории России. Эта ситуация определяет новые, довольно жесткие требования к информационным и телекоммуникационным системам и  технологиям, обеспечивающим интеграционные процессы. Важную роль во внешнеэкономических  связях России с зарубежными странами играет торговля. К началу 90-х г. внешняя  торговля оказалась в трудном  положении. В структуре экспорта продолжали превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно- энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства.

Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы, включая Восточно-европейский регион. Все же современное состояние  внешнеэкономических связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для  которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, и прежде всего машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами. В российском экспорте наибольший удельный вес до 70% занимают топливно-энергетические и сырьевые товары, а на долю машин и оборудования приходится около 8%. К тому же техническому уровню зарубежных аналогов в лучшем случае соответствует 12-

14% экспортируемой  машиностроительной продукции. Либерализация  и переориентация внешнеэкономических  отношений России облегчили ее  доступ в международные экономические  структуры к финансовым ресурсам  Запада.

Информация о работе Внешнеэкономические связи России и ее регионов: их формы и роль в современной экономике