Виды лизинговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Описание работы

Первые лизинговые сделки, по словам историков, заключались еще до нашей эры в древнем государстве “Шумер” . Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века. Тогда американская компания “Белл” стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей.

Содержание

История возникновения международного лизинга
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге
Виды лизинговых операций
Заключение

Работа содержит 1 файл

история развития лизинга.docx

— 68.69 Кб (Скачать)

                                   

 

                                     Содержание:

  1. История возникновения международного лизинга
  2. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге
  3. Виды лизинговых операций

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения международного лизинга 
 
Первые лизинговые сделки, по словам историков, заключались еще до нашей эры в древнем государстве “Шумер” . Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века. Тогда американская компания “Белл” стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей. 
 
В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства, и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях. 
 
Первая специализированная лизинговая компания была создана в США в 1952 году, а в 60-е годы объем лизинговых операций составлял уже около 1 млрд. долларов, а к концу 80-х превысили 110 млрд. долларов. Лизинговые компании получили название “финансово-лизинговые общества” . 
 
В Европе финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х - начале 60-х годов. Однако их развитие сдерживалось несовершенством законодательства. Бурный рост их количества и объемов лизинговых операций начался после правового закрепления статуса лизинговых договоров. Этот период пришелся на 80-е годы. Больше всего “лизинговых инвестиций” среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46 % от общего объема) и Англия (35.8 %) , а среди стран Восточной Европы - Чехия. 
 
В азиатском регионе лизинговый бизнес получил свое развитие с 60-х годов. 
 
В настоящее время 25 - 30 % инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80 % новых видов продукции производятся как раз на оборудовании, взятом в аренду. 
 
Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа, Япония. Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. 
 
На современном этапе развития лизинга происходит создание международных лизинговых обществ. Например “Объединение европейских лизинговых обществ”, которое объединяет общества и союзы 17 европейских стран. 
 
В некоторых странах государство использует лизинг для поддержки малого бизнеса обеспечивая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. 
 
В мировой практике термин “лизинг “используется для обозначения сделок основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В международной практике различают три вида аренды оборудования в зависимости от срока: - краткосрочная (рентинг) - на срок от одного дня до одного года; - среднесрочная (хайринг) - на срок от одного года до трех лет; - долгосрочная (лизинг) - на срок от трех и более лет.

2.Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 
 
Бурное развитие лизинга в отдельных государствах не могло не привести к его распространению на международной арене. Этот процесс поставил естественный вопрос о создании правовой основы международной лизинговой деятельности. В 1974 г. в Риме в Международном институте по унификации частного права UNIDROIT создается рабочая группа экспертов, целью которой становится создание Соглашения, или Конвенции по унификации и гармонизации национальных законодательств в области международной лизинговой деятельности. Вторая сессия группы состоялась только в феврале 1979 г. Пять лет потребовалось международным экспертам, чтобы собрать материалы о практике лизинга в различных странах, о национальных законодательных базах, составить мнение о правовой и юридической природе лизинга для изучения, классификации и создания проекта единообразных правил. Третья сессия в октябре 1980 г. обсуждала в основном концептуальный вопрос о том, какое соглашение о лизинге нужно считать международным, какие факторы будут являться определяющими в этом вопросе и какие сделки (исходя из их предмета) будут регулироваться будущей Конвенцией. За базовые элементы были приняты местонахождение лизингодателя и лизингополучателя. Их пребывание в разных странах должно было явиться основанием для признания сделки международной. Местонахождение поставщика в данном случае считается второстепенным, поскольку основу лизинга все же составляет договор между лизингодателем и пользователем. В отношении предмета регулирования авторы проекта с самого начала работы исходили из признания лизинга трехсторонней сделкой sui generis (особого рода), являющейся самостоятельным правовым институтом1. 
 
Уже после первых месяцев работы над проектом Конвенции стало ясно, что создать документ прямого действия невозможно. Он должен был содержать общий контур, дополняемый по усмотрению участников сделки и в зависимости от конкретных условий. Разработчики полагали, что будущие унифицированные нормы будут не только регулировать сделки по международному лизингу, но и служить основой национального лизингового законодательства в различных странах. Об уровне подготовки документа говорит тот факт, что кроме экспертов из Италии, Венгрии, Франции, Соединенного Королевства, Швейцарии и других стран в работе принимали участие Европейская федерация лизинговых компаний (LeasErope), Гаагская конференция по международному частному праву, Банковская федерация Европейского сообщества, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. В мае 1981 г. в Нью-Йорке проект документа о международном лизинге рассматривался совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов в контексте унификации права, регулирующего международный лизинг. Был проведен симпозиум на тему "Унификация права, регулирующего международный лизинг оборудования". В ноября того же года аналогичный симпозиум был проведен в Цюрихе совместно с Обществом промышленного лизинга.  
 
По мере завершения работ над проектом документа в марте 1984 г. на четвертой сессии рабочей группы UNIDROIT было решено повысить статус разработки и создать Комитет правительственных экспертов для завершения работы. Комитету пришлось созывать три сессии (в 1985, 1986 и 1987 гг., Рим), на которых был окончательно разработан текст документа. 28 мая 1988 г., через 14 лет после начала работ, в Оттаве на дипломатической конференции (принимали участие представители 55 стран, в том числе СССР) был представлен и принят окончательный текст Конвенции о международной финансовой аренде (лизинге). Так завершилась многолетняя работа над Конвенцией2. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции без каких-либо оговорок 2 июля 1998 г. (Указ Президента Республики Беларусь № 352 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге"3). Авторы Конвенции определили, что успешное правовое регулирование международного лизинга может осуществляться только в случае: 
 
— признания лизинга самостоятельным правовым институтом, а не разновидностью какого-либо уже существующего; 
 
— рассмотрения двух контрактов — купли-продажи и непосредственного лизинга — как единой трехсторонней сделки. 
 
Конвенция разрабатывалась с учетом существующего законодательства различных правовых систем с той целью, чтобы сама Конвенция могла быть взята за основу формирования национального лизингового законодательства. При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать заявление о замене статей 8 и 13 положениями своего законодательства. 
 
В итоге разработка такого приемлемого для всех стран, свода юридических правил и принципов была чрезвычайна необходима. Эта необходимость диктовалась самим масштабом распространения международных лизинговых сделок, участием в них отдельных сторон, лиц, функционировавших в рамках своих собственных национальных юридических условий, и отсутствием единого, согласованного с законодательством отдельных стран, свода правовых требований по осуществлению и регулированию таких сделок. Конвенция была призвана снять те сложности, которые могут возникнуть при осуществлении международного лизинга из-за попадания этих операций под многочисленные юрисдикции нескольких стран одновременно. 
         

   3.Виды лизинговых операций 
 
С 
овременный лизинг характеризуется значительным разнообразием видов, которые представлены в его формах и используются при моделировании соглашений о лизинговом обслуживании. Лизинговые сделки классифицируются по различным признакам (рис. 1). 
 
Рисунок 1— Классификация основных видов лизинга 
1. Состав участников (форма организации сделки): 
 
- прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка). Данный вид лизинга имеет небольшой удельный вес в общем количестве заключаемых соглашений (не более 5—7 %).  
 
Разновидностью прямого лизинга является возвратный лизинг, при котором лизинговая компания покупает у владельца оборудование (объект лизинга) и затем предоставляет его ему же на условиях лизинга; 
 
- косвенный лизинг, при котором передача имущества происходит через посредника. В такой сделке четко разделены функции поставщика, лизингодателя и лизингополучателя, поэтому ее называют классической. Разновидностями косвенного лизинга являются многосторонние сделки с участием множества сторон: акционерный лизинг (с участием нескольких лизингодателей), раздельный лизинг (с привлечением значительного числа финансирующих банков). 
 
2. Тип имущества: 
 
- лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.п.); 
 
— лизинг недвижимого имущества (здания, сооружения).В названных видах лизинга выделяют лизинг нового и бывшего в употреблении имущества. 
 
3. Степень окупаемости: 
 
— лизинг с полной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит полная выплата стоимости имущества; 
 
— лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного договора окупается только часть стоимости полученного в лизинг имущества. 
 
4. Условия амортизации: 
 
— лизинг с полной амортизацией и соответственно с полной выплатой стоимости объекта лизинга; 
 
— лизинг с неполной амортизацией, т.е. с частичной выплатой стоимости объекта лизинга. 
 
5. Степень окупаемости и условия амортизации: 
 
— финансовый лизинг, при котором в течение времени действия договора лизингодателю выплачивается вся стоимость имущества (происходит его полная амортизация или большая часть). Финансовый лизинг требует больших финансовых ресурсов и осуществляется в сотрудничестве с банками; 
 
— оперативный лизинг, при котором за срок действия договора лизингодателю выплачивается часть стоимости объекта лизинга и происходит его частичная амортизация. Передача имущества осуществляется на срок, меньший, чем период его амортизации. Объектом такого лизинга обычно является оборудование с высокими темпами морального износа. 
 
6. Объем обслуживания: 
 
— чистый лизинг, когда все обслуживание объекта лизинга берет на себя лизингополучатель. Лизингополучатель переводит лизингодателю чистые (нетто) платежи; 
 
— лизинг с полным набором услуг, или мокрый лизинг, когда полное обслуживание объекта лизинга возлагается на лизингодателя. Мокрый лизинг используют, как правило, лизингодатели — изготовители оборудования, поскольку имеют для этого необходимые условия: квалифицированный персонал, знание конструктивной модели и ее особенностей, наличие комплектующих и запасных частей и т.д.; 
 
— лизинг с частичным набором услуг, при котором на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию объекта лизинга. 
 
7. Тип финансирования: 
 
— срочный лизинг, когда имеет место разовая сделка на объект лизинга; 
 
— возобновляемый лизинг, при котором после истечения срока договора на объект лизинга договор продлевается на следующий (очередной) срок. При этом объект лизинга меняется по желанию лизингополучателя на новый или более совершенный образец. Количество объектов и сроки их использования заранее не устанавливаются. Все расходы по замене осуществляются за счет лизингополучателя. В рамках возобновляемого лизинга возможна также последовательная замена технологически связанного оборудования в рамках одного технологического процесса в соответствии с производственными потребностями лизингополучателя.  
 
Разновидностью возобновляемого лизинга является генеральный лизинг, который позволяет открыть так называемую лизинговую линию (1еаае Нпе), т.е. по мере необходимости дополнить список оборудования без заключения новых контрактов. 
 
8. Сектор рынка: 
 
— внутренний лизинг, где все участники сделки являются резидентами одной страны; 
 
— международный лизинг, при котором хотя бы одна из сторон является резидентом другой страны. 
 
Международный лизинг может осуществляться в форме экспортного, импортного и транзитного лизинга. 
 
9. Отношение к налоговым и амортизационным льготам: 
 
— действительный лизинг — сделки, опосредующие лизинговые отношения и позволяющие лизингодателю получить льготы в форме инвестиционной скидки и ускоренной амортизации, а лизингополучателю — уменьшить налогооблагаемый доход на сумму лизинговых платежей; 
 
— фиктивный лизинг — сделки притворного характера, заключаемые с целью получения необоснованных амортизационных и налоговых льгот. 
 
10. Характер лизинговых платежей: 
 
— лизинг с денежным платежом, когда все платежи осуществляются в денежной форме; 
 
— лизинг с компенсационным платежом, или компенсационный лизинг, предусматривающий платежи в форме товаров, произведенных на полученном в лизинг оборудовании, или путем оказания встречных услуг; 
 
— лизинг со смешанным платежом, характеризующийся комбинацией денежных и компенсационных платежей.

                                           

 

 

 

                                            Заключение

Международный лизинг является источником привлечения иностранных  инвестиций в экономику. Это особенно актуально на современном этапе. Преимуществом международного лизинга  является возможность предоставления предприятиям непосредственно современных  средств производства без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для развития малого и среднего предпринимательства.

Быстрое и широкое распространение  лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим  лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса  и развития национальной экономики.

Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Ввиду устанавливаемых  расчетных повышенных норм амортизации  объектов, сдаваемых внаем, вложенный  лизинговыми фирмами капитал  на их приобретение возвращается к  инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны, государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

Для пользователей техники  лизинг является инструментом оперативной  замены производственных фондов ввиду  приобретения для эксплуатации сложных  и дорогих машин без крупных  единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних  фирм. Кроме того, с помощью лизинга  предупреждается моральное устаревание  эксплуатационной техники. Все это  становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.

Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством  стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к  увеличению капиталовложений в эти  операции, а фирму-пользователя - к  постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики  и повышения ее конкурентоспособности  на мировом рынке.

Лизинг, как эффективный  механизм преодоления промышленного  спада и активизации инвестиционного  процесса в экономике, может очень  сильно повлиять на развитие предпринимательства , а в особенности на развитие сельского хозяйства, т.к колхозы не способны купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства, но для того, чтобы лизинг, по примеру других стран, стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в целом в экономике.

анализируя накопленный  опыт применения лизинга в республике, можно прийти к выводу, что в  условиях строительства рыночной экономики  лизинг позволяет решать задачи модернизации и обновления оборудования в условиях ограниченности финансовых ресурсов, использовать современные технологии. При этом оплата приобретённого оборудования в рассрочку и отнесение всех связанных с этим расходов на себестоимость  продукции дают возможность уменьшить  налогооблагаемую базу и налоговые  платежи.

Лизинговые отношения  имеют огромный потенциал для  развития и могут выступить катализатором  обновления технологической базы субъектов  хозяйствования, о чем свидетельствует  достаточно хорошо проработанная законодательная  база в данной области.

Несмотря на существующие сложности, государственные органы начинают понимать очевидную выгоду, которую можно получить от развития международного лизинга 


Информация о работе Виды лизинговых операций