Виды аудита,современная классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 02:28, реферат

Описание работы

В период перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль экономического контроля в управлении народным хозяйством и отдельными организациями, в осуществлении режима экономии и хозяйственного расчета, в обеспечении сохранности и приумножении имущества собственников.
Проведение рыночных реформ в отраслях народного хозяйства и предоставление полной самостоятельности экономическим субъектам в решении вопросов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности определяют новые пути развития экономического контроля.

Работа содержит 1 файл

Аудит.docx

— 29.10 Кб (Скачать)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный  университет путей сообщения

Институт менеджмента  и экономики

                                        Кафедра «Финансы и кредит»

Дисциплина «Основы аудита»

 

 

Реферат на тему:

 

«Виды аудита: современная  классификация».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  группы 58«Д»

Нокаева А. Б.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

Введение

 

В период перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль экономического контроля в управлении народным хозяйством и отдельными организациями, в осуществлении режима экономии и хозяйственного расчета, в обеспечении  сохранности и приумножении имущества  собственников.

Проведение рыночных реформ в отраслях народного хозяйства  и предоставление полной самостоятельности  экономическим субъектам в решении  вопросов производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности определяют новые пути развития экономического контроля.

Экономический контроль в  России становится одним из важнейших  элементов рыночной экономики, реально  выполняющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов  предпринимательства. Составной частью и одним из новых видов экономического контроля является независимый контроль — аудит. Независимый контроль, или  аудит, осуществляется аудиторами, аудиторскими организациями на независимой договорной основе за счет проверяемого экономического субъекта.

 

 

Виды аудита: современная  классификация

Аудит классифицируется по различным признакам. Основные виды аудита представлены в табл.1.

Таблица 1.

Основные  виды аудита

1. По отношению к пользователям информации

  • Внешний
  • Внутренний

2. По отношению к требованиям законодательства

  • Обязательный
  • Инициативный

3. По объектам аудита

  • Банковский
  • Аудит страховых организаций
  • Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов
  • Общий
  • Государственный

4. По назначению

  • Аудит финансовой отчетности
  • Налоговый
  • Аудит на соответствие требованиям
  • Ценовой
  • Управленческий (производственный) аудит
  • Аудит хозяйственной деятельности
  • Специальный (экологический, операционный и др.)

5. По времени осуществления

  • Первоначальный
  • Согласованный (повторяющийся)
  • Оперативный

6. По характеру проверки

  • Подтверждающий
  • Системно-ориентированный
  • Аудит, базирующийся на риске

 

Аудиторский контроль, как  в западных странах рыночной экономики, так и в Российской Федерации, подразделяется на внешний и внутренний.

 

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Отличительной особенностью внешнего аудита является также то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов – не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении проверяемых  экономических субъектов, которые  являются их учредителями, филиалами, представительствами, а также оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сокрытие указанных обстоятельств  может стать основанием для аннулирования  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности.

Внешний аудит проводится с целью установления состояния  финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности  годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Внешний аудит  также может быть проведен согласно договору с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации  финансовых планов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью  проверяемого субъекта и его сегментов.

Результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими фирмами оформляются путем составления  и представления письменного  заключения о состоянии учета, внутреннего  контроля в проверяемых ими организациях, а также о достоверности годового отчета. Организации самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую  фирму для проведения проверки.

 

Внутренний  аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономи­ческого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлека­емые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы. Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

  • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверка деятельности различных звеньев управления;
  • оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек­тивности управления.

В рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

 

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия и его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлением Правительства РФ.

Основная цель инициативного  аудита — выявить недостатки в  ведении бухгалтерского учета, составлении  отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации  учета и отчетности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки  учета. Различной может быть и  глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с  первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Обязательный  аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно федеральному закону «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые фи­зическими и юридическим лицами, фондом, источниками обра­зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока­зания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;
  • организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  • обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государствен­ной собственности или собственности субъекта Российской Фе­дерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказа­ния аудиторских услуг должно осуществляться по итогам прове­дения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Временные правила аудиторской  деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской  деятельности как независимого вневедомственного  финансового контроля. Определена сфера  аудита — проверка деятельности экономических  субъектов, а также его цели.

Помимо добровольной (инициативной) проверки Временные правила вводят понятие проверки обязательной.

В соответствии с этими  правилами аудиторской деятельностью  имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические  лица — аудиторские фирмы.

Временными правилами  определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности; права  и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками; правила оформления результатов  аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения

Временные правила определяют процедуру аттестации на Право быть специалистом-аудитором и процедуру  лицензирования — На право аудиторской  деятельности. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ (п. 9).

Квалификационные  аттестаты и лицензии предусмотрены  по следующим направлениям аудиторской  деятельности:

    • банковский аудит;
    • аудит страховых организаций;
    • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
    • институтов;
    • общий аудит (аудит других экономических объектов).

Организация проведения аттестации возлагается на Министерство финансов РФ (общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудит страховых организаций), Центральный  банк России (банковский аудит), для  чего этими органами созданы соответствующие  центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Временные правила сыграли  положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные положения, которые должны быть отражены в законе об аудите. Создание и введение закона об аудите — насущная задача настоящего периода.

Аудиторская деятельность в  России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

 

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Информация о работе Виды аудита,современная классификация