Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное (в рамках курсового исследования) изучение аудита, как сложной, многоаспектной деятельности, его видов и классификации аудиторской деятельности.
На пути к достижению поставленной в данной курсовой работе цели следует решить ряд следующих задач исследования:
- дать понятие аудиту, как особому виду предпринимательской деятельности;
- определить основные особенности ведения аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- выявить классификацию аудиторской деятельности, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Аудиторская деятельность, ее понятие и классификация…………………….5
1.1 Понятие аудита по законодательству России……………………………….5
1.2 Особенности развития аудита в России……………………………………..9
2 Виды аудиторской деятельности и аудиторских услуг……………………....12
2.1 Виды аудита и сопутствующие виды услуг………………………………...12
2.2 Другие связанные с аудитом услуги………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………...27
Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» с 2006 г. регламентированы лишь три вида сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации. Как видим, данный перечень существенно отличается от того, который был закреплен в старом Законе. И хотя в последнем было указано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать комплекс других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, тем не менее, существовал пробел в отношении регламентации на уровне стандартов самого порядка оказания услуг в области бухгалтерского учета, налогового консультирования и др.
В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно:
- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;
- сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах):
№ 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»[5];
- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д.
1.2 Особенности развития аудита в России
Наша страна отличалась всегда особым укладом практически во всех сферах деятельности. Не исключение тому стал и аудит. Постараемся рассмотреть такие особенности в данной работе, ведь сам аудит известен в нашей стране давно, но аудиторская деятельность реально начала осуществляться широко только с начала девяностых годов прошлого века.
Понятие аудита как таковое в нашей стране появилось во времена Петра I и означало оно - «слушающий». Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались расследованием имущественных споров.[6]
Экономические отношения в нашей стране развивались, впоследствии приведшее к становлению аудита в современном его понимании, как и во всех странах, было связано с формированием акционерных обществ и проведением банковских реформ, направленных на оживление кредитного капитала и активизацию фондового рынка.
Для проведения аудиторских проверок тех акционерных обществ, что были созданы в России в этот период, часто приглашались зарубежные аудиторские организации. Несмотря на то что аудит в России в конце XIX - начале XX века не получил широкого развития, многие положения, которые были приняты в других странах, активно применялись в России. Российские бухгалтеры содействовали развитию методологии и приемов аудиторских проверок.
После 1917 г., когда была проведена национализация основных субъектов хозяйствования, аудит в значительной мере потерял актуальность и был полностью заменен государственным контролем. Именно в это время в России активно начали формироваться специализированные организации по проведению государственного контроля, а также методология контрольно-ревизионной работы. Однако даже в послереволюционный период некоторое время аудиторские услуги и деятельность аудиторов были востребованы. Это относится к периоду нэпа, когда появилось много частных предприятий и государство было заинтересовано в том, чтобы существовала система независимого контроля за правильностью их деятельности.
Ту предпринимательскую форму, которую мы знаем в России сейчас, аудит стал обретать лишь в конце 1980-х годов, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институте обусловили такие происходящие в то время процессы, как приватизация и акционирование крупных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий.
Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988-1990 гг., еще до того времени, когда аудит был законодательно закреплен как особый вид деятельности. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Они оказывали платные аудиторские услуги по договору. В состав предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультационные услуги, повышение эффективности использования ресурсов, улучшение финансового состояния, т.е. множество работ, связанных с ведением бухгалтерского учета, финансового анализа и бизнес - планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах, и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.
Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этот период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности.[7] С 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ стала разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми российскими аудиторскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки.
В декабре 2008 г. был принят новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»[8], который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне. Именно социальная роль аудита сейчас очень активно подчеркивается, как в международных, так и в российских документах.
2.1 Виды аудита и сопутствующие виды услуг
Рассмотрим основные виды аудита. В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев, являющимися основаниями классификации видов аудита.
В зависимости от положения аудитора к клиенту, аудит можно разделить на внутренний и внешний.
Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам[9].
Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия (Приложение А).
С точки зрения эволюции выделяют:
- подтверждающий аудит. Цель проведения данного вида аудита - провести проверку и подтвердить достоверность отчетов;
- системно - ориентированный аудит. Суть данного подхода заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.
- аудит, базирующийся на риске. Этот подход состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.
С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит.
Обязательный аудит проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.
Обязательный аудит проводится в случаях, если:
А) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
Б) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
В) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному году превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
Г) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем[10]. К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов.
В зависимости от повторяемости аудиторских проверок различают:
- первоначальный аудит, который осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые
- повторяющийся аудит, осуществляемый при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.
По назначению выделяют:
- налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
- ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).
- специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на: банковский аудит (проверяемые организации - банки и другие кредитные учреждения); страховой аудит (проверяемые организации - страховые организации и общества взаимного страхования); аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации - инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи); общий аудит (проверяемые субъекты — организации прочих видов деятельности).
В литературе выделяют и другие виды аудита (Приложение Б).
Как уже отмечалось выше, в настоящее время, к сопутствующим видам аудиторских услуг относятся:
- обзорные проверки;
- согласованные процедуры;
- компиляция финансовой информации.
Понятия «компиляция» (compilation), «согласованные процедуры» (agreed-upon procedures) и «обзорная проверка» (review engagement) заимствованы из Международных стандартов, принятых Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров:
- № 4400 - в отношении согласованных процедур и № 4410 - по компиляции финансовой информации (из группы Международных стандартов сопутствующих услуг (ISRSs));
- № 2400 и № 2410 - в отношении обзорных проверок.
Такое деление имеет следующее обоснование: согласованные процедуры и компиляция финансовой информации не предоставляют пользователям никакого уровня уверенности (пользователи отчетов делают собственные выводы на основании представленной аудиторами информации), а результатом обзорной проверки является юридически оформленный документ - заключение, выражающее ограниченный (так называемый негативный) уровень уверенности.
Информация о работе Виды аудита, классификация этой деятельности