Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа
Начиная с 90-х годов налоговое и бухгалтерское законодательство РФ постоянно изменяется. До сих пор продолжаются дискуссии вокруг поиска так называемой «золотой середины», при которой государство будет получать достаточно средств для выполнения своих основных функций, а налогоплательщик будет нести посильное ему налоговое бремя. Как показывает анализ нормотворческого процесса по реформированию налоговой системы и бухгалтерского учёта и отчётности, в России эти вопросы решаются реально, то есть, действительно, имеют место существенные изменения как по количеству взимаемых с налогоплательщиков налогов, так и по снижению налоговой нагрузки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
1.1. Упрощённая форма отчётности и её субъекты 6
1.2. Законодательное
регулирование упрощённой
2. БУХГАЛТЕРСКАЯ
ОТЧЁТНОСТЬ СУБЪЕКТА МАЛОГО
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ирида-Сервис» 16
2.2. Порядок формирования отчётности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Введение
Начиная с 90-х годов
налоговое и бухгалтерское
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
1.1. Упрощённая форма
отчётности и её субъекты
Как показало изучение литературных источников и нормативно-правовых актов, вопросы упрощённой формы отчётности в Российской Федерации до сих пор не систематизированы. Нет чёткого подхода к пониманию самой проблемы. Если под упрощённой системой отчётности понимать бухгалтерскую отчётность, которая упрощена, то с точки зрения Налогового кодекса РФ, она принимает следующие формы: - отчётность сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачиваемых единый социальный налог; - отчётность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогообложения; - отчётность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход. [1] Это так называемые специальные налоговые режимы, при которых налогоплательщики получают возможность упрощать ведение бухгалтерского учёта и предоставление отчётности. Если же к проблеме подойти с другой стороны, а именно, с точки зрения Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, то в нём (п.3, ст. 4) определяется, что организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено законом. А дальше по пункту 3 статьи 4 уточняется, что организации и индивидуальные предприниматели, применяемые упрощённую систему налогообложения, ведут учёт основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса РФ. То есть, в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» под субъектами упрощённой формы бухгалтерского учёта и отчётности подразумеваются только организации и предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения. Об упрощённом порядке формирования бухгалтерской отчётности говорится и в Положении по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утверждённом Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н. Но в ПБУ 4/99 рассматривается упрощённый порядок формирования бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Таким образом, в законодательстве РФ в разных законодательных и иных нормативно-правовых актах рассматривается несколько субъектов упрощённой формы бухгалтерской отчётности: 1) субъекты малого предпринимательства; 2) некоммерческие организации; 3) сельскохозяйственные товаропроизводители; 4) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения; 5) организации и предприниматели, перешедшие на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход. Остаётся не понятным, все ли субъекты предоставляют упрощённую форму отчётности по одному порядку, либо порядок у каждого субъекта свой, определённый в том или ином законодательном или ином нормативно-правовом акте. Но «нет необходимости искать ответ на данный вопрос, так как очевидно, что выявленные разногласия относятся к вопросам реформирования налоговой и бухгалтерской системы в РФ» . Именно поэтому, в данном случае необходимо руководствоваться Налоговым кодексом, который в конечном итоге должен включить в себя все основополагающие принципы бухгалтерского и налогового учёта. Руководствуясь п. 2 статьи 346.12 НК РФ, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса (выручка от реализации), не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). Здесь же даются исключения, при которых организации и индивидуальные предприниматели не в праве применять упрощённую систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой; 11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса; 13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; 14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. [1] Некоторые специалисты в области бухгалтерского учёта и отчётности к субъектам упрощённой формы отчётности относят исключительно малые предприятия. Но это не совсем правильно. В силу статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: - в промышленности - 100 человек; - в строительстве - 100 человек; - на транспорте - 100 человек; - в сельском хозяйстве - 60 человек; - в научно-технической сфере - 60 человек; - в оптовой торговле - 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. [3] Таким образом, «не все субъекты малого предпринимательства могут быть субъектами упрощённой формы отчётности, а также, субъекты упрощённой формы отчётности могут и не быть субъектами малого предпринимательства» . Например, малое предприятие, имеющее выручку от продаж свыше 11 млн. рублей по итогам 9 месяцев года, в котором оно собирается подать заявление на применение упрощённой системы налогообложения, не может быть субъектом упрощенной формы отчётности (в силу п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Итак, субъектами упрощённой формы отчётности являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения. Что же это за система? В силу статьи 18 Налогового кодекса, система налогообложения России предусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. [1] Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов. Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. При установлении нового налога законом должны быть определены его обязательные элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога . Поэтому для лучшего понимания этого специального режима налогообложения имеет смысл представить его именно в виде указанных элементов, а так же прочих показателей и особенностей (См.: приложение 1). Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения: 1) Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход - для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога на имущество, единого социального налога один единый налог. При этом сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе НДС по товарам, при их ввозе на таможенную территорию РФ. Помимо этого, особый случай возникает также в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются. Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму в бюджет. В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога. 2) Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Это означает, что никто не может быть заставлен в принудительном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем, правом на переход к упрощенной системе налогообложения обладают лишь те субъекты (претенденты), которые выполняют установленные для них гл. 26.2 Налогового кодекса РФ условия. 3) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. 4) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ. 5) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налоговых агентов, в общеустановленном порядке. 6) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ. 7) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности. 8) Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. [15] Объектом налогообложения при упрощённой системе налогообложения признаются: 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов. [10] Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. «Налогоплательщики по упрощённой системе обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации»
1.2. Законодательное
регулирование упрощённой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые исследования
позволяют дать ответ на поставленные
вначале вопросы. К сожалению, вопросы
упрощённой формы отчётности в литературе
рассматривается очень
Список использованных источников
Налоговый кодекс РФ//Справочная правовая система «Гарант»
О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями//Справочная правовая система «Гарант»
О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ//Справочная правовая система «Гарант»
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г.//Справочная правовая система «Гарант».
План счетов бухгалтерского
учёта финансово-хозяйственной
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н.//Справочная правовая система «Гарант».
Акчурина Е.В., Солодко Л.П. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Экзамен, 2004.
Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учёта. Учебник. – М.: Юнити, 2003.
Власова В.М. Первичные документы – основа бухгалтерской отчётности. – М., 2002.
Гусева С.М., Севастьянова Н.П. Специальные налоговые режимы: упрощённая система налогообложения. – М.: Вершина, 2004.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М., 2001.
Кутер М. Бухучёт: Основы теории: Учебное пособие. – М., 1997.
Матвеева В.М. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учёту в оптовой торговле. – М.: Дело и Сервис, 2003.
Медведев М.Ю. План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению: комментарий. – М.: Юристъ, 2003.
Морозова Л.Л. Упрощённая система налогообложения. Анализ типичных налоговых ошибок. Практическое руководство.
Патров В.В., Быков В.А. Бухгалтерская отчётность организации. – М.: МЦФЭР, 2005.
Рожнова О.В. Финансовый учёт: Теоретические основы, методологический аппарат. – М., 2003.
Упрощённая система налогообложения. Сборник нормативных документов. – М.: Вершина, 2003.
Хабарова Л.П. Упрощённая система налогообложения. – М., 2003.
Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта. – М., 1997.