Управление налоговыми рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:55, реферат

Описание работы

Понятие налоговых рисков. Методы управления налоговыми рисками.

Работа содержит 1 файл

Управление налоговыми рисками.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Управление налоговыми рисками

Александр ВЛАСОВ (Юридическая практика, № 8, 19 февраля 2008)  

На сегодняшний  день широко распространяются нарушения  налогового законодательства, что приводит к определенным потерям как со стороны государства, так и со стороны субъекта хозяйствования. В этой связи повышается уровень налоговых рисков, управление которыми является одной из приоритетных задач управления предприятием.  
 

В большинстве  словарей под риском понимается возможная  опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (убыток), нулевой, положительный (прибыль). 
 

Что касается налоговых  рисков, то это понятие относительно новое, несмотря на то что определенные попытки управления налоговыми рисками  были известны еще в древние времена. Однако наиболее активно это явление стали изучать лишь в начале ХХ века. 
 

Так, в результате этого изучения пришли к выводу, что риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие  в определенной степени прогнозировать наступление рискового события  и принимать меры к снижению степени риска. Под налоговыми рисками чаще всего понимают неопределенности, которые могут привести к негативным последствиям. Налоговые платежи - одна из значительных статей расходов для большинства компаний, а потому управление налоговыми рисками и их мониторинг необходимы как часть внутреннего контроля за рисками. 
 

Прежде всего, при осуществлении такого контроля необходимо соблюдать осторожность в суждениях о положениях налогового законодательства, также необходим  взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Важным моментом в процессе управления налоговыми рисками является оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах. 
 

Можно выделить несколько видов минимизации  налоговых рисков, а именно: минимизация налога на прибыль при осуществлении определенных операций (с основными фондами и нематериальными активами (в т.ч. лизинговых), списание запасов (в т.ч. безвозмездная передача), с ценными бумагами, рекламного характера, со связанными лицами и неплательщиками налога на прибыль, с неприбыльными организациями и других); минимизация налоговых рисков по налогу на добавленную стоимость (при определении базы налогообложения, при получении услуг от нерезидента, при определении налогового кредита, при ликвидации основных фондов и другие); минимизация рисков по налогу на доходы физических лиц (при выплате доходов частным предпринимателям, при возмещении затрат на командировку, проблемы персонификации доходов и другие вопросы). 
 

Остановимся на некоторых способах осуществления процесса управления налоговыми рисками. Так, необходимо установить, в результате чего были вызваны те или иные риски. Одним из наиболее распространенных случаев, при которых возникают налоговые риски, является риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и/или налоговым органом. При осуществлении предварительного юридического и налогового анализа планируемых сделок, как правило, можно выявить так называемые налоговые риски, т.е. ситуации, когда даже специалисту сложно однозначно ответить на вопрос, возникнут ли налоговые обязательства или нет. Для предупреждения возможных негативных последствий степень риска можно оценить на основе сложившейся судебной практики, а при ее отсутствии необходимо самостоятельно инициировать судебный спор, чтобы создать нужный прецедент. При этом несовершенство и постоянные изменения налогового законодательства обусловливают существование неодинаковой практики решения судами разных инстанций дел по искам налогоплательщиков, ведь при рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются нормами Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", который с момента вступления в силу около 130 раз подвергался изменениям и дополнениям. 
 

Интересной в  этом контексте представляется возможность получения налогоплательщиком информации о том, как налоговые органы расценят те или иные его действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств. Подобная возможность может быть реализована посредством введения в законодательство института "предварительного решения". Практика так называемого фискального рескрипта (rescript fiscal) в той или иной мере существует в большинстве западных стран. Суть его заключается в том, что, высказав свое мнение в отношении налоговых последствий определенной сделки, налоговая администрация в дальнейшем является "связанной" такой своей позицией. 
 

На сегодняшний  день нередки случаи, когда у налоговых  органов при проведении выездных проверок мнения по одному и тому же вопросу диаметрально расходятся. 
 

Кроме того, стоит указать на группу рисков, связанных с неверным исполнением налоговых обязательств, а также ошибками в налоговом учете или налоговом планировании, которые в практике называют "риски процесса". 
 

В этой группе можно  выделить риски, связанные с проведением конкретной сделки, где опасность выражается и в том, что каждый отдельный риск может быть незначителен, но в сумме такие риски могут создать ситуацию, серьезно угрожающую осуществлению бизнеса. Такие риски принято называть портфельными, т.е. присущими нескольким финансовым инструментам, выполняющим однотипные функции. В данном случае необходимо пересмотреть настройку системы документооборота, обеспечить внутренний контроль, а также регулярно осуществлять аудиторскую проверку внешними аудиторами. 
 

Также в данную группу рисков следует отнести ненадлежаще осуществленное документирование сделки, поскольку одной из наиболее распространенных причин возникновения негативных налоговых последствий является недостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществил субъект хозяйствования. Недаром фискальные органы часто требуют предоставления полной документации, чтобы удостовериться, что сделка действительно задекларирована. 
 

Также укажем на такие риски, которые возникают  в результате применения норм налогового законодательства судебными и налоговыми органами. К данной группе относятся риски, которые возникают вследствие неоднозначного применения законов в различных ситуациях, и риски возможного изменения налогового законодательства или практики. Сюда же можно отнести и судебные решения, изменение политической ситуации в стране и, как следствие, изменение руководства. В некоторых ситуациях даже кадровые перестановки на локальном уровне, включая начальника районного управления налоговой службы и даже налогового инспектора. Кроме того, как известно, в столице Украины толкование того или иного положения налогового законодательства значительно отличается от толкования этой же нормы в регионах. Да и в самих регионах правопонимание значительно отличается. А в случае если хозяйственная деятельность осуществляется за пределами государства, ситуация еще больше усложняется. Предприятие не может повлиять на вероятность наступления определенных рисков, а потому их можно определить как внешние риски. 
 

Важно отметить, что государство при этом играет главную роль. Так, в частности, те налоговые риски, которые связаны с возможным пересмотром ставок налогов и введения новых налогов или платежей или отмены старых, создаются непосредственно государственными органами. Безусловно, степень рисков зависит от стабильности налогового законодательства. 
 

В этой связи  укажем на ту ситуацию, которая существует на сегодня в сфере администрирования  НДС. Эта проблема ныне лежит в  законодательной плоскости и  налоговом судопроизводстве. Экономическая  ситуация в стране дает все основания к развитию бизнеса, но, к сожалению, этим не пользуются налогоплательщики, а многие из них прибегают к масштабной оптимизации и уклонению от уплаты налогов, даже путем мошеннических действий. 
 

Отметим, что  решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 декабря 2006 года "О мероприятиях по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с нестабильностью правового регулирования отношений в сфере администрирования НДС" предполагалось до 1 февраля 2007 года снять остроту проблемы с возмещением НДС за счет внедрения временного упрощенного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, а до 1 июля 2007 года - существенно упростить систему администрирования НДС путем введения в действие электронного контроля за обращением НДС. 
 

Однако только 6 февраля с.г. Кабинет Министров  Украины одобрил мероприятия  по усовершенствованию системы администрирования  налога на добавленную стоимость. Новая  система, которую планируется ввести уже с 1 апреля с.г., предусматривает наличие общей информационной электронной базы взаимоотношений между плательщиками НДС. Налоговый орган будет проверять цепочки на наличие кассовых разрывов, и там, где разрывов не будет, НДС будет возмещаться без проверок в автоматическом режиме. Основанием же для проверок налоговой администрации будет только наличие кассовых разрывов в цепочке между плательщиками НДС. Кроме того, в соответствии с решением правительства, отчетность плательщиков НДС будет приниматься как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Такое решение является крайне важным, поскольку на сегодня 90 % налоговых проверок касаются исключительно НДС. 
 

В заключение необходимо отметить роль информации при оценке налоговых рисков. Очевидно, что, обладая  полной информацией, прогноз о возможных последствиях тех или иных действий можно сделать более точным. В налоговой сфере такой информацией могут выступать консультации специалистов в области налогообложения, включая налоговых юристов, запросы в уполномоченные государственные органы, сбор информации о контрагентах, анализ судебной практики и т.д. Кроме того, для обеспечения безопасности бизнеса и минимизации налоговых рисков можно использовать ряд инструментов, таких как установление лимита, т.е. предельных сумм сделок, которые являются рискованными в сфере налогообложения, самострахование компании, а не покупка страховки в страховой компании, тем самым экономя на затратах капитала по страхованию, и другие. Данные инструменты являются общими с точки зрения финансового менеджмента. Специальными же можно признать следующие: совершенствование организационной структуры компании (настройка системы документооборота, ­внутреннего контроля, тщательная аудиторская проверка, максимальная вовлеченность налоговой службы компании в процесс принятия управленческих решений), акцент на подтверждение экономической обоснованности сделок при совершенствовании системы документирования хозяйственных операций компании или инициация судебного спора (в отсутствие сложившейся практики).

Информация о работе Управление налоговыми рисками