Управленческий учет как часть системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение организационных аспектов управленческого учета.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;

- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управленческий учет как часть системы управления предприятием
6
1.1. Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение
6
1.2. Основные аспекты организации управленческого учёта 10
1.3. Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная
18
1.4. Концепция системы управленческого учета 25
Глава 2. Практическая часть 28
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Бух.упр.учету.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Автономное  ведение учета. Автономная система  с использованием зеркальных счетов финансового и управленческого учета также может существовать изолированно друг от друга. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных учета. Как правило, финансовая бухгалтерия ведет учет расходов в целом по организации в разрезе элементов затрат без подразделения по центрам ответственности. Финансовый результат определяют путем сопоставления общей выручки от продаж (без НДС) с общими расходами на продажу (с учетом остатка товарно-материальных ценностей). Управленческий учет использует эти данные как итоговые, зеркальное отражение осуществляется путем сопоставления итоговых статей затрат с выходными данными финансового учета. Возможны и другие варианты зеркального отражения [1].

     Автономная  система с использованием переходных счетов и зеркальным отражением наиболее приспособлена для управления организацией и для отражения затрат по аналитическим центрам. Она наиболее целесообразна, когда речь идет о территориально обособленных филиалах организации. При этом при сохранении единства финансового учета и управления всей организацией обеспечивается индивидуальный учет по каждому подразделению, что повышает степень ответственности [1].

     Какому  варианту отдать предпочтение, может решить только предприятие.

     Выбор предприятием варианта взаимодействия учетных систем, безусловно, зависит  от масштаба предприятия, его потребностей в управленческой информации. На отдельных  предприятиях малого бизнеса потребности в управленческой информации могут быть сведены к двум-трем блокам при ограниченном уровне требований к учетной системе.

     Не  подвергается сомнению то, что обособление счетов управленческого учета, помимо улучшения информационного обслуживания различных управленческих структур, создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов выпускаемой продукции.

     Однако  важнейшим фактором при создании системы управленческого учета  признается ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает как от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений, так и от оптимизации ее применения. Леси руководство предприятия приняло решение о постановки управленческого учета, то поэтапную технологию внедрения лучше поручить финансовому директору, финансово-экономической службе или консалтинговой компании. Процедура внедрения учета очень трудоемкий и продолжительный процесс, в котором будут задействованы все структурные подразделения предприятия.

     1.4. Концепция системы  управленческого  учета

     Система управленческого учета должна соответствовать  определенным требованиям: непрерывность  деятельности организации, использование единых для планирования и учета единиц измерения, оценка результатов деятельности подразделений организации, использование первичной и промежуточной информации для целей управления, формирование показателей внутренней отчетности как основы принятия управленческих решений.

     Разработка  и внедрение системы управленческого учета требуют немало усилий и времени (на крупных предприятиях этот процесс может занять несколько месяцев) и не сразу дают результаты. Понадобится время и на апробирование системы, и на накопление информации, которая поможет скорректировать систему управленческого учета уже по ходу внедрения.

     В целом же организация на современных  предприятиях управленческого учета не предполагает «постановку с нуля». Неразумно было бы отказываться от того положительного опыта планово-экономической и учетной работы, который уже имеет место на предприятии. Поэтому правильнее говорить не о постановке (организации), а о реорганизации системы управленческого учета. А чтобы реорганизация была проведена максимально эффективно, необходимо начать с «инвентаризации» — анализа системы управленческого учета в ее существующем виде.

     К конкретным мероприятиям такого анализа  можно отнести:

  • анализ существующих в компании подсистем финансового, оперативного (производственного) учета;
  • анализ учетной политики предприятия и адекватности избранных способов учета для получения информации в целях принятия управленческих решений;
  • анализ сложившейся практики составления и оценки управленческих отчетов, качества содержащейся в них информации;
  • анализ структуры и методов работы финансово-экономических служб предприятия;
  • анализ роли и места этих служб в общей системе управления;
  • анализ системы планирования (бюджетирования);
  • анализ стратегии развития предприятия (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемое направление инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач).

     На  основе результатов проведенного анализа  создается организационно-методологическая модель управленческого учета. В самом общем виде данная модель включает три составляющие — методологическую, организационную и техническую. Методологическая составляющая определяет, «чем» (то есть какими объектами) и «как» (то есть на основании каких принципов) предполагается управлять.

     Организационная составляющая определяет «кто» будет  управлять, то есть формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета.

     Техническая составляющая призвана ответить на вопрос: какие технические средства необходимы для функционирований системы управленческого учета.

     На  практике, конечно же, рассмотренные составляющие не всегда существуют в чистом виде, и решение в ходе реорганизации управленческого учета различных вопросов предполагает их сочетание.

     Среди мероприятий по формированию организационно-методологической модели можно назвать:

  1. формирование системы показателей для управления предприятием;
  2. переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров финансового учета (отчетности);
  3. разработка «учетной политики» управленческого учета. Выделение объектов учета. Разработка учетных регистров управленческого учета. Составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки. Разработка и утверждение регламента учета каждой операции;
  4. формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;
  5. выделение объектов калькулирования. Выбор варианта калькулирования;
  6. разработка базовых форм управленческой отчетности;
  7. разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета;
  8. разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;
  9. выработка регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах.

     Итак, нами были рассмотрены основные задачи, возникающие при постановке управленческого учета. В любом случае, решение этих задач должно начинаться с проведения на предприятии «инвентаризации» существующей системы управления, чтобы максимально учесть и использовать имеющийся управленческий опыт. 
 
 
 
 

 

       Практическая работа

      1 задание

      Предприятия А,В,С используют позаказный метод  учета затрат на производство. Сведения о предполагаемых затратах по предприятиям приводятся ниже:

              А       В       С
      Затраты труда, чел.-ч 70 000 50 000 45 000
      Затраты машинного времени, маш.-ч 20 000 65000 50000
      Прямые  затраты на материалы, руб. 400 000 550 000 340 000
      Производственные  накладные расходы, руб. 560 000 650 000 150 000
 

      Базой для определения предварительно рассчитанного коэффициента накладных  расходов служат: на предприятии А  – машино-часы; на предприятии В – затраты на прямые материалы; на предприятии С – человеко-часы.

      Требуется:

      а) определить предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов;

      б) определить сумму накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе предварительно рассчитанного коэффициента. Если в течение года на предприятии А выполняются три  заказа, при этом зарегистрированы следующие затраты машинного времени: по заказу № 456 – 8000 маш.-ч, № 678 – 6000 маш.-ч, № 786 – 5000 маш.-ч.

      Если  фактические накладные расходы составят за год 530 000 руб., будут они перераспределенными или недораспределенными?

      Решение:

      а) Предварительно рассчитанный коэффициент  накладных расходов (kнр) определяется следующим образом:

      kнрА = 560000/20000=28,

      kнрА= 560000/550000=1,018,

      kнрА=150000/45000=3,33

      б) Сумма накладных расходов, включаемых  в затраты, по предприятию А (НР) определяется на основе предварительно рассчитанного коэффициента:

      НР №456 = 8000*28 =224000 руб.,

      НР  №678 = 6000*28 = 168000 руб.,

      НР  №786 = 5000*28 = 140000 руб.,

      НР  А:   224000+168000+140000 = 532000руб.

      Фактические накладные, составившие за год 530000 руб. будут перераспределенными. 

       2 задание

       Предприятие производит изделия, которые последовательно  проходят обработку в трех цехах. Руководитель располагает следующей информацией:

  Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3
Объем производства, ед. 14 000 14 000 14 000
Прямые  затраты на материалы, кг/ед. 8 10  
Стоимость материалов, руб./ед. 12 13  
Прямые  затраты на заработную плату, чел.-ч  на ед. 0,3 0,4 0,5
Часовая тарифная ставка, руб. 8 7,7 8,2
Накладные расходы (рассчитанные предварительно), руб. 27 000 25 000 24 000
База  отнесения накладных расходов чел.-ч Объем пр-ва Затраты на зарплату
 

       Определите:

       а) предварительно рассчитанный коэффициент  накладных расходов для каждого цеха;

       б) себестоимость производства изделия  по каждому цеху и по предприятию  в целом;

       в) цену продажи  единицы изделия, если запланирована прибыль в размере 30%.

      Решение:

      а) Предварительно рассчитанный коэффициент  расходов (kнр) определяется следующим образом:

      kнр 1 = 27000 / (14000*0,3) =6,43,

      kнр 2 = 25000 / (14000*,04) = 4,46,

      kнр 3 = 24000 / (14000*0,5) = 3,43

Информация о работе Управленческий учет как часть системы управления предприятием