Учёт материалов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Задачи учета материалов и их нлассифинация
Производственные запасы (сырье, материалы, . топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются одно¬кратно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.

Работа содержит 1 файл

Учет материалов производства.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Учет материалов


 


Задачи учета материалов и их нлассифинация

Производственные запасы (сырье, материалы, . топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются одно­кратно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.

В условиях рыночной экономики определяющее зна­чение приобретают качественные показатели, например та­кие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этих показателей можно достигнуть, увеличив ис­пользование прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменив дорогостоя­щие материалы более дешевыми синтетическими без сни­жения качества продукции, сократив отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и матери­альные ресурсы, максимально устранять потери и нерацио­нальные расходы, широко вовлекать в хозяйственный обо­рот вторичные ресурсы, а также попутные продукты, осо­бенно при строительстве.

Данные бухгалтерского учета должны содержать ин­формацию для изыскания резервов снижения себестоимо­сти продукции в части рационального использования мате­риалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности. Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:

       -  контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

       - правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;

       - выявление и отражение затрат, связанных с их заго­товлением;

       - расчет фактической себестоимости израсходован­ных материалов и их остатков по местам хранения и стать­ям баланса;

       - систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализацией;

       - своевременное осуществление расчетов с поставщи­ками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурированными поставками.

Для обеспечения действенного контроля за сохран­ностью материальных ценностей немаловажное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйст­


ва. С этой целью приказом по организации каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. При наличии нескольких складов необходи­мо сосредоточить в каждом материалы определенных групп. Внутри складов материалы должны размещаться по секциям, затем по типосорторазмерам в штабелях, на стел­лажах и на полках с таким расчетом, чтобы обеспечить воз­можность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. С этой же целью в местах хранения материала целесооб­разно прикреплять ярлык, свидетельствующий о содержа­нии этого вида ценностей. Склады должны быть обеспече­ны исправными весами, измерительными приборами и мер­ной тарой.

Руководитель организации должен также устано­вить список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и свое­временное оформление этих операций, а также за сохран­ность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами заключаются договоры о материальной ответст­венности.

Всем службам организации следует иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписы­вать документы на получение и отпуск со складов материа­лов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей.

В процессе производства материалы используются по-разному. Одни из них полностью потребляются в произ­водственном процессе (сырье и материалы), другие изменя­ют только свою форму (смазочные материалы, краски), тре­тьи входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые только способствуют изготов­лению изделий, не входят в их массу или химический состав (инструменты, хозяйственный инвентарь).

I/  Все материалы по способу их использования и на­значения в производственном процессе можно подразде­лить следующим образом:

сырье (руда в металлургических производствах, хло­пок-сырец в текстильной промышленности и т. п.);

основные материалы (черные металлы в машино­строении, лес в деревообрабатывающей промышленности);

покупные полуфабрикаты (моторы в станкостроении, шины в автомобилестроении);

вспомогательные материалы (смазочные материалы, краска, лак, обтирочные материалы и т. д.);


47 1


Бухгалтерский практикум


 


отходы (стружка, опилки, обрезки труб и т д.);

тара (деревянная, картонная, металлическая), топливо (дрова, каменный уголь);

запасные части (отдельные детали машин и обору­дования для капитального ремонта);

прочие (хозяйственный инвентарь и др.) Кроме того, материалы классифицируются по техни­ческим свойствам и подразделяются на группы черные ме­таллы, прокат, трубы, цветные металлы, химикаты и т д.

Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете

Для успешного выполнения задач, стоящих перед бухгал­терским учетом материалов, необходимо:

иметь номенклатуру-ценник;

установить четкую систему документации и докумен­тооборота;

проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов;

своевременно отражать в учете их результаты;

шире внедрять современные средства автоматиза­ции учета.

Для правильной организации учета материалов в ор­ганизациях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенк­латура - систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых в данной ор­ганизации. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале' техни­чески правильное наименование (в соответствии с общими стандартами - ГОСТом); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер - условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные признаки. Если же в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.

Впоследствии при выписке каждого документа по движению материалов в нем указываются не только наиме­нование материала, но и его номенклатурный номер, что по­зволяет избежать ошибок при записях в складском и бух­галтерском учете материалов.

Методологические основы формирования в бухгал­терском учете информации о материально-производствен­ных запасах, находящихся в организации на праве собствен­ности, хозяйственного ведения, оперативного управления (за исключением Банка России, кредитных организаций), установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвер­жденным приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н (с изм. и доп.).


Исходя из данного Положения материалы - это часть имущества организации, используемая при производ­стве продукции, выполнении работ и оказании услуг, или приобретаемая для продажи, или используемая для управ­ленческих нужд. Кроме них в состав материально-производ­ственных запасов (МПЗ) включают готовую продукцию, то­вары и прочие ценности.

В качестве единицы учета МПЗ выбирается номенк­латурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и (или) однородных групп (видов).

Материально-производственные запасы принимают­ся к учету по фактической себестоимости, составляющей сумму фактических затрат на их приобретение за плату, за исключением НДС и других возможных налогов (кроме слу­чаев, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации).

Фактическими затратами на приобретение МПЗ мо­гут быть'

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

суммы, уплачиваемые организациям за информаци­онные и консультационные услуги, связанные с приобрете­нием МПЗ;

таможенные пошлины и другие платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

вознаграждения, уплачиваемые посредническим ор­ганизациям, через которые приобретены МПЗ;

затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по до­ставке МПЗ до места их использования, если они не вклю­чены в договорную цену;

затраты по оплате процентов по кредитам поставщи­ков (коммерческий кредит), проценты по заемным средст­вам, если они связаны с приобретением и произведены до даты оприходования МПЗ на складах организации;

иные затраты, непосредственно связанные с приоб­ретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобре­тение МПЗ общехозяйственные и аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приоб­ретением МПЗ.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организа­ции, определяется исходя из денежной оценки, согласо­ванной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных без­возмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Фактическая себестоимость МПЗ,


Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"


Бухгалтерский практикум


 


приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денеж­ных средств), определяется исходя из стоимости обменивае­мого имущества, по которой оно было отражено в бухгал­терском балансе у этой организации.

Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно органи­зация определяет стоимость аналогичных товаров (цен­ностей).

Материально-производственные запасы (кроме обо­рудования к установке), по которым в течение года цены снизились, или они морально устарели, или частично поте­ряли свои первоначальные качества, отражаются на конец года в бухгалтерском балансе по цене возможного исполь­зования и реализации, если она ниже первоначальной стои­мости приобретения (заготовления), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения; при осуществ­лении розничной торговли разрешается их оценка по про­дажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Организации торговли могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произве­денные до момента передачи их в продажу, включать в со­став издержек обращения.

Фактическую себестоимость материалов можно рас­считать только по окончании месяца, когда бухгалтерия бу­дет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные доку­менты поставщиков материалов или за перевозку, погрузоч-но-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях ежедневно, и доку­менты на приход и расход материалов должны оформлять­ся своевременно, по мере совершения операций, и находить отражение в учете. Поэтому появляется необходимость ис­пользовать в текущем учете твердые, заранее установлен­ные цены, называемые учетными (ими могут быть или дого­ворные, или плановые цены).

В случае использования в текущем учете договор­ных цен по окончании месяца рассчитываются суммы и про­цент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рас­считываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход). Этот показатель предоставляет возможность дать оценку процессу заготовления материалов. Транспортно-загото-вительные расходы или отклонения от плановых цен рас­считываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам материалов (основные матери­алы, вспомогательные материалы, покупные полуфабри­каты, топливо и т. д.) За основу расчета берутся остатки материалов на начало месяца и их поступление за отчет­ный месяц.


Документация по учету движения материалов

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документо­оборот устанавливаются в зависимости от характера пред­приятий, особенностей организации производства, мате­риально-технического снабжения и от системы организа­ции учета.

Поступление материалов в организацию контроли­рует в первую очередь отдел маркетинга (снабжения), ко­торый следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и не­достачам материалов, разыскивает грузы, если они свое­временно не прибыли в организацию.

Материалы на склад от местных и иногородних по­ставщиков обычно доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сда­чи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, то составляется коммерческий акт на право предъявления пре­тензий к транспортной организации или к поставщику.

В случае доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную на­кладную (форма № 1-Т) в четырех экземплярах:

первый экземпляр - поставщику или грузоотправи­телю (для списания ценностей);

второй экземпляр - покупателю или грузополуча­телю (для оприходования ценностей);

третий и четвертый экземпляры - перевозчику (для начисления заработной платы водителям и выставления счета).

При получении материалов на станции железной до­роги в качестве первичного документа выступает железно­дорожная накладная с соответствующими отметками на станции отправления или назначения.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам постав­щика. Одни из них отражают количество отправленного гру­за (спецификации, накладные и пр.), другие - качество (сер­тификаты, удостоверения и т. п.). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (форма № М-4).

Акт о приемке материалов (форма Ns M-7) применя­ется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (коли-


Бухгалтерский практикум


 


чественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комис­сией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заве­дующего складом и представителя отдела снабжения орга­низации. Комиссия назначается руководителем организации. Составляется акт в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков, второй поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключа­ет выписку приходного ордера. Приходные документы со­ставляются в день поступления материалов.

Обособленно хранятся на складах материалы, подле­жащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются; расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа; их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном ис­следовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за со­хранностью любых видов собственности.

Для оформления движения материалов внутри орга­низации составляют требования-накладные на отпуск мате­риалов (форма № М-11), которые выписывают при внутрен­нем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции. Акт об оприходовании материальных цен­ностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), используется при оприходо­вании материалов, полученных от ликвидации основных средств, выбытия из эксплуатации прочих активов.

Материально ответственные лица, сдающие матери­алы, выписывают накладные в двух экземплярах: один -цеху (для списания материалов), другой - складу (для их оприходования).

Расходные документы отражают отпуск материа­лов на производственные нужды (изготовление продук­ции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремон­тные работы), реализацию на сторону излишних, не испо­льзуемых в хозяйственной деятельности организации материалов. К ним относятся лимитно-заборные карты, требования-накладные и накладные на отпуск материалов на сторону.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) выписыва­ется на одну или несколько позиций (видов материалов), от­носящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производст­венной программы осуществляет планово-производствен­


ный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида, оставшихся в цехах на начало месяца.

Выписываются карты в двух экземплярах: один -цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лими­та и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. Таким образом, на основании лимитно-заборных карт оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установ­ленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Кроме того, по лимитно-заборной карте ведется учет материалов, не использованных в производстве (воз­врат). При этом никаких дополнительных документов не со­ставляется.

В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывны­ми месячными талонами. Если лимитно-заборные карты ис­пользуются при постоянном систематическом отпуске мате­риалов, то для оформления их однократного отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование-накладная (форма № М-11). Она выписывается в двух эк­земплярах цехами, отделами, потребителями материалов:

один остается у получателя с распиской материально ответ­ственного лица склада, второй - у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.

Сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производ­ственной программы) или замена материалов также оформ­ляются выпиской требования-накладной (форма № М-11) с отметкой в ней кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения ру­ководителя организации или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных.

Накладные на отпуск материалов на сторону (фор­ма № М-15) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своей организации, выделенным на отдельный баланс. Выписываются они в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и дру­гих соответствующих документов при предъявлении по­лучателем доверенности на получение ценностей. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная. накладная (форма № 1-Т).

(Продолжение следует)

Е. П. Козлова, Т, Н. Бабченко, Е. Н. Галанина

(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)


50              Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"


Учет материалов'


 


Организация учета материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии

Приступая к рассмотрению порядка организации учета ма­териалов по местам хранения и в бухгалтерии, необходимо отметить, что одного Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) -с изм. и доп., утвержденного приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25н, для этих целей недостаточно, потому что оно не полностью отвечает на следующие вопросы:

как организуется учет материалов на складах;

как организуется учет материалов в бухгалтерии;

как осуществляется контроль и взаимосверка дан­ных складского и бухгалтерского учета;

через какие учетные регистры обеспечивается вы­ход информации по статьям баланса.

Именно поэтому в преамбуле к ПБУ 5/98 записано:

"Настоящее Положение является элементом системы нор­мативного регулирования бухгалтерского учета в Россий­ской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету".

К таким законодательным актам можно отнести Основные положения по бухгалтерскому учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденные письмом Минфи­на СССР от 30.04.74 № 103. Ими определено, что организа­ция учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учет­ных регистров, их количество, взаимосверку показателей.

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (саль­довый). Возможен также количественно-суммовой метод.

Назовем основные принципы оперативно-бухгал­терского метода:

оперативность и бухгалтерская достоверность ко­личественного учета на складе при помощи карточек уче­та, которые ведутся материально ответственными лицами;

систематический контроль работниками бухгалте­рии непосредственно на складе за правильным и своевре­менным документированием операций по движению мате­риалов и ведением складского учета материалов;

предоставление бухгалтерам права проверки соот­ветствия фактических остатков материалов в натуре дан­ным текущего складского учета;

Продолжение. Начало см. в № 7.


осуществление бухгалтерией учета движения ма­териалов только в денежном выражении по учетным це­нам и по фактической себестоимости в разрезе групп ма­териалов и мест их хранения, а при автоматизированном учете - также в разрезе номенклатурных номеров;

систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопо­ставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учет­ным ценам, с остатками материалов по данным бухгал­терского учета.

Оперативно-бухгалтерский метод предполагает распределение функций между бухгалтерией и складом (см. далее).

Сальдовый метод учета материалов

по учетным Склад                      Бухгалтерия

от­четного периода заполнение ведомости учета остатков материалов путем переноса последних из карточек уче­та (в количественном выра­жении);

передача Контроль за количественным учетом движения материалов по складам (за правильностью записей в карточ­ках учета показателей первичных до­кументов и расчета остатка в момент приема документов на складе);

 

Аналитический учет в раз­резе номенклатурных номе­ров материалов на карточ­ках учета;

оформление (выписка) при­ходных ордеров и актов на приход материалов;

отпуск материалов по до­кументам пользователей (цеха, отделы, службы организации);

составление реестров скла­да на приход и расход по установленным датам;

по окончании каждого ведомости учета остатков материалов в бух­галтерию

таксировка первичных документов ценам;

ведение учетных регистров - ведомо­стей (№ 10) по движению материа­лов в двух оценках: учетной и фак­тической (в разрезе групп материалов и по складам только в учетных ценах);

таксировка ведомости учета остатков материалов каждого склада по учет­ным ценам;

взаимосверка суммовых итогов ведо­мости учета остатков с показателями бухгалтерии - ведомость № 10 (склад и стоимость остатка по учет­ным ценам)

При оперативно-бухгалтерском методе на складах ведется только количественно-сортовой учет движения материалов. Осуществляется он на карточках учета мате­риалов (форма № М-17) - см. далее. Эти карточки от­крывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кла­довщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке учета мате-


45


риалов. На основании расходных документов (лимитно-за­борных карт, требований, накладных) в карточке регист­рируется расход материалов.

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки уче­та материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материа­лов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным ме­сяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хра­нятся вместе с соответствующими карточками учета. Оста­ток в карточке выводится после каждой записи. Кладовщик обязан записать учетные цены в документы на приход и расход материалов и проставить номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик со­ставляет реестры сдачи документов на приход и расход ма­териалов (см. далее) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредст­венно на складе, тщательно проверяет правильность отра­жения основных реквизитов, документов в карточках учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет


проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах конурольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и до­рогостоящих. О выявленных нарушениях в работе матери­ально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал скла­да и докладываются главному бухгалтеру организации.

По состоянию на 1-е число каждого месяца мате­риально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в Книгу (ведомость) учета остатков материалов (см. далее). Эта ведомость открывается бух­галтерией на год по каждому складу, хранится она в бух­галтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1—2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность матери­ально ответственного лица входят контроль за соответст­вием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.


Фирма

 

•Пр

 

огресс"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карт

 

очка учета

(извлече

 

ма

н*»е

 

териалов

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма Ns M-17

 

Склад

 

и

 

елпаж

 

Ячей

 

ка

 

Марка

 

С

 

орт

 

Профиль

 

Размер

 

 

 

Единица измерения

 

Номенклатур номер

 

-1ЫЙ

 

Цена (РУб.. к

 

on.)

 

Норма запаса

 

1

 

 

 

8

 

-

 

 

 

С-12

 

 

 

1

 

лист

 

3 мм

 

 

 

кг

 

10303

 

 

 

1,0

 

 

 

6000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст

 

аль листов

 

ая

 

3 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(наи

 

менование

 

мат

 

ериала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата з писи

 

а-

 

Номер куме

 

до-нта

 

н

 

Чорядковы эмер запи

 

и си

 

 

 

От кого п или кому с

 

случено утушено

 

 

 

Приход

 

Расход

 

С

 

Эстаток

 

Конт

 

роль (подпись)

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

01.03

 

 

 

-

 

 

 

 

 

66

 

 

 

 

 

На начало

 

месяца

 

 

 

-

 

-

 

 

 

5000

 

 

 

Семенова

 

0703

 

 

 

41—

 

М

 

 

 

67

 

 

 

 

 

ЗАО "Мет

 

аллист"

 

 

 

60000

 

-

 

 

 

65000

 

 

 

Семенова

 

10.03

 

 

 

18-

 

19

 

 

 

68

 

 

 

 

 

Цеху N и т. д

 

^ 1

 

 

 

-

 

10000

 

 

 

55000

 

 

 

Семенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма "Прогресс"

 

Реестр сдачи документов по приходу

Склад

 

№ 4 за 1—10 февраля 2001 г.

1

 

 

 

Номенклатурный номер материалов или группа материалов

 

Количество документов

 

Номера первичных документов

 

Сумма (руб., коп.) -проставляется в бухгалтерии

 

10/1

 

4

 

41—44

 

54000,00

 

10/2

 

2

 

12-13

 

10000,00

 

Итого

 

 

 

 

 

64000,00

 

Всего принято - 6 (шесть) документов 11.03.2001 г. Сдал - Власов

 

Принял - Семенова

 

Документы в

 

таксировку получил - Семенова

 

46              Приложение -к журналу "Бухгалтерский учет'


Фир

Мате

 

ма "Прогрес

риально отв

 

с"

етствен

 

мое лицо -

 

Книга (в

Власов В. К.

 

едомость) у по с

 

чета остат кладу № 1

 

ков материа

 

1ЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Номенкла­

 

Н

 

аименовани

 

е материалов

 

Единица

 

Цена

 

Остаток' н

 

а 1 января

 

Остаток

 

на 1 февраля

 

И т. д.

 

п/п

 

турный номер

 

 

 

 

 

 

 

измерения

 

(руб.,

коп.)

 

кол-во

 

сумма

 

кол-во

 

сумма

 

 

 

1 2 3 4

 

10303 10306 10350 10309 и т. д.

 

Сталь Сталь Сталь Сталь Прочие

 

листовая -листовая -листовая -листовая -

 

3 мм

6 MM

50 мм 9 мм

 

кг кг кг кг

 

1,00 2,00 7,00 3,00

 

5000 4000 3000 3000

 

5000 8000 21000 9000 7000

 

4000 1600 3000 2100

 

4000 6400 21000 6300 4300

 

 

 

 

 

 

 

Итого Итого Итого

 

по группе по группе по группе

 

10/1, склад № 1 10/2, склад № 2 10/9, склад № 2

 

 

 

 

 

 

 

50000 24000 14000

 

 

 

42000 8000 33000

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

по фирме

 

"Прогресс"

 

 

 

 

 

 

 

88000

 

 

 

83000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Синтетический учет материалов

Приведенная ранее классификация материалов по их на­значению и применению в производственном процессе будет использована бухгалтерией для организации синте­тического учета, когда каждая группа материалов учиты­вается на соответствующем счете или субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Мин­фина России от 31.10.00 № 94н, с этой целью предусмот­рены следующие счета и субсчета.

 

Синтетические счета

 

 

 

Субсчета

 

номер

 

наименование

 

номер

 

наименование

 

10

 

Материалы

 

1

2

 

 

3

4

5

6

7

8

9

      

 

Сырье и материалы

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

Топливо

Тара и тарные материалы

Запасные части

Прочие материалы

Материалы, переданные в переработку на сторону

Строительные материалы

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

 

15

 

 

16

 

Заготовление и при­обретение матери­альных ценностей

Отклонение в стои­мости материальных ценностей

 

 

 

В балансе не участвует

 

 


Отметим, что счет 10 "Материалы" балансовый, активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации. Их учет ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией по мес­там хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.

Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяй­ственные и канцелярские товары), от своих вспомога­тельных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь, хозяйственные принад­лежности. Кроме того, как поступления приходуются на склад сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, материалы от лик­видации и выбытия основных средств, поступившие безвозмездно или в качестве вклада в уставный ка­питал, и др.

Все первичные документы на расход и отпуск ма­териалов группируются бухгалтерией в разрезе синтети­ческих счетов, субсчетов, мест использования и направ­ления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца - после расчета процентов и сумм транспортно-заготови-тельных расходов или отклонений - по фактической себе­стоимости. Таким образом, данные, образующие фактиче­скую себестоимость поступивших материалов, в бухгал­терском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1 и др.), а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных материа­лов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.


 

С кредита                 Д Т                                                                    10  « М  А  Т  Е  Р  И  А  Л  Ы »                                            К  Т   В дебет

счетов                                                                                                                                                                                                          счетов

                                      СН – фактическая себестоимость материалов на складах,

                                                материалы в пути

60                            Стоимость поступивш

                         


 


 


Кредит

С - фактическая себестоимость материаль­ных ценностей на складах, в цехах перера­ботки и материалы в пути

Возможен и другой вариант учета движения мате­риалов, когда все операции по приобретению (заготовле­нию) материалов учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Оборот по дебету этого счета отражает факти­ческие затраты организации, связанные с поступлением, приобретением и заготовлением материальных ценностей от поставщиков, подотчетных лиц, взносов учредителей в уставный капитал, безвозмездно, отходы производства и не использованные в производстве материалы и прочие расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, пере­мещению.

Оборот по кредиту - списание учетной (договор­ной) стоимости поступивших материальных ценностей на счета их учета (10, 07, 11, 41, 91 и т. д.). Оставшуюся сумму затрат (разницу между фактической суммой затрат и списанной учетной стоимостью по их приобретению) списывают на счет 16 "Отклонение в стоимости матери­альных ценностей" (+, -). Таким образом, счет 15 при ра­венстве оборотов будет закрыт.

Суммы отклонений, накопленные в дебете счета, списываются в установленном организацией порядке в дебет производственных счетов или счетов 08, 79, 80, 91 и др. в зависимости от их целевого назначения (использования).

Отражение на счетах поступления материальных ценностей и расходов, связанных с их приобретением, при использовании счета 10 "Материалы"

С креди­та счетов


Дебет

Окончание

20     Стоимость отходов и сэкономленных матери­алов основного производства, сданных на склад

75     Взнос учредителями в уставный капитал 98/2     Безвозмездное поступление материалов

79     Стоимость материалов, полученных от подраз­делений, выделенных на отдельный баланс

08     Стоимость материалов, не использованных на капитальные вложения

Итого фактическая себестоимость поступив­ших ценностей

В таком же порядке и в той же корреспонденции счетов отражаются затраты по заготовлению материалов при использовании счета 15 "Заготовление и приобрете­ние материальных ценностей".

Списание израсходованных материалов оформля­ют в учете следующим образом (при использовании сче­тов 15 и 16).

На счетах производственных затрат - 23, 25, 26, 28, 97

С кредита счетов

 

Дебет

 

Кредит

10

Стоимость израсходованных товарно-мате­риальных ценностей по учетным ценам:

на содержание оборудования рабочих мест, зданий и текущий ремонт цехового и об­щезаводского назначения; на изготовление продукции вспомогательных производств и освоение новых видов продукции; на ис­правление брака продукции; на изготовле­ние продукции

Сумма отклонений фактической себестоимо­сти от учетной отдельно по каждому из счетов

 

16


С кредита счетов

С кредита счетов

С кредита счетов

Стоимость поступивших ценностей согласно расчетным документам и неотфактурованным поставкам

60

Стоимость доставки и перевозки поступивших ценностей

60

Стоимость приобретенных ценностей за счет подотчетных сумм

71

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных из подотчетных сумм

71

70, 69   Заработная плата, начисленная грузчикам. Социальный налог, начисленный на заработ­ную плату грузчиков

23     Стоимость отходов и сэкономленных материа­лов вспомогательными производствами, сдан­ных на склад

91     Стоимость отходов от ликвидации основных средств, сданных на склад

43     Стоимость готовой продукции, подлежащей использованию для нужд производства

28     Стоимость лома и отходов, которые получе­ны от окончательно забракованной продукции, сданных на склад


На счете 20 "Основное производство"

Дебет                   Кредит

Учетная стоимость материалов, израсходо­ванных на основное производство

 

10

Сумма отклонений на израсходованные материалы по основному производству

 

16

На счете 44 "Расходы на продажу"

Дебет                   Кредит

10     На упаковку готовой продукции по учетным ценам

16     Сумма отклонений фактической себестоимо­сти от учетных цен

На счете 91 "Прочие доходы и расходы"

Дебет                   Кредит

10     Отпуск, реализация на сторону по учетным ценам

16     Сумма отклонений фактической стоимости от учетных цен


Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"


На счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

С кредита счетов

Дебет                   Кредит

10     Отпуск материальных ценностей подразделе­ниям, выделенным на отдельный баланс, и по учетным ценам

16     Сумма отклонений фактической стоимости от учетной цены

На счете 80 "Вклады товарищей"

С кредита счетов

Дебет                  Кредит

Возврат материала участникам при прекра­щении договора

Сумма отклонений фактических затрат от учетных цен при возврате материалов

Итого фактическая себестоимость израсхо­дованных материальных ценностей

Указанный порядок списания израсходованных ма­териалов считается традиционным - через расчет сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от учетных цен (+, -).

В период резкого колебания цен на материаль­ные ценности любой организации недостаточно их воз­мещения в сумме средних величин, отсюда возникает необходимость возмещения в первую очередь стоимо­сти поставок, приобретенных по более дорогим ценам. Такая методика расчета стоимости израсходованных материалов носит название ЛИФО или ФИФО. В пери­од их использования организация должна обеспечить отдельный учет поставок в разрезе цен поступивших ценностей и при их росте первыми списывать израсхо­дованные ценности данного вида начиная с более доро­гостоящих.

При этом значение имеет только объем (количест­во) каждой поставки, цена которой используется, и вид материалов, а не временной период их поставки. Если объема более дорогой поставки было недостаточно для списания объема израсходованных материалов, то после­дующее количество оценивают по предыдущей более де­шевой поставке и т. д., до тех пор, пока не исчерпается полный объем израсходованных материалов.

В результате организация возместит, через себе­стоимость продукции, работ, услуг или продажу, самую высокую цену приобретения и понесет меньше убытков (если цены на материалы еще повысятся) или получит больший доход, если цены будут снижаться.

Пример. По группе основных материалов организа­ция имела следующие данные.

Остаток на начало месяца - 20 т по 500 руб. =

= 10000 руб.


Поступило в отчетном месяце:

первая поставка - 50 т по 600 руб. = 30000 руб. вторая поставка - 40 т по 650 руб. = 26000 руб. третья поставка - 40 т по 700 руб. = 28000 руб. Итого поступило - 130 т             84000 руб. Итого поступление с остатком - 150 т (130 т + 20 т) на 94000 руб.

Расход за отчетный месяц составил 90 т. Стоимость израсходованных материалов по методу ЛИФО, когда в первую очередь списываются мате­риалы по стоимости последних поставок как самых дорогостоящих:

40 т по 700 руб. = 28000 руб. 40 т по 650 руб. = 26000 руб. 10 т по 600 руб. = 6000 руб. Итого 90 т         60000 руб. Остаток на конец месяца - 60 т (150 т - 90 т) на 34000 руб. (94000 руб. - 60000 руб.). При сопоставлении стоимости израсходованных ма­териалов с вариантом ее расчета со среднефакти-ческой можно видеть размер средств, полученных организацией по методу ЛИФО.

1. Средняя стоимость 1 т материалов = 626,6 руб. (94000 руб. : 150 т).

2. Фактическая стоимость расхода = 56394,0 руб. (626,6 руб. • 90 т).

Таким образом, в затраты производства включено на 3606 руб. (60000 руб. - 56394 руб.) больше средств, которые позволят иметь более достаточ­ную сумму денежных средств для оплаты платеж­ных документов поставщиков материалов в буду­щем. При этом стоимость отгруженной продукции покупателем должна быть увеличена, поскольку иначе организация недосчитается запланированной суммы прибыли.

При использовании метода ФИФО при расчете стоимости израсходованных материалов происходит обратный процесс, т. е. падение отпускных цен на приобретаемые материалы, и поэтому в первую очередь списываются объем ценностей, приобретен­ных по более высоким ценам начального периода, с переходом на нижестоящие поставки. Этот про­цесс меньше влияет на себестоимость продукции и сумму прибыли.

(Продолжение следует)

Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н, Галанина

(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)


Применяется при учете операций по договору простого товарищества


Учет материалов


 


Учет расчетов с поставщиками за поступившие материалы

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или про­чими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов (ценно­стей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение усло­вий договора, порядок приемки и т. п. Организации-по­ставщики на отгруженную продукцию выписывают счета, платежные требования, накладные и счета-фактуры, пе­редают их или пересылают почтой покупателю. Опера­тивный учет выполнения договорных обязательств в ор­ганизациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому ука­занные документы в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Там проверяют их соответствие договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения догово­ров и акцептуют, т. е дают согласие на оплату.

После регистрации счета поставщиков получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бух­галтерию организации для оплаты и сдачи в банк, а кви­танция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии организации возни­кают расчеты с поставщиками. По мере поступления гру­за на склад кладовщиком выписывается приходный ор­дер, который затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному доку­менту. По мере оплаты банком этого документа бухгалте­рия получает выписку из расчетного счета о списании де­нежных средств в пользу организации-поставщика.

Договором может быть предусмотрена предвари­тельная оплата поставки. В таком случае поставщик по­ставляет продукцию (товары) после получения аванса от покупателя Размер аванса определяется сторонами в до­говоре. После окончания поставки и оплаты продукции (товаров) сумма перечисленного аванса засчитывается при окончательной оплате.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.1000 № 94н, учет расчетов с поставщиками товарно-матери­альных ценностей и услуг организуется на счете 60 "Рас-

Окончание Начало опубликовано в Ns 7—8


четы с поставщиками и подрядчиками". На указанном счете отражают расчеты по выданным авансам, по за­долженности поставщикам за неоплаченные поставки.

Счет по отношению к балансу - активно-пассив­ный: сальдо дебетовое - свидетельствует о суммах аван­сов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое - о суммах задолженности организации по­ставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и не­отфактурованным поставкам; оборот по дебету - о сум­мах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате документам, подтверждающим поступление материалов, и неотфакту­рованным поставкам за отчетный месяц.

Аналитический учет расчетов с поставщиками ор­ганизуется в разрезе поставщиков, договоров, расчетных документов, видов расчетов. При этом необходимо выде­лить расчеты по авансам выданным либо в аналитиче­ском разрезе, либо на отдельных субсчетах.

Наиболее наглядно построение учета расчетов с поставщиками можно проанализировать на базе журнально-ордерной формы учета, заполнив журнал-ордер № 6 (см. далее). При этом, по мнению авторов, структуру журнала необходимо скорректировать с учетом требований нового Плана счетов. В графу "Остаток на начало месяца" необходимо ввести раздел "Сальдо по авансам выданным".

Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платеж­ного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно;

по полученным товарно-сопроводительным доку­ментам, срок оплаты которых не наступил, или просро­ченным - материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60),

по полученным товарно-сопроводительным доку­ментам оплаченным - материалы не поступили; в пути (справочно "за неприбывший груз", сальдо нет);

по полученным товарно-сопроводительным доку­ментам неоплаченным - материалы не поступили; в пути (справочно "за неприбывший груз" и кредитовое сальдо на начало месяца);

сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а товарно-сопроводи­тельные документы для их оплаты не поступили);


41

L


Бухгалтерский практикум


 


по суммам, перечисленным поставщикам в виде авансов или предоплат (сальдо на начало месяца дебе­товое).

В течение отчетного месяца бухгалтерия организа­ции получает документы поставщиков, акцептованные от­делом маркетинга, принимает приходные ордера и прием­ные акты складов, получает выписки из расчетного и про­чих счетов организации. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой сторо­ной своих обязательств.

Журнал-ордер Ns 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии рас­четов с поставщиками по каждому документу. Кроме спра­вочных данных (номер платежного документа, регистраци­онный номер счета, наименование поставщика) в журнале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по товарно-сопроводитель­ному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этом документе. Суммы по учетным ценам записывают­ся независимо от вида поступивших ценностей общей сум­мой, а суммы по товарно-сопроводительным документам -в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий записы­вается на основании актов.

По выпискам банка производится отметка об опла­те каждого документа.

Порядок учета неотфактурованных поставок

Неотфактурованными считаются поставки, по кото­рым материальные ценности поступили в организацию без установленных платежных документов. На складе их при­ходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию, где указанные материальные ценности оцениваются по учетным ценам. Только по окон­чании месяца, когда вероятность получения платежных до­кументов от поставщика отпадает, приемный акт регистри­руется в журнале-ордере № 6: в графе "Регистрационный номер счета" проставляется буква "Н", затем наименова­ние поставщика, номер приемного акта, учетная стоимость поступивших ценностей указываются во всех последующих графах - по складу, по группе материалов (субсчет) и в графе "Сумма акцепта". Поставка не подлежит оплате в текущем месяце из-за отсутствия первичного документа.

При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц одна из строк будет отражать ранее не отфактуро­ванную поставку по графе "Сальдо на начало месяца" -в сумме учетной стоимости материалов, поступивших в прошлом месяце.

По мере поступления документов поставщика их регистрируют в журнале-ордере № 6 исходя из харак­тера и наличия расхождений между ранее оприходо­


ванной учетной стоимостью поступивших материалов и договорной стоимостью по платежному требованию поставщика:

при отсутствии стоимостной разницы в журнале-ордере № 6 только производится отметка об оплате по графе "Сальдо на начало месяца" и проставляется номер платежного документа, оплаченного банком;

при наличии расхождений (+, -) по графе "Сальдо на начало месяца" сторнируют ранее записанную учетную стоимость: по субсчету и сумме акцепта.

В этих же позициях отдельной строкой регистриру­ется сумма платежного документа и проводится отметка об его оплате (если таковая произведена). С этого мо­мента расчеты по ранее не отфактурованным поставкам будут закончены.

Порядок учета материалов в пути

Материалами в пути считаются поставки, по кото­рым организация акцептовала (приняла к оплате) товар­но-сопроводительные документы поставщика и право соб­ственности на материальные ценности перешло к покупа­телю (на склад покупателя материалы еще не поступили). К учету принимаются акцептованные документы незави­симо от того, оплачены они банком или нет.

В журнале-ордере № 6 указанные документы реги­стрируются в графе "За неприбывший груз" и в графе "Акцепт".

По окончании месяца после строки "Итого поступи­ло" фиксируется сумма стоимости материалов, оставших­ся в пути на конец месяца, т. е. приходуется по группе материалов условно, без записи на склад. Указанная за­пись позволит включить материальные ценности в балан­совые показатели (в связи с переходом права собствен­ности на них к покупателю). Однако на начало следую­щего месяца расчеты по данной поставке не будут закончены (материалы не поступили).

По мере поступления указанных ценностей они при­ходуются складом, а бухгалтерия, получив приходные ор­дера, регистрирует их в журнале-ордере № 6 по строке не­законченных расчетов на начало месяца: номера приход­ных документов склада, учетная стоимость поступивших материалов, и на группу в сумме платежного документа. Вторичному акцепту данная поставка не подлежит.

По окончании месяца при закрытии журнала-орде­ра Ns 6 после строки "Итого поступило" сумма документа будет сторнирована по группе материалов как отражен­ная дважды (в прошлом месяце - условно, в текущем -фактически). По мере оплаты акцептованного платежно­го документа расчеты с поставщиком по данной поставке будут закончены.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излиш­ки фактически поступившего количества по сравнению


чг

Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"


Фирма "Прогресс"

Журнал-ордер № 6 по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (по операциям заготовления материалов) за февраль 2001 г.

(Извлечение)

п/п

 

Номер

 

Регист-

 

Поставщик

 

 

Учетная стоимость

 

Креди

 

т счета

 

60 в /]

 

1ебет c4i

 

ВТОВ

 

Мате-

 

Сумма акцепта

 

На

 

начало месяц,

 

а

 

 

 

Оплата

 

 

 

 

 

теж-ного Доку­мента

 

онный номер счета

 

 

 

кого доку­мента склада

 

поступивших материалов

 

10/1

 

10/2

 

10/9

 

76/2

 

19/3

 

в пути в от­четном месяце

 

по счетам и неот­фактуро­ванным поставкам

 

за не­прибыв­ший груз (спра-вочно)

 

сальдо по неоплачен­ным счетам и неотфакту­рованным поставкам

 

сальдо по авансам выдан­ным

 

дата

 

расчетный счет

 

про­чие сче­та

 

1

 

Н

 

Н

 

Фирма "Лада"

 

 

 

 

 

 

 

[8000 |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|8000

 

 

 

8000

 

 

 

сторно

 

см. строку

 

7

 

2

 

24

 

18

 

Фирма "Марка-С"

 

48

 

6000

 

7000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

108

 

19

 

000 "Мастер"

 

12-13

 

10000

 

 

 

 

 

10000

 

 

 

2000

 

 

 

12000

 

 

 

 

 

 

 

06

 

12000

 

 

 

4

 

66

 

20

 

ЗАО "Металлист"

 

41—44

 

54000

 

64000

 

 

 

 

 

 

 

12800

 

 

 

76800

 

 

 

 

 

 

 

15

 

76800

 

 

 

5

 

101

 

21

 

ЗАО "Полимер"

 

45

 

64000

 

 

 

69300

 

 

 

 

 

13860

 

 

 

83160

 

 

 

 

 

 

 

сальдо -пил

 

срок не на

 

сту-

 

6

 

70

 

22

 

ЗАО "Металлист"

 

46—47

 

60000

 

64000

 

 

 

 

 

 

 

12800

 

 

 

76800

 

 

 

 

 

 

 

21

 

76800

 

 

 

7

 

33

 

23

 

Фирма 'Лада"

 

январь

 

январь

 

 

 

10000

 

 

 

 

 

2000

 

 

 

12000

 

 

 

 

 

 

 

24

 

12000

 

 

 

8

 

42

 

24

 

000 "Трансагентство"

 

 

 

 

 

18000

 

7900

 

 

 

 

 

5180

 

 

 

31080

 

 

 

 

 

 

 

сальдо -

 

- срок не н пил

 

асту-

 

Итог

 

о постуг

 

1ИЛО

 

 

 

 

 

194000

 

153000

 

79200

 

10000

 

 

 

48640

 

 

 

283840

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стор

 

мо мате

 

риалов в

 

пути на начало месяца

 

 

 

сверяется

 

[тооо]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мате

 

эриалов

 

в пути h

 

« конец месяца

 

 

 

№ 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Beer

 

о для а

 

яписи в

 

Главную книгу

 

 

 

194000

 

146000

 

79200

 

10000

 

 

 

48640

 

 

 

283840

 

 

 

8000

 

 

 

 

 

177600

 

 

 

 


Бухгалтерским практикум


 


с документами поставщика, которые оформляются актом (форма № М-7). Излишки приходуются по акту и расцени­ваются по учетным ценам организации или по договор­ным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка - отдел маркетинга сообщает поставщику об из­лишках и просит выставить расчетные документы (пла­тежное требование). В случае выявления недостач бух­галтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железно­дорожного тарифа при этом распределяется пропор­ционально массе груза, а суммы наценок, скидок - про­порционально стоимости груза.

Пример. Порядок расчета суммы недостач по вине

поставщика.

Оплачено по платежному требованию поставщика:

стоимость материалов: 30 т по 8000 руб. -

240000 руб.;

железнодорожный тариф: 30 т по 200 руб. - 6000 руб.,

сумма наценки (2 % от стоимости материалов):

(240000 руб. • 2 %) : 100 %.

Итого: 240000 руб. + 6000 руб. + 4800 руб. =

= 250800 руб. Недостача 2 т: (8000 руб. • 2) + (200 руб. • 2) +

+ (2 % • 16000 руб.) = 16720 руб.

Сумма недостач относится в дебет счета 76/2 "Рас­четы по претензиям" и в кредит счета 60 "Расчеты с постав­щиками и подрядчиками" и отражается в журнале-ордере № 8 и ведомости № 7. В журнале-ордере № 6 отражены операции по расчетам с поставщиками, связанные только с приобретением (заготовлением) товарно-материальных цен­ностей. Кроме того, организации пользуются услугами по­ставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ре­монтных работ и т. п., поэтому в крупных организациях ведется отдельный журнал-ордер № 6 по расчетам с по­ставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании меся­ца показатели данных журнала-ордера суммируются для по­лучения общих оборотов по счету 60 "Расчеты с поставщи­ками и подрядчиками" и переноса их в Главную книгу.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам

При учете расчетов с поставщиками материалов, подрядчиками за выполненные работы и услуги организа­ция-покупатель производит оплату не только стоимости материалов, работ и услуг, но и налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.

Поставщик согласно установленным ставкам вклю­чает в счет-фактуру и в товарно-сопроводительные доку­менты сумму НДС. Покупатель, оплачивая их или прини­мая к оплате, фиксирует его в составе оборота по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по материаль­ным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стои­


мость по приобретенным материально-производствен­ным запасам", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На основании счета-фактуры, выписки банка и справки-расчета бухгал­терия производит зачет принятых сумм НДС в уменьше­ние задолженности перед бюджетом по налогам и сбо­рам (Д-т сч. 68, К-т сч. 19). Дебетовое сальдо счета 19 отражает невозмещенную организацией сумму НДС на начало (конец) месяца.

Синтетический и аналитический учет налога на до­бавленную стоимость организуется в журнале-ордере № 8 или в оборотных ведомостях.

Отражение на счетах расчетов с поставщиками и подрядчиками Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

С креди­та счетов

 

Дебет

 

Кредит

 

В дебет счетов

60/3

С - задолженность органи­зации: по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или не оплачен­ным в срок по неотфакту­рованным поставкам (отсут­ствует платежный документ)

 

Списывается стои­мость ранее пере­численного аванса поставщику

Акцепт платежных докумен- 07, тов на поступившие мате-   10, риальные ценности          41

 

50, 51, 52

 

Оплата акцепто­ванных платежных документов по­ставщиков: за то­варно-материаль­ные ценности, услуги и выпол­ненные работы

Оплата акцепто­ванных платежных документов со сче­тов аккредитивов, чековых книжек и банковских карт

Оплата платеж­ных документов за счет кратко­срочных банков­ских ссуд

Погашение задол­женности перед поставщиком в счет зачета вза­имных требований

Акцепт платежных доку-    07, 11, ментов по доставке мате-   10, 41 риальных ценностей

 

55

Сумма налога на добавлен- 19 ную стоимость

 

66, 67

Услуги подрядчиков по де- 91 монтажу реализованных и ликвидированных основных средств

 

62

Фактическая стоимость не-  76/2 достач материалов и пре­тензий по акцептованным и оплаченным платежным документам

Акцепт платежных докумен- 20, 23, тов за потребленные энер- 25, 26 гию, газ, воду, выполнен­ный текущий ремонт основ­ных средств

Акцепт платежных докумен- 44 тов за доставку и пере­возку готовой продукции


44

Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"


Учет движения материалов в бухгалтерии

Бухгалтерия организации при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов осуществляет только денеж­ный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 "Движе­ние материальных ценностей" (в денежном выражении) -см. далее. Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обес­печивающих контроль за сохранностью материалов по местам их хранения, - I раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп мате­риалов - по учетным ценам и по фактической себестои­мости, показатели для расчета сумм и процентов транс-портно-заготовительных расходов или отклонений фак­тической себестоимости от плановых цен по группам материалов - II раздел; расчет фактической себестоимо­сти окончательного расхода материалов, отпуск со скла­дов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общеза­водских складах по фактической и учетной стоимости -III раздел.

В ведомости № 10 приводятся две справки:

№ 1 "Слагаемые фактической себестоимости по­ступивших материальных ценностей" (см. далее), заполня­ется по показателям журналов-ордеров №1,6, 7, 8, 10/1, 13 и др., т. е. всех тех, где могут быть отражены затра­ты, связанные с процессом заготовления материалов те­кущего месяца. Данные этой справки необходимы для за­полнения раздела II ведомости № 10;

№ 2 "Стоимость поступивших материалов по учет­ным ценам" (см. далее), заполняется аналогичными пока­зателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением мате­риалов. Данные этой справки служат для сверки с разде­лом I ведомости № 10 и для расчета результатов процес­са заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 "Движение мате­риальных ценностей" обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов. Обязательным дополнением к ведомости является ведо­мость № 11 "Движение материальных ценностей (по учет­ным ценам) по цеховым самостоятельным складам или цехам на производстве, не имеющим складов".

Следовательно, по разделу I ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно-бухгалтерском (сальдо­вом) методе учета материалов.

По разделу II ведомости № 10 можно выявить об­щий объем ценностей в разрезе групп материалов и ба­


лансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рас­считать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.

В разделе III ведомости № 10 выявляются важ­нейшие показатели бухгалтерского учета - фактиче­ская себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по финансовым статьям, в том числе внут­ренние обороты: переброска на другие общезаводские склады (-).

Фирма "Прогресс"

Ведомость № 10 "Движение материальных ценностей"

(в денежном выражении) за февраль 2001 г.

Раздел I. По складам и учетным ценам

(РУб.)

 

 

 

Склад № 1 -

 

С

 

клад Ns

 

2

 

 

 

Показатели

 

основные материалы

 

10/2

 

10/9

 

Итого

 

Всего

 

Остаток на начало месяца

 

50000

 

24000

 

14000

 

38000

 

88000

 

Поступило

 

120000

 

64000

 

26000

 

90000

 

210000

 

Выбыло

 

128000

 

80000

 

7000

 

87000

 

215000

 

Остаток на конец месяца

 

42000

 

8000

 

33000

 

41000

 

83000

 

Раздел II. Поступление остатков по предприятию (по синтетическим счетам и группам материалов)

(РУб.)

 

 

 

 

 

 

 

Счет 10

 

 

 

 

 

В том

 

числе

 

п/п

 

Основание для записи (приход­ные ордера, накопительные ведомости)

 

основ­ные мате­риалы, субсчет 10/1

 

ВСПО-

мога-тель-ные мате­риалы, субсчет 10/2

 

инвен­тарь, субсчет 10/9

 

ИТОГО

 

от постав­щиков

 

от подот­четных лиц

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

1

 

Поступило по документам складов: а) по учетным ценам б) по факти­ческой себе­стоимости

 

120000 146000

 

64000 79200

 

26000 26000

 

210000 251200

 

194000

 

16000

 

2

 

Остаток на начало месяца а) по учетным ценам б) по факти­ческой себе­стоимости

 

50000 60000

 

24000 26400

 

14000 14000

 

88000 100400

 

 

 

 

 

 


45


Бухгалтерский практикум


 


Окончание

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

3

 

Итого: остаток плюс поступ­ления а) по учетным ценам б) по факти­ческой себе­стоимости

 

170000 206000

 

88000 105600

 

40000 40000

 

288000 351600

 

 

 

 

 

4

 

Отклонения от стоимости по учетным ценам (+,-) транспортно-за-готовительные расходы (+) сумма процент

 

36000 21,2

 

17600 20,0

 

-

 

-

 

Све­рено с жур­налом-орде­ром № 6

 

Све­рено с жур-налом-ордв-ром № 7

 

Раздел III. Расход и остаток на конец месяца (по синтетическим счетам и группам материалов)

(руб)

 

 

 

 

 

 

Счет 10

 

 

 

 

 

№ п/п

 

Направление отпуска

 

субсчет 10/1

 

субсчет 10/2

 

субсчет 10/9

 

Итого

 

1

 

Отпуск по расходным доку­ментам складов по учетным ценам:

на изготовление продукции общепроизводственные рас­ходы общехозяйственные расходы расходы на продажу реализовано Итого по учетным ценам

 

100000

28000 128000

 

30000

23000 22000 5000

80000

 

3000 4000

7000

 

130000

26000 26000 5000 28000 215000

 

2

 

Отпуск по фактической се­бестоимости

 

155136

 

96000

 

7000

 

258136

 

3

 

Остаток на конец месяца: а) по учетным ценам 6) по фактической себесто­имости

 

42000 50864

 

8000 9600

 

33000 33000

 

83000 93404

 

Справка № 1

Слагаемые фактической себестоимости поступивших материалов согласно данным журналов-ордеров

(РУб.)

Номер журнала-ордера

 

Суммы по и гру

 

синтетич ппам ма

 

еским сч гериалов

 

етам

 

 

 

10/1

 

10/2

 

10/9

 

Итого

 

№ 6

 

153000

 

79200

 

10000

 

242200

 

№ 7

 

-

 

-

 

16000

 

16000

 

Итого

 

153000

 

79200

 

26000

 

258200

 

Изменение остатков по материалам в пути

 

fTOOO'l

 

 

 

 

 

[Уооо]

 

Всего фактическая себе­стоимость поступивших материалов

 

146000

 

79200

 

26000

 

251200

 

 


Справка № 2

Учетная стоимость поступивших материалов согласно данным журналов-ордеров

(руб.)

 

Номер журнала-ордера

 

Сумма

 

6

 

194000

 

7

 

16000

 

Всего учетная стоимость поступивших материалов

 

210000

 

Инвентаризация материалов

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации, утвержден­ное приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (с изм. и доп.), обязывает организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

не менее одного раза в год по состоянию на 1 ок­тября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;

в случае расхождений между данными бухгалтер­ского и складского учета.

Основная цель инвентаризации - выявление фак­тического наличия товарно-материальных ценностей в на­туральном и стоимостном выражении.

В процессе инвентаризации проверяются сохран­ность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

По объему проверки инвентаризации подразделя­ются на сплошные и выборочные, а по времени - на пла­новые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель организации или его заме­ститель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, которая назначается приказом руково­дителя организации.

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-матери­альных ценностей по складам (форма № инв-3). Склад­ские операции в этот период не производятся; заведую­щий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

Для выявления результатов инвентаризации мо­жет использоваться книга остатков материалов, в кото­рой предусмотрены специальные графы для записи


Приложение к журналу "Бухгалтерский учет'


остатков материалов в натуре по данным инвентаризаци­онных описей.

Во всех случаях расхождения, выявленные в ре­зультате инвентаризации (излишки или недостачи), офор­мляются посредством составления сличительных ведомо­стей и оцениваются по фактической себестоимости. Цен­ности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общехозяйственных расходов (Д-т сч. 10, К-т сч. 26). Недостача ценностей списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением их стоимости и количества по счетам материальных цен­ностей (кредит счета 10).

По решению руководителя организации сумма не­достачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства: дебет счетов 25 "Общепроиз­водственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расхо­ды", кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценно­стей". Недостачи сверх норм естественной убыли (по роз­ничным ценам) относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 73/2 "Расчеты по возмещению матери­ального ущерба", кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - в сумме фактической стоимости и кредит счета 98/4 - в сумме превышения розничной цены над фактической.

Некомпенсируемые потери материальных ценно­стей от стихийных бедствий относятся на результаты хо­зяйственной деятельности организации: дебет счета 99 "Прибыли и убытки", кредит счета 10 "Материалы".

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов (Д-т сч. 91, К-т сч. 94).

Отличительные особенности

нового Плана счетов бухгалтерского

учета в части материально-производственных

запасов

Из состава материально-производственных запа­сов исключены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - счета 12 и 13. Их стоимость в части сальдо по счетам должна быть переведена на другие балан­совые счета в зависимости от срока службы (полезно­го использования) предмета: или в состав основных средств (срок службы больше года независимо от стои­мости), или в состав материально-производственных запасов.

Пример. Сальдо счета 12/1 "Малоценные и быстро­изнашивающиеся предметы на складе" - 60000 руб., в том числе со сроком службы менее года -15000 руб.:

Д-т сч. 01, К-т сч. 12/1 - 45000 руб., Д-т сч. 10/9, К-т сч. 12/1 - 15000 руб. Сальдо счета 12/2 "Малоценные и быстроизнашива­ющиеся предметы в эксплуатации" - 240000 руб.,


в том числе со сроком службы менее года -80000 руб.

Сальдо счета 13 "Износ малоценных и быстроизна­шивающихся предметов" - 120000 руб. Перевод малоценных и быстроизнашивающихся предметов в состав основных средств:

Д-т сч. 01, К-т сч. 12/2 - 160000 руб.;

Д-т сч. 13, К-т сч. 02 - 80000 руб. Перевод в состав материалов:

Д-т сч. 10/9, К-т сч. 12/2 - 80000 руб.;

Д-т сч. 13, К-т сч. 10/9 - 40000 руб. В последующем сумма сальдо счета 10/9 при пере­даче материалов данного вида в производство или на прочие нужды будет списываться без начисле­ния износа как материалы.

Следующая особенность - возможность создания организацией резервов под снижение стоимости матери­альных ценностей.

Одним из объектов контроля со стороны бухгалте­рии за оценкой стоимости материалов выступает сопо­ставление по окончании каждого отчетного периода фак­тической себестоимости остатка по текущим рыночным ценам.

В связи с этим каждая организация может созда­вать резерв под снижение стоимости материальных цен­ностей за счет внереализационных расходов: Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", К-т сч. 14 "Резервы под сни­жение стоимости материальных ценностей".

В начале следующего отчетного периода за­резервированные суммы восстанавливаются (Д-т сч. 14, К-т сч. 91). Указанная операция оформляется справкой бухгалтерии.

Пример. В бухгалтерском учете числится оста­ток материальных ценностей вида "А" в количе­стве 1000 единиц по фактической себестоимо­сти 40 руб. за единицу. По состоянию на 1 января 2001 г. текущая рыночная цена за единицу со­ставила 36 руб. Снижение стоимости составляет 4 руб. за единицу, а на весь остаток - 4000 руб. (в этом размере и будет создан резерв под сни­жение стоимости материальных ценностей). В бух­галтерском балансе сумма резерва не отражается отдельно, а учитывается при заполнении соответ­ствующих показателей, которые характеризуют состояние материальных ценностей, уменьшая их стоимость, по которой они числятся в бухгалтер­ском учете.

Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина

(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)


47

Информация о работе Учёт материалов производства