Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:18, контрольная работа
Задачи учета материалов и их нлассифинация
Производственные запасы (сырье, материалы, . топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются одно¬кратно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
Учет материалов
Задачи учета материалов и их нлассифинация
Производственные запасы (сырье, материалы, . топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
В условиях рыночной экономики определяющее значение приобретают качественные показатели, например такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этих показателей можно достигнуть, увеличив использование прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменив дорогостоящие материалы более дешевыми синтетическими без снижения качества продукции, сократив отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы, широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты, особенно при строительстве.
Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности. Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
- расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
- систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализацией;
- своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурированными поставками.
Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей немаловажное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйст
ва. С этой целью приказом по организации каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. При наличии нескольких складов необходимо сосредоточить в каждом материалы определенных групп. Внутри складов материалы должны размещаться по секциям, затем по типосорторазмерам в штабелях, на стеллажах и на полках с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. С этой же целью в местах хранения материала целесообразно прикреплять ярлык, свидетельствующий о содержании этого вида ценностей. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.
Руководитель организации должен также установить список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами заключаются договоры о материальной ответственности.
Всем службам организации следует иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей.
В процессе производства материалы используются по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (инструменты, хозяйственный инвентарь).
I/ Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить следующим образом:
сырье (руда в металлургических производствах, хлопок-сырец в текстильной промышленности и т. п.);
основные материалы (черные металлы в машиностроении, лес в деревообрабатывающей промышленности);
покупные полуфабрикаты (моторы в станкостроении, шины в автомобилестроении);
вспомогательные материалы (смазочные материалы, краска, лак, обтирочные материалы и т. д.);
47 1
Бухгалтерский практикум
отходы (стружка, опилки, обрезки труб и т д.);
тара (деревянная, картонная, металлическая), топливо (дрова, каменный уголь);
запасные части (отдельные детали машин и оборудования для капитального ремонта);
прочие (хозяйственный инвентарь и др.) Кроме того, материалы классифицируются по техническим свойствам и подразделяются на группы черные металлы, прокат, трубы, цветные металлы, химикаты и т д.
Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете
Для успешного выполнения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, необходимо:
иметь номенклатуру-ценник;
установить четкую систему документации и документооборота;
проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов;
своевременно отражать в учете их результаты;
шире внедрять современные средства автоматизации учета.
Для правильной организации учета материалов в организациях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура - систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых в данной организации. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале' технически правильное наименование (в соответствии с общими стандартами - ГОСТом); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер - условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные признаки. Если же в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
Впоследствии при выписке каждого документа по движению материалов в нем указываются не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок при записях в складском и бухгалтерском учете материалов.
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (за исключением Банка России, кредитных организаций), установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденным приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н (с изм. и доп.).
Исходя из данного Положения материалы - это часть имущества организации, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, или приобретаемая для продажи, или используемая для управленческих нужд. Кроме них в состав материально-производственных запасов (МПЗ) включают готовую продукцию, товары и прочие ценности.
В качестве единицы учета МПЗ выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и (или) однородных групп (видов).
Материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, составляющей сумму фактических затрат на их приобретение за плату, за исключением НДС и других возможных налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение МПЗ могут быть'
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
таможенные пошлины и другие платежи;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в договорную цену;
затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит), проценты по заемным средствам, если они связаны с приобретением и произведены до даты оприходования МПЗ на складах организации;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость МПЗ, полученных безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Фактическая себестоимость МПЗ,
Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"
Бухгалтерский практикум
приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе у этой организации.
Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Материально-производственные запасы (кроме оборудования к установке), по которым в течение года цены снизились, или они морально устарели, или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются на конец года в бухгалтерском балансе по цене возможного использования и реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения (заготовления), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения; при осуществлении розничной торговли разрешается их оценка по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Организации торговли могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенные до момента передачи их в продажу, включать в состав издержек обращения.
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов или за перевозку, погрузоч-но-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций, и находить отражение в учете. Поэтому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые, заранее установленные цены, называемые учетными (ими могут быть или договорные, или плановые цены).
В случае использования в текущем учете договорных цен по окончании месяца рассчитываются суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
При использовании плановых цен ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход). Этот показатель предоставляет возможность дать оценку процессу заготовления материалов. Транспортно-загото-вительные расходы или отклонения от плановых цен рассчитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам материалов (основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и т. д.) За основу расчета берутся остатки материалов на начало месяца и их поступление за отчетный месяц.
Документация по учету движения материалов
Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета.
Поступление материалов в организацию контролирует в первую очередь отдел маркетинга (снабжения), который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков обычно доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, то составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.
В случае доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т) в четырех экземплярах:
первый экземпляр - поставщику или грузоотправителю (для списания ценностей);
второй экземпляр - покупателю или грузополучателю (для оприходования ценностей);
третий и четвертый экземпляры - перевозчику (для начисления заработной платы водителям и выставления счета).
При получении материалов на станции железной дороги в качестве первичного документа выступает железнодорожная накладная с соответствующими отметками на станции отправления или назначения.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, накладные и пр.), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (форма № М-4).
Акт о приемке материалов (форма Ns M-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (коли-
Бухгалтерский практикум
чественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения организации. Комиссия назначается руководителем организации. Составляется акт в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков, второй поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера. Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются; расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа; их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью любых видов собственности.
Для оформления движения материалов внутри организации составляют требования-накладные на отпуск материалов (форма № М-11), которые выписывают при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции. Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), используется при оприходовании материалов, полученных от ликвидации основных средств, выбытия из эксплуатации прочих активов.
Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один -цеху (для списания материалов), другой - складу (для их оприходования).
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности организации материалов. К ним относятся лимитно-заборные карты, требования-накладные и накладные на отпуск материалов на сторону.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) выписывается на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производствен
ный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида, оставшихся в цехах на начало месяца.
Выписываются карты в двух экземплярах: один -цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. Таким образом, на основании лимитно-заборных карт оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Кроме того, по лимитно-заборной карте ведется учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов, то для оформления их однократного отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование-накладная (форма № М-11). Она выписывается в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов:
один остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй - у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.
Сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов также оформляются выпиской требования-накладной (форма № М-11) с отметкой в ней кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения руководителя организации или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных.
Накладные на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своей организации, выделенным на отдельный баланс. Выписываются они в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других соответствующих документов при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная. накладная (форма № 1-Т).
(Продолжение следует)
Е. П. Козлова, Т, Н. Бабченко, Е. Н. Галанина
(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)
50 Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"
Учет материалов'
Организация учета материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии
Приступая к рассмотрению порядка организации учета материалов по местам хранения и в бухгалтерии, необходимо отметить, что одного Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) -с изм. и доп., утвержденного приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25н, для этих целей недостаточно, потому что оно не полностью отвечает на следующие вопросы:
как организуется учет материалов на складах;
как организуется учет материалов в бухгалтерии;
как осуществляется контроль и взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета;
через какие учетные регистры обеспечивается выход информации по статьям баланса.
Именно поэтому в преамбуле к ПБУ 5/98 записано:
"Настоящее Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету".
К таким законодательным актам можно отнести Основные положения по бухгалтерскому учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденные письмом Минфина СССР от 30.04.74 № 103. Ими определено, что организация учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Возможен также количественно-суммовой метод.
Назовем основные принципы оперативно-бухгалтерского метода:
оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета, которые ведутся материально ответственными лицами;
систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов;
предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
Продолжение. Начало см. в № 7.
осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при автоматизированном учете - также в разрезе номенклатурных номеров;
систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Оперативно-бухгалтерский метод предполагает распределение функций между бухгалтерией и складом (см. далее).
по учетным Склад Бухгалтерия
отчетного периода заполнение ведомости учета остатков материалов путем переноса последних из карточек учета (в количественном выражении);
передача Контроль за количественным учетом движения материалов по складам (за правильностью записей в карточках учета показателей первичных документов и расчета остатка в момент приема документов на складе);
Аналитический учет в разрезе номенклатурных номеров материалов на карточках учета;
оформление (выписка) приходных ордеров и актов на приход материалов;
отпуск материалов по документам пользователей (цеха, отделы, службы организации);
составление реестров склада на приход и расход по установленным датам;
по окончании каждого ведомости учета остатков материалов в бухгалтерию
таксировка первичных документов ценам;
ведение учетных регистров - ведомостей (№ 10) по движению материалов в двух оценках: учетной и фактической (в разрезе групп материалов и по складам только в учетных ценах);
таксировка ведомости учета остатков материалов каждого склада по учетным ценам;
взаимосверка суммовых итогов ведомости учета остатков с показателями бухгалтерии - ведомость № 10 (склад и стоимость остатка по учетным ценам)
При оперативно-бухгалтерском методе на складах ведется только количественно-сортовой учет движения материалов. Осуществляется он на карточках учета материалов (форма № М-17) - см. далее. Эти карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке учета мате-
45
риалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. Кладовщик обязан записать учетные цены в документы на приход и расход материалов и проставить номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (см. далее) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, документов в карточках учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет
проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах конурольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.
По состоянию на 1-е число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в Книгу (ведомость) учета остатков материалов (см. далее). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу, хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1—2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.
Фирма
| •Пр
| огресс"
|
|
|
|
|
| Карт
| очка учета (извлече
| ма н*»е
| териалов )
|
|
|
|
| Форма Ns M-17
| ||||
Склад
| и
| елпаж
| Ячей
| ка
| Марка
| С
| орт
| Профиль
| Размер
|
| Единица измерения
| Номенклатур номер
| -1ЫЙ
| Цена (РУб.. к
| on.)
| Норма запаса
| ||||
1
|
| 8
| -
|
| С-12
|
| 1
| лист
| 3 мм
|
| кг
| 10303
|
| 1,0
|
| 6000
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Ст
| аль листов
| ая
| 3 мм
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| (наи
| менование
| мат
| ериала)
|
|
|
|
|
| ||||
Дата з писи
| а-
| Номер куме
| до-нта
| н
| Чорядковы эмер запи
| и си
|
| От кого п или кому с
| случено утушено
|
| Приход
| Расход
| С
| Эстаток
| Конт
| роль (подпись)
| ||||
1
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
| 6
|
| 7
|
| 8
| ||||
01.03
|
| -
|
|
| 66
|
|
| На начало
| месяца
|
| -
| -
|
| 5000
|
| Семенова
| ||||
0703
|
| 41—
| М
|
| 67
|
|
| ЗАО "Мет
| аллист"
|
| 60000
| -
|
| 65000
|
| Семенова
| ||||
10.03
|
| 18-
| 19
|
| 68
|
|
| Цеху N и т. д
| ^ 1
|
| -
| 10000
|
| 55000
|
| Семенова
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Фирма "Прогресс"
| Реестр сдачи документов по приходу Склад
| № 4 за 1—10 февраля 2001 г. \Ь 1
|
| |||||||||||||||||
Номенклатурный номер материалов или группа материалов
| Количество документов
| Номера первичных документов
| Сумма (руб., коп.) -проставляется в бухгалтерии
| |||||||||||||||||
10/1
| 4
| 41—44
| 54000,00
| |||||||||||||||||
10/2
| 2
| 12-13
| 10000,00
| |||||||||||||||||
Итого
|
|
| 64000,00
| |||||||||||||||||
Всего принято - 6 (шесть) документов 11.03.2001 г. Сдал - Власов
| Принял - Семенова
| Документы в
| таксировку получил - Семенова
|
46 Приложение -к журналу "Бухгалтерский учет'
Фир Мате
| ма "Прогрес риально отв
| с" етствен
| мое лицо -
| Книга (в Власов В. К.
| едомость) у по с
| чета остат кладу № 1
| ков материа
| 1ЛОВ
|
|
|
|
№
| Номенкла
| Н
| аименовани
| е материалов
| Единица
| Цена
| Остаток' н
| а 1 января
| Остаток
| на 1 февраля
| И т. д.
|
п/п
| турный номер
|
|
|
| измерения
| (руб., коп.)
| кол-во
| сумма
| кол-во
| сумма
|
|
1 2 3 4
| 10303 10306 10350 10309 и т. д.
| Сталь Сталь Сталь Сталь Прочие
| листовая -листовая -листовая -листовая -
| 3 мм 6 MM 50 мм 9 мм
| кг кг кг кг
| 1,00 2,00 7,00 3,00
| 5000 4000 3000 3000
| 5000 8000 21000 9000 7000
| 4000 1600 3000 2100
| 4000 6400 21000 6300 4300
|
|
|
| Итого Итого Итого
| по группе по группе по группе
| 10/1, склад № 1 10/2, склад № 2 10/9, склад № 2
|
|
|
| 50000 24000 14000
|
| 42000 8000 33000
|
|
|
| Всего
| по фирме
| "Прогресс"
|
|
|
| 88000
|
| 83000
|
|
Синтетический учет материалов
Приведенная ранее классификация материалов по их назначению и применению в производственном процессе будет использована бухгалтерией для организации синтетического учета, когда каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.00 № 94н, с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета.
| Синтетические счета
|
| Субсчета
|
номер
| наименование
| номер
| наименование
|
10
| Материалы
| 1 2
3 4 5 6 7 8 9
| Сырье и материалы Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали Топливо Тара и тарные материалы Запасные части Прочие материалы Материалы, переданные в переработку на сторону Строительные материалы Инвентарь и хозяйственные принадлежности
|
15
16
| Заготовление и приобретение материальных ценностей Отклонение в стоимости материальных ценностей
|
| В балансе не участвует
|
Отметим, что счет 10 "Материалы" балансовый, активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации. Их учет ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией по местам хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.
Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и канцелярские товары), от своих вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности. Кроме того, как поступления приходуются на склад сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, материалы от ликвидации и выбытия основных средств, поступившие безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, и др.
Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца - после расчета процентов и сумм транспортно-заготови-тельных расходов или отклонений - по фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1 и др.), а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.
С кредита Д Т
счетов
60 Стоимость поступивш
Кредит
С - фактическая себестоимость материальных ценностей на складах, в цехах переработки и материалы в пути
Возможен и другой вариант учета движения материалов, когда все операции по приобретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
Оборот по дебету этого счета отражает фактические затраты организации, связанные с поступлением, приобретением и заготовлением материальных ценностей от поставщиков, подотчетных лиц, взносов учредителей в уставный капитал, безвозмездно, отходы производства и не использованные в производстве материалы и прочие расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, перемещению.
Оборот по кредиту - списание учетной (договорной) стоимости поступивших материальных ценностей на счета их учета (10, 07, 11, 41, 91 и т. д.). Оставшуюся сумму затрат (разницу между фактической суммой затрат и списанной учетной стоимостью по их приобретению) списывают на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (+, -). Таким образом, счет 15 при равенстве оборотов будет закрыт.
Суммы отклонений, накопленные в дебете счета, списываются в установленном организацией порядке в дебет производственных счетов или счетов 08, 79, 80, 91 и др. в зависимости от их целевого назначения (использования).
Отражение на счетах поступления материальных ценностей и расходов, связанных с их приобретением, при использовании счета 10 "Материалы"
С кредита счетов
Дебет
Окончание
20 Стоимость отходов и сэкономленных материалов основного производства, сданных на склад
75 Взнос учредителями в уставный капитал 98/2 Безвозмездное поступление материалов
79 Стоимость материалов, полученных от подразделений, выделенных на отдельный баланс
08 Стоимость материалов, не использованных на капитальные вложения
Итого фактическая себестоимость поступивших ценностей
В таком же порядке и в той же корреспонденции счетов отражаются затраты по заготовлению материалов при использовании счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
Списание израсходованных материалов оформляют в учете следующим образом (при использовании счетов 15 и 16).
На счетах производственных затрат - 23, 25, 26, 28, 97
С кредита счетов
Дебет
Кредит
10
Стоимость израсходованных товарно-материальных ценностей по учетным ценам:
на содержание оборудования рабочих мест, зданий и текущий ремонт цехового и общезаводского назначения; на изготовление продукции вспомогательных производств и освоение новых видов продукции; на исправление брака продукции; на изготовление продукции
Сумма отклонений фактической себестоимости от учетной отдельно по каждому из счетов
16
С кредита счетов
С кредита счетов
С кредита счетов
Стоимость поступивших ценностей согласно расчетным документам и неотфактурованным поставкам
60
Стоимость доставки и перевозки поступивших ценностей
60
Стоимость приобретенных ценностей за счет подотчетных сумм
71
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных из подотчетных сумм
71
70, 69 Заработная плата, начисленная грузчикам. Социальный налог, начисленный на заработную плату грузчиков
23 Стоимость отходов и сэкономленных материалов вспомогательными производствами, сданных на склад
91 Стоимость отходов от ликвидации основных средств, сданных на склад
43 Стоимость готовой продукции, подлежащей использованию для нужд производства
28 Стоимость лома и отходов, которые получены от окончательно забракованной продукции, сданных на склад
На счете 20 "Основное производство"
Дебет Кредит
Учетная стоимость материалов, израсходованных на основное производство
10
Сумма отклонений на израсходованные материалы по основному производству
16
На счете 44 "Расходы на продажу"
Дебет Кредит
10 На упаковку готовой продукции по учетным ценам
16 Сумма отклонений фактической себестоимости от учетных цен
На счете 91 "Прочие доходы и расходы"
Дебет Кредит
10 Отпуск, реализация на сторону по учетным ценам
16 Сумма отклонений фактической стоимости от учетных цен
Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"
На счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты"
С кредита счетов
Дебет Кредит
10 Отпуск материальных ценностей подразделениям, выделенным на отдельный баланс, и по учетным ценам
16 Сумма отклонений фактической стоимости от учетной цены
На счете 80 "Вклады товарищей"
С кредита счетов
Дебет Кредит
Возврат материала участникам при прекращении договора
Сумма отклонений фактических затрат от учетных цен при возврате материалов
Итого фактическая себестоимость израсходованных материальных ценностей
Указанный порядок списания израсходованных материалов считается традиционным - через расчет сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от учетных цен (+, -).
В период резкого колебания цен на материальные ценности любой организации недостаточно их возмещения в сумме средних величин, отсюда возникает необходимость возмещения в первую очередь стоимости поставок, приобретенных по более дорогим ценам. Такая методика расчета стоимости израсходованных материалов носит название ЛИФО или ФИФО. В период их использования организация должна обеспечить отдельный учет поставок в разрезе цен поступивших ценностей и при их росте первыми списывать израсходованные ценности данного вида начиная с более дорогостоящих.
При этом значение имеет только объем (количество) каждой поставки, цена которой используется, и вид материалов, а не временной период их поставки. Если объема более дорогой поставки было недостаточно для списания объема израсходованных материалов, то последующее количество оценивают по предыдущей более дешевой поставке и т. д., до тех пор, пока не исчерпается полный объем израсходованных материалов.
В результате организация возместит, через себестоимость продукции, работ, услуг или продажу, самую высокую цену приобретения и понесет меньше убытков (если цены на материалы еще повысятся) или получит больший доход, если цены будут снижаться.
Пример. По группе основных материалов организация имела следующие данные.
Остаток на начало месяца - 20 т по 500 руб. =
= 10000 руб.
Поступило в отчетном месяце:
первая поставка - 50 т по 600 руб. = 30000 руб. вторая поставка - 40 т по 650 руб. = 26000 руб. третья поставка - 40 т по 700 руб. = 28000 руб. Итого поступило - 130 т 84000 руб. Итого поступление с остатком - 150 т (130 т + 20 т) на 94000 руб.
Расход за отчетный месяц составил 90 т. Стоимость израсходованных материалов по методу ЛИФО, когда в первую очередь списываются материалы по стоимости последних поставок как самых дорогостоящих:
40 т по 700 руб. = 28000 руб. 40 т по 650 руб. = 26000 руб. 10 т по 600 руб. = 6000 руб. Итого 90 т 60000 руб. Остаток на конец месяца - 60 т (150 т - 90 т) на 34000 руб. (94000 руб. - 60000 руб.). При сопоставлении стоимости израсходованных материалов с вариантом ее расчета со среднефакти-ческой можно видеть размер средств, полученных организацией по методу ЛИФО.
1. Средняя стоимость 1 т материалов = 626,6 руб. (94000 руб. : 150 т).
2. Фактическая стоимость расхода = 56394,0 руб. (626,6 руб. • 90 т).
Таким образом, в затраты производства включено на 3606 руб. (60000 руб. - 56394 руб.) больше средств, которые позволят иметь более достаточную сумму денежных средств для оплаты платежных документов поставщиков материалов в будущем. При этом стоимость отгруженной продукции покупателем должна быть увеличена, поскольку иначе организация недосчитается запланированной суммы прибыли.
При использовании метода ФИФО при расчете стоимости израсходованных материалов происходит обратный процесс, т. е. падение отпускных цен на приобретаемые материалы, и поэтому в первую очередь списываются объем ценностей, приобретенных по более высоким ценам начального периода, с переходом на нижестоящие поставки. Этот процесс меньше влияет на себестоимость продукции и сумму прибыли.
(Продолжение следует)
Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н, Галанина
(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)
Применяется при учете операций по договору простого товарищества
Учет материалов
Учет расчетов с поставщиками за поступившие материалы
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т. п. Организации-поставщики на отгруженную продукцию выписывают счета, платежные требования, накладные и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому указанные документы в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Там проверяют их соответствие договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е дают согласие на оплату.
После регистрации счета поставщиков получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию организации для оплаты и сдачи в банк, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.
С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу организации-поставщика.
Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию (товары) после получения аванса от покупателя Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции (товаров) сумма перечисленного аванса засчитывается при окончательной оплате.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.1000 № 94н, учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 "Рас-
Окончание Начало опубликовано в Ns 7—8
четы с поставщиками и подрядчиками". На указанном счете отражают расчеты по выданным авансам, по задолженности поставщикам за неоплаченные поставки.
Счет по отношению к балансу - активно-пассивный: сальдо дебетовое - свидетельствует о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое - о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате документам, подтверждающим поступление материалов, и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.
Аналитический учет расчетов с поставщиками организуется в разрезе поставщиков, договоров, расчетных документов, видов расчетов. При этом необходимо выделить расчеты по авансам выданным либо в аналитическом разрезе, либо на отдельных субсчетах.
Наиболее наглядно построение учета расчетов с поставщиками можно проанализировать на базе журнально-ордерной формы учета, заполнив журнал-ордер № 6 (см. далее). При этом, по мнению авторов, структуру журнала необходимо скорректировать с учетом требований нового Плана счетов. В графу "Остаток на начало месяца" необходимо ввести раздел "Сальдо по авансам выданным".
Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно;
по полученным товарно-сопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60),
по полученным товарно-сопроводительным документам оплаченным - материалы не поступили; в пути (справочно "за неприбывший груз", сальдо нет);
по полученным товарно-сопроводительным документам неоплаченным - материалы не поступили; в пути (справочно "за неприбывший груз" и кредитовое сальдо на начало месяца);
сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а товарно-сопроводительные документы для их оплаты не поступили);
41
L
Бухгалтерский практикум
по суммам, перечисленным поставщикам в виде авансов или предоплат (сальдо на начало месяца дебетовое).
В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Журнал-ордер Ns 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер платежного документа, регистрационный номер счета, наименование поставщика) в журнале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по товарно-сопроводительному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этом документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по товарно-сопроводительным документам -в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов.
По выпискам банка производится отметка об оплате каждого документа.
Порядок учета неотфактурованных поставок
Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без установленных платежных документов. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию, где указанные материальные ценности оцениваются по учетным ценам. Только по окончании месяца, когда вероятность получения платежных документов от поставщика отпадает, приемный акт регистрируется в журнале-ордере № 6: в графе "Регистрационный номер счета" проставляется буква "Н", затем наименование поставщика, номер приемного акта, учетная стоимость поступивших ценностей указываются во всех последующих графах - по складу, по группе материалов (субсчет) и в графе "Сумма акцепта". Поставка не подлежит оплате в текущем месяце из-за отсутствия первичного документа.
При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц одна из строк будет отражать ранее не отфактурованную поставку по графе "Сальдо на начало месяца" -в сумме учетной стоимости материалов, поступивших в прошлом месяце.
По мере поступления документов поставщика их регистрируют в журнале-ордере № 6 исходя из характера и наличия расхождений между ранее оприходо
ванной учетной стоимостью поступивших материалов и договорной стоимостью по платежному требованию поставщика:
при отсутствии стоимостной разницы в журнале-ордере № 6 только производится отметка об оплате по графе "Сальдо на начало месяца" и проставляется номер платежного документа, оплаченного банком;
при наличии расхождений (+, -) по графе "Сальдо на начало месяца" сторнируют ранее записанную учетную стоимость: по субсчету и сумме акцепта.
В этих же позициях отдельной строкой регистрируется сумма платежного документа и проводится отметка об его оплате (если таковая произведена). С этого момента расчеты по ранее не отфактурованным поставкам будут закончены.
Порядок учета материалов в пути
Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцептовала (приняла к оплате) товарно-сопроводительные документы поставщика и право собственности на материальные ценности перешло к покупателю (на склад покупателя материалы еще не поступили). К учету принимаются акцептованные документы независимо от того, оплачены они банком или нет.
В журнале-ордере № 6 указанные документы регистрируются в графе "За неприбывший груз" и в графе "Акцепт".
По окончании месяца после строки "Итого поступило" фиксируется сумма стоимости материалов, оставшихся в пути на конец месяца, т. е. приходуется по группе материалов условно, без записи на склад. Указанная запись позволит включить материальные ценности в балансовые показатели (в связи с переходом права собственности на них к покупателю). Однако на начало следующего месяца расчеты по данной поставке не будут закончены (материалы не поступили).
По мере поступления указанных ценностей они приходуются складом, а бухгалтерия, получив приходные ордера, регистрирует их в журнале-ордере № 6 по строке незаконченных расчетов на начало месяца: номера приходных документов склада, учетная стоимость поступивших материалов, и на группу в сумме платежного документа. Вторичному акцепту данная поставка не подлежит.
По окончании месяца при закрытии журнала-ордера Ns 6 после строки "Итого поступило" сумма документа будет сторнирована по группе материалов как отраженная дважды (в прошлом месяце - условно, в текущем -фактически). По мере оплаты акцептованного платежного документа расчеты с поставщиком по данной поставке будут закончены.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению
чг
Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"
Фирма "Прогресс"
Журнал-ордер № 6 по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (по операциям заготовления материалов) за февраль 2001 г.
(Извлечение)
№ п/п
| Номер
| Регист-
| Поставщик
| №
| Учетная стоимость
| Креди
| т счета
| 60 в /]
| 1ебет c4i
| ВТОВ
| Мате-
| Сумма акцепта
| На
| начало месяц,
| а
|
| Оплата
|
|
| теж-ного Документа
| онный номер счета
|
| кого документа склада
| поступивших материалов
| 10/1
| 10/2
| 10/9
| 76/2
| 19/3
| в пути в отчетном месяце
| по счетам и неотфактурованным поставкам
| за неприбывший груз (спра-вочно)
| сальдо по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам
| сальдо по авансам выданным
| дата
| расчетный счет
| прочие счета
|
1
| Н
| Н
| Фирма "Лада"
|
|
|
| [8000 |
|
|
|
|
| |8000
|
| 8000
|
| сторно
| см. строку
| 7
|
2
| 24
| 18
| Фирма "Марка-С"
| 48
| 6000
| 7000
|
|
|
|
|
|
| 7000
|
|
|
|
|
|
3
| 108
| 19
| 000 "Мастер"
| 12-13
| 10000
|
|
| 10000
|
| 2000
|
| 12000
|
|
|
| 06
| 12000
|
|
4
| 66
| 20
| ЗАО "Металлист"
| 41—44
| 54000
| 64000
|
|
|
| 12800
|
| 76800
|
|
|
| 15
| 76800
|
|
5
| 101
| 21
| ЗАО "Полимер"
| 45
| 64000
|
| 69300
|
|
| 13860
|
| 83160
|
|
|
| сальдо -пил
| срок не на
| сту-
|
6
| 70
| 22
| ЗАО "Металлист"
| 46—47
| 60000
| 64000
|
|
|
| 12800
|
| 76800
|
|
|
| 21
| 76800
|
|
7
| 33
| 23
| Фирма 'Лада"
| январь
| январь
|
| 10000
|
|
| 2000
|
| 12000
|
|
|
| 24
| 12000
|
|
8
| 42
| 24
| 000 "Трансагентство"
|
|
| 18000
| 7900
|
|
| 5180
|
| 31080
|
|
|
| сальдо -
| - срок не н пил
| асту-
|
Итог
| о постуг
| 1ИЛО
|
|
| 194000
| 153000
| 79200
| 10000
|
| 48640
|
| 283840
|
|
|
|
|
|
|
Стор
| мо мате
| риалов в
| пути на начало месяца
|
| сверяется
| [тооо]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мате
| эриалов
| в пути h
| « конец месяца
|
| № 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Beer
| о для а
| яписи в
| Главную книгу
|
| 194000
| 146000
| 79200
| 10000
|
| 48640
|
| 283840
|
| 8000
|
|
| 177600
|
|
Бухгалтерским практикум
с документами поставщика, которые оформляются актом (форма № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка - отдел маркетинга сообщает поставщику об излишках и просит выставить расчетные документы (платежное требование). В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости груза.
Пример. Порядок расчета суммы недостач по вине
поставщика.
Оплачено по платежному требованию поставщика:
стоимость материалов: 30 т по 8000 руб. -
240000 руб.;
железнодорожный тариф: 30 т по 200 руб. - 6000 руб.,
сумма наценки (2 % от стоимости материалов):
(240000 руб. • 2 %) : 100 %.
Итого: 240000 руб. + 6000 руб. + 4800 руб. =
= 250800 руб. Недостача 2 т: (8000 руб. • 2) + (200 руб. • 2) +
+ (2 % • 16000 руб.) = 16720 руб.
Сумма недостач относится в дебет счета 76/2 "Расчеты по претензиям" и в кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и отражается в журнале-ордере № 8 и ведомости № 7. В журнале-ордере № 6 отражены операции по расчетам с поставщиками, связанные только с приобретением (заготовлением) товарно-материальных ценностей. Кроме того, организации пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т. п., поэтому в крупных организациях ведется отдельный журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца показатели данных журнала-ордера суммируются для получения общих оборотов по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и переноса их в Главную книгу.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам
При учете расчетов с поставщиками материалов, подрядчиками за выполненные работы и услуги организация-покупатель производит оплату не только стоимости материалов, работ и услуг, но и налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.
Поставщик согласно установленным ставкам включает в счет-фактуру и в товарно-сопроводительные документы сумму НДС. Покупатель, оплачивая их или принимая к оплате, фиксирует его в составе оборота по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стои
мость по приобретенным материально-производственным запасам", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На основании счета-фактуры, выписки банка и справки-расчета бухгалтерия производит зачет принятых сумм НДС в уменьшение задолженности перед бюджетом по налогам и сборам (Д-т сч. 68, К-т сч. 19). Дебетовое сальдо счета 19 отражает невозмещенную организацией сумму НДС на начало (конец) месяца.
Синтетический и аналитический учет налога на добавленную стоимость организуется в журнале-ордере № 8 или в оборотных ведомостях.
Отражение на счетах расчетов с поставщиками и подрядчиками Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
С кредита счетов
Дебет
Кредит
В дебет счетов
60/3
С - задолженность организации: по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или не оплаченным в срок по неотфактурованным поставкам (отсутствует платежный документ)
Списывается стоимость ранее перечисленного аванса поставщику
Акцепт платежных докумен- 07, тов на поступившие мате- 10, риальные ценности 41
50, 51, 52
Оплата акцептованных платежных документов поставщиков: за товарно-материальные ценности, услуги и выполненные работы
Оплата акцептованных платежных документов со счетов аккредитивов, чековых книжек и банковских карт
Оплата платежных документов за счет краткосрочных банковских ссуд
Погашение задолженности перед поставщиком в счет зачета взаимных требований
Акцепт платежных доку- 07, 11, ментов по доставке мате- 10, 41 риальных ценностей
55
Сумма налога на добавлен- 19 ную стоимость
66, 67
Услуги подрядчиков по де- 91 монтажу реализованных и ликвидированных основных средств
62
Фактическая стоимость не- 76/2 достач материалов и претензий по акцептованным и оплаченным платежным документам
Акцепт платежных докумен- 20, 23, тов за потребленные энер- 25, 26 гию, газ, воду, выполненный текущий ремонт основных средств
Акцепт платежных докумен- 44 тов за доставку и перевозку готовой продукции
44
Приложение к журналу "Бухгалтерский учет"
Учет движения материалов в бухгалтерии
Бухгалтерия организации при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 "Движение материальных ценностей" (в денежном выражении) -см. далее. Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающих контроль за сохранностью материалов по местам их хранения, - I раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости, показатели для расчета сумм и процентов транс-портно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - II раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости -III раздел.
В ведомости № 10 приводятся две справки:
№ 1 "Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей" (см. далее), заполняется по показателям журналов-ордеров №1,6, 7, 8, 10/1, 13 и др., т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения раздела II ведомости № 10;
№ 2 "Стоимость поступивших материалов по учетным ценам" (см. далее), заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом I ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.
Таким образом, ведомость № 10 "Движение материальных ценностей" обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов. Обязательным дополнением к ведомости является ведомость № 11 "Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или цехам на производстве, не имеющим складов".
Следовательно, по разделу I ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.
По разделу II ведомости № 10 можно выявить общий объем ценностей в разрезе групп материалов и ба
лансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.
В разделе III ведомости № 10 выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по финансовым статьям, в том числе внутренние обороты: переброска на другие общезаводские склады (-).
Фирма "Прогресс"
Ведомость № 10 "Движение материальных ценностей"
(в денежном выражении) за февраль 2001 г.
Раздел I. По складам и учетным ценам
(РУб.)
| Склад № 1 -
| С
| клад Ns
| 2
|
|
Показатели
| основные материалы
| 10/2
| 10/9
| Итого
| Всего
|
Остаток на начало месяца
| 50000
| 24000
| 14000
| 38000
| 88000
|
Поступило
| 120000
| 64000
| 26000
| 90000
| 210000
|
Выбыло
| 128000
| 80000
| 7000
| 87000
| 215000
|
Остаток на конец месяца
| 42000
| 8000
| 33000
| 41000
| 83000
|
Раздел II. Поступление остатков по предприятию (по синтетическим счетам и группам материалов)
(РУб.)
|
|
| Счет 10
|
|
| В том
| числе
|
№ п/п
| Основание для записи (приходные ордера, накопительные ведомости)
| основные материалы, субсчет 10/1
| ВСПО- мога-тель-ные материалы, субсчет 10/2
| инвентарь, субсчет 10/9
| ИТОГО
| от поставщиков
| от подотчетных лиц
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
1
| Поступило по документам складов: а) по учетным ценам б) по фактической себестоимости
| 120000 146000
| 64000 79200
| 26000 26000
| 210000 251200
| 194000
| 16000
|
2
| Остаток на начало месяца а) по учетным ценам б) по фактической себестоимости
| 50000 60000
| 24000 26400
| 14000 14000
| 88000 100400
|
|
|
45
Бухгалтерский практикум
Окончание
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
3
| Итого: остаток плюс поступления а) по учетным ценам б) по фактической себестоимости
| 170000 206000
| 88000 105600
| 40000 40000
| 288000 351600
|
|
|
4
| Отклонения от стоимости по учетным ценам (+,-) транспортно-за-готовительные расходы (+) сумма процент
| 36000 21,2
| 17600 20,0
| -
| -
| Сверено с журналом-ордером № 6
| Сверено с жур-налом-ордв-ром № 7
|
Раздел III. Расход и остаток на конец месяца (по синтетическим счетам и группам материалов)
(руб)
|
|
| Счет 10
|
|
|
№ п/п
| Направление отпуска
| субсчет 10/1
| субсчет 10/2
| субсчет 10/9
| Итого
|
1
| Отпуск по расходным документам складов по учетным ценам: на изготовление продукции общепроизводственные расходы общехозяйственные расходы расходы на продажу реализовано Итого по учетным ценам
| 100000 28000 128000
| 30000 23000 22000 5000 80000
| 3000 4000 7000
| 130000 26000 26000 5000 28000 215000
|
2
| Отпуск по фактической себестоимости
| 155136
| 96000
| 7000
| 258136
|
3
| Остаток на конец месяца: а) по учетным ценам 6) по фактической себестоимости
| 42000 50864
| 8000 9600
| 33000 33000
| 83000 93404
|
Справка № 1
Слагаемые фактической себестоимости поступивших материалов согласно данным журналов-ордеров
(РУб.)
Номер журнала-ордера
| Суммы по и гру
| синтетич ппам ма
| еским сч гериалов
| етам
|
| 10/1
| 10/2
| 10/9
| Итого
|
№ 6
| 153000
| 79200
| 10000
| 242200
|
№ 7
| -
| -
| 16000
| 16000
|
Итого
| 153000
| 79200
| 26000
| 258200
|
Изменение остатков по материалам в пути
| fTOOO'l
|
|
| [Уооо]
|
Всего фактическая себестоимость поступивших материалов
| 146000
| 79200
| 26000
| 251200
|
Справка № 2
Учетная стоимость поступивших материалов согласно данным журналов-ордеров
(руб.)
Номер журнала-ордера
| Сумма
|
6
| 194000
|
7
| 16000
|
Всего учетная стоимость поступивших материалов
| 210000
|
Инвентаризация материалов
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (с изм. и доп.), обязывает организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.
В процессе инвентаризации проверяются сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
По объему проверки инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель организации или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, которая назначается приказом руководителя организации.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (форма № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные графы для записи
Приложение к журналу "Бухгалтерский учет'
остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются посредством составления сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общехозяйственных расходов (Д-т сч. 10, К-т сч. 26). Недостача ценностей списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением их стоимости и количества по счетам материальных ценностей (кредит счета 10).
По решению руководителя организации сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства: дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи сверх норм естественной убыли (по розничным ценам) относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 73/2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - в сумме фактической стоимости и кредит счета 98/4 - в сумме превышения розничной цены над фактической.
Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации: дебет счета 99 "Прибыли и убытки", кредит счета 10 "Материалы".
Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов (Д-т сч. 91, К-т сч. 94).
Отличительные особенности
нового Плана счетов бухгалтерского
учета в части материально-производственных
запасов
Из состава материально-производственных запасов исключены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - счета 12 и 13. Их стоимость в части сальдо по счетам должна быть переведена на другие балансовые счета в зависимости от срока службы (полезного использования) предмета: или в состав основных средств (срок службы больше года независимо от стоимости), или в состав материально-производственных запасов.
Пример. Сальдо счета 12/1 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе" - 60000 руб., в том числе со сроком службы менее года -15000 руб.:
Д-т сч. 01, К-т сч. 12/1 - 45000 руб., Д-т сч. 10/9, К-т сч. 12/1 - 15000 руб. Сальдо счета 12/2 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации" - 240000 руб.,
в том числе со сроком службы менее года -80000 руб.
Сальдо счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - 120000 руб. Перевод малоценных и быстроизнашивающихся предметов в состав основных средств:
Д-т сч. 01, К-т сч. 12/2 - 160000 руб.;
Д-т сч. 13, К-т сч. 02 - 80000 руб. Перевод в состав материалов:
Д-т сч. 10/9, К-т сч. 12/2 - 80000 руб.;
Д-т сч. 13, К-т сч. 10/9 - 40000 руб. В последующем сумма сальдо счета 10/9 при передаче материалов данного вида в производство или на прочие нужды будет списываться без начисления износа как материалы.
Следующая особенность - возможность создания организацией резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Одним из объектов контроля со стороны бухгалтерии за оценкой стоимости материалов выступает сопоставление по окончании каждого отчетного периода фактической себестоимости остатка по текущим рыночным ценам.
В связи с этим каждая организация может создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов: Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", К-т сч. 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".
В начале следующего отчетного периода зарезервированные суммы восстанавливаются (Д-т сч. 14, К-т сч. 91). Указанная операция оформляется справкой бухгалтерии.
Пример. В бухгалтерском учете числится остаток материальных ценностей вида "А" в количестве 1000 единиц по фактической себестоимости 40 руб. за единицу. По состоянию на 1 января 2001 г. текущая рыночная цена за единицу составила 36 руб. Снижение стоимости составляет 4 руб. за единицу, а на весь остаток - 4000 руб. (в этом размере и будет создан резерв под снижение стоимости материальных ценностей). В бухгалтерском балансе сумма резерва не отражается отдельно, а учитывается при заполнении соответствующих показателей, которые характеризуют состояние материальных ценностей, уменьшая их стоимость, по которой они числятся в бухгалтерском учете.
Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина
(Аудиторская фирма 'Актив', контактные телефоны: (095) 951-63-17, 956-09-19)
47