Учетная политика предприятия, порядок ее формирования и оформления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Чтобы руководить непрерывно повторяющимися процессами производства, распределения, обмена (обращения) и потребления, необходим целый ряд сведений. Эти сведения получают с помощью хозяйственного учета.

Работа содержит 1 файл

ХУ и УП.docx

— 3.09 Мб (Скачать)

 

1.Общие понятия  хозяйственного учета

1.1 Сущность и функции хозяйственного учета

Чтобы руководить непрерывно повторяющимися процессами производства, распределения, обмена (обращения) и  потребления, необходим целый ряд  сведений. Эти сведения получают с  помощью хозяйственного учета. К  традиционным видам хозяйственного учета в зависимости от характера  данных, методов их получения и  способов группировки относят три  вида (рис 1):

  • оперативный,
  • статистический,
  • бухгалтерский,
  • налоговый учет (сравнительно новый).

   Рис 1 Сущность  и функции хозяйственного учета

 

 

Процесс хозяйственного учета  состоит из нескольких этапов (стадий). Прежде всего, это наблюдение за хозяйственными явлениями и процессами, затем их измерение в определенных числовых показателях. Полученные показатели необходимо зарегистрировать и сгруппировать по заранее принятой и научно обоснованной системе.

Оперативный учет — ведется на предприятиях, на местах производства и имеет чрезвычайно широкую базу.

Статистический  учет — это, главным образом, учет однородных массовых явлений и процессов, которые совершаются как в обществе, так и в природе.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменениях в стоимостном выражении.

Бухгалтерский учет охватывает наличие и движение (поступление, выбытие, распределение, списание) производственных запасов, денежных средств, затрат на производство и реализацию продукции, финансовых вложений и других хозяйственных средств и источников формирования указанных средств — собственных (собственный капитал) и заемных (привлеченный капитал).

Необходимость ведения налогового учета объясняется необходимостью исполнения доходной части бюджета всех уровней, которые более чем на 80% формируются за счет налоговых поступлений. Налоговые платежи являются основным объектом налогового учета. Отличительной особенностью этого вида хозяйственного учета является то, что он ведется как налогоплательщиком, так и налоговыми органами.

Все виды хозяйственного учета  взаимозависимы и взаимосвязаны  и составляют единый народно-хозяйственный  учет.

1.2 Учетные измерители

С помощью хозяйственного учета получают данные о работе каждой организации, отрасли, экономики страны в целом. Хозяйственный учет позволяет  получить сведения о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о  финансовых результатах деятельности организации. Учетные процедуры — это последовательные действия для осуществления и оформления того или иного факта хозяйственной деятельности организации. Они начинаются с фиксирования и предварительной обработки (группировки по требуемым признакам и арифметических подсчетов) учетно-экономической информации непосредственно на месте свершения хозяйственных фактов. Учетно-экономическая информация о движении хозяйственных средств и процессов, их состоянии и параметрах является результатом учетных процедур. Такая учетная информация является первичной, так как ее прием и оформление происходят впервые. Объекты первичного учета функционируют в рамках материально-технического снабжения, подготовки производства, производственного цикла, сбытовой и торговой деятельности, деятельности в области финансов и кредитования. Подготовленная к пользованию первичная информация группируется и обобщается по объектам управления в оперативном учете. Первичная учетная информация является обязательной как для оперативного, так и для всех других видов учета, составляющих систему хозяйственного учета.

Учет — это, прежде всего, количественное отражение и измерение хозяйственных явлений. Единицы измерения и исчисление хозяйственных средств и процессов в учете называются учетными измерителями. В хозяйственном учете применяются три вида измерителей (Рис 2):

  • натуральные,
  • трудовые,
  • денежные.

       Рис  1.2 Использование учетных измерителей

 

Натуральные измерители (кг, т, м, шт., кв. м и др.) позволяют измерять предметы в их натуральном виде. С их помощью ведут учет материальных ценностей, выполненной работы. Но использование их ограничено, так как натуральные измерители позволяют учитывать только однородные объекты. Они имеют большое значение в организации контроля за сохранностью различных форм собственности, за работой материально ответственных лиц.

Трудовые измерители (час, день, месяц и др.) применяются для измерения времени, затраченного на выполненную работу. С их помощью нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.

Денежные измерители (руб., коп., долл. и др.) служат для измерения в денежной оценке разнородных предметов. С их помощью начисляется себестоимость продукции (работ, услуг), определяется финансовый результат деятельности предприятия, составляются отчеты и балансы. Денежные измерители позволяют получать обобщающие показатели, чего нельзя сделать с помощью натуральных или трудовых измерителей.

В хозяйственном учете  учетные измерители часто применяют  в различных сочетаниях: натуральный  измеритель с денежным (количественно-суммовой учет), денежный — с трудовым и т.д.

1.3 Цели, задачи и особенности бухгалтерского учета 

Цель  бухгалтерского учета — формирование своевременной, качественной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения предприятия на рынке и выявления положения предприятий-конкурентов и т.п.

Задачи  бухгалтерского учета:

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности организации;
  • контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами Республики Беларусь, нормами и нормативами, утвержденными организациями;
  • контроль за формированием и использованием1 источников для создания имущества организации;
  • выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами и другими заинтересованными сторонами;
  • формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • определение финансовых результатов деятельности организации.

 

Основные функции бухгалтерского учета: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.

В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов. Применяются три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения.

Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Одной из главных функций  бухгалтерского учета в системе  управления является информационная функция. Учет поставляет информацию различным объектам управления — службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения.

Бухгалтерский учет выполняет  функцию обратной связи, без которой невозможна деятельность системы управления. С помощью обратной связи осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.

В современных условиях важна аналитическая функция учета, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.

Особенности бухгалтерского учета:

  • применение особых, только ему присущих способов обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.);
  • все хозяйственные средства и процессы обязательно отражаются в денежном (стоимостном) выражении;
  • строгая документированность — ни одна хозяйственная операция не может отражаться в бухгалтерском учете без документа. Это придает учету доказательную силу;
  • в определенном порядке на основе документов ведется систематическая запись совершенных хозяйственных операций в учете;
  • для проверки достоверности данных, отраженных в учете, периодически проводятся инвентаризации, результаты которых фиксируются в документах и отражаются в учете;
  • учет является сплошным и непрерывным, т.е. ни одна хозяйственная операция не может быть пропущена, и каждая из них обязательно регистрируется.

Бухгалтерский учет является частью хозяйственного учета, не изолирован от других учетных систем, отражает все совершенные в организации  хозяйственные операции, выявляет финансовые результаты (прибыль, убытки) работы организации, контролирует сохранность материальных ценностей. Он играет важную роль в осуществлении хозяйственного расчета и режима экономии на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Учетная политика предприятия,  порядок ее формирования и  оформления 

2.1 Формирование  учетной политики

Организации всех форм собственности в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» при ведении бухгалтерского учета должны руководствоваться принятой учетной политикой.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из Закона РБ и положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики в организации. Оно заключается в том, что выбор способов ведения учета осуществляется на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными структурными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормального регулирования учета.

Учетная политика организации  должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения  сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными  и оформленными соответствующим  решением руководителя организации.

 Учетная  политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета, имеющих методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющих методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементы методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Способы ведения бухгалтерского учета:

  • способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности,
  • погашение стоимости активов,
  • организации документооборота,
  • инвентаризации,
  • применения счетов бухгалтерского учета,
  • системы учетных регистров,
  • обработки информации.

Учетная политика организации включает в себя:

  1. Описание принятых способов ведения бухгалтерского учета.
  2. План счетов бухгалтерского учета.

3.Формы первичных документов  и регистров бухгалтерского учета (если они отличаются от типовых).

4. График документооборота.

 

2.2 Аспекты учетной политики

Учетная политика организации разрабатывается  главным бухгалтером организации, оформляется приказом и утверждается руководителем. Положение по учетной  политике включает в себя организационно-технические и методические аспекты учета.

Методический аспект в учетной политике предполагает отражение:

  • обособленной стоимости основных средств и средств труда в обороте;
  • применения различных методик и порядка начисления амортизации основных средств;
  • оценки нематериальных активов;
  • порядка начисления амортизации по нематериальным активам;
  • порядка учета процесса приобретения материалов и их оценки;
  • ведение учета операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей;
  • порядка списания материалов в производство;
  • учета и финансирования ремонта основных средств;
  • учета расходов будущих периодов и сроков их погашения;
  • перечня резервов предстоящих расходов;
  • методов оценки незавершенного производства;
  • методов распределения коммерческих расходов;
  • методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
  • метода определения реализации продукции при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления) или по мере оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • распределения и использования прибыли;
  • порядка формирования резервных фондов;
  • вариантов начисления процентов по займам и кредитам по мере их выплаты или по мере их начисления.

Информация о работе Учетная политика предприятия, порядок ее формирования и оформления