Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:53, реферат
В настоящее время учетная политика является мощным инструментом в управлении коммерческой организацией, поэтому ее формированию и раскрытию уделяется все больше внимания, что продиктовано требованием времени. Она призвана играть существенную роль в реализации стратегии предприятия. При формировании учетной политики в силу влияния на финансовые потоки и имущественное положение выбранных способов ведения учета следует уделять внимание ее аспектам во всех хозяйствующих субъектах независимо от сферы деятельности и организационно-правовых форм.
Введение
1. Учетная политика организации: базовые экономические принципы
2. Разработка понятийного аппарата и теоретической базы учетной политики
3. Степень разработанности проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Как известно, на многих российских предприятиях до сих пор к формированию учетной политики относятся как к повинности, требуемой законодательством, как к формально необходимому документу.
В этой связи следует выделить два вида учетной политики: формальную и эффективную. Эффективную учетную политику необходимо определить как закрепленную внутренней документацией совокупность принципов, приемов и правил ведения учета, которая должна соответствовать стратегии развития предприятия и способствовать получению максимального эффекта от функционирования системы учета в рамках действующего законодательства.
Формирование учетной политики - многоплановый творческий процесс, от результатов которого зависит порядок функционирования учетной системы как минимум на один год. Основные этапы разработки учетной политики представлены на рис. 1.
На всех этапах существуют свои сложности, однако наиболее трудоемким и долговременным является второй этап - текущий, когда необходимо выбрать именно те элементы, которые позволят получить максимальный эффект от функционирования учетной системы.
Рис.1. Основные этапы разработки учетной политики
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным отметить, что назревает необходимость сформировать учетную политику, основываясь на аспекты, разделив их на рекомендуемые нормативно (которые находят отражение в ПБУ 1/2008) и аспекты, способствующие формированию эффективной стратегии организации, но имеющие не менее важное значение для внешних и внутренних пользователей. Кроме того, формированию и раскрытию тех и других аспектов учетной политики в данном нормативном акте, уделено недостаточно.
В результате проведенного исследования было доказано, что организациям целесообразней формировать семь аспектов учетной политики: методический, организационный, технический, налоговый, управленческий, аналитический и международный, которые представлены на рис. 2.
Заметим, что методический, организационный, технический и налоговый мы отнесем к аспектам, базирующихся на нормативном регулировании. Управленческий, аналитический и международный аспекты относятся к разрабатываемым самостоятельно, но способствующие формированию эффективной стратегии организации, т.к. многие предприятия разрабатывают системы управленческого
Рис.2. Аспекты учетной политики
учета и отчетности, заказывают высоко затратные программы по анализу финансового состояния и трансформации своей отчетности по международным нормам. Однако, проводить реформу учета и отчетности необходимо на всех российских предприятиях. Недостаточно иметь данные только бухгалтерского финансового и налогового учета. Кроме них, в настоящее время управленческий учет, анализ и применение МСФО в полном объеме формируют картину о предприятии.
В этой связи, для удобства наличия информации высокоэффективным является составление учетной политики в одном документе в разрезе всех аспектов. Особенно это касается пользователей экономической информации организации.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что все пользователи имеют цель в использовании информации, отраженной в учетной политике. Преимущество формирования учетной политики по аспектам заключается в том, что каждому пользователю можно представить тот аспект, который его интересует в большей степени. Таким образом, учетная политика является инструментом менеджмента качества управления хозяйствующим субъектом.
На основе анализа содержания нормативных актов сделан вывод о целесообразности внесения изменений в ПБУ 1/2008, с выделением аспектов учетной политики, обязательных для раскрытия и рекомендуемых автором для пользователей.
Процесс формирования учетной политики включает в себя выбор конкретного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами (зафиксированных в системе нормативного регулирования). Если стандарты не устанавливают допускаемых способов ведения учета по отдельным вопросам, то формирование учетной политики заключается в разработке организацией индивидуальных способов исходя из общих требований законодательства. Многие положения учетной политики прорабатываются в процессе налогового планирования, поскольку оказывают существенное влияние на распределение налоговых платежей во времени, то есть способствует максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет переноса отдельных видов расходов на более поздний срок. Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды — правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов — все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.
Подчеркнем, что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.
Благодаря учетной политике предприятия и учреждения, организации могут защищать свои действия в Арбитражных судах и перед проверяющими органами. В бюджетных учреждениях, несмотря на то, что есть прекрасная (107н) инструкция, в которой разрешить тупиковые ситуации возможно, на мой взгляд, только описав методы учета, обеспечивающие достоверное отражение результатов деятельности учреждений в учете и отчетности.
3. Степень разработанности проблемы.
Сложность проблем, встающих при формировании, раскрытии и аудите учетной политики, усугубляется недостаточным количеством научных работ российских специалистов монографического характера, имеющихся публикаций в периодических изданиях, где в основном рассматриваются отдельные вопросы формирования, раскрытия и аудита учетной политики.
С 2008 г. было принято ПБУ 1/2008"Учетная политика организации". Принятие нового стандарта, в отличие от предыдущего, вызвано необходимостью приведения его в соответствие с рядом нормативных документов, вступивших в действие после утверждения первого положения. Такое внимание Минфина РФ к вопросам, связанным с учетной политикой, еще раз указывает на ее сложность и многоаспектность.
Специальные работы об учетной политике появились в 90-е годы прошлого столетия. Вопросам ее формирования, исполнения и раскрытия посвящены труды многих ученых и практиков. Достаточно обстоятельно и системно учетная политика была рассмотрена Р.А. Алборовым, А.С. Бакаевым, Н.М. Балакиревой, П.С. Безруких, Н.А. Бортником, О.В. Долматовой, В.Р. Захарьиной, В.Б. Ивашкевичем, Е.С. Исаевым, Н.А. Каморджановой, Н.П. Кондраковым, М.И. Кутером, Т.И. Кришталевой, Л.А. Крятовой, М.Ю. Медведевой, О.А. Мясниковой, С.А. Николаевой, Е.В. Никифоровой, Т.А. Новиковой, В.С. Плотниковым, М.Л. Пятовым, А.В. Суворовой, И.Д. Юцковской, Л.П. Хабаровой, Л.З. Шнейдманом.
Все авторы подчеркивают важность осмысленного подхода к формированию бухгалтерской, финансовой отчетности согласно учетной политики и анализу данных этой отчетности. Однако, подробный анализ влияния аспектов учетной политики на размеры финансовых показателей организации не проводился. В российской экономической литературе до настоящего времени не решены многие методологические проблемы, позволяющие сформировать адекватный требованиям рыночной экономики систематизированный комплексный подход к формированию, раскрытию учетной политики.
Проблемы интерпретации учетной политики организаций реже становятся объектом самостоятельно научного интереса и рассматриваются преимущественно с позиций места и роли учетных механизмов в системе управления деятельностью организации, а также как стадия в цикле создания необходимых учетных документов.
Если вопросам формирования учетной политики организаций (как для целей бухгалтерского учета, так и в еще большей степени - для целей налогообложения) и экспертизе ее содержания в ходе аудита посвящено достаточное число научных и практических работ, то проблематика, связанная с ее раскрытием, недостаточно исследована. Нуждается в уточнении и терминологический аппарат учетной политики.
Все это говорит о том, что в настоящее время необходимы комплексные исследования в области учетной политики организации, которые бы способствовали созданию основы для комплексного подхода к ее формированию, раскрытию.
Одним из таких подходов, который и был избран в качестве основного, является исследование проблем учетной политики в разрезе ее аспектов и осуществления аудита последних. Такой подход применительно к коммерческим организациям позволяет охватить и рассматривать в единстве характерные для них, как экономического субъекта, процессы учета (финансового, управленческого, налогового, по МСФО), анализа исходя из стратегии организации. В рамках данного подхода преодолевается ограниченность исследований, делающих акцент на формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, и, оставляющих за пределами внимания, другие, не менее важные аспекты учетной политики, а также оптимизацию налогообложения посредством нее и современные механизмы анализа деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс формирования учетной политики включает в себя выбор конкретного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами (зафиксированных в системе нормативного регулирования). Если стандарты не устанавливают допускаемых способов ведения учета по отдельным вопросам, то формирование учетной политики заключается в разработке организацией индивидуальных способов исходя из общих требований законодательства. Многие положения учетной политики прорабатываются в процессе налогового планирования, поскольку оказывают существенное влияние на распределение налоговых платежей во времени, то есть способствует максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет переноса отдельных видов расходов на более поздний срок.
Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды — правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов — все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.
Подчеркнем, что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.
Благодаря учетной политике предприятия и учреждения, организации могут защищать свои действия в Арбитражных судах и перед проверяющими органами. В бюджетных учреждениях, несмотря на то, что есть прекрасная (107н) инструкция, в которой разрешить тупиковые ситуации возможно, на мой взгляд, только описав методы учета, обеспечивающие достоверное отражение результатов деятельности учреждений в учете и отчетности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Сапожникова. – М.: КНОРУС, 2006.
2. Бухгалтерский учет: теория: учебник / Под редакцией Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / И.В. Анциферов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 800с. – стр. 410-514, 541- 631.
4. Сахчинская Н.С., Гогина Г.Н. Управленческий и аналитический аспекты учетной политики организации: монография. - М.: NOTA BENE, 2009. - 256 с. - 14,88 п.л. (авторские 8 п.л.).
5. Сахчинская Н.С. Формирование и раскрытие учетной политики организации: монография. - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2010. - 276 с. - 16,4 п.л.
Размещено на
5