Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.
Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Содержание

Глава 1. Понятие и формирование учётной политики
1.1. Понятие и формирование учётной политики.
1.2. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта.
Глава 2. Содержание и основы разработки учетной политики
Глава 3. Учетная политика предприятия организационный аспект
3.1 Организационная форма бухгалтерской службы.
3.2 Уровень централизации учета.
3.3 Выделение подразделений предприятия на отбельный баланс.
3.4 Внутрипроизводственный контроль.
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Учётная политика.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

 

3.3. Выделение подразделений  предприятия на  отбельный баланс.

В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в РФ предприятие  может выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а  также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав. Активы и пассивы отдельного баланса  включаются в бухгалтерский баланс предприятия.

Выделение того или иного подразделения предприятия  на отдельный баланс представляет собой  не что иное, как способ бухгалтерского оформления разделения учетного труда  на предприятии. Его цель – упростить  и рационализировать учетный  процесс на предприятии и работу бухгалтерской службы.

Выделение структурного подразделения на отдельный баланс осуществляется в случае 1) территориальной  удаленности этого подразделения  от остальных подразделений предприятия  и 2) относительной обособленности производственного, коммерческого, финансово-хозяйственного процессов.

Эти факторы  предопределяют и относительное  обособление учетного процесса в  данном подразделении. С территориальной  удаленностью связаны определенные сложности для централизованной обработки. В связи с обособленность деятельности подразделения возникает  необходимость использования специфических  способов и приемов бухгалтерского учета, осуществления практически  завершенного учетного цикла, а также  формирования системы показателей, характеризующих экономическую  ситуацию в данном подразделении  предприятия.

Вместе с тем  выделение на отдельный баланс ни в коем случае нельзя рассматривать  в качестве полного обособления  структурного подразделения от предприятия. Бухгалтерский баланс, составляемый структурным подразделением, характеризует  его имущественное и финансовое положение лишь отчасти. По нему невозможно достоверно исчислить финансовый результат  деятельности подразделения. Точнее, результат, представляемый в отдельном балансе, следует рассматривать лишь в  качестве внутреннего хозрасчетного  результата, но никак не конечного  финансового результата деятельности, о котором идет речь в бухгалтерском  и налоговом законодательстве.

Отдельный баланс не отражает реального обеспечения  долгов предприятия, перед его кредиторами  выступает не подразделение, а предприятие  как юридическое лицо, субъект  гражданских правоотношений. Руководство  подразделения не имеет права  действовать от своего имени; оно  вступает в любое правоотношения только по доверенности от руководства  предприятия.

Отдельный баланс является частью баланса предприятия. С этой точки зрения отбельный  баланс – сугубо внутренний документ, предназначенный для завершения учетного процесса на предприятии. В  этом его отличие от самостоятельного баланса. Причем в данном случае не имеет никакого значения тот факт, что структурное подразделение  может иметь некоторые черты, свойственные юридическому лицу.

3.4. Внутрипроизводственный  контроль.

Для обеспечения  сохранности имущества, законности и целесообразности финансово-хозяйственной  деятельности, а также достоверности  учетных и отчетных данных на предприятии  создается система внутрипроизводственного  контроля. Основными задачами такого контроля являются предотвращения непроизводительных расходов и потерь, неэффективного  расходования ресурсов, использования средств не по назначению, а также оценка эффективности работы каждого подразделения предприятия.

При организации  внутрипроизводственного контроля следует иметь в виду, что никакая  система, сколь бы идеальной  она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искажения учетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем. При этом необходимо исходить из следующего: любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду предприятию. Сложность контроля и затраты на его осуществление должны компенсироваться реально приносимой им пользой.

Наиболее существенными  элементами организации внутри-производственного контроля, применяемыми предприятиями с учетом конкретных особенностей их деятельности, являются следующие.

1. Отделение  функций по осуществлению реальной  коммерческой и финансово-хозяйственной  деятельности от функции по  ведению бухгалтерского учета.  Один и тот же сотрудник  предприятия не должен распоряжаться  материальными ценностями и денежными  средствами и вести бухгалтерский  учет операции с этими актами. Такой подход обеспечивает объективность  и независимость учета и создает  основу для действительного внутрипроизводственного  контроля.

2. Разделение  функций по ведению бухгалтерского  учета. При распределении обязанностей  между работниками бухгалтерской  службы необходимо добиваться, чтобы  один сотрудник не осуществлял  контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняя одновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке.

3. Установление  ответственности каждого работника  предприятия. При подборе персонала  предприятия необходимо точно  определить меру ответственности  конкретных исполнителей за правильностью  приемки, хранения и отпуска  материальных ценностей, за соблюдением  норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное  оформление и составление первичных  учетных документов, своевременную  передачу их для отражения  в бухгалтерском учете. Четкое  распределение ответственности  не только даст психологический  эффект, ни и позволит определять  результативность работы каждого  сотрудника и контролировать  выполнение возложенных на него  обязанностей.

4. Система утверждений.  Внутренними правилами и регламентами  предприятия должен быть определен  круг должностных лиц, которые  имеют право подписи документов  на отпуск материальных ценностей,  на расход денежных средств,  на принятие к учету командировочных  и представительских расходов. Особо  должно быть ограничено число  лиц, которым предоставлено право  распоряжаться дефицитными ценностями  и дорогостоящим имуществом. Может  быть установлен порядок, при  котором материалы, признанные  дорогостоящими и дефицитными,  выдаются лишь при наличии  на расходных документах визы  уполномоченного работника бухгалтерской  службы.

5. Использование  бланков строгой отчетности. Бланки  отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции  движения определенных ценностей,  могут быть отнесены к бланкам  строгой отчетности, за движением  которых устанавливается особый  контроль.

6. Организация  хранения ценностей. Перечислим  некоторые предпосылки действительного  контроля за сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений и их специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующими весовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой; денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях.

7. Средства охраны. Вероятность хищений материальных  ценностей и денежных средств,  утери соответствующих документов  снижается при надлежащей организации  охраны, применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении  доступа к ценностям и денежным  средствам.

8. Внезапные  проверки. Хозяйственную деятельность  периодически должны контролировать  бухгалтерская служба, ревизионная  комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация,  лица, уполномоченные правлением  или дирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всей наличности и проверкой других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.

9. Квалификация  персонала. На предприятии должно  быть организовано систематическое  обучение персонала правилами  приемки и отпуска материальных  ценностей и денежных средств,  технике составления и оформления  первичной учетной документации  в соответствии с положениями  и требованиями действующего  хозяйственного законодательства.

 

Заключение.

Таким образом, каждое предприятие имеет возможность  выбрать любой приемлемый для  себя вариант учета по тем или  иным вопросам в зависимости от специфики  деятельности предприятия. Эту возможность  предприятия имеют благодаря  учетной политике. Понятие "учетная  политика" впервые появилось в  истории российского бухгалтерского учета в связи с отказом  нашей страны от прежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночной экономике. Благодаря  гибкости учетной политики ее использование  предполагается всеми организациями  независимо от организационно-правовых форм. 

В работе был  рассмотрен перечень вопросов, на которые  должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом  деле он гораздо шире. По данному  вопросу в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" сказано: "Если по конкретному  вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений  по бухгалтерскому учету". Такое расширение "области" учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить ""обратную" связь теории и практики.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные  документы не могут предусматривать  всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания "может использовать", "могут быть", "разрешается" и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ "Учетная политика организаций" не исключает возможности внесения изменений  в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ " О бухгалтерском учете" введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.

Единственный, очевидный  вывод из всего выше сказанного состоит  в том, что законодателям все  же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных  актов, которые бы не толкали предприятия  на поиски ответов на вопросы, какое  же законодательство в данном случае "лучше нарушить".

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским  учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных  с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время  в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов  взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает  неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Но какие бы не были проблемы учетной  политики, все же ее появление в  отечественной практике является важным шагом к приближению российского  бухгалтерского учета к мировым  стандартам.

ИСпользованная литература

1. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995г. стр. 8.

2. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: “Бухгалтерский учет” 1994г. стр. 7

3. Козлова Е.П.  Бухгалтерский учет и отражение  в учетной политике затрат  на производство. / Главбух №8 1998г.  стр.8

Информация о работе Учетная политика организации