Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа
Особая значимость работы определила цель, которая состоит в раскрытии преимуществ и недостатков системы учета «Директ-костинг».
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрытие роли и значения затрат в системе «Директ-костинг»;
2. Рассмотрение калькулирования себестоимости в отечественном учете по системе «Директ-костинг» и целесообразность её применения;
3. Обоснование преимуществ и недостатков системы «Директ-костинг».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………... 3
1.1 Исторические предпосылки возникновения системы учета «Директ-костинг»
1.2 Роль и значение затрат в системе «Директ-костинг»
1.3 Система «Директ-костинг». Преимущества и недостатки
2.1 Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг»
2.2 Директ-костинг и ценовая политика предприятия
2.3 Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе «Директ-костинг» и целесообразность её применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………46
Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «Директ-костинг», ниже полной себестоимости (по продукции А — на 2 руб., по продукции Б — на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 60 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 – 195).
Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 60 руб. (145-85).
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «Директ-костинг»)
№ строки | Показатели | Сумма, руб. |
1 | Выручка от реализации продукции | 400 |
2 | Переменная часть себестоимости реализованной продукции | 195 |
3 | Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) | 205 |
4 | Постоянные затраты | 120 |
5 | Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4) | 85 |
В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)
№ строки | Показатели | Сумма, руб. |
1 | Выручка от реализации продукции | 400 |
2 | Себестоимость реализованной продукции | 255 |
3 | Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2) | 145 |
Заключение
Система «Директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Одним из ключевых показателей системы «Директ-костинг» является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы «Директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.
В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «Директ-костинг» по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.
С помощью «Директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Система «Директ-костинг» позволяет определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.
Одним из важных преимуществ использования в учете системы «Директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом, делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.
С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию «Директ-костинг» значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка.
Список использованной литературы:
1. Вахрушина М.А. «Бухгалтерский и управленческий учет». М.: «Омега-Х», 2005;
2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности». М.: «Магис», 2005;
3. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. «Бухгалтерский финансовый учет». М.: «Питер». 2005;
4. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат // Финансовая газета. - 2005. - 41. - С. 18.
5. Николаева С.А. «Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции». М.: «Аналитика-Пресс», 2002;
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 640с.;
14