Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
а) рассмотрение учета затрат и калькулирования в системе управления себестоимостью продукции, задач учета затрат на производство;
б) рассмотрение принципов организации учета затрат на производство;
в) рассмотрение и изучение учета расходов по элементам затрат;
г) изучение учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции;
д) рассмотрение учета незавершенного производства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции.
1.1. Общие положения и определения …………………………………………..6
1.2. Виды и классификация затрат на производство…………………………….8
1.3 Задачи учета затрат на производство………………………………………10
1.4 Нормативно-правовая база…………………………………………………..11
Глава 2. Методика учета затрат
2.1 Организация учета затрат на производство…………………………………13
2.2 Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции……………………………………………………….15
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов………………….16
2.4 Документальное оформление…………………………………………..19
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на
производство и калькулирование себестоимости……………………………....25
Практическая часть……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya_rabota_bykh_ychet.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

По дебеты счета 26 в  течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 70, 10, 69, 02, 79, 60, 76.

В конце месяца собранные  общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счета 20 и 23 и  распределению между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной продукции производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.

Остатка по счету 26 на конец  месяца нет.

Аналитический учет общехозяйственных  расходов ведут в ведомости №15 в разрезе статей затрат и заполняют  на основании первичных документов и разработочных таблиц №1, 6, 9, листков расшифровок по прочим расходам.

Объем общехозяйственных  расходов не связан с объемом производства и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют "некалькулируемыми". Поэтому  их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 "Продажи", т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции: Д-т 90 К-т 26.

Учет расходов будущих  периодов осуществляют на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дебет активного счета 97 относят указанные расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете счета 97, расходы списываются в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 "Расходы на продажу". Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями.

Существуют несколько  способов списания расходов: Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и прочие расходы списываются равными долями в отчетных периодах, к которым они относятся в корреспонденции Д-т 25, 26 К-т 97.

Освоение производства нового вида продукции. Расходы, связанные  с подготовкой и освоением  новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 "Расходы  будущих периодов".

После испытаний и  одобрения этих изделий их передают в серийное производство. С этого момента затраты на освоение подлежат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в течение установленного срока погашения. Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания. Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.

Списание расходов оформляют  проводкой: Д-т 20 К-т 97.

Учет расходов будущих  периодов ведут по дебету счета 97 в  ведомости №15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости  №12 "Затраты по цеху" и в  ведомости №15, журнале-ордере №10.

2.4. Документальное оформление, учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Основная  задача бухгалтеров в этой области  сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например, листков-расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.

Учет и  распределение расхода материалов. Материальные ценности отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. В Письме Минфина СССР «Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках» от 30 апреля 1974 г. № 103 к таким документам отнесены: лимитно-заборные карты, требования, накладные с указанием кодов заказов, видов материалов, количества, цены, суммы и мест их использования и др. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а утверждены унифицированные формы по учету материалов, которые должна применять любая организация при оформлении соответствующих расходов.

Процесс распределения  израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:

по видам  материально-производственных затрат (МПЗ) (основные - счет 10-1, вспомогательные - счет 10-2, прочие - счет 10-9, и др.)

по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.)

по заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23),

по статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехозяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.).

При журнально-ордерной форме  учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов за отчетный месяц».

При разработке учетной  политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:

1. Исходя из средней  себестоимости каждого вида материалов.

2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) используется в период инфляции, так как позволяет организации включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде.

3. Метод ФИФО (первый  пришел, первый вышел) используется  при падении цен на материальные  ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)

При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).

Важно помнить, что, несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам.

Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).

Учет отходов. При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.

Отходы, которые могут  быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными.

Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности, называются безвозвратными.

Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.

На основе накладных, на сдачу на склад отходов  материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости  с соответствующих заказов, работ, услуг.

Указанные суммы  записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).

Распределение заработной платы, начисление на нее  премий и резерва на отпуск рабочим. Большой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческого персонала - это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использования рабочего времени и установленного договором (контрактом) оклада. Для рабочих - затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте выполнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показатели, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов.

Распределенная  сумма начисленной заработной платы  служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели.

Одновременно, если учетной  политикой организации предусмотрено создание резервов на отпуск рабочим, производится расчет этих сумм (дебет счета 20, кредит счета 96). Процент отчислений устанавливается организацией самостоятельно, и сум ма рассчитанного резерва фиксируется на тех же счетах и статьях затрат, где отражена начисленная заработная плата рабочим.


Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или прочих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70).

Учет и  распределение прочих затрат на производство. Амортизационные отчисления. В составе прочих затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.

Это основные средства и нематериальные активы. Для возмещения их стоимости с целью обновления объектов и замены указанного имущества в бухгалтерии ежемесячно рассчитывают суммы их амортизации (износа), т.е. потери объектами моральных и физических качеств (при стоимости за единицу свыше 2000 руб.). В учетной политике организации устанавливается порядок расчета амортизации (износа) по различным видам средств труда:

по объектам основных средств варианты расчета предусмотрены Положением о бухгалтерском учете основных средств - ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 264. Организация должна выбрать и указать в учетной политике более подходящие для нее варианты расчета амортизации (износа) основных средств в разрезе установленных ей групп основных средств.

Их четыре: линейный способ, способ уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В настоящее  время организации используют линейный способ расчета амортизации основных средств, по предметам, приобретенным до 1 января 1998 г., ему соответствуют не отмененные для применения «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные постановлением СМ СССР от 22.10.90 № 1072. Начисленные суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств в разрезе цехов и отделов предприятий отражаются по статьям расходов производственных счетов 25, 26, 97 и других с записью в ведомостях № 12, 15 кредита счета 02 «Амортизация основных средств». Объекты основных средств стоимостью до 2000 руб. за единицу списываются на затраты полностью в момент передачи в эксплуатацию (дебет счетов 20, 23, 25, кредит сч. 01).

Амортизация нематериальных активов осуществляется согласно установленным организацией самостоятельно сроков и норм, в течение которых объект будет эксплуатироваться и приносить доход. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 05 «Амортизация нематериальных активов» или 04 «Нематериальные активы» с записью в карточки аналитического учета по заказам (счет 20), ведомости №12 и 15.

Учет и  распределение услуг со стороны. Ни одна организация не может полностью самостоятельно обеспечить свои потребности в воде, энергии, паре, ремонтных работах, аренде, транспортных услугах и пр. По каждому виду услуг с их поставщиком заключается договор. Исполнение договора оформляется впоследствии выпиской платежных требований-поручений, актов, счетов за оказанные услуги, а также счетов-фактур. Эти затраты фиксируются в журнале-ордере № 6 к счету 60 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 96, 97 и других с учетом задолженности перед партнерами в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». За каждый отчетный период указанные затраты суммируются по статьям расходов или по заказам в листках-расшифровках и затем общими итогами за месяц записываются в карточках по заказам и в ведомостях № 12 и 15.

Информация о работе Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции