Учет собственных основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:34, доклад

Описание работы

Основные средства - это материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
В соответствии с принципом соотнесения доходов и расходов затраты на приобретение или самостоятельное создание основных средств переносятся на себестоимость реализованных товаров и услуг частями, постепенно.

Содержание

1. Понятие основных средств и их классификация.

2. Поступление и выбытие основных средств.

3. Инвентаризация основных средств.

Работа содержит 1 файл

бух.учет.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

В порядке ликвидации с баланса субъекта списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение вследствие физического или морального износа, после отработки установленных им сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или переданы другим хозяйствующим субъектам.

Для определения непригодности основных средств, а также для оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя субъекта создаются специально действующие комиссии в составе главного инженера или заместителя руководителя субъекта (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально-ответственных лиц, представителя собственника, представителя Дорожной полиции (при списании автотранспортных средств), либо других соответствующих специалистов.

Постоянно действующие комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания, виновных лиц; возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку; составляют акты на списание основных средств.

Здания и сооружения списывают при износе основных конструктивных элементов, невозможности или нецелесообразности восстановительного ремонта; тракторы, автомобили, самоходные машины - лишь при предельном износе базовых деталей, большинства узлов и агрегатов. При этом субъекты должны списывать с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до истечения срока их службы, только в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.

Полное или частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют Актом о ликвидации основных средств. Акт составляет в двух экземплярах комиссия, назначенной руководителем субъекта, или лицом на то уполномоченным. Первый экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов, металлолома. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования, отражают в Акте по разделу "Расчет результатов списания объекта" (Приложение 3).

Списание с баланса всех видов автотранспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств он составляется в двух экземплярах комиссией и также утверждается руководителем. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств. [17,с.193]

В Актах дают характеристику списываемых объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния основных частей, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта. Определяют результат от ликвидации объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.

На основании Актов на ликвидацию основных средств делают отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту эксплуатации.

В случаях нарушения действующего порядка списания основных средств, а также бесхозяйственного отношения к материальным ценностям, полученным от ликвидации (уничтожение, сжигание), виновных в этом должностных лиц привлекают к ответственности в установленном порядке.

Излишнее, неиспользуемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, инвентарь, рабочий и продуктивный скот могут быть проданы другим юридическим лицам. Средства, полученные от этого остаются, как правило, в распоряжении предприятия.

Передачу основных средств одним предприятием другому оформляют Актом на ликвидацию, который составляют в двух экземплярах. На основании Акта делают отметку о выбытии основных средств в инвентарных карточках и инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации).

Перемещение основных средств внутри предприятия (из цеха в цех) оформляют Актом на ликвидацию. На его основании делают отметку о перемещении основных средств в инвентарных карточках и инвентарных списков объектов по месту их нахождения. При внутрихозяйственном перемещении основных средств делают записи по дебету и кредиту счетов подраздела 12 "Основные средства"

Инвентаризация основных средств.

Инвентаризация основных средств - один из приемов контроля, обеспечивающий сохранность собственности, качественное состояние ценностей, ведение их складского и бухгалтерского учета. Ее проводят все предприятия и организации независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы.

Под инвентаризацией понимается установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета. Инвентаризация производится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок).

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.

При инвентаризации основных средств необходимо:

проверить полноту и правильность отражения инвентаризируемых объектов в учете,

проверить фактическое наличие и контроль их сохранности,

проверить состояние основных средств (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,

приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями,

выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.

Инвентаризация обеспечивает контроль над сохранностью основных средств, выявление излишков или недостач ценностей, частично или полностью потерявших свое первоначальное качество, устаревших моделей.

Рассмотрим виды инвентаризации. Инвентаризация классифицируется по различным признакам.

В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости. Например, проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании предприятия,

при смене материально ответственных лиц,

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества,

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями,

при реорганизации или ликвидации организации. [20,с.365]

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. По способу организации инвентаризационной работы инвентаризации могут делиться на постоянно действующие или на осуществляемые рабочими инвентаризационными комиссиями.

По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается.

Важное место занимает инвентаризация в процессе осуществления экономического анализа.

Поэтому она выступает одним из методов контроля за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей.

Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. В состав постоянно действующей комиссии входят: руководитель предприятия или его заместитель (председатель комиссии); главные бухгалтера; на предприятиях, где выделены учётно-контрольные группы, - руководитель этой группы; начальники структурных подразделений (служб).

 

 

 

 

 

 

       



Информация о работе Учет собственных основных средств