Учет собственного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Собственный капитал бухгалтеры по праву считают одним из основных объектов учета, так как он является важнейшей экономической категорией и одним из новых для современного бухгалтерского учета объектов. Организация формирует собственный капитал в начале деятельности, затем она постоянно следит за его достаточностью, принимает меры для его увеличения.
Основные задачи учета собственного капитала в соответствии с учредительными документами: правильное его формирование в соответствии с учредительными документами; своевременное отражение в учете формирования и изменения капитала; недопущение размера капитала ниже стоимости чистых активов.
Актуальность темы обусловлена тем, что собственный капитал- это важный показатель деятельности предприятия, т.к. показывает его инвестиционную привлекательность. Это весьма важно для инвесторов, кредиторов, работников и других участников деятельности организации. Поэтому необходимо знать, как ведется учет и порядок формирования собственного капитала на предприятии. В настоящее время многие крупнейшие фирмы мира публикуют свою финансовую в печати, в информационных технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА………5
1.1. Порядок формирования уставного капитала………………………....5
1.2. Порядок формирования добавочного и резервного капиталов……...8
1.3. Нераспределенная прибыль и целевое финансирование…………...11
ГЛАВА 2. УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ОАО «ПРОМТРАКТОР»……………………………………………………………….....19
2.1. Общая характеристика финансово - хозяйственной
деятельности предприятия…………………………………………...19
2.2. Формирование и учет собственного капитала организации………22
2.3. Анализ собственного капитала и пути совершенствования его учета…………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая моя..doc

— 193.50 Кб (Скачать)

       Учет добавочного капитала ведется  на пассивном счете 83, на котором  отражаются:

1. Безвозмездно полученное имущество и денежные средства от юридических и физических лиц;

2.Эмиссионный доход при превышении продажной стоимости акций над номинальной;

3.Целевые средства, полученные некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов;

4.Отражение положительных курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских организаций.

       Уменьшение добавочного капитала  происходит в результате: уценки объекта основных средств, если в предыдущем периоде была дооценка; при направлении его средств на увеличение уставного капитала: при распределении между учредителями.

    Особое  значение в условиях рынка приобретает  понятие резервного капитала, формируемого в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. Резервный капитал формируется для:

    1)возмещения убытков от хозяйственной деятельности;

    2)выплата дохода кредиторам и инвесторам в случае, если прибыли на эти цели не хватает.

      В соответствии с законодательством России резервный капитал в обязательном порядке создается только в акционерных обществах,. В добровольном порядке он создается по усмотрению самого предприятия.  Если организация имеет свои филиалы и представительства, зарегистрированные как налогоплательщики, то они также могут образовывать резервные фонды. Если в учредительных документах не предусмотрено создание резервного фонда, то предприятие не имеет право его создавать. 

       Для внешних пользователей бухгалтерской отчетности информация о величине резервного капитала в балансе предприятия имеет чрезвычайное значение, так как резервный капитал они рассматривают как запас финансовой прочности предприятия. Если величина резервного капитала недостаточна, то это свидетельствует, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков, либо о недостаточности прибыли. 

    Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае если отсутствуют другие средства. Размер резервного капитала определяется уставом организации. Не менее 15% уставного капитала предприятия он должен быть в акционерных обществах, и не более 25% уставного капитала - на совместных предприятиях. 

      Четкий порядок формирования обязательного резервного фонда установлен законодательством для российских акционерных обществ. Они должны не менее 5% своей чистой прибыли ежегодно отчислять в резервный фонд. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд предприятий с иностранными инвестициями не оговаривается в законодательных и нормативных актах. Размер этих отчислений устанавливается их учредительными документами. Но направленная в резервный фонд не должна уменьшать размер налогооблагаемой прибыли более чем на 50% сумма в соответствии с законодательством.

    Синтетический и аналитический учет резервного капитала при журнально-ордерной форме ведется в журнале - ордере №12, где отражаются операции по образованию, пополнению и использованию резервного капитала на основании первичных документов и других учетных регистров. Учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82 «Резервный капитал». 

1.3. Нераспределенная  прибыль и целевое  финансирование

     

      Целевые финансирования и поступления - это средства, полученные из бюджета, и различных отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц, получаемых в виде членских взносов, дотаций, субсидий. Средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др. и являются средствами целевого финансирования.

     Источники целевого финансирования:

1)средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

2)полученные гранты, в случае, если их передача или получение удовлетворяют следующим условиям:

-гранты  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по утверждаемому Правительством РФ перечню организаций;

-гранты  предоставляются на осуществление  конкретных программ в области  образования, искусства, культуры охраны окружающей среды, на проведение научных конкретных исследований;

-грантодатель сам определяет на каких условиях ему предоставляются гранты. При этом грантодателю обязательно предоставляется отчет о целевом использовании гранта;

3)полученные при проведении инвестиционных торгов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации инвестиции;

4)полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения инвестиции;

5)полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда технологического развития средства;

6)полученные обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования средства;

7) средства, полученные предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

9)полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации средства сборов;

     Следует отметить, что в соответствии с НК РФ доход, полученный налогоплательщиком в рамках целевого финансирования при определении налоговой базы, не учитывается. При этом налогоплательщики  обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, получив средства целевого финансирования. Указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения в случае, если такой учет отсутствует у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования. Нормы бюджетного законодательства Российской Федерации применяются к средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованных по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению. Таким образом, целевое финансирование в целях налогового учета не включается в налоговую базу, являясь доходом организации.

     Расходуются средства целевого финансирования в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.

     Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86  "Целевые финансирование и поступления". По кредиту данного счета отражается поступление средств в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а по дебет- расходование -  в корреспонденции со счетами:

-20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – если средств целевого финансирования направлены на содержание некоммерческой организации; 

-83 "Добавочный капитал" – если используются средства целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 

-98 "Доходы будущих периодов" – если бюджетные средства на финансирование расходов направлены коммерческой организацией.

     Аналитический учет по счету 86 ведется исходя из источников поступления и по назначению целевых средств. Строго по целевому назначению же происходит расходование средств целевого финансирования.

     На государственную помощь приходится основная часть целевого финансирования, оказываемая коммерческим организациям государством. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

     В соответствии ПБУ 13/2000 государственная помощь – это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

     Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в  виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы  и другое имущество). Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а субсидия – это бюджетные средства, которые предоставляются юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

1)средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, приобретением или строительством внеоборотных активов, основных средств и др.. Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения; Сумму бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают в течении всего срока полезного использования внеоборотных активов, которые подлежат амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, которые согласно действующим правилам не подлежат амортизации. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Затем в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов на финансовые результаты организации как прочие доходы в размере начисленной амортизации;

2) средства на финансирование текущих расходов. К ним относят бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. Сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов на финансовый результат списывается в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент начисления оплаты труда, принятия к бухгалтерскому учету материалов, и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

       Согласно ПБУ 13/2000 существует два варианта принятия к учету государственной помощи:

1) по мере фактического получения бюджетных средств;

2) при соблюдении следующих условий:

-есть уверенность в том, что бюджетные средства будут получены;

-есть уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены.

     Первое условия может быть выполнено, если такое получение подтверждено заключенными договорами, утвержденной проектно-сметной документацией и другой документацией, технико-экономическими обоснованиями.

     Второго условие будет выполнено при наличии уведомления о бюджетных ассигнованиях, утвержденной бюджетной росписи и иных соответствующих  документов.

     При первом варианте принятия к учету  бюджетных средств поступившие  денежные средства можно отразить следующей корреспонденцией счетов:

     Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.- Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

     Поступление имущества за счет бюджетных средств  отражают в дебете счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредите счета 86 «Целевое финансирование».

     При втором варианте принятия к учету  бюджетных средств их выделение отражается как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам, и оформляют следующей бухгалтерской записью:

     Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»- Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Информация о работе Учет собственного капитала