Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Исследованы теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Введение……………………………………………………………………..
1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………......
1.1 Нормативно-законадательное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в РФ…………………………………………
1.2 Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………..
2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками…………………………….
2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………
2.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками…………...
3. Погашение дебиторской задолженности ………………………………….
3.1 Расчеты векселями…………………………………………………………...
3.2 Расчеты авансами…………………………………………………………….
3.3 Расчеты с использованием аккредитива……………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Расчетная часть………………………………………………………………
В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца числится на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В случае когда используется последующая оплата поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, применяется следующая схема бухгалтерских проводок:
1. дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
2.
3.
4.
Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:
1. дебет счета 62 кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;
2. дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" кредит счета 62 - на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры);
3. дебет счета 62 кредит счета 62 - на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне.
Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).
В бухгалтерском учете эти суммы отражаются проводкой: дебет счета 76 кредит счета 91.
По поступлении денежных средств в погашение задолженности по финансовым санкциям оформляется проводка: дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 76.
Таблица, счетов, корреспондрующих со счетом 62:
По дебету | По кредиту |
30 Некапитальные работы Выполненные этапы по незавершенным работам 41 Товары 45 Товары отгруженные 46 Реализация продукции (работ, услуг) 47 Реализация и прочее выбытие основных средств 48 Реализация прочих активов 50 Касса 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 55 Специальные счета в банках 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 80 Прибыли и убытки
| 50 Касса 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 57 Переводы в пути 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 64 Расчеты по авансам полученным 80 Прибыли и убытки 82 Оценочные резервы
|
2.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Аналитический учет более подробный, чем синтетический. Он может давать оценку не только в денежном, но и в трудовом и натуральном показателе с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подрядчиков: это дает полную информацию и является материалом для обобщения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм и материалов в процессе хозяйственной операции.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а расчетов плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
При таком построении аналитического учета должна обеспечиваться возможность получения данных:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным в банках;
- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
3 Погашение дебиторской задолженности
3.1 Расчеты векселями
В настоящее время правила ведения бухгалтерского учета операций с векселями устанавливаются следующими нормативными документами:
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР № 56 от 01.11.91;
Письмом Минфина России от 31.10.94 № 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги", с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина России от 16.07.96 № 62;
Порядком отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденным приказом Минфина России от 15.01.97 № 2.
Вексель представляет собой письменное долговое обязательство, содержащее определенный набор реквизитов, по которому владелец векселя (векселедержатель) имеет бесспорное право по истечении срока обязательства требовать с должника обозначенной в векселе денежной суммы. Векселя бывают простыми (соло-вексель) и переводными (тратта).
В простом векселе указывают место и дату его составления, сумму долгового обязательства, сроки, место платежа, наименование кредитора, которому должен быть произведен платеж, наименование и подпись заемщика-векселедателя.
Переводной вексель представляет собой письменное распоряжение векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате определенной суммы векселедержателю (ремитенту). Он предназначен для перевода ценностей из распоряжения одного лица в распоряжение другого. Выдать (трассировать) переводной вексель на другое лицо можно лишь в случае, если векселедатель имеет у плательщика дебиторскую задолженность. В нем содержатся следующие реквизиты: слово «вексель», предложение: «уплатить определенную сумму», наименование трассата (плательщика), дата и место составления векселя, наименование и подпись трассанта (векселедателя).
После выдачи вексель может оставаться у поставщика-векселедержателя до наступления сроков платежа, быть передан посредством передаточной надписи (индоссамента) другой организации в уплату за товар либо использован для получения кредита в банке.
Векселедержатель (ремитент) переводного векселя должен своевременно предъявить плательщику (трассату) вексель к акцепту и платежу. Акцепт означает согласие оплатить вексель. Акцептуя вексель, плательщик (трассат) делает надпись на лицевой стороне векселя «Акцептовал», «Обязуюсь уплатить», а также указывает дату акцепта, ставит подпись и печать. Акцепт не может быть ничем обусловлен, т.е. поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения получателей платежа какого-либо действия и т.д. Любое изменение, произведенное трассатом в содержании переводного векселя, равносильно отказу в акцепте.
Если плательщик не заплатил вексельную сумму, то ее обязан погасить векселедатель переводного векселя.
Существенно ускоряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает банку вексель до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.
Расчеты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между покупателем и поставщиком сложились устойчивые хозяйственные и расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер.
Покупатель оплачивает поступающую продукцию равными суммами в сроки, которые установлен договором между поставщиком и покупателем, например, один раз в 10 дней. Расчетные документы может выписывать поставщик или покупатель. Контрагенты периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет (один раз в 5-10 или 15 дней). Эта форма расчетов позволяет значительно уменьшить объем учетной работы.
При расчетах, основанных на зачете взаимных требований, взаимные обязательства должников и кредиторов друг другу погашаются в равновеликих суммах, а только на разницу производится платеж в установленном порядке. Взаимные зачеты могут быть разовыми и постоянными. Сроки и порядок расчетов устанавливаются договором между организациями по согласованию с банком. [4]
3.2 Расчеты авансами
Организации могут получать (выдавать) авансы под поставку товаров. Бухгалтерский термин "аванс" определяется действующим гражданским законодательством как "предварительная оплата товаров".
Учет вышеуказанных расчетов осуществляется на счетах 61 "Расчеты по авансам выданным" и 64 "Расчеты по авансам полученным".
При выдаче авансов делается запись
Д-т 61 "Расчеты по авансам выданным"
К-т 50 "Касса" или К-т 51 "Расчетный счет".
Зачет ранее выданного аванса при окончательном расчете за поставленные товары отражается записью
Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т 61 "Расчеты до авансам выданным".
Схема корреспонденции счетов по учету расчетов по полученным авансам
Номер записи
| Факт хозяйственной деятельности
| Корреспондирующий счет (субсчет)
| |
дебет
| Кредит
| ||
1
| Получен аванс
| 50, 51
| 64
|
2
| Начислен бюджету НДС, относящийся к полученному авансу
| 64
| 68
|
3
| Зачтен ранее полученный аванс при отражении в учете реализации товаров
| 64
| 62
|
4
| Уменьшена задолженность бюджету по НДС, относящемуся к полученному авансу
| 68
| 64
|