Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За историю своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
Цель выполнения курсовой работы - рассмотрение особенностей учета расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и экономическое значение
налога на добавленную стоимость
Значение и роль налога на добавленную
стоимость в бюджете РФ
Формирование налоговой базы
и ставки налога на добавленную стоимость
2. Документальное оформление операций
по учету налога на добавленную стоимость
2.1. Первичный учет операций
по налогу на добавленную стоимость
2.2.Формирование учетных регистров
по налогу на добавленную стоимость
2.3. Налоговая отчетность
по налогу на добавленную стоимость
3.Синтетический и аналитический учет
расчетов по налогу на добавленную стоимость
3.1. Учет налоговой базы
по налогу на добавленную стоимость
3.2. Учет налоговых вычетов
по налогу на добавленную стоимость
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3

  1. Сущность  и экономическое значение

налога на добавленную  стоимость        5

  • Значение  и роль налога на добавленную 
    •       стоимость в бюджете РФ        5

  • Формирование  налоговой базы

            и ставки налога на добавленную  стоимость             10

       

    2. Документальное  оформление операций 

    по учету налога на добавленную стоимость       17

          2.1.  Первичный учет операций 

                  по налогу на добавленную стоимость              17

          2.2.Формирование  учетных регистров 

                по налогу на добавленную стоимость      20

          2.3. Налоговая отчетность

                 по налогу на добавленную стоимость     23 

    3.Синтетический  и аналитический учет 

    расчетов по налогу на добавленную стоимость       26

          3.1. Учет налоговой базы

                 по налогу на добавленную стоимость     26

          3.2. Учет налоговых вычетов 

                 по налогу на добавленную стоимость     27 

    Заключение           36

    Список используемых источников        39

    Приложение           41

    Практическая  сквозная задача вариант №2       48

    ВВЕДЕНИЕ 

           В начале  90-х годов в России  начались  рыночные  преобразования.  Реформированию  были  подвергнуты все сферы экономической жизни общества.  Особенное внимание  уделялось ранее неизвестным в нашей стране  налоговым отношениям.  Одним из  первых  обязательных  платежей,  введенных  в  практику  налогообложения,  явился  налог  на  добавленную  стоимость.  За  историю своего  существования  он  прочно  укрепился  в  налоговой  системе  Российской  Федерации. 

           Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

           Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. По данным Международного бюро налоговой документации, в 2004 г. НДС применяли 135 стран. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно  примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической  конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими  качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.

           В настоящее время НДС уплачивают практически все предприятия  и индивидуальные предприниматели, за исключением крайне небольшого количества льготников и перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход. Разумеется, если предприятие не получает прибыль – оно и не платит налог на прибыль, а НДС платят и неприбыльные предприятия и организации. Потому правильный учет расчетов по НДС и отражение его в бухгалтерском учете – важная на сегодняшний день задача. Поэтому выбранная тема очень актуальна в современном мире.

           Цель  выполнения курсовой работы - рассмотрение особенностей учета расчетов по налогу на добавленную стоимость.

           В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

         1. ознакомиться с  историей возникновения  и  развития  НДС в  России  и за рубежом;

         2 определить сущность налога на добавленную стоимость;

         3. проанализировать структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета РФ;

         4. рассмотреть порядок  документального  оформления по НДС;

         5. раскрыть синтетический и аналитический  учет расчетов по НДС;

         6.  определить особенности расчетов  по НДС с бюджетом.

           Предметом исследования является налог на добавленную стоимость.

           В качестве информационной базы для выполнения курсовой работы были изучены и использованы законодательные акты по бухгалтерскому и налоговом учету (гл. 21 Налоговый  кодекс РФ) основные   законодательные  акты, подзаконные  нормативные  акты,  а  также  учебники, учебные пособия, статистические  материалы,  статьи,  опубликованные  в  экономических  и  финансовых  журналах известных авторов Н.Н. Карзаева, А.В. Никитина, Коротчаева Н.М, И. Трунина и др. 

    1. Сущность  и экономическая значимость налога на добавленную стоимость
      1. Значение и роль налога на добавленную стоимость в бюджете РФ
     

           Налог  на  добавленную  стоимость (НДС) является  сравнительно  молодым  налогом. Большинство  из  ныне  действующих  налогов  были  введены  в  практику  в  XIX  веке.    Некоторые налоги,  такие как акцизы,  земельный налог,  известны  еще с древних времен.  НДС стал  применяться лишь  в XX  веке.  Конкретная  же  схема обложения НДС была  разработана в 1954 году  французским экономистом Морисом Лоре,  с легкой  руки которого  он  и был введен  во  Франции в 1958 году.  В то  же  время добавленная стоимость начала  использоваться  в статистических  и аналитических целях еще с конца прошлого века.  [7. c. 23]

         В России НДС введен с 1992 года, а в  настоящий момент порядок исчисления и уплаты НДС регулируется гл. 21 части  второй Налогового кодекса РФ. Налог  на добавленную стоимость взимается  на всей территории РФ, он формирует  федеральный бюджет и обязателен для уплаты всех участников рынка:

        - организаций;

        - индивидуальных предпринимателей;

        - лиц, перемещающие товары через  таможенную границу РФ (если уплата  предусмотрена и таможенным законодательством).

         Не  являются плательщиками НДС предприниматели и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на временный налог, работающие по упрощенной системе налогообложения. [8, ст.143]

           Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг) и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

           Это определение НДС не является официальным. В налоговом законодательстве РФ не дается определения налогу на добавленную  стоимость.

           НДС – косвенные налог, включаемый в  продажную цену товаров массового  потребления и выплачиваемый  косвенно потребителем при покупке товаров (работ, услуг). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством. [4, с. 9]

         Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента  акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.

         Продавец  не несет никакого экономического бремени  при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).

         Смысл этого механизма состоит в  том, чтобы переложить налог на конечного  потребителя. Последний выплачивает  этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.

         Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.

         В отличие от прочих видов налога с  оборота НДС позволяет государству  получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

         Как уже было сказано, базой для расчета  налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных  товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС. [3. с. 485]

           Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством  и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей  конъюнктуру рынка, качество и потребительские  свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном рыночная цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.

           Основной  функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется  главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

           -  фискальное – как было сказано,  пополнение государственной казны;

           - регулирующее, осуществляемое через  налоговый механизм;

           - стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.[14, с. 413]

           Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод о том, что сущность и  назначение НДС сводятся к следующему:

           1. стремление увеличить государственные  доходы от налогов на потребление;  НДС имеет потенциально широкую базу обложения;

           2. предпочтение облагать расходы  конечных потребителей, а не затраты  производителей по производству  товаров и услуг (плательщик  НДС – конечный потребитель  товаров и услуг).

           В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем в 135 странах мира:  почти во  всех  европейских странах,  Латинской Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран Южной Америки.  В США и Канаде  применяется близкий по  методу  взимания  к НДС налог с продаж.[9, с. 112]

           Обширная  география  распространения  НДС  свидетельствует  о  его  жизнеспособности  и  соответствии  требованиям  рыночной   экономики.  Необходимо  отметить,  что  прочному  внедрению  его  в  практику  налогообложения  в  немалой  степени  способствовали  следующие факторы.

           Во-первых,  недостатки,  имеющиеся  у  прямых  налогов.  К  их  числу  можно  отнести  чрезмерную  тяжесть  налогообложения,  широкие  масштабы  уклонения  плательщиков  от  их  уплаты.

           Во-вторых,  постоянный  дефицит  бюджета,  и  как  следствие  постоянная  потребность в увеличении  доходов бюджета путем расширения  налогооблагаемой  базы  и повышения эффективности налогообложения.

           В-третьих,  потребность  в  усовершенствовании  существующих  налоговых  систем  и  приведении  их  в  соответствие  с  современным  уровнем  экономического  развития. [12, с. 34-49]

           В России НДС стоит на первом месте  среди других налогов по поступлению  в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в  формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.

           В законе РФ "О федеральном бюджете  на 2009 год", прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  составляет в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей. Причем, налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков. [13]

           Налоговые поступления представляют собой  обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2002 г., сумма налоговых поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 5,6%.

           Главную роль в налоговых поступлениях играет налог на добавленную стоимость, именно он занимает большую часть поступлений в бюджет РФ. Чтоб доказать это, проанализируем доходы федерального бюджета с 2004 по 2009 (январь-сентябрь) года. (Приложение 1). Рассмотрим подробнее поступления за 2007, 2008, 2009 (январь-сентябрь) года.

           Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году. (Приложение 2)

             Основная масса доходов федерального  бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (30%). (Приложение 3)

             Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской  Федерации, в 2007 году составили  1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.

           Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. (Приложение 4)

           Основная  масса доходов федерального бюджета  обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). (Приложение 5)

           Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и  по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

           Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный  бюджет поступило 2 194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. (Приложение 6)

           Основная  масса доходов федерального бюджета  обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%). (Приложение 7)

         Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в  январе-сентябре  2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с  январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.

           Таким образом, налог на добавленную стоимость  стал одним из самых существенных доходных источников федерального и  региональных бюджетов. [13] 
     

  • Формирование  налоговой базы и ставки налога на добавленную стоимость 
  •      НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г.

         Налоговая база:

         1. Налоговая база при реализации  товаров (работ, услуг) определяется  налогоплательщиком в соответствии  с настоящей главой в зависимости  от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

         При применении налогоплательщиками при  реализации товаров (работ, услуг) различных  ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

         При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке

         2. При определении налоговой базы  выручка от реализации товаров  (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

         3. При определении налоговой базы  выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу Центрального  банка Российской Федерации соответственно  на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. [8, ст. 153]

         При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:

         1. Прямой метод - НДС исчисляется  в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

         2. Аддитивный метод. В этом случае  расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

         При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета общей  величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции стоимости затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).

         Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.

         В большинстве стран применяется  третий метод исчисления НДС. Суть его  в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

         Система начисления НДС при использовании  метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той  же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

         - Метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС  и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки' товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.

         - Метод оплаты или кассовый  метод, когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.

           - Гибридный метод. Здесь НДС  начисляется и взимается с  проданной продукции на момент  ее поставки, а с покупаемой  для производства продукции - на момент ее оплаты.[11, с. 19-24]

         В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение  получает первый метод (поставки или начислений).

           В России применяются несколько видов  ставок:    

         1. Налогообложение производится по  налоговой ставке 0 процентов при реализации:

    1) товаров,  вывезенных в таможенном режиме  экспорта, а также товаров, помещенных  под таможенный режим свободной  таможенной зоны;

    2) работ  (услуг), непосредственно связанных  с производством и реализацией  товаров, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

    3) работ  (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

    4) услуг  по перевозке пассажиров и  багажа при условии, что пункт  отправления или пункт назначения  пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    5) товаров  (работ, услуг) в области космической  деятельности;

    6) драгоценных  металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

    7) товаров  (работ, услуг) для официального  пользования иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического  персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

    8) припасов, вывезенных  с территории Российской Федерации  в таможенном режиме перемещения  припасов;

    9) построенных  судов, подлежащих регистрации  в Российском международном реестре судов;

    10) выполняемых  российскими перевозчиками на  железнодорожном транспорте работ  (услуг) по перевозке или транспортировке  экспортируемых за пределы территории  Российской Федерации товаров  и вывозу с таможенной территории  Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

        2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

    1) следующих  продовольственных товаров: скота  и птицы в живом весе, мяса  и мясопродуктов, молока и молокопродуктов,  яйца и яйцепродуктов, масла  растительного, маргарина, сахара, включая сахар-сырец, соли, зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки, хлеба и хлебобулочных изделий , крупы, муки, макаронных изделий, рыбы живой, море- и рыбопродуктов, продуктов детского и диабетического питания, овощей;

    2) следующих товаров для детей: трикотажных изделий, швейных изделий, обуви, кроватей детских, матрацев детских, колясок и т.д.;

    3) периодических  печатных изданий, за исключением  периодических печатных изданий  рекламного или эротического  характера;

    4) следующих  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

         3. Налогообложение производится по  налоговой ставке 18 процентов в  случаях:

    1) по  товарам, работам, услугам, кроме  указанных выше;

    2) при  ввозе указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

          4. Расчетную ставку налога 10/110 и  18/118 используют в следующих случаях:

    1) при  получении полной или частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров;

    2) при  передаче некоторых видов имущественных прав;

    3) при  получение денежных средств, связанных  с оплатой товаров (работ, услуг);

    4) При   удержании налога налоговыми  агентами;

    5) при  реализации товаров, услуг, работ,  приобретенных на стороне и  учитываемых вместе с НДС;

    6) При  реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц;

    7) В  иных случаях, когда сумма налога  должна определяться расчетным  методом. [8, ст. 164]

         Порядок исчисления налога:

         1. Сумма налога исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

         2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.

         3. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) исчисляется  по итогам каждого налогового  периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

         4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции. [8, ст.166] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Документальное  оформление операций по учету  налога на добавленную стоимость

    2.1. Первичный учет операций по налогу на добавленную стоимость 

           Основой для ведения налогового учета  организациями и индивидуальными  предпринимателями являются первичные  учетные документы, но основании  которых ведется и бухгалтерский  учет. Первичные документы фиксирует факт совершения хозяйственной операции, они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, непосредственно в момент совершения информации или сразу после нее.

           Первичным документом по учету НДС является счет-фактура, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету. То есть счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Составлять счета-фактуры должны все налогоплательщики НДС, в том числе лица, которые не платят налог:

    1) Организации  и индивидуальные предприниматели,  у которых за три предшествующих  последовательных календарных месяца  сумма выручки от реализации  товаров без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    2) организации  и индивидуальные предприниматели,  реализующих подакцизные товары  в течение трех предшествующих  последовательных календарных месяцев.

    3) лица, осуществляющие ввоз товаров  на таможенную территорию Российской Федерации.

    4) Организации  и индивидуальные предприниматели,  направившие в налоговый орган  уведомление об использовании  права на освобождение.

    5) Если  в течение периода, в котором  организации и индивидуальные  предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров. [4, с. 99]

           Счет-фактуру при реализации должны выставлять: фирмы, получившие освобождение от уплаты НДС, фирмы, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени по договору комиссии, если комитет применяет общую систему налогообложения.

         Налоговый кодекс РФ установил ряд обязательных требований  к оформлению счета-фактуры и его реквизитам.  Если поставщик не выплатит эти обязательные требования при заполнении счета-фактуры, то покупатель не сможет принять к вычету сумму НДС. Форма и порядок отражения обязательных реквизитов в счете-фактуре утверждены Постановлением правительства российской федерации от 26.05.2009 N 451. Счет-фактуру можно заполнять как компьютерным, так и ручным способом. Не будет ошибкой, даже если частично заполнена счет-фактура на компьютере, а какие-то реквизиты впишите вручную. Но при этом должна быть сохранена структура типовой формы счета-фактуры. То есть документ должен иметь тот же внешний вид, что и типовая форма.

           Если  дата составления счета-фактуры  не совпадает с датой отгрузки товаров, указанной в накладной, то поводов для волнения бухгалтера нет только в одном случае – если счет-фактура выписан позже отгрузки, но в установленный Налоговым кодексом РФ срок, т.е. в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).[8, ст.169]

           Порядковый  номер счетов-фактур действующим  законодательством не предусмотрен, поэтому налогоплательщики вправе определять его самостоятельно. Главное, чтобы соблюдалась сквозная нумерация, т.е. номера счетов-фактур должны следовать  один за другим, не должно быть пропусков и одинаковых номеров. (Приложение 8):

           После заполнения всех обязательных реквизитов счета-фактуры его должны подписать  руководитель и главный бухгалтер  фирмы. Счет-фактуру могут подписать  также иные лица, уполномоченные на то приказом или доверенностью от имени организации.

           Если  в счете-фактуре допущена ошибка, то в документ необходимо внести изменения. Исправления в счете-фактуре должны быть заверены подписью руководителя и печатью фирмы продавца с  указанием даты внесения исправления. Если этого не сделать, покупатель не сможет принять к вычету сумму НДС, которую он уплатил по такому счету-фактуре.

          Счета-фактуры  выписываются предприятиями в двух экземплярах:

    1. первый экземпляр – покупателю;
    2. второй – продавцу (брокеру, дилеру) на сумму взимаемого биржей комиссионного вознаграждения.

          В некоторых случаях счета-фактуры  выписываются в одном экземпляре:

    1. при  получении финансовой помощи;

    2. при  получении денежных средств на  пополнение фондов специального  назначения;

    3. при  предоплате товаров (работы, услуги);

    4. при  получении процентов по векселям;

    5. при  получении процентов по товарному  кредиту в части, превышающей  размер процента, рассчитанного  в соответствии со ставкой  рефинансирования Центрального  банка РФ.

    6. в  случае страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств;

    7. в  случае выполнения строительно-монтажных  работ.

           Счет-фактура  – единственные документ на основании  которого покупатель сможет принять  «входной» НДС к вычету. [2, ст. 137]

           2.2. Формирование учетных регистров по налогу на добавленную стоимость 

           После бухгалтерской обработки документ и его данные должны быть зарегистрированы и отражены в определенной последовательности, при этом хозяйственные операции группируются по экономическому содержанию.  Такая регистрация осуществляется в специальных учетных таблицах, называемых учетными регистрами или регистрами бухгалтерского учета. Учетные регистры представляют собой совокупность специально разграфленных таблиц, приспособленных для регистрации и группировки хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета.

             Налогоплательщики обязаны вести  подобные учетные регистры в  виде книг покупок, книг продаж. Порядок их ведения установлен  Постановлением Правительства РФ  от 11.05.2006 № 283.[8, ст. 169]

          Счета-фактуры регистрируются в зависимости от метода определения налоговой базы:

    1. в день отгрузки товаров (работ, услуг);
    2. в день оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

          В первом случае счета-фактуры регистрируются на полную сумму после отгрузки товаров. Во втором случае регистрация счетов-фактур в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты с пометкой «частичная оплата», с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам).

           Книга покупок предназначена для регистрации  счетов-фактур, выставленных продавцами. Поэтому чтобы определить сумму  НДС, подлежащего вычету, необходимо вести книгу покупок.  Она ведется  по форме установленной приложением 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451.

          Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации  в книге покупок по мере возникновения  права на налоговые вычеты. Помимо счетов фактур, в книге покупок необходимо регистрировать:

    1. таможенную декларацию и документы, подтверждающие факт уплаты НДС на таможне.
    2. бланки строгой отчетности (их копии), выданные сотрудникам по оплате товаров (работ, услуг) во время нахождения в служебной командировке.
    3. документы, на основании которых акционер (участник) передает имущество в уставный капитал фирмы (при наличии в них суммы налога, восстановленного передающей стороной).

           В книге покупок указываются (Приложение 9):

        - полное или сокращенное наименование  покупателя, которое должно полностью соответствовать записям в учредительных документах;

        - идентификационный номер и код  причины постановки на учет  покупателя;

        - налоговый период (месяц, квартал), в котором произведены покупки,  перечислена сумма оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. [4, с. 119]

          Продавцы  товаров (работ, услуг) должны вести  книгу продаж для расчета суммы  НДС, подлежащей уплате в бюджет. Книга  продаж ведется по форме установленной  приложением 3 к Правилам, утвержденным Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

          В книге продаж следует регистрировать счета-фактуры, выставляемые и вписываемые  фирмой, а также показания лент контрольно-кассовой техники и бланки строгой отчетности. Счета-фактуры регистрируют в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, то есть при совершении операций, которые признаются объектом налогообложения по НДС.

          В книге продаж регистрируют счета-фактуры, выписанные и выставленные во всех случаях, когда возникает обязанность по начислению НДС, в частности, при:

        1. отгрузке товаров (оказании услуг,  выполнении работ), реализации имущественных  прав;

        2. получении авансовых платежей;

        3. выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

        4. получении средств, увеличивающих  налоговую базу, например, при получении  финансовой помощи, процентов по  векселям;

        5. передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд;

        6. возврате принятых на учет  товаров;

        7. выполнении обязанностей налоговых  агентов;

        8. совершении операций, освобожденных  от налогооблажения;

        9. восстановлении НДС (за исключением  восстановления НДС по недвижимому  имуществу).

           В книге продаж указываются (Приложение 10):

        - полное или сокращенное наименование  продавца, которое полностью должно  соответствовать записям в учредительных  документах;

        - идентификационный номер и код  причины постановки на учет  продавца;

        - налоговый период (месяц, квартал), в котором произведены продажи, получена сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

          Книга покупок и продаж должны быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Допускается также ведение книги покупок в электронном виде, однако за каждый налоговый период книгу нужно распечатать, пронумеровать, прошнуровать и скреплять печатью. Делать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

           Контроль  за правильностью ведения книги  покупок и продаж осуществляется руководителем организации или  уполномоченным им лицом. Книга покупок  хранится у покупателя в течение  полных 5 лет с даты последней  записи. [3, с. 499] 
     

  • Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость 
  •        Плательщиками НДС являются как российские, так  и иностранные фирмы. По итогам каждого  налогового периода (месяца или квартала) фирма должна заплатить НДС в  бюджет, а в налоговую инспекцию  сдать декларацию по налогу.

           Для отражения расчетов по НДС предназначена единая форма налоговой декларации как по внутренним, так и по экспортным операциям. Ее бланк и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 7 ноября 2006 года № 136н.

           Декларацию  заполняют в рублях, без копеек. Если какие либо показатели для заполнения отсутствуют, то в соответствующих строках и графах ставят прочерки. При заполнении декларации следует иметь в виду, что нумерация страниц осуществляется сквозным методом, начиная с титульного листа независимо от количества заполняемых страниц (листов) разделов и приложения к декларации.

           Обязанность подавать декларации по НДС возложена  на фирмы, которые применяют общую  систему налогообложения (то есть являются плательщиками НДС). Фирмы, которые  пользуются освобождением от уплаты НДС, в двух случаях все же должны сдавать декларации по налогу:

           - когда фирма выступает в качестве  налогового агента;

           - когда фирма выставляет покупателю  счет-фактуру с выделенной суммой  налога. [4, с. 149]

           Декларация  сдается в полном объеме, если фирма:

    1. выступает только в качестве налогового агента, то в состав декларации надо включить титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;
    2. не является плательщиком по НДС, но выставила счет-фактуру с выделенной суммой налога, то необходимо сдать титульный лист и раздел 1 налоговой декларации по НДС;
    3. освобождена от уплаты НДС, но реализует подакцизные товары.

           В составе декларации каждая фирма  – плательщик НДС обязана  сдать  в налоговую инспекцию титульный  лист и раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». Эти требования распространяются и на тех налогоплательщиков, к которых по итогом месяца (квартала) налоговая база равна нулю.  Причем раздел 1 следует заполнять после подготовки других разделов, при этом в нем учитывают начисления и вычеты НДС как по внутренним, так и по экспортным операциям.

           Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренные пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ» предназначен для расчета суммы НДС к уплате (возмещению) по операциям, которые облагаются по ставкам 18, 10%, 18/118, 10/110.

           Раздел 4 «Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющую предпринимательскую деятельность на территории РФ через свои подразделения (представительства, отделения)» должны заполнять и сдавать иностранные фирмы, у которых на территории России открыто несколько филиалов (представительств, отделений).

           Если  в налоговом периоде у фирмы  возникла обязанность отчитаться по экспортным операциям, то нужно заполнить и сдать разделы 5-8 декларации.

           Раздел 9 «Операции, не подлежащие налогооблажению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев» нужно заполнять и сдавать, если в налоговом периоде фирма: проводила операции, не облагаемые НДС; получила предоплату в счет предстоящих поставок продукции с произвольным циклом изготовления свыше шести месяцев.

           Разделы декларации заполняют на основании  данных, которые отражены в книге продаж, книге покупок и бухгалтерских регистрах фирмы.

           Приложение  к декларации «Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за ____ календарный год и истекший календарный год (календарные годы)»  заполняются только в случае, если фирма восстанавливает принятый к вычету НДС по объектам недвижимости, которые она перестала использовать в налогооблагаемой деятельности. [14, с. 480] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3. Синтетический  и аналитический учет расчетов  по налогу на добавленную стоимость

    3.1. Учет  налоговой базы по налогу на добавленную стоимость 

         Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

         Синтетический учет расчетов с бюджетом по налогам  и сборам ведется на пассивном  счете 68, к которому для каждого  вида налогов и сборов открываются  необходимые субсчета.

         По  кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся к уплате по данным налоговых деклараций, в корреспонденции с соответствующими счетами источников начисления налогов.

         По  дебету 68 счета фиксируются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную  стоимость, списанные со счета 19.

         Фактическое перечисление в бюджет налогов и  сборов может производится с расчетного счета, со специальных счетов в кредитных организациях, за счет кредитов или кассы организации. [10, c.91]

         При этом следует учитывать особенности, связанные с ведением бухгалтерского учета исчисления и уплаты в бюджет НДС:

    1. суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по Кредиту 68/расчеты по НДС, уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по Дебету 19 (по соответствующим субсчетам) по мере из оплаты поставщиками или при наступлении соответствующих оснований путем списания засчитываемых сумм налога с Кредита 19 в корреспонденции с  Дебетом 68/расчеты по НДС;
    2. если для целей налогообложения выручка от продаж продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), сумма НДС, подлежащая получению от покупателей по проданным товарам, основным средствам и прочему имуществу и учтенная по Кредиту 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы» в части, превышающей сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет по расчету в соответствии с налоговым законодательством, учитывается по Кредиту 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» на отдельном субсчете.

           При продаже на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрально банка РФ, действующего на день уплаты налога.

           Задолженность организации перед бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 в сумме, исчисленной исходя из стоимости  проданных товаров (работ, услуг) в иностранной валюте, перечисленной по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения. 90.3 68 – задолженность по НДС перед бюджетом. [1, с. 89] 
     

  • Учет налоговых  вычетов по налогу на добавленную стоимость 
  •        Налоговые вычеты – это уменьшение суммы  НДС, которую рассчитывали для уплаты в бюджет на сумму «входного» налога.

           НДС на приобретаемое сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, а также работы и услуги, выполняемые сторонними организациями, используемые для производственных целей, не относится на издержки производства и обращения, за исключением реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

           Для отражения в бухгалтерском учете  хозяйственных операций, связанных  с НДС, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», к которому открываются следующие субсчета:

         19/1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования);

         19/2 "Налог на добавленную стоимость  по приобретенным нематериальным  активам" - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов;

         19/3 "Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным  запасам" - учитываются уплаченные (при-, читающиеся к уплате) организацией  суммы налога на добавленную  стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

         А также можно открывать счета:

         19/4 «Налог на добавленную стоимость  по работам производственного  характера»

         19/5 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» (для организаций, осуществляющих торговую деятельность).[ 6, с. 38-44]

         Счет 19 активный. По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация – заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

         Суммы НДС, фактически полученные от покупателей  за проданные им товары, продукцию, работы и услуги, отражаются по Кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Суммы налога уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по Дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам или путем списания оплаченных  сумм налога с Кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с Дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».   [5, с.18-23]

         При ведении бухгалтерского учета сумм, уплаченных в виде НДС, организации следует учитывать особенности использования субсчетов.

         1. Субсчет "Налог на добавленную  стоимость по материально-производственным  запасам "

           Зачет (возмещение) НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные материально-производственные запасы, производятся при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и при условии выделения сумм НДС в расчетных и первичных документах по мере принятия указанных материальных ресурсов к бухгалтерскому учету, т.е. при их оприходовании. В бухгалтерском учете записывается Дебет 68, Кредит 19/3.

           В случае использования товарно-материальных ценностей не только на производственные, но и на непроизводственные нужды  сумма налога по ранее приобретенным  и оплаченным товарно-материальным ценностям, подлежащая списанию с Кредита 19 в Дебет счета 68, определяется расчетным путем исходя из количества и стоимости списываемых на производственные или непроизводственные нужды товарно-материальных ценностей. Сумма налога, ранее учтенная по Дебету счета 19 и не подлежащая списанию в Дебет счета 68, подлежит отнесению в Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве внереализованного расхода.

           В случае отпуска товарно-материальных ценностей на непроизводственные нужды  после списания налога со счета 19 восстанавливаются соответствующие суммы налога по Кредиту 68 в корреспонденции со счетами учета источников их покрытия. Право на зачет подтверждается наличием у покупателя счета-фактуры, выписанного поставщиком.

           Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за проданные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщиками этих товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

           2. Субсчет "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным нематериальным  активам», "Налог на добавленную  стоимость при приобретении основных средств".

           НДС, уплаченный при приобретении основных средств, учитываются по Дебету 19/1, 19/2 и Кредиту 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

           В момент принятия на учет основных средств  суммы налога, подлежащие возмещению, списываются с Кредита счета 19/1, 19/2, в корреспонденции с Дебетом счета 68/расчеты по НДС.

           По  основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных  ассигнований, а также вводимый в  эксплуатацию законным капитальным  строительством объектам независимо от источника финансирования возмещения сумм НДС, уплаченных при их приобретении, не производятся. Сумма налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам, относятся на увеличение их первоначальной стоимости. Сумма налога по основным средствам и нематериальным активам, подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, учитывается вместе с затратами по их приобретению.

           При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС, уплаченная поставщикам материальных ценностей, отражается по Дебету 19 в корреспонденции с Кредитом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

           Сумма НДС, подлежащего уплате при вводе  в действие объекта, работа по строительству которого выполнена хозяйственным способом, подлежит отражению по Кредиту 68 в корреспонденции с Дебетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма налога, подлежащая возмещению, отражается по Дебету 19 в корреспонденции с Кредитом 76. Зачет ранее уплаченной суммы налога отражается по Дебету 68 в корреспонденции с Кредитом 19. В случае выявления невозмещаемой суммы НДС при выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом она подлежит списанию на первоначальную стоимость объекта.

           3. Субсчет «Налог на добавленную  стоимость по работам производственного  характера».

           Суммы налога по товарам (работам, услугам) и  материальным ценностям, подлежащим использованию  при изготовлении продукции и  осуществлении операций, освобожденных от налога, списываются на Дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и др.). В связи с этим НДС по материальным запасам (работам, услугам) производственного характера при применении указанной льготы включается в затраты по производству и продаже продукции одновременно со стоимостью этих материальных запасов (работ, услуг). Указанный порядок относится ко всем видам расходов, в том числе общехозяйственным. В связи с этим суммы НДС, уплаченные по материальным запасам, приобретаемым для целей  общехозяйственного назначения, при оказании вышеуказанных услуг возмещению из бюджета не подлежат. В случае выявления сумм НДС, излишне признанных к уплате в бюджет (уплаченных), следует осуществить соответствующие сторнировочные записи. [1, с. 86]

           Пример: Организация приобрела цемент, стоимость  поступившей партии составила 306 800 руб., в том числе НДС 46 800 руб. Расходы  по доставке составили 51 920 руб., в том  числе НДС 7 920 руб.

           В бухгалтерском учете организации будут оформлены следующие записи:

    60 51 -  306 800 руб. - отражена предварительная оплата по счету за цемент;

    60 51 – 51 920 руб. - оплачены транспортные расходы;

    15 60 – 260 000 руб. - оприходован цемент от поставщика;

    19 60 – 46 800 руб. - отражен НДС по приобретенным ценностям;

    68 19 – 46 800 руб. - НДС принят к вычету;

    15 60 – 46 000 руб. -  включены в себестоимость цемента расходы по доставке;

    19 60 – 7 920 руб. - отражен НДС по транспортным расходам;

    68 19 – 7 920 руб. - НДС принят к вычету.[15, с. 475] 

    Особенности учета при ставке 0% по экспортным операциям

           Государство заинтересовано в развитии внешнеэкономической  деятельности, так как в результате осуществления экспортных операций происходит интенсивное развитие национальной экономики, что обеспечивает условия для эффективной интеграции ее в мировую экономику. Кроме того, осуществляется приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать организации, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы налогоплательщикам было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт.

           Одной из льгот, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. [4, с. 61]

         Для того чтобы обосновать перед налоговыми органами применение нулевой ставки по НДС, необходимо подтвердить сам  факт экспорта. Подтверждением будет  служить представленный пакет документов:

    - контракт  налогоплательщика с иностранным  лицом на поставку товара за  пределы таможенной территории  Российской Федерации;

    - выписка  банка, подтверждающая фактическое  поступление выручки от реализации  указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

    - таможенная  декларация;

    - копии  транспортных, товаросопроводительных  и (или) иных документов с  отметками пограничных таможенных  органов, подтверждающих вывоз  товаров за пределы территории Российской Федерации).

    Вместе  с этими документами необходимо предоставить декларации по НДС. На сбор и подготовку документов фирме отводится 180 календарных дней с момента  таможенного оформления товаров. Если все документы предоставлены  во время, то применяется нулевая ставка по НДС.

          Моментом  определения налоговой базы по товарам, работам, услугам является последний  день месяца, в котором создан полный пакет документов.

          Рассмотрим  пример учета операций по экспорту с Республикой Белоруссия.

         Экспорт товаров из России в Республику Беларусь регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством РБ от 15 сентября 2004 года, которое ратифицировано Федерального законом от 28 декабря 2004 года № 181-Ф3. При реализации товаров из России в республику Беларусь НДС можно начислять по ставке 0%, если выполняются два условия:

    1. товар произведен в России;
    2. товар при ввозе в Белоруссию облагается НДС.

    Иными словами, если при ввозе российского  товара в Белоруссию, белорусский  покупатель обязан будет уплатить НДС, то по этой операции  вы вправе применить ставку 0%. Если же российский товар при ввозе в Белоруссию в соответствии с белорусским законодательством не облагается НДС, то применять ставку 0% не вправе. [3, с. 526] 

    Пример: 16 августа 2007 года ОАО «Контакт» приобрело оборудование за 345 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.). Налоговый период по НДС у фирмы – месяц. В августе 2007 года «Контакт» заключил контракт на поставку оборудования на экспорт в Республику Беларусь. Оборудование было изготовлено на территории России. Цена экспортного контракта – 600 000 руб. Оборудование было отгружено покупателю 20 августа 2007 года. Оплата от белорусского покупателя поступила 23 августа 2007 года. Расходы на продажу составили 9 000 руб.

    Бухгалтерские записи:

    16 августа 2006 года:

    41 60 – 300 000 руб. (354 000 руб.  – 54 000 руб.) – оприходовано оборудование на склад;

    19 60 – 54 000 руб. – учтен «входной» НДС по приобретенному оборудованию (на основании счета-фактуры поставщика);

    60 51 – 354 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

    20 августа  2007 года:

    62 90.1 – 600 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

    90.2 41 – 300 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

    90.2 44 – 9 000 руб. – списаны расходы на продажу.

    23 августа  2007 года:

    51 62 – 600 000 руб. – получены деньги по экспортному контракту.

    В августе 2007 года фирма собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и  сдала их в налоговую инспекцию  вместе с декларацией по НДС по ставке 0 процентов. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить фирме «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

    68/расчеты по НДС  19 – 54 000 руб. – принят к вычету «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

    На момент принятия решения о возмещении НДС  у ОАО «Контакт» задолженности  перед бюджетом не было. Поэтому  по заявлению фирмы сумма налога была перечислена на ее расчетный счет.

    51 68/расчеты по НДС – 54 000 руб. – поступила на расчетный счет сумма возмещенного налога.

    При неподтверждении  права на ставку 0%, делаются записи:

      91 68/НДС – начисление НДС по проданным товарам, работам, услугам по ставке 10% или 18%.

    68 19 – включение в состав налоговых вычетов входного НДС по отечественным и импортным товарам, работам, услугам, использованным для производства и продажи продукции, работ, услуг, по которым право тна ставку 0% не подтверждено. [4, с. 61] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Данная  работа  посвящена  исследованию  НДС  -  одного  из  наиболее  сложных  в  исчислении  налогов.  Он  имеет  огромное  фискальное  значение,  являясь  значительным  источником  пополнения  доходов  бюджета.  В  то  же  время  налог  на  добавленную  стоимость  выполняет  регулирующую  функцию  путем  воздействия  на  механизм  ценообразования.  Значение  НДС  для  отечественной  экономики  сложно  переоценить.

           Результаты  проведенного исследования в области  учета расчетов по налогу на добавленную  стоимость, позволили сделать следующие  выводы:

           1. НДС является  сравнительно  молодым налогом.  Он  был разработан  экономистом М. Лоре  в середине  ХХ  века  и впервые веден во  Франции в 1958  году.  Исторически НДС предшествовал сходный с ним по  характеру налог с оборота,  который взимался  многократно на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя  к  потребителю.  Впоследствии  налог  с  оборота  уступил  место  налогу  на  добавленную  стоимость,  как  более  приспособленному  к  рыночным  условиям  хозяйствования. В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в 100 странах мира:  почти во  всех  европейских странах,  Латинской Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран Южной Америки.

           2. Налог на добавленную стоимость  – один из основных федеральных  налогов, который уплачивают организации  и предприниматели, за исключением небольшого количества льготников, а так же субъектов малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения. НДС облагается большая часть реализационных операций, производимых на территории Российской Федерации, экспорт НДС не облагается.

           3. Принцип налога на добавленную  стоимость заключается в том,  что определенная часть добавленной  к стоимости материала в процессе  производства продукции стоимости  (либо наценки на товар) изымается  в пользу государства. Поэтому  при начислении НДС сначала исчисляется НДС начисленный (как процент от фактической суммы реализации), а потом НДС к возмещению (как процент от фактической суммы закупки). При этом фактическая реализация может по-разному определяться на разных предприятиях (по отгрузке или по оплате, в любом случае предоплата НДС облагается).

           4. проанализировав структуру и  динамику налоговых доходов федерального  бюджета РФ видно, что главную  роль в налоговых поступлениях  играет налог на добавленную  стоимость, именно он занимает  большую часть поступлений в бюджет РФ.

           5. Первичное отражение суммы НДС происходит в счете-фактуре на товары, услуги. Подписанная счет-фактура является основанием для начисления или возмещения НДС. Счета-фактуры при этом выписываются не только при фактической реализации, но и при предполагаемом к получению авансовом платеже (так как с полученных авансов НДС начисляется, поэтому основание быть должно). Выданные и полученные счета-фактуры регистрируются в специальных книгах регистрации.

           6. В процессе проведения финансово-хозяйственных операций счета-фактуры (в том числе авансовые), связанные с фактической реализацией заносятся в книгу продаж и в результате выявляется итог за месяц по начисленному НДС. Полученные и оплаченные счета-фактуры заносятся в книгу покупок и НДС, уплаченный продавцу, подлежит возмещению, то есть фактическому вычету из суммы НДС, предполагаемой к уплате. На основании книг продажи и покупки формируется декларация по НДС и рассчитывается сумма к уплате в бюджет.

           7. Для отражения учета НДС используются бухгалтерские счета 19 (для учета НДС по приобретенным товарам, материалам, услугам), 68 (для учета НДС, начисленного с реализации). Предприятие может открывать аналитические счета к синтетическим в соответствие со своими целями.

           8. В результате осуществления экспортных операций происходит интенсивное развитие национальной экономики, что обеспечивает условия для эффективной интеграции ее в мировую экономику. Для того чтобы поддержать организации, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы налогоплательщикам было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт. Одной из льгот, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемых источников 

    1. Белякова  И.В. Налог на добавленную стоимость: практическое пособие / И.В. Белякова, С.А. Вагнер, О.И. Соснаускене.-М.: Из-во «Экзамен», 2006. – 157, [3] С. – (Серия «Документы & Комментарии»)
     
    1. Борисов А.Н. Первичные документы: оформление, использование, хранение, выбытие. –М.: ЗАО Юстициформ 2007. – 336с.
     
    1. Вещунова  Н.Л. Бухгалтерский и налоговый  учет : учеб. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009. – 849 с.
     
    1. Викторова Н.А. НДС: тонкости начисления и уплаты. Счета-фактуры. Книги покупок и продаж [Текст]/ Н.А. Викторова. – 2-е изд., испр. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.  - 231 с. – (Серия «Бухгалтер»).
     
    1. Карзаева  Н.Н, Никитина А.В. Списание НДС при  приобретении имущества. [текст] /журнал «Бухгалтерский учет».- №21, 2004г. - с.18-23
     
    1. Коротчаева  Н.М. Налоговые вычеты по НДС.[текст]/журнал «Бухгалтерский учет». - №12, 2002г. – с. 38-44
     
    1. Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. //Коммерсантъ - daily, №16, 1977г.- с. 23-31.
     
    1. Налоговый кодекс РФ
     
    1. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. // М.: Финансы и статистика, 1996г.
     
    1. Санин К.В. Санин М.К. Бухгалтерский учет: Учебное  пособие. – СПб.: СПб ГУИНТМО, 2005. – 141с.
     
    1. Сергеева  С.В. Определение налоговой базы по НДС. [текст]/журнал «Бухгалтерский учет». - №11, 2006г. – с 19-24
     
    1. Трунин  И. Нужна ли отмена НДС в России? [текст]/журнал «Вопросы экономики». - №9, 2008г. – с 34-49
     
    1. Федеральная налоговая служба. Статистика.[Эл. ресурс]/ «Поступления в бюджет РФ налогов  и сборов 2000-2009 года». - www.nalog.ru
     
    1. Чайковская  Л.А. Бухгалтерский учет и налогооблажение: Учебн. Пособие /Л.А. Чайковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 621с.
     
    1. Часова  О.В. Финансовый бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2007. – 544с.: ил.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 
     

           Приложение 1  

         Структура доходов федерального бюджета за 2004-2007 гг.

               (в  %  к общей сумме доходов) 

      2004  2005  2006  2007
    Налог на прибыль   7.0  7.1  6.5  6,0
    НДС  31.2  35.0  26.9  29,0
    НДПИ  12.4  14.4  18.3  18,0
    Акцизы    6.0  2.6  1.8  2,2
    Таможенные  пошлины  23.2  25.3  35.7  33,8
    Неналоговые доходы    5.0  2.9  2.9  3.1
    ЕСН  14.1  5.2  4.7  4,4
    Прочие  доходы  0.8  7.2  2.9  6,6
    ИТОГО 100  100  100  100
     
     
     

           Приложение 2

             

           Приложение 3

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 4

     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 5

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 6

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 7

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

     

    Приложение 8

    Приложение N 1

    к Правилам ведения журналов

    учета полученных и выставленных

    счетов-фактур, книг покупок и книг

    продаж  при расчетах по налогу

    на добавленную  стоимость

    (в ред.  Постановлений Правительства РФ

    от 15.03.2001 N 189,

    от 27.07.2002 N 575,

    от 16.02.2004 N 84,

    от 11.05.2006 N 283,

    от 26.05.2009 N 451)

           СЧЕТ-ФАКТУРА N ___ от "__" _____________________ (1) 

     Продавец ___________________________________________________ (2)

     Адрес ______________________________________________________ (2а)

     ИНН/КПП продавца ___________________________________________ (2б)

     Грузоотправитель и его адрес _______________________________ (3)

     Грузополучатель  и его адрес ________________________________ (4)

     К платежно-расчетному  документу N _________ от _____________ (5)

     Покупатель _________________________________________________ (6)

     Адрес ______________________________________________________ (6a)

     ИНН/КПП покупателя _________________________________________ (6б) 

    Наименование 
    товара (описание выполненных работ, оказанных услуг),  
    имущественного права 
    Единица  
    измерения
    Количество Цена    
    (тариф) 
    за единицу    
    измерения 
    Стоимость товаров   
    (работ,  услуг),   
    имущественных    
    прав, всего без 
    налога  
    В том 
    числе 
    акциз
    Налоговая  
    ставка
    Сумма  
    налога
    Стоимость товаров   
    (работ,  услуг),   
    имущественных    
    прав, всего с  учетом    
    налога  
    Страна 
    происхождения  
    Номер    
    таможенной   
    декларации    
    1     4   5    7   9    10  11  
                         
    Всего к оплате                                             
     

     Руководитель  организации  (подпись) (ф.и.о.)      Главный бухгалтер (подпись) (ф.и.о.) 

     Индивидуальный  предприниматель (подпись) (ф.и.о.)  (реквизиты свидетельства о

                                                        государственной регистрации

                                                        индивидуального

                                                        предпринимателя

     

    Приложение 9 

    Приложение N 2

    к Правилам ведения журналов

    учета полученных и выставленных

    счетов-фактур, книг покупок и книг

    продаж  при расчетах по налогу

    на добавленную  стоимость

    (в ред. Постановлений Правительства РФ

    от 16.02.2004 N 84,

    от 11.05.2006 N 283,

    от 26.05.2009 N 451)

                              КНИГА ПОКУПОК 

    Покупатель _______________________________________

    Идентификационный номер и код причины постановки

    на учет налогоплательщика-покупателя _____________

    Покупка за период  с __________ по _______________ 

    N  
    п/п
    Дата  и 
    номер  
    счета-фактуры     
    про-   
    давца
    Дата   
    оплаты 
    счета- 
    факту- 
    ры     
    про-   
    давца
    Дата   
    принятия на учет   
    товаров    
    (работ,   
    услуг),  
    имуще- 
    ственных прав 
    Наиме-  
    нование 
    продав- 
    ца    
    ИНН  
    про- 
    дав- 
    ца 
    КПП  
    про- 
    дав- 
    ца 
    Страна  
    проис-  
    хождения     
    товара. 
    Номер   
    таможенной  
    декларации 
    Всего 
    поку- 
    пок,  
    вклю- 
    чая   
    НДС 
    В том  числе                           
    покупки, облагаемые налогом по ставке            покупки, 
    освобож- 
    даемые   
    от нало- 
    га     
    18 процентов (8) 10 процентов   
    (9)     
    0 процентов 20 процентов   
    <*> (11)   
    стоимость 
    покупок  
    без НДС
    сумма  
    НДС 
    стоимость 
    покупок  
    без НДС
    сумма 
    НДС
      стоимость 
    покупок  
    без НДС
    сумма 
    НДС
    (1) (2) (3) (4) (5)  (5а) (5б) (6)  (7) (8а)  (8б)  (9а)  (9б)  (10)   (11а)  (11б) (12) 
                                     
                                     
                                     
    Всего                  
     

    Главный бухгалтер ___________   _______________________

                       (подпись)           (ф.и.о.)

    Индивидуальный  предприниматель ___________   _____________________

                                    (подпись)          (ф.и.о.) 

    Реквизиты свидетельства  о государственной

    регистрации индивидуального предпринимателя ______________________

    Приложение 10

    Приложение N 3

    к Правилам ведения журналов

    учета полученных и выставленных

    счетов - фактур, книг покупок и книг

    продаж  при расчетах по налогу

    на добавленную  стоимость

    (в ред.  Постановлений Правительства РФ

    от 16.02.2004 N 84,

    от 26.05.2009 N 451) 

                              КНИГА ПРОДАЖ 

    Продавец _________________________________________

    Идентификационный номер и код причины постановки

    на учет налогоплательщика-продавца _______________

    Продажа за период  с ___________ по ______________ 

    Дата  и 
    номер  
    счета- 
    факту- 
    ры     
    про-   
    давца
    Наиме-  
    нование 
    покупа- 
    теля  
    ИНН  
    по-  
    ку-  
    па-  
    теля
    КПП  
    по-  
    ку-  
    па-  
    теля
    Дата   
    оплаты 
    счета- 
    факту- 
    ры     
    про-   
    давца
    Всего 
    про-  
    даж,  
    вклю- 
    чая   
    НДС 
    В том  числе                           
    продажи, облагаемые налогом по ставке            продажи, 
    освобож- 
    даемые   
    от нало- 
    га     
    18 процентов (5) 10 процентов   
    (6)     
    0 процентов 20 процентов   
    <*> (8)    
    стоимость 
    продаж   
    без НДС
    сумма  
    НДС 
    стоимость 
    продаж   
    без НДС
    сумма 
    НДС
      стоимость 
    продаж   
    без НДС
    сумма 
    НДС
    (1) (2)  (3) (3а) (3б)  (4) (5а)  (5б)  (6а)  (6б)  (7)    (8а)  (8б)  (9)  
                               
                               
                               
    Всего                  
     

    Главный бухгалтер ___________   _______________________

                       (подпись)           (ф.и.о.)

    Индивидуальный  предприниматель ___________   _____________________

                                    (подпись)          (ф.и.о.) 

    Реквизиты свидетельства  о государственной

    регистрации индивидуального  предпринимателя ___________________

    Информация о работе Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость