Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ учета поступления и выбытия основных средств на Государственном унитарном предприятии Республики Коми «Зеленец» и пути улучшения использования основных средств.
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Учет основных средств………………………………………………….….5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств …………….…..5
1. 2.Документальное оформление наличия и движения основных средств..8
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ГУП РК «Зеленец»………………………………………………………………....11
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………11
2.2. Характеристика трудовых ресурсов…………………………………..13
2.3. Анализ состояния, динамики и использования основных средств…...15
2.4. Анализ движения и состояния основных производственных фондов..18
3. Учет наличия и поступления основных средств ………………………21
3.1. Учет выбытия основных средств ………………………………………35
Заключение
Список литературы……………………………………………………..……42
Приложение…………………………………………………………….…….45
Учет поступления и выбытия основных средств
на примере ГУП РК «ЗЕЛЕНЕЦ»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Учет основных средств………………………………………………….….5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств …………….…..5
1. 2.Документальное оформление наличия и движения основных средств..8
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ГУП РК «Зеленец»………………………………………………………
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………11
2.2. Характеристика трудовых ресурсов…………………………………..13
2.3. Анализ состояния, динамики и использования основных средств…...15
2.4. Анализ движения и состояния основных производственных фондов..18
3. Учет наличия и поступления основных средств ………………………21
3.1. Учет выбытия основных средств ………………………………………35
Заключение
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления производством.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного и комплексного экономического анализа, анализа результатов хозяйственной деятельности.
В современной экономической литературе много внимания уделяется вопросам анализа основных средств, сущности, видам и роли экономического анализа, способам поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов, вопросы организации анализа на предприятиях, методики комплексного системного анализа основных экономических показателей деятельности предприятий, сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они хотят получить заключение о достаточности платежных средств, соотношений собственного и заемного капитала, скорости оборота капитала и причинах ее изменения, источниках финансирования тех или иных видов деятельности. В этих условиях меняется роль бухгалтерии, бухгалтерам все чаще приходится вести не только текущий учет и составление отчетности, но и проводить анализ финансового состояния организации. Это под силу только бухгалтеру-аналитику, способному разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, а для этого необходимо овладеть методами и приемами финансового анализа.
Повышение уровня и темпов развития предприятия, увеличение выпуска продукции и снижение ее себестоимости во многом зависит от состояния и развития материально-технической базы, т.е от оснащенности предприятия основными средствами и от уровня их использования.
Основные средства — один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости изготовления.
Анализ учета основных фондов может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств и долгосрочных инвестиций.
Цель курсовой работы – анализ учета поступления и выбытия основных средств на Государственном унитарном предприятии Республики Коми «Зеленец» и пути улучшения использования основных средств.
1. Учет основных средств
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств
Производственно - хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов — средств труда и материальных условий процесса труда. Средства труда — станки, рабочие машины, передаточные устройства и т. п., а материальные условия процесса труда — производственные здания, транспортные средства и др.
Порядок учета и движения основных средств определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н ).
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» активы относят к основным средствам при единовременном выполнении условий при принятии к бухгалтерскому учету:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставлением организацией за плату во временное владение и или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе эксплуатации, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода (более 12 месяцев); они постепенно изнашиваются и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока полезного использования путем начисления амортизации.
Основные средства играют важную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу организации и определяют ее производственный потенциал.
На протяжении длительного периода использования основные средства поступают в организацию и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, посредством которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри организации; выбывают из организации вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования. Одним из показателей эффективного применения основных средств является увеличение времени их работы путем сокращения простоев, повышения коэффициента сменности, производительности на базе внедрения новой техники и технологии, фондоотдачи, т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных средств.
Организация имеет право владения, пользования и распоряжения основными средствами: продавать или безвозмездно передавать другим организациям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ей здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью они амортизированы или частично. Отсюда главные задачи бухгалтерского учета основных средств сводятся к сбору информации, обеспечивающей возможность выполнять указанные далее функции:
контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования, правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
контроль за рациональным расходованием ресурсов на реконструкцию и модернизацию основных средств;
исчисление доли стоимости основных средств в виде амортизационных отчислений для включения в затраты организации;
контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств с целью своевременного проведения ремонта;
контроль за сохранностью объектов, переведенных на консервацию.
Эти задачи решаются с помощью надлежаще оформленной документации и при условии обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат на ремонт как по местам их эксплуатации, так и по организации в целом.
Для организации учета основных средств, отвечающих поставленным задачам, важное значение имеет их классификация.
По назначению основные средства подразделяются на:
производственные основные средства основной деятельности;
производственные основные средства вспомогательных и обслуживающих производств;
непроизводственные (жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения).
Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для обеспечения культурно-бытовых нужд работников организации.
Классификация по видам положена в основу их аналитического учета и составления отчетности о наличии и движении основных средств.
1. 2.Документальное оформление наличия и движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) о приемке-передаче основных средств (ф. № ОС-1), кроме зданий и сооружений, каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Для оформления приемки зданий используется акт о приеме-передаче здания форма № ОС-1а. Для оформления приемки групп объектов основных средств, кроме зданий и сооружений, применяется форма ОС-1б акт о приеме-передаче групп объектов основных средств. После оформления акт о приеме-передаче основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия. Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах — для передающей и принимающей основные средства организации.
Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3).
Внутреннее перемещение основных средств из одного отдела, участка в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2).
Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о списании объектов основных средств (ф. № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а).
Акт о списании групп объектов основных средств форма №ОС-4б применяют для групп объектов основных средств. Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее, чем через 5 лет после выбытия.
Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Оборотная сторона инвентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта.
Инвентарные карточки ф. № ОС-6 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств (ф. № ОС-11).
Инвентарные карточки (книги) заполняют на основании первичных документов (актов приемки-передачи основных средств, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий предприятия. С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС-10), с указанием в них) номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную по видам основных средств. На основе инвентарной картотеки на каждый вид основных средств открывают карточку учета движения основных средств (ф. № ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму начисленной амортизации и затраты на капитальный ремонт. По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
Оборудование, не требующее монтажа, а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для запаса, принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем акта о приеме оборудования (ф. №ОС-14). Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15). При выявлении дефектов оборудования в процессе его монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, необходимо составить акт о выявленных дефектах оборудования (ф. №ОС-16).
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ГУП РК «Зеленец»
2.1. Характеристика предприятия
Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Зеленец» создано в соответствии с указом Главы Республики Коми № 306 от 19 августа 1998 г. путем реорганизации совхоза «Зеленецкий». Фирменное наименование предприятия полное: Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Зеленец». Сокращенное название предприятия - ГУП РК «Зеленец».
Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.
Место нахождения предприятия: 168000, Республика Коми, Сыктывкарский район, с. Зеленец.
Имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Коми, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются государственной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.
Размер уставного фонда Предприятия составляет 30400 тыс. руб., сформированного за счет:
- прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности;
- амортизационных отчислений;
- имущества, переданного ему собственником,;
- иных источников, в соответствии с законодательством РФ и РК.
В сельскохозяйственном производстве главным ресурсом является земля. Наличие и структура земельных угодий в ГУП «Зеленец» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Состав и структура земельных угодий
Название угодий | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006г. в % к 2004г. | |||
га | в % | га | в % | га | в % | ||
Всего земель | 4617 | 100 | 4617 | 100 | 4615 | 100 | 99,95 |
Всего сельскохозяйственных угодий | 3740 | 81,0 / 100,0 | 3740 | 81,0 / 100,0 | 3738 | 81,0 / 100,0 | 99,1 |
из них пашня | 3226 | 86,3 | 3226 | 86,3 | 3224 | 86,2 | 99,5 |
сенокосы | 235 | 6,3 | 235 | 6,3 | 235 | 6,3 | 100,0 |
пастбища | 279 | 7,4 | 279 | 7,4 | 279 | 7,5 | 100,0 |
Площадь леса | 751 | 16,3 | 751 | 16,3 | 751 | 16,3 | 100,0 |
Пруды и водоемы | 8 | 0,2 | 8 | 0,2 | 8 | 0,2 | 100,0 |
Приусадебные участки | 118 | 2,5 | 118 | 2,5 | 118 | 2,5 | 100,0 |
Предприятие осуществляет деятельность в целях обеспечения населения, проживающих в районах, приравненных к Крайнему Северу, высококачественной продукцией сельского хозяйства и получения прибыли.
Для достижения целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство мяса свинины; переработка мяса; перевозка грузов; оказание бытовых транспортных и коммунальных услуг населению; продажа навоза, торфокомпостов, торфа; производство строительных работ, капитальных и текущий ремонт объектов, оборудования, сельскохозяйственных машин; торгово-закупочная; реализация произведенной продукции.
2.2.Характеристика трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы предприятия – это его персонал. От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Организационная структура ГУП РК «Зеленец» представлена в приложении 1.
В таблице 2 наглядно виден рост численности персонала в целом по предприятию за три года. В 2005 году по сравнению с предшествующим годом снижение численности составило 1,57%, а в 2005 году численность увеличилась на 5,6%.
Таблица 2. Состав и структура персонала предприятия, чел.
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Темп роста, % | ||||
Численность (чел) | Удельный вес (%) | Численность (чел) | Удельный вес (%) | Численность (чел) | Удельный вес (%) | 2005 к 2004 | 2006 к 2005 | |
Всего, в т. ч. | 254 | 100 | 250 | 100 | 264 | 100 | 98,43 | 105,6 |
Из них: |
| |||||||
- руководители | 13 | 5,12 | 13 | 5,20 | 12 | 4,55 | 100,00 | 92,31 |
- служащие и специалисты | 35 | 13,78 | 36 | 14,1 | 37 | 14,02 | 102,86 | 102,78 |
- рабочие | 151 | 59,45 | 132 | 52,80 | 146 | 55,30 | 87,42 | 110,61 |
- непромышленная группа | 55 | 21,65 | 69 | 27,60 | 69 | 26,14 | 125,45 | 100,00 |
Производствен ный персонал | 186 | 73,23 | 168 | 67,20 | 183 | 69,32 | 90,32 | 108,93 |
Непроизводствен ный персонал | 68 | 26,77 | 82 | 32,80 | 81 | 30,68 | 120,59 | 98,78 |
Принято работников | 41 | 16,14 | 48 | 19,20 | 56 | 21,21 | 117,07 | 116,67 |
Выбыло работников, | 23 | 9,06 | 31 | 12,40 | 26 | 9,85 | 134,78 | 83,87 |
из них по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины | 19 | 7,48 | 25 | 10,00 | 23 | 8,71 | 131,58 | 92,00 |
Проработало весь год | 249 | 98,03 | 244 | 97,60 | 258 | 97,73 | 97,99 | 105,74 |
Более подробная характеристика движения трудовых ресурсов представлена в таблице 3.
Таблица 3. Коэффициенты движения трудовых ресурсов
Наименование показателя | 2004г | 2005г | 2006г | Изменение (+,-) | |
В 2005 по сравнению с 2004 | В 2006 по сравнению с 2005 | ||||
Коэффициент общего оборота кадров | 0,252 | 0,316 | 0,311 | +0,064 | -0,005 |
Коэффициент оборота по приему персонала | 0,161 | 0,192 | 0,212 | +0,031 | +0,02 |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,091 | 0,124 | 0,098 | +0,033 | -0,026 |
Коэффициент текучести кадров | 0,075 | 0,100 | 0,087 | +0,025 | -0,013 |
Коэффициент восполнения работников | 1,783 | 1,548 | 2,154 | -0,235 | +0,606 |
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия | 0,980 | 0,976 | 0,977 | -0,004 | +0,001 |
По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что доля численности принятых и выбывших работников в составе общей численности 2005 г. по сравнению с 2004г. увеличилась на 6,4%, а в 2006г. по сравнению с 2005г. снизилась на 0,5%. При этом доля принятых в 2004 году составила 16,1%, в 2005 году 19,2%, в 2006 году 21,2%, а выбывших соответственно 9,1%, 12,4%. 9,8%. В 2005г. по сравнению с 2004г. наблюдается рост доли принятых работников на 3,1 и рост доли уволенных работников на 3,3%. В 2006г. по сравнению с 2005г. наблюдается рост доли принятых работников на 2,0%, и снижение доли уволенных работников на 2,6%. Коэффициент текучести составил в 2004г. 0,075, в 2005г. 0,100 и в 2006г. 0,087. Восполнение работников выбывших по различным причинам вновь принятыми составило в 2004г. 178,3%, в 2005г. 154,8%, в 2006г. 215,4%. К 2006 году движение работников на предприятии по сравнению с 2005г. можно отметить как менее интенсивное, что говорит о более стабильной ситуации в отношении кадров предприятия.
2.3. Анализ состояния, динамики и использования основных средств
Основными источниками информации для расчета показателей служат ф.1,2.Результаты расчетов отражаются в таблице 4.
Таблица 4. Расчет показателей рентабельности по данным
Показатели | Значение показателя | Изменения | ||||||||||
| 2004г. | 2005г. | 2006г. | Абс.изм. | Абс.изм. | |||||||
|
|
|
| 2005 г. | 2006 г. | |||||||
1. Рентабельность собственного капитала
| 14 | 12,1 | 22,7 | -1,9 | +10,6 | |||||||
2. Рентабельность уставного капитала | 33,4 | 35,0 | 97 | +1,6 | +62 | |||||||
3.Рентабельность продаж | 8,6 | 8,5 | 19,3 | -0,1 | +10,8 | |||||||
4. Рентабельность активов | 6 | 6,0 | 12 | 0 | +6 | |||||||
5.Рентабельность продукции | 11,5 | 9,5 | 24,0 | -2,0 | +14,5 | |||||||
6. Рентабельность оборотных активов | 10 | 9 | 17 | -1 | +6 |
Главной целью функционирования ГУП РК «Зеленец» является получение прибыли. При этом руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. В целом по ГУП РК «Зеленец» наблюдается улучшение в использовании имущества, на каждый рубль средств, вложенных в активы, ГУП РК «Зеленец» в 2006 г. получило прибыли больше, чем в предыдущие годы. Рентабельность совокупного капитала в 2006 г. выросла в 2 раза по сравнению с 2004, 2005 гг.
По данным таблицы 5 можно сделать следующие выводы:
1) Не очень хорошим является показатель капиталоотдачи и оборочиваемости текущих активов. При общей положительной тенденции данных показателей наблюдается их снижение в 2006 г. Показатель коэффициента оборачиваемости текущих активов свидетельствует о том, что период оборота имущества предприятия в 2006 г. составил 1,48 дня, в то время как аналогичный показатель за прошлый год был равен 1,55 дня;
2) Чистая прибыль на 1 руб. оборота увеличилась на 8,06 коп.; прибыль от реализации продукции увеличилась на 10,6 коп. на 1 рубль оборота.
Таблица 5. Оценка показателей деловой активности
Показатели | Формулы | 2005 г. | 2006 г. | Отклонения |
Чистая прибыль на 1 руб. оборота, коп. | Пчист.*100 ___________ Товарооборот | 5,96 | 14,02 | +8,06 |
Прибыль от реализации продукции на 1 руб. оборота, коп. | П от реализации Товарооборот | 7,84 | 18,44 | +10,6 |
Капиталоотдача, коп. | Товарооборот Ср.стоимость имущества | 1,16 | 1,0 | -0,16 |
Оборачиваемость текущих активов
| Товарооборот Ср.стоимость тек.активов | 1,55 | 1,48 | -0,07 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности | Товарооборот Ср.величина ДЗ | 6,21 | 10,29 | +4,08 |
Оборачиваемость ТМЗ | Товарооборот Ср.величина ТМЗ | 2,28 | 2,69 | +0,41 |
При общем увеличении за анализируемый период прибыли от продаж, величины собственного капитала, выручки от продаж, рост товарооборота наблюдается в меньшей степени, чем рост собственного капитала. Т.е. золотое правило экономики соблюдается не полностью.
За отчетный период основные показатели деятельности фирмы улучшились. По итогам 2006 года получена прибыль, которая превышает аналогичный показатель за 2004-2005 гг. При этом общие затраты на производство реализованной продукции незначительно увеличились.
Таким образом, в анализируемые годы значительно возросла рентабельность предприятия. Увеличились активы предприятия, вырос объем оборотных средств. Предприятие за анализируемый промежуток времени не использовало банковских кредитов и займов, что также с положительной стороны характеризует деятельность фирмы. Доля собственного капитала выше доли заемного. Т.о. соблюдается соотношение: доля заемного капитала должна быть < 50 %. Чем выше доля собственного капитала в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери. Вместе с тем предприятие располагает достаточными резервами для существенного улучшения показателей маневренности собственных средств и отношение оборотных активов к текущим обязательствам.
Предприятие имеет достаточно высокие значения коэффициента автономии, что свидетельствует о его финансовой независимости, это же подтверждают и значения коэффициента отношения заемных средств к собственным. Рассмотренные показатели ликвидности свидетельствуют о хорошей платежеспособности ГУП РК «Зеленец». Коэффициент текущей ликвидности ГУП РК «Зеленец» в 2006 году достиг среднеотраслевого уровня, но еще не достиг жесткого норматива. Значение коэффициента восстановления за 2006г. показывает способность восстановления платежеспособности предприятия в ближайшей перспективе. Таким образом, финансовое состояние ГУП РК «Зеленец» является устойчивым.
2.4. Анализ движения и состояния основных производственных фондов
Таблица 6. Показатели движения и состояния ОС
Наименования показателей | Методы расчета | Экономическая интерпретация показателей |
1 | 2 | 3 |
1. Показатели движения | ||
1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ) |
| Доля поступивших ОС за период |
1.2. Коэффициент обновления (Коб) |
| Доля новых ОС на предприятии |
1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) |
| Доля выбывших ОС за период |
1.4.Коэффициент прироста (Кпр) |
| Темп прироста ОС |
2. Показатели состояния | ||
2.1. Коэфициент износа (Ки) | Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию Ки = 1 - Кг | |
2.2. Коэффициент годности (Кг) |
| Уровень годности ОС Кг = 1 - Ки |
Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения основных средств проводится на основе коэффициентов (таблица 6), которые анализируются в динамике за ряд лет.
Для характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени его работы.
Используются следующие показатели:
- коэффициент использования календарного фонда времени,
- коэффициент использования режимного фонда времени,
- коэффициент использования планового фонда времени,
- удельный вес простоев в календарном фонде.
Результаты расчетов данный коэффициентов по ГУП РК «Зеленец» представлены в таблице 7.
Таблица 7. Анализ степени загрузки оборудования
Показатель | 2005г. | 2006г. | Изменение, +,- |
Календарный фонд времени | 367920 | 394200 | +26280 |
Режимный фонд времени | 188160 | 201600 | +13440 |
Плановый фонд времени | 250400 | 230700 | -19700 |
Фактический фонд времени | 240320 | 226510 | -13810 |
Коэффициент использования календарного фонда времени | 0,653 | 0,575 | -0,078 |
Коэффициент использования режимного фонда времени | 1,277 | 1,124 | -0,153 |
Коэффициент использования планового фонда времени | 0,959 | 0,982 | +0,023 |
По данным таблицы 7 можно сказать о снижении коэффициента использования календарного фонда времени и коэффициента использования режимного фонда времени, т.е. снижается эффективность использования основных средств. При этом следует отметить, что календарный фонд времени и плановый фонд времени используются недостаточно эффективно, т.к. их значение меньше 1.
Для характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели:
- коэффициент использования парка наличного оборудования равный отношению количества используемого оборудования к количеству наличного оборудования,
- коэффициент использования парка установленного оборудования равный отношению количества используемого оборудования к количеству установленного оборудования.
Результаты расчета данных коэффициентов по ГУП РК «Зеленец» представлены в таблице 8.
Таблица 8. Анализ степени привлечения оборудования в производство
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | Изменение, +,- |
Используемое оборудование | 68 | 55 | -12 |
Наличное оборудование | 71 | 58 | -13 |
Установленное оборудование | 73 | 61 | -12 |
Коэффициент использования парка наличного оборудования | 0,958 | 0,948 | -0,01 |
Коэффициент использования парка установленного оборудования | 0,932 | 0,902 | -0,03 |
Видно, что коэффициент использования парка наличного оборудования и коэффициент использования парка установленного оборудования в 2006 году по сравнению с 2005 годом меньше, т.е. снижается степень привлечение оборудования в производство.
3. Учет наличия и поступления основных средств
Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организации; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получение государственными и муниципальными унитарными предприятиями при формировании уставного фонда; поступления в дочерние общества от головной организации, поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм; в других случаях. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Поступившие в организацию объекты основных средств должны быть оприходованы по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату для целей бухгалтерского учета, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение основных средств являются:
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины, таможенные сборы;
не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и другим лицам, через которые приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (затраты на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования).
В соответствии с п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ15/01)», утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 г. № 60н, проценты по кредиту (займу), полученному для приобретения объекта основных средств и перечисленному поставщику в качестве предварительной оплаты, увеличивают сумму перечисленного аванса (дебиторской задолженности поставщика) до момента получения этого объекта. С даты получения объекта основных средств и до момента ввода объекта в эксплуатацию проценты по кредиту, с учетом требований п. 8 ПБУ 6/01, подлежат включению в фактические затраты по приобретению основного средства.
Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание (ф. № ОС-4) и актов приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1).
Пример 1. ГУП РК «Зеленец» приобрел агрегат. В счете-фактуре поставщика указано:
Отпускная цена — 45 000 руб.
НДС - 8100 руб;
Итого к оплате — 53 100 руб.
Расходы по доставке и установке агрегата составили 3500 руб.
Отразить в учете расходы по приобретению агрегата и принятию его к бухгалтерскому учету. Отражаются затраты на приобретение:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
08 | 60 | 45000 | Отражены расходы по приобретению |
19 | 60 | 6100 | Отражена сумма НДС по приобретенным ценностям |
08 | 76,70,69 | 3500 | Отражены затраты на приобретение |
01 | 08 | 48500 | Оприходован агрегат в состав основных средств в сумме фактических затрат |
60 | 51 | 53100 | Оплачен счет поставщика |
68 | 19/1 | 8100 | НДС, оплаченный поставщику списывается в возмещение из бюджета |
Оценка основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия основных средств к бухгалтерскому учету. Возникающая при этом разница между оценкой основных средств, отраженной на счете учета вложений во внеоборотные активы, списывается на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов (расходов). Указанная разница в состав курсовых разниц не включается.
Фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При приобретении основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует учесть ряд особенностей. В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Если объект основных средств введен в эксплуатацию и учитывается на счете 01 «Основные средства», его первоначальная стоимость не изменяется. При этом суммовая разница, возникающая при оплате задолженности поставщику, выраженной в иностранной валюте, относится на затраты организации.
В соответствии с действующим законодательством оплата своей доли уставного капитала участником общества с ограниченной ответственностью либо оплата стоимости акций участником акционерного общества может быть произведена денежными средствами, ценными бумагами, товарно-материальными ценностями, имущественными правами либо иными правами, имеющими оценку.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Пример 2. Учредителями внесены основные средства по согласованной стоимости 125 000 руб. в счет вклада в уставный капитал. Расходы по доставке и установке составили 3000 руб. Отразить в учете операции по оприходованию объекта в состав основных средств:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
08 | 75/1 | 125000 | Учредители внесли вклад в уставной капитал |
08 | 70,69,76 | 3000 | Отражены затраты по доставке |
01 | 08 | 128000 | Оприходование в составе основных средств по первоначальной стоимости |
Если стоимость имущества, вносимого в уставный капитал, превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, обязательно привлечение независимого оценщика. Пунктом 2 ст. 15 Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена ответственность независимого оценщика по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
Первичными документами, являющимися основанием для принятия к учету объекта основных средств, внесенного в счет вклада в уставный капитал организации, служат:
решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в денежной форме;
акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств;
акт (накладная) приемки-передачи объекта основных средств по форме ОС-1.
При поступлении вклада в уставный капитал организации в виде основных средств производится запись по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный капитал, отражается по дебету счета учета основных средств, в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
В аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда, паевого фонда.
Следует отметить, что при необходимости монтажа объектов основных средств расходы по его приведению включаются в первоначальную стоимость монтируемого объекта, НДС по монтажу объекта принимается к вычету после оплаты задолженности и в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ безвозмездная передача в собственность какой-либо вещи от одной стороны другой является дарением. Статья 575 ГК РФ гласит, что в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено. В связи с этим организация может безвозмездно получить основные средства, не нарушая Гражданский кодекс, от физического лица, от некоммерческой организации и по другим законным основаниям.
Далее рассмотрен пример отражения в учете операций по учету безвозмездного поступления основных средств.
Пример 3. Безвозмездно получен новый персональный компьютер от другой организации. Рыночная цена ПК на дату принятия к учету 25 000 руб. Срок полезного использования ПК — 5 лет. Затраты на наладку ПК составили 800 руб. Отразить в учете эти операции:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
08 | 98/2 | 25000 | Отражена стоимость ПК по рыночной стоимости |
08 | 70,69 | 800 | Отражены затраты по наладке |
01 | 08 | 25800 | Оприходование в составе основных средств по первоначальной стоимости |
20 | 02 | 430 | Начислена амортизация (25800:5:12-в течение 5 лет) |
98/02 | 91/1 | 430 | Проводка делается обновременно с предыдущей |
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения или в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями-получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
В соответствии с п. 7 «Положения о бухгалтерском учете» «Доходы организаций» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н, активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, являются прочими доходами.
Основанием для принятия к учету объекта основных средств, переданного безвозмездно, служит акт приема-передачи по форме ОС-1.
В соответствии с действующим законодательством по договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 1 ГК РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными (п. 1 ст. 568 ГК РФ).
Оценка объектов основных средств, которые приобретаются по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами (например, по договору мены), определяется положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
Первоначальной стоимостью таких основных средств признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Последняя величина устанавливается исходя из цены, по которой в сравненных обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей. Если стоимость этих ценностей установить невозможно, то стоимость приобретенных основных средств определяется исходя из стоимости, по которой в сравненных обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
Пример 4. Организация ГУП РК «Зеленец» в 2006 г. приобрела у организации «Надежда» по договору мены автомобиль, расплатившись за него оборудованием, бывшим в эксплуатации. Рыночная цена оборудования составляет 236000 руб., в том числе НДС - 36000 руб., балансовая стоимость по данным бухгалтерского учета 180000 руб. (первоначальная стоимость -260000 руб., износ - 80000 руб.). Пунктом 2 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что покупатель может принять к зачету уплаченную поставщику основного средства сумму НДС только в размере, исчисленном исходя из балансовой стоимости имущества, которое было передано им по договору мены взамен приобретенного основного средства.
В примере объекты основных средств обменивались не по балансовой стоимости, при этом сумма НДС, может быть принята к зачету при расчетах с бюджетом.
В примере сумма НДС, которую можно принять к зачету, составляет 32400 руб. (180000 х 18%). Разница 3600 руб. не подлежит включению и в стоимость приобретенного объекта основных средств, так как согласно п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ объект в нашем примере не предназначен для изготовления продукции, реализация которой освобождена от НДС. Следовательно, в бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
01 | 08 | 200000 | Приобретенный автомобиль введен в эксплуатацию |
68 | 19 | 32400 | Принята к учету сумма НДС по автомобилю |
91 | 19 | 3600 | Отнесена на прочие расходы разница, не подлежащая возмещению из бюджета (36000-32400) |
Во избежание указанных потерь, следует оформлять подобные сделки двумя договорами поставки, с одной стороны, на приобретение объекта основных средств, с другой стороны, на реализацию основного средства или прочего имущества. После того как приобретен один объект и реализован другой, по согласованию сторон производится зачет взаимных требований.
При организации бухгалтерского учета строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов следует иметь в виду, что имеются существенные различия при строительстве, осуществленном подрядным и хозяйственным способом.
К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.
Затраты на строительство объекта (стоимость материалов, заработная плата сотрудников, занимающихся строительством, налоги по ней, расходы на содержание строительных машин, механизмов, управленческие расходы и прочие) учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию затраты, собранные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», формируют первоначальную стоимость данного объекта и подлежат учету на счете 01 «Основные средства». С 01.01.2001 г. согласно подп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления подлежит обложению НДС.
Налоговая база при этом определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение. Дата возникновения обязанности по уплате налога по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, определяется как день принятия к учету завершенного капитальным строительством объекта (п. 10 ст. 167 Налогового кодекса РФ).
Пример 5. ГУП РК «Зеленец» в 2006 г. осуществило строительство объекта для собственного потребления. При этом были использованы материалы, приобретенные у сторонних организаций, на сумму 59000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Другие расходы организации составили 84000 руб. Строительство объекта закончено в августе 2006 г. Документы на его государственную регистрацию также были поданы в августе 2006 г., и расходы на нее составили 6000 руб.:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
10 | 60 | 50000 | отражено приобретение материалов |
19 | 60 | 9000 | отражен НДС по приобретенным ценностям |
08 | 10 | 50000 | списаны материалы на строительство объекта |
08 | 70,69,02,23 | 84000 | списаны другие расходы организации, связанные со строительством объекта |
В момент окончания строительства следует оформить первичные документы по учету работ в капитальном строительстве. Расходы на государственную регистрацию отражаются следующей проводкой на август 2006 г.:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
76 | 51 | 6000 | оплачены расходы на государственную регистрацию
|
08 | 76 | 6000 | списаны расходы на государственную регистрацию объекта
|
В целях налогообложения НДС дата принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта определяется с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ, т. е. с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию.
Основанием для включения объекта в состав соответствующей амортизационной группы является документально подтвержденный факт подачи документов на государственную регистрацию. В бухгалтерском учете операция по начислению на стоимость строительно-монтажных работ НДС, который в дальнейшем подлежит вычету по мере уплаты в бюджет на основании абз. 2 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ, отражается проводкой на сентябрь 2006 г.: Дт 19 Кт 68 - 25200 руб. - начислен НДС на стоимость строительно-монтажных работ.
((50000 руб. + 84000 руб. + 6000 руб.) х 18%) = 25200 руб.
В гл. 21 Налогового кодекса РФ определен порядок применения сумм НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. В настоящее время налогоплательщик имеет право на два вычета по НДС:
- вычеты суммы НДС, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации. При этом указанные вычеты производятся по мере уплаты налога в бюджет (абз. 2 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ);
- вычеты сумм НДС, предъявленные по товарам (работам), услугам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ (абз. 1. п. 5 ст. 172 НК РФ), при соблюдении одного из следующих условий:
а) по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию;
б) при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Сумма НДС, исчисленного при выполнении строительно-монтажных работ за сентябрь, уплачена в бюджет в октябре 2006 г.
Документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на объект недвижимости, получены организацией в сентябре 2006 г. В бухгалтерском учете сделаны проводки:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
60 | 51 | 59000 | произведена оплата поставщику материалов в августе, с 01.09.2006 г. организация может принять НДС к вычету
|
68 | 19 | 9000 | предъявлены к вычету из бюджета НДС, оплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для строительства (отражено в сентябре, 06 г.) |
Таким образом, по строительно-монтажным работам, выполненным для собственных нужд, ГУП РК «Зеленец» за сентябрь 2006 г.:
а) начислен в бюджет НДС от стоимости выполненных строительно - монтажных работ в размере 25 200 руб.;
б) предъявлен к вычету из бюджета НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для производства строительно-монтажных работ, в размере 9000 руб.
В результате разница в размере 16200 руб. подлежит уплате в бюджет в составе общей суммы НДС за сентябрь 2006 г.
В соответствии с п. 41 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н, редакция от 24.03-2000 г.) на дату государственной регистрации права собственности у организации появляются основания для принятия к бухгалтерскому учету объекта недвижимости в составе основных средств.
В нашем примере документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на объект, получены ГУП РК «Зеленец» в сентябре, следовательно, в бухгалтерском учете делается следующая запись: Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств» - 140000 руб. - принят к бухгалтерскому учету объект основных средств.
(50000 + 84000 + 6000) = 140000 руб.
Согласно абзацу 5 п. 4б Методических рекомендаций по применению гл. 21 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты по НДС, исчисленного со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления, применяются при соблюдении двух условий:
- по объектам, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль;
- после уплаты налога в бюджет с этих сумм в составе общей суммы декларации.
В октябре 2006 г. были проведены следующие операции:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
68 | 51 | 16200 | уплачен в бюджет НДС по строительно-монтажным работам в составе общей суммы декларации |
68 | 19 | 25200 | предъявлен к вычету из бюджета НДС, начисленный на стоимость строительно-монтажных работ |
Изложенный в ст. 171, 172 гл. 21 Налогового кодекса РФ порядок учета НДС различен для объектов, стоимость которых относится или не относится на расходы, принимаемые к вычетам (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций.
Если организацией выполнены для собственного потребления строительно-монтажные работы по объектам, стоимость которых не включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль, порядок учета будет иным.
Пример 6. Организация ГУП РК «Зеленец» в 2006 г. осуществляла строительно-монтажные работы для собственного потребления по объекту, который не подлежит амортизации при исчислении налога на прибыль.
Общая сумма расходов, отраженных по дебету счета 08, включая расходы на государственную регистрацию, составила 58005 руб.
Сумма НДС, уплаченная поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для производства строительно-монтажных работ, и отраженная по дебету счета 19, составила 3 600 руб.
Документы на государственную регистрацию поданы в апреле 2006 г., а документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на объект недвижимости, получены организацией в мае 2006 г. В этом случае бухгалтерские проводки по учету расходов организации идентичны приведенным в рассматриваемых ранее примерах (кроме порядка применения налоговых вычетов по НДС). Сумма НДС, начисленная на стоимость выполненных для собственного потребления строительно-монтажных работ, не будет приниматься к вычету из бюджета, так как вычету подлежат суммы налога только по объектам, стоимость которых включается в расходы (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 сумма не подлежащего вычету НДС, начисленная на стоимость СМР должна быть включена в стоимость объекта. Отразим начисление НДС в мае 2006 г. бухгалтерскими проводками:
Дт 08 Кт 68 - 10440,9 руб.
(58 005 руб. х 18%) = 10440,90 - начислен НДС на стоимость выполненных строительно-монтажных работ.
Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, должны производиться с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Следовательно, в рассматриваемом примере вычеты сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, можно производить в мае 2006 г. Бухгалтерские проводки:
Дт 01 Кт 08 - 68445,9 руб. (58005 + 10440,9) = 68445,90- принят к бухгалтерскому учету объект основных средств.
В том случае, когда строительство осуществляется исключительно для нужд организации, ведущей учет капитальных вложений и формирование капитальных вложений, производится по той же схеме, что и при приобретении объектов основных средств. При этом необходимо иметь в виду следующие особенности: - если для осуществления функций заказчика-застройщика в организации создается обособленное структурное подразделение (с собственным расчетным счетом или без него), то расходы по содержанию такого подразделения (заработная плата с начислениями, амортизация используемых объектов основных средств или часть арендной платы, общехозяйственные расходы и т. п.) должны списываться на счет 08 и увеличивать инвентарную стоимость строящихся объектов. Нормирование этих расходов осуществляется при заключении договора строительного подряда и разработке проектно-сметной документации;
- при осуществлении капитальных вложений подрядным способом нередки расходы, которые не подлежат включению в инвентарную стоимость законченных строительством объектов (и, разумеется, не учитываются при расчете нормы амортизационных отчислений). Эти суммы учитываются на субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств», открываемом к счету 08, и списываются по вводу объекта в эксплуатацию со счета 08 в корреспонденции со счетом учета источника финансирования;
- в процессе деятельности заказчика могут образоваться прибыли и убытки, состав и порядок формирования которых регулируется Письмом Минфина Российской Федерации «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» от 30.12.1993 г. № 160. В том случае, когда заказчик не является специализированной организацией, а представляет собой структурное подразделение коммерческой организации, финансовый результат деятельности формируется на общих основаниях. В состав прибыли не включаются суммы экономии средств, выделенных для осуществления строительства, но не в составе результата от обычной деятельности, а в составе операционных доходов и расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Обязанность по обеспечению строительства материалами, конструкциями и оборудованием несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (п. 1 ст. 745 ГК РФ).
3.1. Учет выбытия основных средств
Выбытие основных средств может иметь место в случаях: продажи; списания в случае морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций, паевой фонд; передачи по договорам дарения; передачи дочернему обществу от головной организации; недостачи и порчи, выявленные при инвентаризации активов и обязательств; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Реализация основных средств осуществляется в основном по договорам купли-продажи, по которым, согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон (ст. 454 ГК РФ).
Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету 01 «Основные средства» следующими проводками:
Дебет | Кредит | Наименование |
01 | 01 | списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств |
02 | 01 | списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования данного объекта |
91 | 01 | По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается |
Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств могут предварительно собираться на счете учета затрат вспомогательного производства или учитываться в качестве прочих расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Пример 7. Договор купли-продажи № 1 заключен 15.01.2006 г. В соответствии с условиями договора реализуется станок на сумму 206500 руб., в том числе НДС - 31500 руб., и техническое оборудование на сумму 324500 руб., в том числе НДС - 49500 руб. По данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость станка составляет 200000 руб., станок был приобретен в марте 2001 г., годовая норма амортизационных отчислений в соответствии с требованиями Единых норм - 12,5%. Начиная с апреля 2001 г. объекту начисляется амортизация в сумме 2083 руб. в месяц (200000 руб. х 12,5% /12мес). По состоянию на 01.01.2006 г. сумма начисленной амортизации составила 118731 руб. (2083 руб. х 57 мес), остаточная стоимость 81269 руб.
Пример 8. Первоначальная стоимость технологического оборудования составляет 360000 руб. Годовая норма амортизации - 10%. Оборудование введено в эксплуатацию 15.03.2003 г. Сумма начисленной амортизации за период с 01.04.2003 г. до 01.01.2006 г. составила 99000 руб. (3000 руб. х 33 мес).
Вклады в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета инвестиции организации в ценные государственные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.
Планом счетов и Инструкцией по его применению установлено, что финансовые вложения организации учитываются по дебету счета 58 «Финансовые вложения».
Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств.
Передача основных средств на безвозмездной основе может происходить между взаимозависимыми лицами. Например, учредитель может передать дочерней организации имущество с целью улучшения ее финансово-хозяйственной деятельности и в результате увеличения прибыли и получения более высоких дивидендов.
В соответствии с п. 11 ПБУ10/99 расходы, связанные с выбытием основных средств, признаются операционными расходами в размере остаточной стоимости объекта основных средств.
Пунктом 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе принимается реализацией и в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ подлежит обложению налогам на добавленную стоимость.
Также передача имущества безвозмездно может осуществляться в рамках благотворительной помощи в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп. от 04.07.2003 г.) (далее - Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135-ФЗ).
Пример 9. Организация ГУП РК «Зеленец» получила письмо от поликлиники с просьбой оказать помощь в приобретении компьютера. Руководителем организации принято решение передать поликлинике один из компьютеров, числящийся на балансе организации. Первоначальная стоимость компьютера 1 000 руб. Сумма амортизации на момент передачи составила 4000 руб. Эта операция в бухгалтерском учете будет отражена следующими проводками:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Наименование |
01 | 01 | 18000 | списана первоначальная стоимость переданного компьютера |
02 | 01 | 4000 | списана остаточная стоимость переданного компьютера |
91 | 01 | 12000 | списана остаточная стоимость переданного компьютера |
99 | 91 | 12000 | отражен убыток от передачи компьютера |
Безвозмездная передача имущества в рамках оказания благотворительной помощи освобождается от налога на добавленную стоимость (подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Для подтверждения освобождения от налогообложения НДС с операцией в рамках благотворительной помощи передающая сторона должна иметь бедующие документы: договор (контракты) организации с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу имущества в рамках благотворительной деятельности; копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем имущества; акты и другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученного объекта основных средств.
Выбытие основных средств может происходить при форс-мажорных обстоятельствах, например: аварии, стихийные бедствия, пожары, кражи и др.
При выявлении факта хищения, недостачи имущества либо его утери при чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями, в организации должна быть проведена внеплановая инвентаризация имущества.
В компетенцию инвентаризационной комиссии входит также выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством.
В случае, если виновные лица не установлены, объект основных средств, по решению комиссии, списывают с баланса по остаточной стоимости. Это решение оформляется актом о списании основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт утверждается руководителем организации.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации архивного дела, но не менее пяти лет.
Не менее неприятные ситуации возникают, когда основные средства пропадают в результате хищений и краж. После обнаружения данного факта организации необходимо подать заявление в органы внутренних дел.
В результате инвентаризации составляются акты по формам № ИНВ-1, № ИНВ-18 и № ИНВ-26 и в бухгалтерском учете на этом основании стоимость похищенного имущества переносится на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по остаточной стоимости.
Далее, если виновные лица не установлены и следствие приостановлено, следует получить документационное подтверждение этого факта от правоохранительных органов. В этом случае сумма недостачи, образовавшаяся в результате хищения имущества, включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Требования к ведению налогового учета операций по реализации амортизируемого имущества установлены ст. 323 Налогового кодекса РФ. Эти требования сводятся к следующему:
налогоплательщик определяет прибыль или убыток от выбытия амортизируемого имущества на основании данных аналитического учета;
аналитический учет доходов и расходов ведется по каждому объекту основных средств.
При реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этой операции на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией. К таким расходам относятся расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Особенности определения расходов при реализации амортизируемого имущества установлены ст. 268 Налогового кодекса РФ. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком. Однако этот убыток учитывается в целях налогообложения в особом порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение установленного срока, который определяется как разница между сроком полезного использования амортизируемого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
Прибыль или убыток по операциям реализации амортизируемого имущества определяется на дату совершения операции. Прибыль от реализации подлежит включению в состав налогооблагаемой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.
Убыток от реализации отражается в аналитическом учете налогоплательщика как расходы, включаемые в целях налогообложения в состав расходов будущих периодов.
Налогоплательщик обязан вести учет доходов и расходов от реализации основных средств отдельно по каждому объекту. Соответственно прибыль (убыток) определяется отдельно по каждому реализованному объекту основных средств, т. е. прибыль от реализации одного из основных средств не перекрывает убыток от реализации другого.
Министерством финансов РФ рекомендованы следующие аналитические регистры налогового учета:
регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;
регистр информации об объекте основных средств;
регистр-расчет «Финансовый результат реализации амортизируемого имущества»;
регистр учета расходов будущих периодов;
регистр учета внереализационных расходов текущего периода.
Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав служит для обобщения информации об операционном выбытии имущества и формирования сумм доходов от реализации. Данные о выручке от реализации амортизируемого имущества в этом регистре учета одновременно формируют запись в регистре-расчете «Финансовый результат реализации амортизируемого имущества».
Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета» ведется с целью формирования показателя о расходах, связанных с реализацией амортизируемого имущества (по хранению, обслуживанию и транспортировке). Записи в регистре производятся по мере осуществления операций реализации и по каждому объекту амортизируемого имущества.
В регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» обобщается информация об операциях реализации имущества и формируется сумма убытка от реализации, признаваемого в целях налогообложения в качестве расходов будущих периодов. Кроме того, показатель о величине убытка от реализации, относящийся к расходам будущих периодов, который используется для обобщения информации о расходах, подлежащих включению в состав расходов для целей налогообложения в последующие периоды. Сумма расходов будущих периодов, подлежащих ежемесячному включению в состав прочих расходов, определяется расчетным путем. Этот показатель одновременно используется для формирования информации о внереализационных расходах организации отчетного (налогового) периода.
Заключение
Основными путями улучшения использования основных средств на предприятии являются:
1. Постоянное поддержание пропорциональности между производственными мощностями отдельных групп оборудования на каждом производственном участке.
2. Улучшение ухода за основными средствами, соблюдение предусмотренной технологии производства, совершенствование организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущение простоев, осуществление своевременного и качественного ремонта.
3. Проведение мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций и затрат рабочего времени, повышение сменности работы предприятия.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ: С изменениями и дополнениями по состоянию на 15.04.1997.: часть 1. принят Гос. Думой 21.10.1994: часть 2. принят Гос. Думой 26.01.1996.-СП-6,1997.
2. Налоговый кодекс РФ: С изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2003.: часть 1, часть 2.
3. Налог на прибыль. Глава 25 Налогового кодекса РФ. - 2003 М.: Издательство ПРИОР. 2003.
4. Трудовой кодекс РФ. Принят Гос. Думой 21.12.2001. Официальный текст. -М.: ИКФ Омега-Л, 2003.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ
6. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н, в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н, в редакции приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.2001 № 27н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.2001 № 27н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет сновных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26-Н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №27н)
13. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.
14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н // Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".
Учебно-методическая литература
15. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование» – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 608с.
16. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 480с.
17. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М., 2003.
18. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Проспект, 2006. – 421с.
19. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – М., 2000.
21. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. – 2-е изд., с изм. – М., 2002.
22. Основные средства. Бухгалтерский и налоговый учет / Под ред. Ю.Е. Коротковой. – М., 2005.
23. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 573с.
24. Русакова Е.А. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. – 240с.
25. Савицкая Г.В. Экономический анализ: 8-е изд. – М.: ООО «Новое знание», 2007. – 640с.
26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 207с.
Наименование показателя | Г о д ы | Темп роста %к предыд году | |||
| 2004 | 2005 | 2006 | 2005 | 2006 |
1. Выручка от продаж, руб.
| 170405 | 172325 | 209163 | 101,1 | 121,4 |
2. Показатели объема используемых ресурсов, капитала и затрат |
| ||||
2.1 Материальные затраты на производство и реализацию продукции, руб. | 41208 | 50514 | 58426 | 122,6 | 115,7 |
2.2 Средняя величина основного капитала (внеоборотных активов), руб | 51375 | 54748 | 67954 | 106,6 | 124,1 |
2.3 Средняя величина основных средств (по первоначальной стоимости), руб. | 52904 | 56632 | 71114 | 107,0 | 125,6 |
2.4 Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), руб. | 104611 | 111033 | 140728 | 106,1 | 126,7 |
2.5 Полная себестоимость проданных услуг | 148229 | 157668 | 168785 | 106,4 | 107,1 |
2.6 Среднесписочная численность персонала, человек. | 254 | 250 | 264 | 98,4 | 105,6 |
3. Показатели характеризующие финансовый результат |
| ||||
3.1 Прибыль (убыток) от продаж, руб | 22176 | 14657 | 40378 | 66,1 | 275,4 |
3.2 Прибыль(убыток)до налогооблож.,руб | 22258 | 13520 | 38581 | 60,7 | 285,3 |
3.3 Чистая прибыль(убыток), руб. | 14468 | 10275 | 29332 | 71,0 | 282,6 |
4. Показатели эффективности использования ресурсов, капитала и затрат |
| ||||
4.1 Среднемесячная з\пл. работника, руб. | 3638 | 4518 | 6722 | 124,2 | 148,8 |
4.2 Производительность труда (годовая выработка)руб/чел. «п.1/п.2.6» | 671 | 689 | 792 | 102,7 | 114,9 |
4.3 Фондоотдача ,руб\руб «п.1/п.2.3» | 3,22 | 3,04 | 2,94 | 107,0 | 96,7 |
4.4 Материалоемкость продукции | 0,24 | 0,29 | 0,28 | 120,8 | 96,6 |
4.5 Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала | 1,63 | 1,55 | 1,49 | 95,09 | 96,1 |
4.6 Затратоемкость проданных товаров | 0,87 | 0,91 | 0,81 | 104,6 | 89,01 |
4.7 Рентабельность продаж, % | 13,0 | 8,51 | 19,3 | 65,5 | 226,8 |
4.8 Рентабельность активов по чистой прибыли, % | 13,8 | 9,25 | 20,8 | 67,0 | 224,9 |
5. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности (на конец периода) |
| ||||
5.1 Коэффициент автономии «норм.0,5» | 0,48 | 0,5 | 0,52 | 104,2 | 104 |
5.2 Коэффициент абс ликвидности «н.0,2-0,7 | 0,45 | 0,32 | 0,72 | 71,1 | 225 |
5.3 Коэффициент текущей ликвидности «норм. 1,5» | 1,25 | 1,23 | 1,4 | 98.0 | 113,8 |
5.4 Коэффициент обеспеченности собств. Оборотными средствами «норм.0,1» | 0,37 | 0,23 | 0,3 | 62,2 | 130,4 |
Информация о работе Учет поступления и выбытия основных средств на примере ГУП РК «ЗЕЛЕНЕЦ»