Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель работы изучить учет нематериальных активов
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность нематериальных активов их классификацию принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов;
- изучить учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов;
- ознакомится с финансовым анализом нематериальных активов.
Введение 3
1 Теоретические основы нематериальных активов 4
1.1 Понятие нематериальных активов 4
1.2 Классификация нематериальных активов 7
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов 10
2 Практические аспекты учета нематериальных
активов на предприятии ГП "Альфа" 13
2.1 Краткая характеристика ГП «Альфа» 13
2.2 Анализ деятельности ГП «Альфа» 14
2.3 Совершенствование концепции бухгалтерского учета
нематериальных активов на предприятии ГП «Альфа» 18
Заключение 26
Список использованной литературы
1.2 Классификация нематериальных активов
Нематериальные активы можно классифицировать так: часть основных фондов (внеоборотных активов), не имеющих физической основы, но которые имеют стоимость (представляют ценность), базирующуюся на правах или привилегиях. Исключением из этого определения являются квартиры, приобретаемые организациями в собственность, которые в соответствии с действующим порядком учитываются в составе нематериальных активов; активы, которые покупаются или создаются в порядке долгосрочных инвестиций; активы, выступающие в качестве отдельного объекта, с возможностью его отделения от носителя и передачи актива другим пользователям. Не могут быть отнесены к нематериальным активам какие-то качества физических лиц (квалификация, деловые связи и т. п.), поскольку эти качества, с одной стороны, могут быть учтены в оплате их труда, а с другой, не могут быть отделены от их носителя и переданы другому пользователю; активы, которые не предназначены для продажи; активы, при создании которых могут быть учтены затраты, связанные с их разработкой.
Учет нематериальных активов ведется в разрезе каждого объекта по соответствующим группам.
Ниже
приведена классификация НМА
в табличном варианте:
Таблица 1 - Классификация НМА
Объекты права интеллектуальной собственности | Объекты авторского права и смежных прав | Объекты пользования ресурсами природной среды | Объекты пользования материальным и нематериальным имуществом |
Право собственности на изобретение | Объектами
авторского права являются произведения
в отрасли науки, литературы и
искусства, в частности:
- компьютерные программы; - базы данных; - аудиовизуальные произведения; - фотографические произведения |
Право пользования недрами | Лицензия на право пользования НМА |
Право собственности на полезную модель | Право пользования лесными ресурсами | ||
Право собственности на промышленный образец | Право пользования водными ресурсами | ||
Право собственности на происхождение товара | Право пользования земельными ресурсами (в том числе право аренды земельного участка) | ||
Право собственности на сорт растений | |||
Право собственности на породу животных | Право пользования геологической, геоморфологической и другой информацией о состоянии и возможности хозяйственного использования элементов природной среды | Лицензия на право осуществления какой-либо деятельности | |
Право собственности на фирменное наименование | Смежные
права:
- фонограммы, видеограммы; - передачи
(программы) организаций | ||
Право собственности на рационализаторское предложение | |||
Право собственности на компоновку интегральной микросхемы | Право пользования биологическими и другими ресурсами, которые влияют на уровень экологической безопасности жизнедеятельности | ||
Право собственности на знаки для товаров и услуг, в том числе торговую марку |
Нематериальные активы удобно также классифицировать по связи с другими элементами деятельности. Так, Р.Рейли и Р.Швайс в своей монографии выделяют десять типов нематериальных активов:
НМА, связанные с маркетингом. К этой группе активов относятся, например, товарные знаки, фирменные названия, названия торговых марок (бренды), логотипы.
НМА, связанные с технологиями. Сюда относятся, например, патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническая документация, техническое ноу-хау и т.д.
НМА, связанные с творческой деятельностью. К таким нематериальным активам относятся литературные произведения и авторские права на них, музыкальные произведения, издательские права, постановочные права. Эти права являются одними из самых долгоживущих. Так, в США соответствующие авторские права действуют на протяжении жизни автора и 50 лет после его смерти. Вместе с тем эта категория достаточно сложна для оценки: во многих случаях вообще затруднительно сказать, обладает ли такой нематериальный актив отличной от нуля стоимостью.
НМА,
связанные с обработкой данных. К
таким активам относят
НМА, связанные с инженерной деятельностью. Сюда относятся промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация. Этот тип нематериальных активов также достаточно сложен в оценке. Часто подобные нематериальные активы носят характер опционов, т.е. их наличие означает для владельца право получения экономических выгод в определенном случае, например, в случае выпуска продукции с использованием патента, реализации проекта и т.д.
НМА, связанные с клиентами. Это могут быть, например, списки клиентов, контракты с клиентами, отношения с клиентами, открытые заказа на поставку. При этом отношения могут быть зафиксированы юридически (договорные отношения с клиентом), так и не быть юридически закрепленными. Нематериальные активы этой группы тесно связаны с гудвиллом компании, а также с маркетинговыми НМА. Как следствие, и стоимость этой группы активов достаточно сложно корректно отделить от стоимости гудвилла предприятия либо стоимости активов, связанных с маркетингом.
НМА, связанные с контрактами. Это выгодные контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, договора франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции. Обычно активы данной группы относительно легко идентифицировать, поскольку эта группа активов чаще всего связана с текущими экономическая выгодами для их владельца.
НМА, связанные с человеческим капиталом. Например, к этой категории относятся отобранная и обученная рабочая сила, договора найма, соглашения с профсоюзами.
НМА,
связанные с земельным
Наконец, НМА, связанные с понятием “гудвилл” (деловая репутация). К этой категории относится гудвилл организации, гудвилл профессиональной практики, личный гудвилл специалиста, гудвилл знаменитости, и наконец, общая стоимость бизнеса в качестве действующего предприятия.3
Перед
менеджерами современных предприятий
и фирм возникает непростая задача корректного
измерения и оценки рыночной стоимости
не только таких неосязаемых понятий,
как «престиж фирмы», «товарный знак»
«торговая марка» и т.д., но также становится
необходимым определить вклад, например,
«взаимоотношения компании с рабочим
коллективом и поставщиками». Решение
этой задачи неординарно и неоднозначно,
а потому вызывает много споров.
1.3
Принципы, проблемы,
задачи учета нематериальных
активов
Как было отмечено, нематериальные активы - понятие сравнительно новое для Российской Федерации, которое до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета.
С 01.01.2008 года введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В нем определены обязательные условия отнесения объектов к нематериальным активам:
а) объект способен приносить
организации экономические
б) организация имеет право
на получение экономических
в) возможность выделения или
отделения (идентификации)
г) объект предназначен для
использования в течение
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
е) фактическая (
ж) отсутствие у объекта
Нематериальные активы имеют некоторые существенные отличия от вещественных, к ним, в частности, относятся: ограниченность альтернативного использования и неопределенность покрытия.
Отличительной чертой нематериальных активов называют неопределенность их будущей выгоды. Она может оказаться и равной нулю, и весьма значительной. Одни нематериальные активы имеют отношение к разработке и производству продукции (патенты, авторские права), другие - к созданию и поддержанию спроса на эту продукцию (торговые марки).
Гудвилл может относиться как к обоим видам, так и ни к одному из них. Тем не менее, доход, который предположительно могут принести нематериальные активы, неочевиден ни по величине, ни по времени его получения. Поэтому считается, что к трактовке нематериальных активов следует подходить с позиции консерватизма.
И так, нематериальные объекты должны признаваться активами по тем же признакам, что и материальные, несмотря на их особенности. Если объекты соответствуют этим признакам, то они должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Основные принципы учета нематериальных активов включают в себя:
Соблюдение
вышеперечисленных принципов
Специфической
проблемой при учете
Решением этих проблем является выполнение определенных задач учета нематериальных активов, а именно: