Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.

Работа содержит 1 файл

О.Б.У, К.Р-СДЕЛАНО.docx

— 42.03 Кб (Скачать)

Глава 1 Сущность нематериальных активов 

1.1 Понятие нематериальных  активов

Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного  пользования (свыше 1 года), не имеющих  материально-вещественной формы, но необходимых  предприятиям и организациям для  эффективного осуществления хозяйственной  деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации  экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано  с трактовкой самого понятия «нематериальный  актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. - intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

В бухгалтерском понимании  нематериальных активов принято  различать: идентифицируемые НМА, к  числу которых относятся интеллектуальная собственность (ИС) и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) - это  товарный знак. Обычно под деловой  репутацией понимают положительную  оценку юридического лица другими участниками  имущественного оборота. По мере добросовестного  использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень  важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг  юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

 

Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.

Таким образом, НМА в бухгалтерском  смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.

В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком  смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная  организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и  телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Область применения понятия  ИС не ограничивается только исключительными  правами, а распространяется на всю  совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

 

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты  промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Согласно Международных  Стандартов Финансовой Отчетности 38 «Нематериальные  активы» нематериальный актив как  объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при  производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или  для административных целей.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые  на балансе, так и не учитываемые  на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и  «собранная вместе и обученная рабочая  сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального  актива в п. З статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального  актива необходимо наличие способности  приносить налогоплательщику экономические  выгоды (доход), а также на-личие  надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного  права у налогопла-тельщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том  числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам  не относятся:

а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

б) не законченные и не оформленные в установленном  законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

г) финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит  к нематериальным активам, в частности  «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в  отношении промышленного, коммерческого  или научного опыта». Это очень  существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.

 

1.2 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов

Как было отмечено, нематериальные активы - понятие сравнительно новое  для Российской Федерации, которое  до перехода к рыночной экономике  даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского  бухгалтерского учета.

С 01.01.2008 года введено в  действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В нем определены обязательные условия отнесения объектов к  нематериальным активам:

а) объект способен приносить  организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ  или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования  в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской  деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской федерации);

б) организация имеет право  на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить  в будущем (в том числе организация  имеет надлежаще оформленные  документы, подтверждающие существование  самого актива и права данной организации  на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации -- патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении ис-ключительного  права на результат Интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход, а  также имеются ограничения доступа  иных лиц к таким экономическим  выгодам.

в) возможность выделения  или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для  использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта  материально-вещественной формы.

Нематериальные активы имеют  некоторые существенные отличия  от вещественных, к ним, в частности, относятся: ограниченность альтернативного  использования и неопределенность покрытия.

Отличительной чертой нематериальных активов называют неопределенность их будущей выгоды. Она может оказаться  и равной нулю, и весьма значительной. Одни нематериальные активы имеют отношение  к разработке и производству продукции (патенты, авторские права), другие - к созданию и поддержанию спроса на эту продукцию (торговые марки).

Гудвилл может относиться как к обоим видам, так и  ни к одному из них. Тем не менее, доход, который предположительно могут  принести нематериальные активы, неочевиден ни по величине, ни по времени его  получения. Поэтому считается, что  к трактовке нематериальных активов  следует подходить с позиции  консерватизма.

И так, нематериальные объекты  должны признаваться активами по тем  же признакам, что и материальные, несмотря на их особенности. Если объекты  соответствуют этим признакам, то они  должны найти отражение в бухгалтерском  учете и отчетности.

Основные принципы учета  нематериальных активов включают в  себя:

- принцип фактических  затрат - отражение стоимости актива  при приобретении по стоимости  приобретения (текущей рыночной стоимости полученного актива);

- принцип соотнесения  доходов и расходов - отражение  доходов и затрат на их получение  в одном и том же учетном  периоде;

- принцип дохода - регистрация  прибыли или убытка при списании  актива в зависимости от соотношения  полученного дохода от его  списания и его балансовой стоимости.

Соблюдение вышеперечисленных  принципов сопровождается рядом  проблем, возникающие при учете  нематериальных активов, аналогичные  проблемам, связанных с учетом других долгосрочных активов, такие как:

Информация о работе Учет нематериальных активов