Учет наличия и движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в оценке функционирования основных средств, исследование механизма бухгалтерского учета основных средств в торговле, и их анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1 Понятие основных средств 5
1.2 Классификация основных средств 6
1.3 Оценка основных средств 7
2. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 10
2.1 Учёт наличия и движения основных средств 10
2.2 Учёт амортизации основных средств 17
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств 20
2.4 Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя) 23
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Контрольная бух.учет.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Амортизация начисляется до полного погашения  стоимости объекта основных средств  или его списания в установленном  порядке со счетов бухгалтерского учета  в связи с прекращением права  собственности или иного вещного  права. Прекращается ее начисление в следующих случаях:

1) проведения  работ по восстановлению объекта  основных средств, продолжительность  которых превышает 12 месяцев;

2) нахождения  объектов на реконструкции и  модернизации по решению руководителя  организации;

3) перевода  объекта на консервацию по решению руководителя организации на срок более трех месяцев.

     Порядок перевода основных средств на консервацию  по решению руководителя организации определяется в отношении основных средств, находящихся в комплексе объектов или в объектах, имеющих законченный цикл производства. Начисление амортизации по объектам основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бухгалтерскому учету, а прекращение — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов или их списания со счетов бухгалтерского учета.

     Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

     Расчет  амортизации осуществляется в автоматизированном режиме на основе действующих норм амортизации (с учетом поправочных коэффициентов) по вилам основных средств либо по каждому инвентарному объекту, а также по местам их эксплуатации и по статьям калькуляции.

     В соответствии с Положением по учету  основных средств организации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; способ уменьшаемого остатка: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из применяемого способа начисления, а именно:

  • при линейном способена основе первоначальной стоимости или восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
  • при способе уменьшаемого остаткана основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется органами исполнительной власти на федеральном уровне, которыми разрабатывается перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования. По объектам лизингового имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора лизинга и не может быть более 3
  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - на основе первоначальной или восстановительной стоимости, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;
  • при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

      Выбранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов используется в течение всего срока их полезного применения.

      В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счетах следующим  образом:

  • на сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):

    Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

    К-т  сч. 02 «Амортизация основных средств»

  • на сумму амортизации по объектам производственного и непроизводственного назначения:

    Д-т  счетов 20 «Основное производство»,

    23 «Вспомогательные  производства»,

    29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,

    44 «Расходы  на продажу»

    К-т  сч. 02 «Амортизация основных средств»;

  • на сумму амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду:

    Д-т  сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

    К-т  сч. 02 «Амортизация основных средств».

         Практический пример: ООО «Рыбторг» после принятия на учет сейфа «ASK67» выбрало для начисления амортизации линейный способ, для этого была определена амортизационная группа и срок полезного использования объекта.

     2.3 Учёт затрат на  ремонт (восстановление) основных средств

      Для обеспечения бесперебойной работы основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе производства (смазка, осмотр и Т. п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта (текущего или капитального), модернизации и реконструкции.

      Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии. Под капитальным ремонтом понимают одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативных показателей функционирования объектов основных средств (срока полезного использования, мощности).

      Восстановление  основных средств проводится в соответствии с планом исходя из системы планово-предупредительного ремонта, который утверждается руководителем организации. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает обслуживание основных средств, текущий и капитальный ремонт. Она разрабатывается организацией на основе технических характеристик объектов основных средств, условий их эксплуатации и т.п.

      В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 работы по восстановлению основных средств и соответствующие им расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановление основных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией системы планово-предупредительного ремонта оборудования и других объектов основных средств. При этом расходы по обычным видам деятельности, включая расходы на восстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организации в поэлементном разрезе.

      Однако  для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается самой организацией.

      Восстановление  основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным  способами. При подрядном способе работы по восстановлению производятся специализированными (сторонними) организациями на основе договора подряда. При хозяйственном способе они выполняются вспомогательными ремонтными цехами организации или ремонтными бригадами цехов основного производства.

      Для контроля за своевременным проведением  ремонтных работ инвентарные карточки объектов основных средств размещаются в картотеке в разделе «Основные средства в ремонте», а после оформления акта приемки-сдачи (ф. № ОС-3) перемещаются в раздел действующих объектов.

      Финансирование  затрат на восстановление основных средств зависит от принятой в организации учетной политики. В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о формировании источников финансирования указанных затраты: за счет резерва расходов на ремонт основных средств или непосредственного включения затрат в себестоимость продукции. В НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-Ф3) предусмотрено, что организации для равномерного включения расходов на ремонт (в течение двух и более налоговых периодов) в издержки производства (обращения) могут создавать ремонтный фонд. При этом затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт формируется за счет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта.При этом ежемесячно дебетуются счета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».

      При определении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную сумму отчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических затрат на ремонт за последние три года. Если организация накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ по капитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового) периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений в соответствии с графиком проведения ремонта.

      Отчисления  в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходы равными долями в течение отчетного периода.

      Если  фактические затраты на ремонт основных средств превышают сумму созданного резерва за отчетный период, то сумма превышения включается в состав прочих расходов на дату окончания этого периода.

      При обратном соотношении сумма превышения созданного резерва над фактическими затратами включается в состав доходов организации.

      При хозяйственном способе выполнения работ по восстановлению все фактические затраты, учтенные на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», списываются за счет резерва расходов на ремонт основных средств. При этом оформляются такие бухгалтерские записи:

      Д-т  сч. 96 «Резервы предстоящих расходов»

      К-т  сч.: 20 «Основное производство» (при  выполнении работ ремонтными рабочими основных цехов),

      23 «Вспомогательные производства» (при выполнении работ ремонтными цехами организаций).

      При подрядном способе осуществления работ по восстановлению фактические затраты определяются по счетам подрядчиков за выполненные работы, а расчеты осуществляются на основе актов приемки выполненных работ. При этом на сумму акцептованных счетов подрядчиков дебетуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата акцептованных счетов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

     2.4 Особенности учёта  основных средств  у арендодателя (лизингодателя)

      Аренда – основанное на договоре возмездное (за плату) временное владение и пользование или временное пользование имуществом, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования (непотребляемые вещи). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и пр.

      Отношения арендодателя и арендатора устанавливаются  договором аренды, его общие принципы регулируются ст. 607 ГК РФ. В договоре указываются состав и стоимость  передаваемого в аренду имущества, размер арендной платы и форма  её уплаты, срок аренды, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата или выкупа, а также улучшения арендованного имущества.

      Арендная  плата устанавливается в виде твёрдой суммы платежей или путём  предоставления услуг, передачи вещи, а также на основе принятой доли от продукции, плодов и доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

      В договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит  в собственность арендатора по истечении  срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

      Арендодатель  обязан выполнить за свой счет капитальный  ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор – поддерживать имущество  в исправном состоянии, проводить  за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если договором не предусмотрено иное.

      Различают текущую (операционную) аренду отдельных  объектов основных средств, долгосрочную аренду целого комплекса основных средств (предприятий) и лизинг (финансовую аренду) как с правом выкупа, так и без него.

      Самым главным в учете аренды считается  то, что сданное в аренду имущество  учитывается на балансе у арендодателя. Это приводит к некоторому парадоксу: имущества нет на предприятии, а  на балансе оно продолжает числиться по дебету счета 01 «Основные средства». Напротив, там, где это имущество эксплуатируют, на балансе его нет.

      Записи  у арендатора рассматриваются в  главе 1.9 «Учет имущества, не принадлежащего организации на праве собственности». Особенности имеет учет основных средств, предоставляемых в лизинг. В соответствии с ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение  и пользование для предпринимательских целей. Основополагающие нормы, регулирующие лизинговые отношения, определены в Федеральном законе «О лизинге».

Информация о работе Учет наличия и движения основных средств