Учет материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в методологии бухгалтерского учета РФ произошли кардинальные изменения. Появились новые объекты бухгалтерского учета, изменились терминология, система налогообложения и т.д.
Изменения в бухгалтерском учете “не обошли” стороной и такую важную часть оборотных средств предприятия, как производственные запасы.
Управление производственными запасами одна из важных составных частей производственного управления, состоящая и в организации заключения хозяйственных договоров, и в закупке, доставке и хранении сырья, материалов, комплектующих изделий, а также их учете и контроле за их использованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие принципы учета производственных запасов 5
Задачи учета и классификация материалов 5
Оценка материальных ценностей 9
Глава 2. Организация учета материалов 18
Документальное оформление движения материалов 18
Синтетический и аналитический учет материалов 22
Учет переоценки и снижения стоимости материалов 35
Инвентаризация материалов 38
Глава 3. Порядок организации учета на примере ОАО «Фирмы Челябинскагропромстрой» 43
Общая характеристика предприятия 43
Документооборот по движению материалов 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения

Работа содержит 1 файл

diplom_moi.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания, которое оформляется распоряжением .

По решению руководителя предприятия сумма недостачи  в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, относят на издержки производства.  При этом нужно иметь в виду, что нормы естественной убыли могут применяться только по факту недостачи. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

  Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также хищенные ценности списываются на счета виновных лиц.

Недостачи ценностей  сверх норм естественной убыли и  потери от порчи ценностей при  отсутствии конкретных виновников списываются  на издержки производства или на уменьшение финансирования (фондов).

Выявленные при инвентаризации излишки материалов отражают в учет по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в  течение десяти дней после окончания инвентаризации.

Предприятия должны быть заинтересованы и стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материала. Поскольку излишек приводит к  замедлению оборачиваемости оборотных  средств, а недостаток к срыву  производственного процесса.

На рассматриваемом  предприятии ОАО “Фирма Челябинскагропромстрой” инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, а в течение года - по причине смены материально-ответственного лица.

По результатам инвентаризации составляется сличительная ведомость.

Если при инвентаризации выявлены излишки материалов, то делается следующая  запись: Дебет 10 «Материалы» Кредит 80 «Уставный капитал»(99 «Прибыли и убытки»); при недостаче материалов – Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (94 «Недостачи и потери от порчи ценностей») Кредит 10 «Материалы». В ситуации, когда виновные лица не установлены, списываются убытки от недостачи Дебет 80 «Уставный капитал» (99«Прибыли и убытки») Кредит 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»), при установке виновных лиц – отнесено на виновных лиц  Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»); произведено удержание из оплаты труда Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; внесено в кассу, на расчетный счет Дебет 50 «Касса»,51 «Расчетный счет» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

 

Глава 3. Порядок организации учета на примере ОАО «Фирмы Челябинскагропромстрой»

      1. Общая характеристика предприятия

 

Исследуемым предприятием в данной курсовой работе является открытое акционерное  общество «Фирма Челябинскагропромстрой»

Открытое акционерное общество является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности – акционерная.

ОАО  "Фирма Челябинскагропромстрой" имеет гражданские права и  несет обязанности, необходимые  для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом.

Цель – извлечение прибыли.

Основным видом деятельности ОАО "Фирма Челябинскагропромстрой" является строительство, в большинстве своем это муниципальные учреждения по Челябинской области, такие как школа в поселке Меседа, пожарное депо в г. Карталы, школа в поселке Алексеевка Варненского района, больница в Долгодеревенском и др.; но есть строительные объекты также и в черте города – это, например, здание пенсионного фонда в Калининском районе, офисное здание по Свердловскому проспекту и т.д.

Также организация занимается и  производством. У фирмы есть свой деревообрабатывающий цех, цех по производству бетона марок М-100 и М-200, шлакоблоков и цех металлических изделий как для собственных нужд на строительстве, так и на продажу.

Бухгалтерский учет на данном предприятии  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом О бухгалтерском  учете от 21 ноября 1996 года № 129 –  ФЗ. Бухгалтерский учет в ОАО "Фирма  Челябинскагропромстрой" осуществляется бухгалтерской службой в составе шести человек:

  • Главный бухгалтер – ведет Главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность;
  • Заместитель главного бухгалтера – предоставляет руководителю информацию о взаиморасчетах с генподрядчиками и субподрядчиками, осуществляет общее руководство отделом;
  • Бухгалтер по взаиморасчетам – ведет учет расчетов с дебеторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
  • Бухгалтер-материалист – ведет учет затрат на все виды производства, калькулирует фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство, ведет учет сумм, выданных материально – ответственным лицам, ведет учет приобретенных материальных ценностей, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования;
  • Бухгалтер-расчетчик (заработной платы) – на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • Бухгалтер-кассир производит оплату поставщикам выставленным по счетам, осуществляет получение наличных денежных средств и векселей в банке и их выдачу в соответствии с потребностями организации.

Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов (Приложение 2). В ОАО "Фирма Челябинскагропромстрой" применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован.

Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей  в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной  информации о финансово – хозяйственной  деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.

Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций  несет руководитель предприятия. Главный  бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.

 

3.2. Документооборот  по движению материалов.

 

Поступление материалов на предприятие ОАО "Фирма Челябинскагропромстрой " контролирует в первую очередь отдел снабжения. Этот отдел в ОАО "Фирма «Челябинскагропромстрой» состоит из двух рядовых работников и начальника отдела снабжения, который подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза.

Прежде чем ехать за грузом (самовывоз), работнику отдела снабжения выдается доверенность (ф. № М-2) (Приложение 3), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей (Приложение 4). В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.

В момент сдачи материалов на склад ОАО «Фирма Челябинскагропромстрой», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (ф. № М-4) (Приложение 7б, 7в). Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Для хранения материальных ценностей  в ОАО «Фирма Челябинскагропромстрой» предназначен Центральный склад материалов на базе ЧМЗ.

Центральный склад материалов довольно большой и оснащен всеми  необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными  механизмами. Этот склад разбит на несколько помещений. В одном из них хранятся металлы: трубы, калибровка, листы и т.д., в другом – шланги, стеновые панели, кирпич, цемент т.д., в третьем – химикаты: лаки, краски, химические вещества, в четвертом - имеются стеллажи, ячейки для хранения мелких деталей и инструментов. Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности.

На центральном складе работают один кладовщик. С ней заключен договор о материальной ответственности.

На каждый вид материала  открывается карточка складского учета (ф.№М-17), а к каждому месту хранения материалов прикрепляются инвентарные ярлыки. Материалы на складах хранятся по сортам (сортовой метод).

Кладовщик, по мере поступления  документов по приходу и расходу  на склад, формирует реестры (Приложение 7, 8), подкалывает к ним первичные документы и отправляет в бухгалтерию организации каждый понедельник.

Ведомость учета остатков материалов не составляется. Вместо этого в  начале каждого месяца кладовщик  едет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.

Из анализа состояния  складов исследуемого предприятия  ОАО " Фирма Челябинскагропромстрой" можно сделать следующий вывод, а именно: неблагоприятным является отсутствие автоматизации учета на складах, что усложняет ведение аналитического учета материальных ценностей.

Первичные документы  по расходу  производственных запасов  играют важную  роль в  организации материального  учета, т.к. являются его  основой. Непосредственно  по первичным  документам осуществляется предварительный,  текущий и  последующий  контроль  за движением,  сохранностью  и  рациональным  использованием материальных  ресурсов.

Все  хозяйственные  операции, связанные  с  отпуском  материалов,  подлежат  качественному,  эффективному  и   своевременному документированию.

Выдача материалов со склада ОАО " Фирма Челябинскагропромстрой " в производство осуществляется с помощью требований (ф. № М-11), которые выписывают мастера соответствующих подразделений.

Также материалы  могут поступать за наличный расчет. Для этого прораб, с которым в обязательном порядке заключен договор о материальной ответственности (Приложение 5), должен взять необходимую сумму из кассы и в последствии сдать авансовый отчет с приложенными к нему документами, которые свидетельствуют о том, что работник организации  действительно приобрел строительные материалы или хозяйственный инвентарь. Тогда денежная сумма в размере расхода списывается с кредита счета 71 «Подотчетные лица» в дебет счета 10/2, если это строительные материалы, 10/3, если это ГСМ, 10/5 если приобретены запасные части и 10/9, соответственно, если куплен хозяйственный инвентарь. Материалы на счет 10/1, т.е. на базу, поступают обычно по безналичному расчету и в больших количествах.

После получения  материалов, требования копятся у  кладовщика, а затем передаются в бухгалтерию. Бухгалтер расценивает требования, т.е. указывает стоимость единицы материала и производит таксировку.

Списание запасных частей и материалов производится актам списания (Приложение 6ж) в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», и пообъектно по отчетам формы М-29, в дебет счета 20/01. Отчеты по форме М-29 составляют прорабы, начальники строительных участков и цехов (т.е. все материально-ответственные лица) в соответствие сметам. Отчеты должны быть подписаны начальником ПТО, а также главным инженером, после чего отчеты сдаются бухгалтеру – материалисту (Приложение 6). К отчету прорабы обычно прикладывают реестры прихода и расхода материалов за месяц (понедельно), акты списания хозяйственного инвентаря и т.п. (Приложение 6).

На конец каждого месяца бухгалтер по материалам формирует остатки строительных материалов и хозяйственного инвентаря в разрезе субсчетов и материально ответственных лиц. Данные за месяц сверяются с остатками по данным у прорабов, а затем сшиваются в книгу. По данным расхода материалов в конце каждого месяца  формируется оборотная ведомость по счету 10 «Материалы». По итогам анализов счетов оформляется сводный журнал по счету 10 «Материалы», который проверяется главным бухгалтером и подшивается в отчет.

В ходе проведенного исследования документального оформления движения материалов на ОАО “ Фирма Челябинскагропромстрой”, можно отметить, что все документы составляются в соответствии с порядком и требованиями по документальному оформлению.

Информация о работе Учет материалов