Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Энком».

Содержание

Введение
1 Учет материально-производственных запасов
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов
1.3 Оценка материально-производственных запасов
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов
2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Нормативное регулирование учета производственных запасов
2.2.1 Учетная политика организации
2.2.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01
2.3 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии
2.4 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Энком»
2.5 Учет материально-производственных запасов на складе
2.6 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии ООО «Энком»
3 Совершенствование учета материально-производственных запасов в ООО «Энком»
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 80.03 Кб (Скачать)

Содержание  
Введение  
1 Учет материально-производственных запасов  
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов  
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов  
1.3 Оценка материально-производственных запасов  
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов  
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов  
2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»  
2.1 Характеристика предприятия  
2.2 Нормативное регулирование учета производственных запасов  
2.2.1 Учетная политика организации  
2.2.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01  
2.3 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии  
2.4 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Энком»  
2.5 Учет материально-производственных запасов на складе  
2.6 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии ООО «Энком»  
3 Совершенствование учета материально-производственных запасов в ООО «Энком»  
Заключение  
Список использованных источников  
Приложение  
 
Введение  
Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.  
Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.  
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.  
Основными задачами учета материалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль над выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.  
Целью моей курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Энком».  
1 Учет материально-производственных запасов  
1.1  Понятие и классификация материально-производственных запасов  
Учет материально-производственных запасов на предприятиях Российской Федерации осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.  
В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:  
·                    используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);  
·                    предназначенные для продажи;  
·                    используемые для управленческих нужд организации.  
Производственные запасы подразделяются на несколько групп, позволяющих определить место этих запасов в производственном процессе:  
-              сырье и основные материалы;  
-              вспомогательные материалы;  
-              покупные полуфабрикаты;  
-              возвратные отходы;  
-              топливо;  
-              тара и тарные материалы;  
-              инвентарь и хозяйственные принадлежности.  
Сырье и основные материалы составляют наиболее значительную группу.  
Сырье представляет собой изначальный продукт, не подвергавшийся первичной обработке. К нему относится продукция отраслей добывающей промышленности (руда, уголь, газ и т. д.) и сельхозпродукция (молоко, семена, сахарная свекла и т.д.).  
Основные материалы – это продукты обрабатывающей промышленности, получаемые в процессе обработки исходного сырья (металл, сахар и т. д.)  
Покупные полуфабрикаты или полуфабрикаты собственного производства – это материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но еще не ставшие готовой продукцией. Их удельный вес в составе производственных запасов определяется уровнем специализации и кооперирования производства.  
Вспомогательные материалы служат для придания определенных качеств создаваемому продукту (краски, лаки и пр.). они могут также применяться и в целях обеспечения нормальных условий процесса производства (освещение, отопление), обслуживания производственного оборудования (смазочные и обтирочные материалы) и т. п. В разных отраслях промышленности в зависимости от выполняемой роли и расхода одни и те же материалы рассматриваются как основные или как вспомогательные.  
Возвратные отходы – материалы, оставшиеся после использования, утратившие полностью или частично свои исходные потребительские качества (обрезки металла, лоскуты ткани).  
Топливо как вид производственных запасов используется для технологических целей в качестве двигательной энергии или на хозяйственные нужды. При этом не имеет никакого значения вид топлива.  
Тара и тарные материалы составляют предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов. Они к производственному процессу изготовления продукции не имеют никакого отношения, но, способствуя сохранности материалов при хранении и транспортировке, обеспечивают более высокие качественные характеристики сырья и материалов в процессе их использования, а также готовой продукции при ее продаже.  
Запасные части предназначены для ремонта и замены износившихся узлов и деталей активной части основных средств – машин и оборудования.  
Инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности, как и запасные части, скорее рассматриваются не как предметы, а как средства труда. Это определяет особенности не только организации их учета в процессе заготовления и постановки на баланс, но и погашения первоначальной стоимости.  
Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.  
1.2  Документальное оформление движения материально-производственных запасов  
Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.  
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контроль осуществляет главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.  
На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.  
Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.  
Порядок оформления поступления на предприятие материалов:  
Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.  
В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.  
 Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.  
Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.  
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.  
Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяюттоварно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляютактом приемки материалов.  
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.  
Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.  
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.  
Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными.  
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).  
Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные» ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».  
1.3  Оценка материально-производственных запасов  
С 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, которым внесены изменения в правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Основной поправкой стало исключение из способов оценки материально-производственных запасов оценки по себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО - last-in, first-out).  
Способы оценки МПЗ:  
– по себестоимости каждой единицы;  
– по средней себестоимости;  
– по себестоимости первых приобретений (ФИФО).  
Компании, применявшие способ ЛИФО, должны будут использовать иные способы оценки МПЗ, перечисленные в п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.  
Оценка по фактической себестоимости  
Списывать по фактической себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие товары, которые продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями. Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.  
Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы – он позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.  
Оценка по средней себестоимости  
Этот метод предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров с помощью формулы:  
Сс =(Со + Сп) : (Ко + Кп),  
где Сс – среднемесячная себестоимость товаров;  
Со – стоимость остатка товаров на начало месяца;  
Сп – стоимость товаров, оприходованных за месяц;  
Ко – количество товаров, оставшихся на начало месяца;  
Кп – количество товаров, оприходованных за месяц.  
Полученную таким образом среднюю себестоимость умножают на количество списываемых материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в бухгалтерские расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета приведены в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. 

Данный метод списания очень удобен в розничной и  мелкооптовой торговле. Например, в  торговле продуктами питания, косметикой, бытовой химией, канцтоварами и т.п. Отследить, к какой партии относится  каждая продаваемая единица такого товара, достаточно сложно.  
Еще один плюс этого способа в том, что он усредняет себестоимость списанных материалов (товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т.п. 
 Правда, «усреднение» показателей имеет и вой недостаток. Бухгалтерская отчетность с такими показателями управленческим целям может не соответствовать.  
Оценка по себестоимости первых приобретений (ФИФО)  
Метод ФИФО, так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров и материалов. Суть метода описана в пункте 19 ПБУ 5/01 и пункте 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Применяя этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем – товары из первой поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.  
Обратите внимание: метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому переход на него может привести к резкому скачку (скорее всего к резкому уменьшению) стоимости списываемых в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о возможных последствиях заранее.  
Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в продажу товары) именно в порядке их приобретения.  
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов  
Учет материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», и без их использования.  
При выборе организацией в качестве учетной политики счета 10 «Материалы» для оценки материально – производственных запасов в сумме фактических затрат на приобретение в журнале – ордере № 6 или в соответствующей машинограмме делается запись:  
 - Дебет 10 «Материалы», 19/3 «НДС по приобретенным материально производственным запасам» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
Журнал – ордер № 6 открывается на месяц. В нем осуществляется синтетический учет операций с поставщиками, а также аналитический учет в части расчетов с ними по акцептной форме. Вначале записываются остатки непогашенной задолженности перед поставщиками, переходящие с прошлого отчетного периода. В течение отчетного периода записи в этот учетный регистр производятся на основании предъявленных поставщиками счетов – фактур и документов, подтверждающих приемку грузов на склад.  
Для каждого счета – фактуры в журнале – ордере № 6 отводится отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты и суммы, принятые к платежу, суммы зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные, в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала – ордера № 6.  
По неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием буквы «Н» в графе «Номер счета – фактуры». Оприходование происходит по договорной стоимости с данным поставщиком, по учетной цене или цене предыдущей поставки. При получении счета – фактуры указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел «Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам» проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись.  
Отметки об оплате делаются в течение двух месяцев с момента получения груза, в том числе и в части поставок, не подкрепленных документами. После истечения указанного срока неоплаченные или несписанные суммы и суммы по неотфактурованным поставкам без отметок о сторно записываются как входящие остатки на третий месяц отдельно по каждому счету – фактуре или заменяющему его документу. В дальнейшем отметка об оплате, списание или сторно производятся уже в данном журнале – ордере, в котором на последней странице приводятся сводные данные за отчетный месяц о состоянии расчетов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
Обороты по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за отчетный месяц включают как суммы за полученные МПЗ, так и суммы по таким запасам, оставшимся в пути.  
В синтетическом учете сумму ранее акцептованного счета поставщика на материалы, не поступившие к концу отчетного месяца, покупатель принимает к учету как материалы в пути:  
- Дебет 10 «Материалы» Субсчет «Материалы в пути», 19/3 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
В следующем отчетном месяце при поступлении этих ценностей на склад ранее сделанная запись сторнируется. После этого составляется обычная бухгалтерская проводка на приход если учетной политикой принят вариант оприходования материалов по фактической себестоимости.  
Если текущий учет приобретения материально – производственных запасов ведется по покупной цене, то расходы по погрузке, транспортировке и т. д. учитываются на отдельном аналитическом счете «Транспортно – заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»:  
- Дебет 10 «Материалы», 19/3 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
Приобретение материалов через подотчетных лиц отражается в журнале – ордере № 7 записью:  
- Дебет 10 «Материалы» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».  
Груз, полученный как неотфактурованная поставка, должен быть оприходован в условной оценке: по договорной цене, цене предыдущей поставки и т. п. В этой же оценке данная поставка должна быть сторнирована при получении расчетно – платежных документов:  
- Дебет 10 «Материалы», 19/3 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
После этого делается обычная запись на приход материалов в сумме, которая приведена в указанных выше документах.  
Претензии, предъявленные поставщикам при оприходовании поступивших материалов, независимо от их характера (несоответствие условиям договора, недостача и т. д.), не освобождают покупателя от обязательств перед поставщиком до даты разрешения спора и отражаются записью:  
 - Дебет 76/2 «Расчеты по претензиям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  
Отказ арбитражным или иным судом во взыскании сумм недостачи, ранее предъявленных поставщику или транспортной организации в виде претензии, оформляется так:  
- Дебет 91/2 «Прочие расходы» Кредит 76/2 «Расчеты по претензиям».  
Если на момент приемки МПЗ причина недостачи установлена (вина работников, естественная убыль и т. д.), то в этом случае общий размер потерь отражается следующей записью:  

- Дебет 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей»  Кредит 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками».

В последующем сумма недостачи  списывается по принадлежности исходя из ее содержания за счет организации (в пределах норм убыли):  

- Дебет 20 «Основное  производство», 26 «Общехозяйственные  расходы» и т. д. Кредит 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей».

или за счет виновных лиц:  

- Дебет счета  73/2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» Кредит счета 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей».

На сумму оплаченного  счета поставщика делается запись:  

- Дебет 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  Кредит 51 «Расчетный счет».

Сумма НДС принимается  к зачету бюджетом при соблюдении следующих условий:  
-              материальные ценности приобретены для производственной деятельности;  
-              материальные ценности оприходованы;  
-              произведены расчеты с поставщиками;  
-              есть счет – фактура поставщика  
-              счет – фактура зарегистрирован в Книге покупок.  
Если все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:  

- Дебет 68 «Расчеты  по налогам и сборам» Кредит 19/3 «НДС по приобретенным материально  – производственным запасам».

Сумма НДС по материально  – производственным запасам, приобретенным  для непроизводственных целей, не принимается  к возмещению из бюджета, а закрывается  записью:  

- Дебет 29 «Обслуживание  производства и хозяйства» Кредит 19/3 «НДС по приобретенным материально  – производственным запасам».

Также не возмещается  из бюджета сумма превышения установленного предельного размера расчета  наличными деньгами по приобретенным  материальным ценностям:

- Дебет 91 «Прочие  доходы и расходы» Кредит 19/3 «НДС  по приобретенным материально  – производственным запасам».

Если в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в  стоимости материалов», покупная стоимость  заготовления материалов исчисляется  на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных  к авансовым отчетам подотчетных  лиц, и других документов, дающих основание  рассматривать их как расходы  по формированию фактической себестоимости  приобретенных ценностей:

- Дебет 15 «Заготовление  и приобретение материалов», 19/3 «НДС  по приобретенным материально  – производственным запасам»  Кредит 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками», 71 «Расчеты с  подотчетными лицами» и т. д.

На сумму предъявленной  поставщику претензии по недостаче  и др.:  
- Дебет 76/2 «Расчеты по претензиям» Кредит 15 «Заготовка и приобретение материалов».  
 В дальнейшем в целях исключения риска снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно–материальных ценностей за счет собственных источников:  
- Дебет 91/2 «Прочие расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».  
В следующем отчетном периоде сумма данного резерва подлежит восстановлению:  
- Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» Кредит 91/1 «Прочие доходы».  
Учет заготовления материалов, когда учетной политикой предусмотрен учет по твердым учетным ценам, осуществляется на счете 10 «Материалы». Оприходование материалов в этом случае отражается записью:  

- Дебет 10 «Материалы»  Кредит 15 «Заготовление и приобретение  материалов».

Наличие остатка на конец  месяца по счету 15 «Заготовление и  приобретение материалов» означает, что указанные ценности не оприходованы в связи с нахождением их на складе поставщика или в пути. В  следующем месяце при поступлении  материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов». В конце  месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения в стоимости материалов».  
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов  
В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).  
Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:  
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);  
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;  
- в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;  
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.  
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.  
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает винвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.  
При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.  
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.  
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.  
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны лап, им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов определяет порядок регулирования разницы и возмещения потерь.  
Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.  
Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита счета Недостач и потерь от порчи ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью:  
- Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».  
В соответствии с действующим Кодексом законов о труде Российской Федерации стоимость недостающих, похищенных или испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики. Разница между фактической себестоимостью матери лов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов будущих периодов оформляется бухгалтерской записью: 

- Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 98/2 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»).  
По мере погашения задолженности, учтенной на счете Расчетов с персоналом по прочим операциям, соответствующая сумма разницы списывается со счета Доходов будущих периодов в кредит счета Прибылей и убытков.  
Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовый результат.  
Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета Материалов по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет Прибылей и убытков) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.  
Переоценка материальных ценностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством (по решениям Правительства Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов. Для отражения сумм разницы от переоценки товарно-материальных ценностей используют счет Переоценки материальных ценностей. По дебету этого счета отражают начисление сумм уценки, а по кредиту - начисление сумм дооценки. Начисленные суммы уценки материалов списывают в дебет указанного счета с кредита счета Материалов. Начисление сумм дооценки отражают обратной записью.  
Порядок переоценки ценностей, относящихся к средствам в обороте, и учета результатов переоценки регулируется соответствующими нормативными актами. Хозяйствующим субъектам предоставлено право доводить стоимость материалов, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли первоначальное качество, в конце отчетного года до рыночной стоимости, если она ниже первоначальной стоимости заготовим (приобретения). Разницу в ценах относят на финансовые таты. Эта операция в бухгалтерском учете оформляется следующей записью:  
- Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 10 «Материалы» и др.  
 
 2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»  
2.1 Характеристика предприятия  
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Энком»  
Сокращенное название: ООО «Энком»  
Юридический адрес: Российская Федерация, 672000, г. Чита, ул. Нерчинская, 12.  
Фактический адрес: Российская Федерация, 672039, г. Чита, ул. Петровско-Заводская, 33.  
Телефон             (3022) 44-96-93      , факс 41-65-01  
E-mail: encomchita@mail.ru  

ООО «Энком» образовано в 2004 году. Основное направление деятельности общества с ограниченной ответственностью – комплекс электромонтажных и пусконаладочных  работ, включая строительство линий  электропередач, монтаж подстанций и  другие работы.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов