Учет и налогообложения на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть особенности учета и налогообложения на малых предприятиях.

Для достижения цели курсовой работы автором будут рассмотрены такие вопросы как критерии отнесения предприятий к категории малых, особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрим отчетность субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение 5

1. Критерии отнесения предприятий к категории малых 8

2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях 12

3. Отчетность субъектов малого предпринимательства 19

Заключение 23

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

бух. дело.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

     - меры по обеспечению прав и  законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства  при осуществлении государственного  контроля (надзора);

     - меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

     - меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

     - иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  Закона N 209-ФЗ меры.3

     2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

     Руководитель  малого предприятия может в зависимости  от объема учетной работы:

     - создать бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

     - ввести в штат должность бухгалтера;

     - передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  специализированной организации  (централизованной бухгалтерии)  или бухгалтеру-специалисту;

     - вести бухгалтерский учет лично.

     Принятая  малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением  лица, ответственного за организацию  и состояние бухгалтерского учета.

     Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных  операций путем составления определенных носителей первичной учетной  информации.

     Малые предприятия могут применять  для документирования хозяйственных  операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, ведомственные  формы, а также самостоятельно разработанные  формы, содержащие соответствующие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» и обеспечивающие достоверность  отражения в бухгалтерском учете  совершенных хозяйственных операций.

     Большое значение для субъектов малого и  среднего предпринимательства имеет  такая льгота, как возможность  вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. При организации бухгалтерского учета средним и малым предприятиям следует руководствоваться едиными  методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом  от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации.

     Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях, находящихся на общем режиме налогообложения, определены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина  РФ от 21.12.1998 г. N 64н. Данный документ разработан до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей более поздним нормативным актам.

     В первую очередь субъектам малого предпринимательства Рекомендациями предложен упрощенный план счетов бухгалтерского учета. В отличие от традиционного  Плана счетов в нем не предусмотрены  счета для обобщения информации о нематериальных активах (04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (07), отложенных налогах (09, 77). Сокращено количество материальных и затратных счетов до одного - 10 и 20 соответственно. Отсутствуют привычные  для предприятий общественного  питания счета 44 "Расходы на продажу" и 42 "Торговая наценка", однако есть счет 41 "Товары". Счета учета  денежных средств, расчетов и капитала в упрощенном плане счетов практически такие же, как и в традиционном, нет только счетов для учета доходов и расходов будущих периодов, резервов под предстоящие расходы. Объясняется это тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. В таком случае производственные затраты отражаются в части оплаченных материальных ценностей, работ и услуг, а учет приобретенных (проданных) товаров (работ, услуг) до их оплаты ведется обособленно.

     Следует отметить, что упрощенные правила  учета предполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числе которых ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. На сегодняшний день он остается одним из самых сложных в применении бухгалтерских стандартов, обязывающим организации вести на базе бухгалтерского налоговый учет.

     Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия  в зависимости от количества операций и объема документооборота, опыта  и квалификации специалистов бухгалтерской  службы, наличия вычислительных средств  и программного обеспечения, а также  от сложившихся традиций на предприятии. Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной  форме учета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.

     На  малых предприятиях, совершающих  незначительное количество хозяйственных  операций (как правило, не более ста), Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н  рекомендуют применять упрощенную форму, которая включает в себя:

     1) простую форму бухгалтерского  учета (без использования регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия);

     2) форму бухгалтерского учета с  использованием регистров бухгалтерского  учета имущества малого предприятия.

     Кратко  рассмотрим особенности каждой формы  учета.

     Без использования регистров. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

     Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое  предприятие на основе типового Плана  счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий  составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который  позволит вести учет средств и  их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем  самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

     Отражение хозяйственных операций в системе  счетов бухгалтерского учета и регистрах  бухгалтерского учета, применяемых  малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном  отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операция по покупке  материалов, взаимо увязывает показатели, отражаемые на счете учета ценностей (дебет счета 10 «Материалы») и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетный счет» и др.), начисление суммы по оплате труда взаимо увязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 «Основное производство» и др.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда») и т.д.

     Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в  месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с  большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем  их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме № К-1

     Наряду  с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести  также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

     Книга (форма № К-1) является регистром  аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

     Книга является комбинированным регистром  бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования  содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

     Малое предприятие может вести Книгу  в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя  вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется  весь отчетный год. В этом случае Книга  должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета  на малом предприятии, а также  оттиском печати малого предприятия.

     Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) По каждому  виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

     Затем в графе 3 «Содержание операций»  записывается месяц и в хронологической  последовательности позиционным способом, на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные  операции этого месяца.

     При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов  имущества и источников их приобретения.

     В течение месяца на счете 20 «Основное  производство» в графе «Затраты на производство - дебет» собираются затраты  на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты  в сумме, приходящейся на реализованную  в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражением соответственно в графах Книги «Затраты на производство - кредит» и «Продажи - дебет», при  этом в графе 3 Книги «Содержание  операции» делается запись - «Списаны затраты на производство проданной продукции».

     Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница  между оборотом, показанным по графе  «Продажи - кредит», и оборотом по графе  «Продажи - дебет».

     Выявленный  результат отражается в Книге  отдельной строкой:

     в графе 3 делается запись «Финансовый  результат за месяц»

     в графах «Сумма», «Продажи - дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование - кредит» или «Продажи - кредит» (если получен убыток) и  «Прибыль и ее использование - дебет» показывается сумма финансового  результата за месяц.

     По  окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту  всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны  итогу средств, показанному по графе 4.

     После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

     Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия.

     Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять  для учета финансово-хозяйственных  операций следующие регистры бухгалтерского учета:

     Ведомость учета основных средств, начисленных  амортизационных отчислений - форма  № В-1;

     Ведомость учета производственных запасов  и товаров, а также налога на добавленную  стоимость, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

     Ведомость учета затрат на производство - форма  № 3;

     Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № 4;

     Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

     Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

     Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6;

     Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

     Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

     Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

     Каждая  ведомость, как правило, применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Информация о работе Учет и налогообложения на малых предприятиях