Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение формирования уставного капитала, его учёт и движение, а также аудит учёта уставного капитала.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование уставного капитала………………………………….. 5
Глава 2. Бухгалтерский учёт уставного капитала …………………………...10
2.1 Учёт формирования и движения уставного капитала……………………. .10
2.2Проводки операций по расчётам с учредителями ………………………..11
2.3Учёт уставного капитала и расчёты с учредителями на примере
акционерного общества ………………………………………………………..11
Глава 3.Аудит уставного капитала ………………………………………….15
3.1Аудит учредительных документов ………………………………………..15
3.2Проверка формирования уставного капитала …………………………….19
3.3Аудит расчётов с учредителями…………………………………………… 22
3.4Действия аудитора при выявлении нарушений действующего
законодательства по оформлению учредительных документов
и расчётов с учредителями ……………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список литературы …………………………………………………………….30
Приложения………………………………………………………………………
Таблица 2.2. Формирование уставного фонда вновь создаваемого акционерного общества.(см. приложение №2)
2.2. Проводки
операций по расчётам с
Рассмотрим наиболее характерные проводки, возникающие при проведении некоторых операций по расчетам с учредителями (см. приложение №3) Эта информация может использоваться аудитором при проверке.
2. 3. Учёт уставного капитала и расчётов с учредителями на примере
акционерного общества
Рассмотрим учёт уставного капитала применительно к акционерному обществу. Акционерным обществом является юридическое лицо, учреждаемое под особым наименованием, имеющее основной (уставный) капитал, разделённый на определённое количество равных частей (акций), и отвечающее по обязательствам только своим имуществом. Это добровольное объединение, основанное на принципе равенства его участников, осуществляющих совместную деятельность. Обязательное условие — внесение своего вклада в эту деятельность, то есть акционерное общество (АО) — это объединение капиталов. Деятельность акционерного общества регламентируется уставом. Акционеры не несут полной имущественной ответственности по обязательствам АО, их ответственность ограничивается лишь вкладом в уставный капитал.
Различают акционерные общества открытого и закрытого типа. Для АО открытого типа характерно распространение акций по открытой подписке; акции могут свободно переходить от одного лица к другому, то есть иметь вторичное обращение на рынке ценных бумаг.
Общество закрытого типа акций на рынок не выпускает (не продаёт). Кроме того, владелец пая не может передать свой пай в другие руки без согласия остальных акционеров.
Учёт движения денежных средств уставного капитала осуществляется на счёте 80 "Уставный капитал". Счёт пассивный, фондовый, кредитовое сальдо счёта показывает сумму зарегистрированного уставного капитала; оборот по дебету — уменьшение уставного капитала при выходе из состава акционерного общества учредителей, оборот по кредиту — увеличение уставного капитала по различным причинам в соответствии с законодательством.
Рассмотрим порядок расчётов с учредителями акционерных обществ (акционерами).
После регистрации акционерного общества на сумму зарегистрированного уставного капитала образуется задолженность акционеров перед обществом. Для учёта расчётов с учредителями используется счёт 75 "Расчёты с учредителями". Это активно-пассивный счёт, который служит, с одной стороны, для учёта расчётов с учредителями по вкладам в уставный капитал — субсчёт "Расчёты по вкладам в уставной капитал", с другой стороны — для учёта расчётов с учредителями по начисленным им доходам — субсчёт "Расчёты по доходам".
Акционеры общества регистрируются в специальном реестре АО. Аналитический учёт расчётов по вкладам с акционерами ведётся с каждым из них в карточках или ведомостях, в которых отражается сумма задолженности по вкладам в уставный капитал, дата её погашения, суммы внесённых активов в погашение задолженности. На сумму приобретённых акций учредители могут внести основные средства, нематериальные активы, денежные средства в рублях или иностранной валюте.
Основанием для ведения аналитического учёта служат учредительные документы, акты приёмки-передачи основных средств и нематериальных активов, платёжные поручения, приходные кассовые ордера и др.
Итак, на сумму зарегистрированного уставного капитала делается запись по дебету субсчёта 75-1 "Расчёты по вкладам в уставный капитал" — активный, сальдо дебетовое отражает сумму задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал на начало месяца; оборот по дебету — возникновение новой задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал в отчётном месяце; оборот по кредиту — сумму погашенной дебиторской задолженности, внесённой в виде денежных средств и материальных ценностей, имущества.
Хозяйственная деятельность АО осуществляется согласно действующему законодательству. Так, полученная обществом балансовая прибыль облагается налогом в соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий. При исчислении налогооблагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд АО (ежемесячно в определённом проценте, установленном самостоятельно) до достижения размера этого фонда, оговоренного в учредительных документах, но не более 25% уставного капитала. При этом рассчитанная сумма отчислений в резервный фонд (ежемесячно, ежеквартально) не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. Затем рассчитывается сумма прибыли к налогообложению.
Оставшаяся сумма прибыли (валовая прибыль минус сумма, направленная на образование резервного фонда, минус сумма налога на прибыль) распределяется согласно решению собрания акционеров. При этом она, как правило, подразделяется на две части: одна направляется на выплату дивидендов, другая — на образование фондов специального назначения. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально или раз в полгода, раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директорами и имеет фиксированный размер. Окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам работы года с учётом выплаты промежуточных дивидендов.
Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям устанавливается при их выпуске. Дивиденды по этим акциям начисляются и выплачиваются в первую очередь и независимо от размеров полученной прибыли. Если полученной прибыли не достаточно для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, то для этих целей используются специально создаваемый резервный фонд или другие источники. Дивиденды не выплачиваются по акциям, которые не были выпущены в обращение. Дивиденд может выплачиваться в виде: акций, облигаций, товаров, если это предусмотрено уставом АО. Общество объявляет размер дивиденда без учёта налога. Дивиденд выплачивается только в уплату за приобретённые акции. Налог с доходов, получаемых в виде дивидендов, удерживается у источника выплаты, то есть в акционерном обществе.
Дивиденды начисляются на основании протокола и решения собрания акционеров, по справке бухгалтерии, в которой отражаются и суммы удержанных налогов. Перечисление и выплата доходов осуществляется на основании расходных кассовых ордеров и платёжных поручений.
Глава 3. Аудит уставного капитала
3.1. Аудит учредительных документов
Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством.
• Устав экономического субъекта.
• Учредительный договор.
• Патент для субъектов малого предпринимательства.
• Протоколы собраний учредителей.
• Свидетельство о государственной регистрации.
• Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для экономических субъектов с участием иностранного капитала.
• Документы, связанные
с приватизацией и
• Документы, подтверждающие
права собственности
• Свидетельства
о регистрации в органах
• Договор на банковское обслуживание.
• Зарегистрированные
изменения к учредительным
• Проспект эмиссии.
• Реестр акционеров для акционерных обществ.
• Выписки из протоколов годового собрания акционеров.
• Выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей.
• Выписки решений совета директоров.
• Приказы и распоряжения исполнительной дирекции.
• Лицензии и разрешения на определенные виды деятельности.
• Переписка с учредителями и акционерами.
• Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта.
• Внутренние положения.
• Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме, в качестве взноса в уставный капитал и т.д.).
• Методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.
• Отчетность за начальный период деятельности экономического субъекта после государственной регистрации.
• Годовая отчетность.
• Отчетность на дату
ликвидации или реорганизации
• Структуру управления
экономическим субъектом и
• Своевременно ли
внесены изменения в
• Виды деятельности экономического субъекта.
• Учредителей экономического субъекта.
• Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.
• Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.
• Своевременно ли учредители внесли свои доли в уставный капитал.
• В каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.
• Правильность оформления документов по взносам в уставный капитал.
• Организационно-правовую форму экономического субъекта (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.).
• Является ли проверяемый
экономический субъект
• Предусмотрено
ли в уставе осуществление
• Счета, которые
имеет право открывать
• Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.
• Имеет ли право
экономический субъект
• Наличие лицензии
на осуществление видов
• Порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей.
• Правильность исчисления
доходов учредителей и
• Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала.
• Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 "Расчеты с учредителями" и 80 "Уставный капитал".
Эти данные потребуются аудитору при проверке других участков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.
3.2. Проверка
формирования уставного
Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта, гарантирующего интересы его кредиторов.
Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. В бухгалтерском
учете отражается величина
При учреждении акционерного
общества все его акции должны
быть размещены среди учредителей.
Акции могут быть обыкновенными,
а также привилегированными. Номинальная
стоимость размещенных
2. Минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.
3. Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно.
4. Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть — в течение года с момента его регистрации.
5. Дополнительные
акции общества должны быть
оплачены в течение срока,
6. Оплата акций
и иных ценных бумаг