Учет и анализ банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования, в соответствии с которым организуется учет в период банкротства должника, а также критерии по которым организация- должник признается несостоятельным (банктротом).

Содержание

Введение 4
1. Нормативные документы, в соответствии с которыми организуется учет в период банкротства должника 5
2. Критерии по которым организация-должник признается несостоятельным (банкротом) 11
Заключение 21
Список литературы: 22

Работа содержит 1 файл

учет и анализ банкротства.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

План: 
 

 

Введение

 

     В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики  современному предприятию соответствуют  такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Резкое изменение условий хозяйствования вызвало появление нового понятия – несостоятельность. Несостоятельность – эта такое состояние, при котором предприятие не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности.

     Преодоление кризисной ситуации, в которую  попадают предприятия в рыночной экономике с помощью новых  форм хозяйствования, позволяет решить проблемы, связанные с обеспеченностью экономической стабильности развития.

     Руководители  организаций, испытывающих финансовые трудности, с помощью финансового  анализа и последующих управленческих вмешательств могут защитить себя от полного краха и в случае возбуждения процедуры банкротства кредиторами найти возможность восстановления платежеспособности.

     Своевременная диагностика банкротства является методом, позволяющим найти необходимые  меры по оздоровлению финансового состояния. Диагностика позволяет изучить принципы, формы проявления кризисных ситуаций на предприятии, систему коэффициентов финансового состояния, позволяющую определить степень несостоятельности и принять решение о ликвидации, реорганизации или организовать новый бизнес.

     В контрольной работе рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования, в соответствии с которым организуется учет в период банкротства должника, а также критерии по которым организация- должник признается несостоятельным (банктротом).  
 
 
 
 
 
 

1. Нормативные документы,  в соответствии с которыми организуется учет в период банкротства должника 

     Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную  систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения  ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

    • нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
    • нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
    • нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

     Центральное место в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

     Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

     Анализ  действующего законодательства о банкротстве  позволил сформулировать следующие  принципиальные положения:

     1) институт банкротства не может  быть отнесен только к одной  отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

     Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится  на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

     2) основной тенденцией законодательства  о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

     К числу общих законов прежде всего  следует отнести ГК РФ и Арбитражный  процессуальный кодекс РФ (далее - АПК  РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

     Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

     Необходимо  отметить, что законодательство о  несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

     3) одним из направлений реформирования  современного законодательства  о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений".

     Нормативного  регулирования учета несостоятельности  операций, связанных с процедурой банкротства, в настоящее время нет. Специфические особенности ведения бухгалтерского учета, вызванные чрезвычайной ситуацией, определены Законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ведение бухгалтерского учета в период процедур банкротства возложено на арбитражных управляющих, исполняющих полномочия органов управления предприятия-должника.

     Бухгалтерский учет ведется на предприятии на протяжении всего периода ведения процедур банкротства в полном соответствии с требованиями профильного законодательства Российской Федерации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, а в период ведения процедур банкротства – на арбитражного управляющего. Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого были введены процедуры банкротства, обусловлена прежде всего составом пользователей бухгалтерской (учетной) информацией, составом и содержанием самой учетной информации, необходимой им.

     Отсутствие  нормативной базы учета операций, связанных с банкротством предприятий, ставит вопрос учета расходов и затрат, связанных с банкротством предприятий, отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) и правильности исчисления налогов. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», утвержденному приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

     В процессе ведения процедуры возникают расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве, и судебные издержки. В состав судебных издержек в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (АПК РФ) включают:

  • денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;
  • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
  • расходы на оплату адвокатов и иных лиц, оказавших юридическую помощь (представителей);
  • иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, связанном с рассмотрением дела в арбитражном суде.

     При обращении в арбитражный суд  предприятиям необходимо уплатить государственную  пошлину. Порядок уплаты и размеры  государственной пошлины установлены  Налоговым кодексом РФ.

     Финансовая  помощь предприятию-должнику может быть оказана в виде государственной помощи, на основании ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

     Государственная помощь в соответствии с ПБУ 13/2000 (п. 4) предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) и в прочих формах.

     Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе. Под субсидией понимают бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Источниками целевого финансирования служат ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов.

     В целях улучшения финансового  положения предприятие-должник имеет  право прекратить свою деятельность полностью или частично. Прекращение деятельности регламентируется ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности» и может осуществляться:

  • путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;
  • путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;
  • путем отказа от продолжения части деятельности.

     Кроме этого, прекращение деятельности может  осуществляться при реорганизации  организации в форме выделения  из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

     В соответствии с приказом Минфина  РФ от 20 мая 2003 г. № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» передаточный акт или разделительный баланс включают:

     • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом  «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

Информация о работе Учет и анализ банкротства