Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

Содержание

Введение 3
1. Учет операций по расчетному счету. 5
2. Учет операций по валютному счету. 9
3. Учет кассовых операций и ценных бумаг. 11
4. Формы безналичных расчетов. 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 41.61 Кб (Скачать)

     В кассе предприятия могут храниться, кроме денежных средств, ценные бумаги и бланки строгой отчетности. К  ценным бумагам относятся путевки  в дома отдыха и санатории, приобретенные  за счет средств фонда специального назначения, почтовые марки, марки госпошлины, единые и проездные билеты. Ценные бумаги учитываются на счете 56 ”Денежные  документы” в журнале-ордере №3. Поступление  и выдача ценных бумаг производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг. Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и т.п.) учитываются на забалансовом счете 006 ”Бланки строгой отчетности”.

     Кассир  несет полную материальную ответственность  за сохранность всех принятых им ценностей  и за всякий причиненный в связи  с неправильным их хранением ущерб  предприятию.

     Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств  в кассе производится согласно Положению  о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия  кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

     Расписки  на выданные суммы наличными, не оформленные  расходными кассовыми ордерами, в  остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются  актом (ф. № инв. 15).

     На  оборотной стороне акта материально  ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а  руководитель предприятия - решение  по результатам инвентаризации.

 

     4. Формы безналичных расчетов.

     Формы безналичных расчетов определены Гражданским  Кодексом Российской Федерации.

     Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо.

     Самостоятельно  клиенты банков выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, которые заключают с контрагентами.

     В рамках форм безналичных расчетов в  качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

     В договорные отношения клиентов банки  не вмешиваются. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

     Банки осуществляют операции по счетам на основании  расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленный в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного расчетного документа.

     При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в Положении ЦБР от 12 апреля 2001 г. № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” используются следующие расчетные документы:

  1. платежные поручения;
  2. аккредитивы;
  3. чеки;
  4. платежные требования;
  5. инкассовые поручения.

     Расчеты платежными поручениями.

     В безналичных расчетах преобладающей  формой являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями регламентируются ст. 863 – 866 Гражданского кодекса РФ.

     Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

     Платежными  поручениями могут производиться:

  1. перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  2. перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней или во внебюджетные фонды;
  3. перечисление денежных средств с целью возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
  4. перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

     Платежные поручения могут быть как обычными (почтовыми), так и срочными (телеграфными).

     Схема расчетов платежными поручениями:

    1. покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка;
    2. банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства с расчетного счета-покупателя;
    3. банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения;
    4. банк продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на расчетный счет продавца;
    5. банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов.

     Расчеты платежными требованиями.

     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

     Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

     Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

     Расчеты по инкассо.

     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее – исполняющий банк).

     Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

     Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

     Оплата  расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

     В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

     Расчеты чеками.

     Выдача  лимитированных чековых книжек производится банком на основании заявления организации – чекодателя и платежного поручения на депонирование лимита суммы книжки. При выдаче книжки банк списывает указанную сумму со счета клиента и депонирует ее на отдельном счете.

     Чеки  из чековой книжки выписываются чекодателем в момент определения суммы платежа и вручаются получателю денег – чекодержателю, который предъявляет чеки в обслуживающее его учреждение банка для оплаты.

     Банк  поставщика направляет предъявленные  чеки в банк покупателя; последний списывает суммы со счета и перечисляет в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет. В чеке указывается наименование чекодержателя, номер счета, наименование банка - плательщика и его код, сумма платежа.

     Чеки  выписываются в одном экземпляре, подписываются лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, скрепляются печатями чекодателя и оплачиваются только в полной сумме.

     Чек действителен 10 дней, не считая даты выписки. Одновременно с чеком заполняется его корешок, который остается в книжке у чекодателя. Корешки чеков служат для контроля за использованием лимита чековой книжки и оплаты чеков.

     При выписке очередного чека покупатель (чекодатель) переносит в него остаток лимита из корешка предыдущего чека и выводит остаток лимита.

     Банки сдают чеки в расчетно-кассовые центры (РКЦ), если плательщиками являются другие банки. Банки производят списание, средств со счета чекодателя на основании поступивших из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

     Расчетные чеки следует отличать от денежных чеков, по которым из банка выдают наличные средства. Расчетные чеки используются в расчетах за товары, принятые по приемно-сдаточным документам, а также за услуги транспорта. Это одна из гарантированных форм расчетов, так как оплата чеков обеспечивается из специального депозита.

     В России чеки не являются оборотными документами, т.е. предъявительскими или передаваемыми от одного лица другому с помощью индоссамента.

     Банк  покупателя депонирует сумму расчетов чеками и РКЦ, учитывая предстоящие платежи чеками его клиентов. Кроме того, каждый клиент депонирует сумму со своего расчетного счета в размере лимита расчета чеком.

     Такое депонирование гарантирует прохождение  платежа при расчете чеками.

     Расчеты по аккредитиву.

     Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк – эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

     Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

     При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

     Отзывным  является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив).

Информация о работе Учет денежных средств