Учет денежных средств на расчетном и прочих счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Для учета денежной наличности в банке предприятие открывает расчетный счет.

Для открытия расчетного счета в учреждение банка представляются следующие документы:
♦ заявление об открытии счета установленной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером владельца счета;
♦ свидетельство о государственной регистрации предприятия, выданное регистрирующим органом (или его копию, заверенную нотариально);
♦ прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. В случаях, когда у предприятия один учредитель, вместо учредительного договора прилагается решение учредителя о создании предприятия;

Работа содержит 1 файл

лаб практ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Учет  денежных средств  на расчетном и  прочих счетах в банках

    Порядок ведения операций на расчетном счете регламентируется:

  • Положением   Центрального   банка   Российской   Федерации «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П;
  • Указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

    Для учета денежной наличности в банке  предприятие открывает расчетный счет.

    Для открытия расчетного счета в учреждение банка представляются следующие  документы: 
♦ заявление об открытии счета установленной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером владельца счета; 
♦ свидетельство о государственной регистрации предприятия, выданное регистрирующим органом (или его копию, заверенную нотариально); 
♦ прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. В случаях, когда у предприятия один учредитель, вместо учредительного договора прилагается решение учредителя о создании предприятия; 
♦ карточки с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме (два экземпляра), заверенные нотариально. 
Подпись является обязательным реквизитом документов, служащих для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств. 
Такие документы подписываются двумя подписями: первой и второй. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем; право второй подписи ~ главному бухгалтеру предприятия и 
уполномоченным на то лицам; 
♦ документ налогового органа, подтверждающий постановку данного предприятия (организации) на учет в налоговых органах; 
♦ копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи; 
♦ копию справки о присвоении предприятию статистических кодов; 
♦ документы, подтверждающие регистрацию в Фонде социального страхования России.

    После предоставления данных документов и  подписания договора на банковское обслуживание по распоряжению управляющего банком предприятию открывается счет, которому присваивается номер, и заводится  лицевой счет. В настоящее время предприятия имеют возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. 
Согласно НК РФ, предприятие обязано в течение 10 дней после открытия банковского счета сообщить об этом в налоговую инспекцию. При не выполнении данного требования предприятие может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.4 КоАП РФ).

    Для учета движения средств на расчетном  счете используется активный, балансовый счет 51 «Расчетные счета». 
В случае если предприятие имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов. 
Предприятие ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, обязательными реквизитами которой являются: 
♦ номер счета клиента; 
* дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки; 
♦ суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета; 
♦ остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.

    К банковской выписке прилагаются оправдательные документы, 
подтверждающие правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет. Порядок списания средств с расчетного счета регламентирован Гражданским кодексом РФ. 
Выписка обрабатывается бухгалтером ежедневно, путем проставления на полях кодов счетов, корреспондирующих с расчетным счетом. 
Выписка банка имеет вид: 
Если при проверке банковской выписки на предприятии будет обнаружено, что с расчетного счета ошибочно списаны денежные средства, необходимо сообщить об этом немедленно в операционный отдел банка. 
Пока причины ошибки не будут выяснены, спорная сумма отражается бухгалтерскими записями: 
Д 76-2 «Расчеты по претензиям» 
К 51 «Расчетные счета». 
Если на расчетный счет были ошибочно зачислены денежные средства, предназначенные не для данного предприятия, то необходимо сделать записи на счетах бухгалтерского учета: 
Д 51 «Расчетные счета» 
К 76-2 «Расчеты по претензиям». 
Наименование банка ОАО «Банк АБС»   БИК банка 044045654 
ВЫПИСКА ИЗ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗА 17.12.2005 
Наименование клиента: СТАРТ ЗАО 
Номер счета клиента: 40702810905000000221 
Дата выдачи: 17.12.2005 
Дата последней операции: 15.12.2005 
Входящий остаток:(К) 100 000

    Чек — это ценная бумага, содержащая распоряжение банку выдать определенную сумму денег лицу, предъявившему чек к оплате. 
Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные расходы, хозяйственные нужды. 
Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки. Чеки подписывают лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

    Объявление  на взнос наличными представляется банку при внесении наличных денег  на расчетный счет. 
Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за реализованную продукцию, оказанные услуги, депонированная заработная плата и др.). В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе. 
Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», введенным в действие с 1 ноября 2002 г. Данные платежи банк производит по распоряжению владельца расчетного счета или без распоряжения владельца в случаях, предусмотренных законодательством. 
В принудительном порядке взыскиваются платежи: 
♦ финансовым органом по просроченным налогам; 
♦ по приказам арбитража; 
♦ при погашении просроченных ссуд. 
Порядок и формы расчетов определяются в договоре между поставщиком и покупателем. Банк не определяет конкретных форм расчетов и не рассматривает споров между поставщиками и покупателями. Все споры по исполнению договоров разрешает арбитраж. 
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. 
Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета. 
Платежными поручениями могут производиться: 
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; 
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во 
внебюджетные фонды; 
в) перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) 
кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним; 
г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу 
физических лиц (в том числе без открытия счета); 
д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. 
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. 
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. 
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. 
Платежными поручениями рассчитываются: 
♦ по взносам в бюджет; 
♦ с органами страхования и социального обеспечения; 
♦ при переводе заработной платы на счета работников в банке; 
♦ при погашении задолженности; 
♦ для предварительной и последующей оплаты счетов за выполненные работы и услуги, за товарно-материальные ценности. 
Платежные поручения выписываются на специальном бланке формы 0401060 и предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. 
С 1 июня 2003 г. все фирмы, перечисляя налоги, должны использовать новый бланк платежного поручения. Его форма утверждена указанием ЦБ РФ от 3 марта 2003 г. № 1256-У. 
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. 
Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие исполняющие банки. 
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). 
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). 
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемых в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. 
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку. 
Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. 
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. 
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. 
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. 
Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях: 
♦ установленных законодательством; 
♦ предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Платежное требование составляется на бланке формы 0401061. В платежном требовании обязательно указываются: 
♦ условие оплаты; 
♦ срок для акцепта; 
♦ дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) плательщику; 
♦ наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара. 
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе и в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотива отказа. 
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта формы № 0401004, составленном в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. 
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством. 
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными. 
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы. 
Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, пред усмотренных основным договором, осуществляется банком при нали чии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания). 
Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня. 
При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня. 
Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств. 
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. 
Инкассовые поручения применяются: 
♦ в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; 
♦ для взыскания по исполнительным документам; 
* в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. 
Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071. Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях: 
♦ по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания; 
♦ при наличии судебного акта о приостановлении взыскания; 
♦ по иным основаниям, предусмотренным законодательством. 
В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. 
При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы. 
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи. 
Аккредитив открывается для расчетов только с одним получателем. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. 
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия: 
♦ наименование банка-эмитента; 
♦ наименование банка, обслуживающего получателя средств; 
♦ наименование получателя средств; 
♦ сумма аккредитива; 
♦ вид аккредитива; 
♦ способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; 
♦ способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком; 
♦ полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, для осуществления платежа; 
♦ сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов; 
♦ условия оплаты (с акцептом или без акцепта); 
♦ ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств. 
В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. 
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. 
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной фор-I мы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 
Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063, в котором плательщик обязан указать: 
♦ вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным); 
♦ условия оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта); 
♦ номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве; 
♦ срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия; 
♦ полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву; 
♦ наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров). 
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает I в открытии аккредитива. 
В случае отзыва (полного или частичного) или изменения условий аккредитива плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме в трех экземплярах и оформленное на всех экземплярах подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. 
При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому (депонированному) аккредитиву возмещения сумм выплаченных 1 получателю средств, а по непокрытому (гарантированному) аккредитиву — восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счета. 
Аккредитивы бывают: 
♦ покрытые (депонированные); 
♦ непокрытые (гарантированные). 
В случае покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент переводит собственные средства плательщика или предоставленный 
ему кредит в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками. 
В аккредитиве должно быть указано, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. 
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. 
.Синтетический учет открытых аккредитивов ведется на активном, балансовом счете 55 «Специальные счета в банках», к которому открываются три субсчета: 
55-1 «Аккредитивы», 
55-2 «Чековые книжки», 
55-3 «Депозитные счета». 
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. 
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» субсчет 55-1 «Аккредитивы» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. 
Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» субсчету 55-1 «Аккредитивы» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» субсчета 55-1 «Аккредитивы» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». 
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву. 
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в расчетных чековых книжках. 
Чек расчетный — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. 
Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. 
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. 
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Предъявление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. 
При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающему его учреждение банку с перечислением определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Чеком удобно пользоваться в случаях оплаты работ, услуг и ценностей, когда изначально продавец неизвестен. 
При выдаче банком чеков на их сумму открывается ссудный счет, с которого производится оплата чеков. Гражданским кодексом РФ установлен сокращенный срок исковой давности (6 месяцев) для исков чекодержателя к обязанным по чеку лицам. Он исчисляется со дня окончания срока предъявления чека к платежу. 
Чеки являются бланками строгой отчетности и учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Зачисление чеков отражается по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности». Списание чеков с кредита счета 006 «Бланки строгой отчетности» осуществляется по мере их использования. 
Депонирование средств при выдаче расчетных чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. После этого приходуются полученные в банке чеки: 
Д 006 «Бланки строгой отчетности». 
Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией расчетных чеков, т. е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» субсчет 55-2 «Чековые книжки» в дебет счетов учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). 
Сразу после этого списывается стоимость израсходованных чеков с забалансового счета: 
К 006 «Бланки строгой отчетности». 
Суммы по расчетным чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. 
Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» субсчет 55-2 «Чековые книжки» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». 
Стоимость возвращенных в банк чеков списывается: 
К 006 «Бланки строгой отчетности». 
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке. 
Предприятие может получить дополнительный доход, разместив свободные денежные средства на депозитном счете в банке. 
На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. 
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. 
Начисление процентов по депозиту отражается записями: 
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 
К 91-1 «Прочие доходы». 
Фактическое получение процентов по депозиту отражается записями: 
Д 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета») 
К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». 
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.
 

1. Справочники в  программе «1С:  Бухгалтерия», их  значение.

Справочники хранят информацию об однородных объектах, используемых в программе «1С: Бухгалтерия» (рис. 2). Чаще всего объектами справочников являются аналитические счета, варианты заполнения какого-либо реквизита документ и т.п. Например, сотрудники, материалы, ставки НДС и др.

 
Рис. 2. Справочник контрагентов.

 
Справочники открываются с помощью  пункта меню Справочники. Полный список справочников можно открыть, используя Операции
® Справочники. 
 
Справочник представляет собой список древовидной структуры. 
 
В справочнике могут быть объекты   и группы   ( текущая группа). 
 
У каждого объекта имеется свой уникальный код, наименование и другие необходимые показатели. 
Для каждого справочника открывается отдельное окно. В левой части окна выводится дерево групп, в правой – перечень объектов текущей группы. 
 
Справочники бывают основные и подчиненные. Подчиненные справочники содержат объекты, принадлежащие основному справочнику. Например, для справочника контрагентов (организаций) подчиненным справочником является справочник Расчетные счета, Договоры. 
 
Некоторые реквизиты справочников являются периодическими, то есть их значения меняются с течением времени, например, оклад, цена, норма амортизации и т.п. Периодические реквизиты позволяют выполнять перерасчет сумм и документов, относящихся к прошлым периодам. 
 
При заполнении справочника значения периодических реквизитов сохраняются с указанием даты, с которой эти значения начинают действовать. В качестве даты используется рабочая дата. Она устанавливается: Сервис
® Параметры ® Общие ® Рабочая дата ® Ок. Рабочую дату настоятельно рекомендуется установить до заполнения справочника. 
 
Справочники можно заполнять как до начала ведения учета, так и в процессе. Содержимое некоторых справочников лучше продумать и внести заранее, чтобы впоследствии вести учет наиболее систематизированно, например, статьи затрат. В процессе настройки программы сначала заполняют наиболее простые справочники: единицы измерений, статьи затрат, подразделения, ставки налогов и др., так как на эти справочники будут ссылаться более сложные справочники. Например, при вводе материалов единицы измерений выбираются из справочника единиц измерений, поэтому будет удобнее если последний справочник будет заполнен раньше, чем справочник материалов.
 

Назначение  справочников 
 
Справочник является списком возможных значений того или иного реквизита. Справочники используются в тех случаях, когда необходимо исключить неоднозначный ввод информации. Например, для того, чтобы покупатель, продавец, кладовщик, директор понимали, о каком товаре идет речь, каждый должен называть его одинаково. И в этом случае необходим справочник. Обычно в торговом предприятии он имеет вид прайс-листа, а если такой справочник хранится в компьютере, то в него заносят всю возможную номенклатуру товаров, с которыми работает торговая фирма.

Система 1С:Предприятие  позволяет вести практически неограниченное количество необходимых справочников. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов: сотрудников, организаций, товаров и т. д. Каждый такой объект называется элементом справочника.

С точки зрения пользователя, следует иметь в виду, что в Конфигураторе создается не сам справочник, как список значений, а разрабатывается заготовка справочника, его шаблон. В процессе конфигурирования описывается структура информации, которая будет храниться в справочнике, разрабатывается экранное и, если необходимо, печатное представление справочника, задаются различные особенности его «поведения».

Атрибуты  справочников

В качестве обязательных реквизитов каждый справочник имеет  Код и Наименование. Код элемента справочника может быть как числовым, так и текстовым. Система 1С:Предприятие предоставляет широкие возможности по работе с кодами элементов справочника: автоматическое присвоение кодов, автоматический контроль уникальности кода и другие.

Помимо кода и наименования, в справочниках системы 1С:Предприятие может храниться  любая дополнительная информация об элементе справочника. Для хранения такой информации в справочнике может быть создан список реквизитов. Используя механизм реквизитов справочника, легко организовать, например, картотеку сотрудников. Например, справочник Сотрудники почти наверняка будет иметь атрибуты Должность, Оклад и другие. Фирма 1С предвосхитила программистов и ввела во все справочники два уже заданных атрибута: Код и Наименование. Действительно, практически любой объект из реальной жизни содержит эти атрибуты. Например, для сотрудников кодом выступает табельный номер, а наименованием -- фамилия, имя, отчество (ФИО).

Информация о работе Учет денежных средств на расчетном и прочих счетах в банках