Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:27, доклад
Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются.
Износ основных средств. Износ основных средств – это потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный.
Учет амортизации основных средств. Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются.
Износ основных средств. Износ основных средств – это потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный.
Физический износ – это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной стоимости в процессе их функционирования или бездействия. Он подразделяется на полный (действующие средства ликвидируются и заменяются новыми) и частичный (возмещается путем проведения ремонта).
Моральный износ – это резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появления новых, более производительных и совершенных машин. Износ основных средств определяется по всем видам основных средств и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Амортизация основных средств. Амортизация основных средств – это постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг.
Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо счета 02 отражает сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам, и сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия. По дебету отражают сумму амортизации по выбывшим основным средствам.
Начисленную сумму амортизации относят на затраты производства и расходы на продажу записью: Дт сч.20,сч.44 и Кт сч.02.
По основным средствам, сданным в аренду на условиях возврата, арендодатель отражает сумму начисленной амортизации по Дт сч.91 и Кт сч.02.
При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки: Дт сч.02 и Кт сч.01 (на сумму накопленной амортизации); Дт сч.91 и Кт сч.01 (на остаточную стоимость основных средств).
Учет продажи и выбытия основных средств. Объекты основных средств выбывают из организации в результате: продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу; списания в случае морального или физического износа; передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств и др.
Выбытие основных средств – это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации. Продажа основных средств является элементом их выбытия, но означает передачу права собственности одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами.
Учет ремонта основных средств. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный, средний и текущий ремонты основных средств. При формировании учетной политики можно выбрать один из нижеследующих вариантов учета затрат на проведение ремонта основных средств: по фактическим затратам; с использованием счета расхода будущих периодов; путем создания резерва на проведение ремонта.
По фактическим затратам учитываются затраты, связанные с проведением ремонта, имеющего нерегулярный характер и не требующего значительных денежных вложений. Учет с использованием счета расхода будущих периодов 97 «Расходы будущих периодов» ведется при неравномерном проведении ремонтных работ либо в случае единовременных расходов на ремонт объектов основных средств.
Создавать резерв на проведение ремонта рекомендуется предприятиям с большим количеством объектов основных средств, ремонт которых требует значительных финансовых вложений. При этом используется счет 96 «Резервы предстоящих платежей»: Дт сч.96 и Кт сч.99. В случае если на конец отчетного года выделенных средств оказалось недостаточно, делаются дополнительные проводки: Дт сч.20, 23, 25, 26, 44 и Кт сч.96.
При учете ремонта объекта основных средств при подрядном способе производства работ на сумму акцептованных счетов от подрядчика делаются следующие бухгалтерские записи: Дт сч.23, 26, 29 и Кт сч.60. На сумму НДС делается проводка: Дт сч.19 и Кт сч.60. Оплата счетов подрядчика оформляется следующим образом: Дт сч.60 и Кт сч.51.
Особенности бухгалтерского учета арендованных основных средств. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом.
Начисление арендной платы за отчетный период отражается: Дт сч.76 и Кт сч.91. Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается записью: Дт сч.76 и Кт сч.98. Поступившие арендные платежи записываются: Дт сч.51, 52 и Кт сч.76. Начисление авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, отражается проводкой: Дт сч.98 и Кт сч.91.
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитически учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям. Суммы арендной платы, начисленной арендодателю, записывается арендатором следующим образом: Дт сч.25 и Кт сч.76.