Теоретические основы и классификация контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:45, лекция

Описание работы

Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.
Контроль – (от французского «controle» означает «список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо») является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Содержание

Теоретические основы и классификация контроля
1.1 Сущность, роль и функции контроля
1.2 Виды контроля

Работа содержит 1 файл

Тема 1 КОНТРОЛЬ и РЕВИЗИЯ.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Тема №1

Теоретические основы и классификация контроля

1.1 Сущность, роль и функции контроля

1.2 Виды контроля

1.1 Сущность, роль и функции контроля

 

Известно, что  система управления состоит из следующих  взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.

Контроль – (от французского «controle» означает «список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо») является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Другими словами, контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

Содержание экономического контроля вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе управления. К их числу относятся:

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая функция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

 Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Предприятие должно мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для достижения эффективного ведения производства.

Воспитательая функция заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей.

Для понимания  сущности экономического контроля важное значение имеет определение его  целей и задач.

К основным задачам экономического контроля относят:

-укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

-обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и т.д.;

-достижение  целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия;

-выявление  и использование резервов роста  и повышения эффективности производства;

-выявление  путей совершенствования работы  субъектов хозяйствования.

Цель контроля – это объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

1.2. Виды контроля

 

В целях более  глубокого изучения сущности, принципов  построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации  контроля по видам выделяют:

1)Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.

- общегосударственный  контроль осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель данного вида контроля заключается в обеспечении повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей,

- отраслевой  контроль способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Его цель – выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развитие научно-технического прогресса в отрасли.

- специализированный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

2) Аудиторский контроль – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

3) Общественный контроль – осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

По  субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на:

1) Вневедомственный контроль – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Положительной стороной вневедомственного контроля является его объективность, результативность, достаточно высокое качество и глубина проверок. Однако эффективность данного вида контроля снижается из-за некомплексности и несистематичности проверок.

2) Ведомственный контроль за деятельностью предприятий и организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Министерства, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки на подведомственных предприятиях и в организациях. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства. Такой контроль осуществляют преимущественно штатные работники ведомства.

По характеру  контрольных функций и сфере их применения выделяют:

1) Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления. Он обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами. Данный вид контроля осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

2) Экономический контроль производится в сфере управления экономикой. Экономический контроль включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3) Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

По  времени осуществления контроль подразделяют на:

1) Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объектами такого контроля являются: проектно-сметная документация, договоры; сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств.

2) Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться не вскрытыми. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Эффективным является сочетание  текущего контроля с предварительным, так как оно способствует предупреждению непроизводительных потерь и своевременному устранению тех или иных недостатков и нарушений, установленных в ходе контроля.

3) Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Сочетание предварительного, текущего и последующего контроля позволяет обеспечить их наиболее высокую действенность и эффективность. Поэтому в практике; контрольно-ревизионной работы следует широко использовать все формы контроля, не противопоставляя их друг другу.

По  источникам проверки выделяют:

1) Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистический, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

2) Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных.

Объектами фактического контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

По  способам осуществления контроль подразделяется:

1) Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую, документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

2) Экономический анализ – важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

3) Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями и т.д.

4) Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями и др.

Специфика этого  способа контроля заключается в  том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5) Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда РФ, а также судами общей юрисдикции.


Информация о работе Теоретические основы и классификация контроля