Сущность, назначение
и структура денежной системы
Денежная
система - это форма организации
денежного оборота в стране, установленная
общегосударственными законами. Эти
законы определяют основные принципы,
правила, нормативы и другие
требования, регламентирующие отношения
между субъектами денежного оборота. Учитывая
чрезвычайно важную роль денежных отношений
в экономической жизни общества, во всех
странах, независимо от их строя, формирования
денежных систем осуществляют центральные
органы власти. Местные органы власти,
даже в странах с федеративной строем,
по сути отстранены не только от формирования
денежных систем, но и от контроля за функционированием
их отдельных элементов.
Учитывая, что
организация денежного оборота
осуществляется с участием банков,
а обеспечение нормального функционирования
кредитных денег является одним из основных
задач банковской системы, денежная система
формируется и функционирует на базе банковской
системы и может рассматриваться как составная
последней. Поэтому во многих странах
правовые нормы, которые формируют денежную
систему, определяются непосредственно
в банковском законодательстве, прежде
всего в законах, регламентирующих деятельность
центральных банков. Более того, согласно
этим законам центральным банкам предоставляются
широкие полномочия по регулированию
денежного оборота. Поэтому есть все основания
считать центральный банк институциональным
центром денежной системы. Ему принадлежит
решающая роль в обеспечении эффективного
функционирования денежной системы страны.
По сфере охвата
экономических отношений денежная система
- явление чрезвычайно широкое, адекватное
всему денежном обороте. Все денежные
потоки, независимо от сферы экономики,
которую они обслуживают, и формы, в которой
осуществляются, являются объектами регулятивного
воздействия денежной системы. Поэтому
есть основания для выделения в составе
денежной системы отдельных, относительно
самостоятельных подсистем:
- Системы безналичных
расчетов;
- Валютной системы;
- Системы наличного
обращения.
Каждая из
названных подсистем имеет свой особый
объект регулятивного воздействия, который
ограничивается определенной формой или
сферой денежного оборота.
Поскольку
денежная система каждой страны
определяется ее внутренним законодательством,
само явление денежной системы встает
на поверхности как сугубо национальное.
Каждое государство формирует свою собственную
денежную систему, стараясь предоставить
ей полную независимость и способность
противостоять внешним воздействиям,
когда они угрожают интересам национальной
экономики. Наличие такой суверенной денежной
системы является одним из ключевых признаков
политической и экономической самостоятельности
государства.
Особенно
убедительно национально-государственная
обусловленность денежных систем
проявилась в период становления
независимых государств, возникших на
территории бывшего СССР. Каждая из них,
провозгласив свою политическую независимость,
по сути, одновременно заявила о выходе
из единого рублевой пространства, другим
государством - Российской Федерацией,
и о создании собственных денег и денежной
системы. Одной из первых среди этих стран
встала на путь построения собственной
денежной системы.
Национально-государственная
обусловленность и назначение денежной
системы должны учитываться правительствами
стран, когда они принимают решение о реконструкции
своих денежных систем в направлении их
объединения. Такое объединение неизбежно
означает потерю существенного защитного
механизма для национальной экономики,
которым является денежная система. Отказ
от такого механизма экономически возможна
лишь при условии, что эти страны имеют
одинаковые по уровню развития и структуре
экономики и политические устройстве.
Иначе возникнет угроза потери как для
экономически слабых, так и экономически
сильных стран, которые объединяются.
Об этом убедительно свидетельствуют
большие трудности, с которыми столкнулись
страны - члены ЕС в попытке объединить
свои денежные системы в одну с единой
валютой - евро. Осознав значительные угрозы
от объединения денежных систем стран
с разным уровнем экономического развития
и невозможность в установленные сроки
(1999 г.) ликвидировать эти различия, руководство
ЕС решило, что допустить к объединенной
денежной системы можно только некоторые
страны-члены, имеющие малейшие различия
в экономическом и финансовом положении.
Общенациональное
назначения и особая миссия
денежной системы в функционировании
государства обусловливают важную
роль исторического фактора, традиций,
национальных особенностей, экономического
развития страны в ее формировании.
Это проявляется не только во внешнем
виде денежных знаков и монет, но и в более
сложных и ответственных элементах денежной
системы, таких как масштаб цен, денежных
знаков, организация расчетов и т.д. Благодаря
этому денежная система каждой страны
имеет свои специфические признаки, которые
отличают ее от денежных систем других
стран, обеспечивающие им иммунитет против
внешнего вмешательства.
Вместе с
тем в денежных системах различных
стран есть много общего. Это
проявляется прежде всего в
однотипности методов регулирования
денежных потоков и массы денег в обращении,
идентичности инструментов регулирования
денежного рынка и т.д. Эта общность некоторых
черт денежных систем разных стран обусловлена
однотипностью их экономических систем,
построенных на рыночных принципах. Когда
экономическое развитие обеспечил достаточные
условия для демонетизации золота, страны
с рыночной экономикой довольно единодушно
отказались от системы золотого монометаллизму
и ввели денежные системы, базирующиеся
на кредитных деньгах. Ныне эти страны
так же дружно вводят в своих денежных
системах оборот электронных денег в виде
платежей на основе современных электронных
технологий.
При нормативно-правовом
подходе к денежной системы
в ее составе можно выделить
несколько отдельных элементов,
каждый из которых законодательно зафиксирован.
В этой связи в денежной системе Украины
можно выделить следующие элементы:
- Наименование
денежной единицы;
- Масштаб цен;
- Виды и купюрность
денежных знаков, имеющих статус
законного платежного средства;
- Регламентация
безналичных денежных расчетов;
- Регламентация
наличного денежного оборота;
- Регламентация
режима валютного курса и операций
с валютными ценностями;
- Регламентация
режима банковского процесса;
- Государственные
органы, которые осуществляют регулирование
денежного оборота и контроль за соблюдением
действующего законодательства.
Наименование
денежной единицы
Наименования
денежной единицы, как правило,
связывается с историей страны.
Когда молодые государства создают
новые денежные системы, названия
для своих денежных единиц (национальных
валют) они ищут в своей истории или в истории
коренной нации соответствующей страны.
Так, в частности, сделали и Украина. Новую
национальную валюту решением Верховной
Рады Украины названо гривна. Такое название
имела денежная единица Киевской Руси
- высокоразвитого государства, которая
существовала на территории современной
Украины в Х-XI столетия. Тем самым проведена
своеобразная линия связи между современной
и прежней украинскими государствами,
подтверждает закономерный характер восстановления
государства Украина.
Масштаб цен
представляет собой величину
денежной единицы данной страны.
В эпоху, когда деньги должны
были натурально-вещественные форму,
в том числе золота и серебра,
масштаб цен устанавливался путем
определения весового содержания металла
в денежной единице. Определенная таким
образом величина денежной единицы была
важным элементом системы ценообразования.
Ведь покупательная способность таких
денег не могла существенно отклоняться
от стоимости их официального металлического
содержания. Поэтому, изменяя величину
последнего, государство могло изменять
общий уровень цен.
В современных
условиях, когда в обращении находятся
на золото кредитные деньги, фиксация
государством металлического содержания
денежной единицы потеряла смысл и отменена
во всех странах. А масштаб цен утратил
форму весового содержания металла в денежной
единице. Но сохранился вообще масштаб
цен как элемент денежной системы? И если
сохранился, то в какой форме и как государство
формирует и использует его как элемент
денежной системы?
О наличии
масштаба цен и сегодня свидетельствуют
существенные различия в уровнях
цен на одни и те же товары, выраженные
в денежных единицах разных стран. Это
является прямым свидетельством того,
что цены определены в разных масштабах,
то есть в денежных единицах разной величины.
Более того, цены в одной и той же денежной
единицы могут существенно различаться,
если последняя обесценивается, то есть
уменьшается ее величина как масштаб цен.
В большинстве
случаев масштаб цен в современных
условиях меняется стихийно, независимо
от воли государства, под влиянием
инфляционных процессов в экономике.
То есть место и роль масштаба цен в процессе
ценообразования существенно изменились.
Уже не государство сознательно меняет
масштаб цен с целью влияния на их уровень,
а стихийные процессы в ценообразовании
изменяют масштаб цен, новый уровень которого
в дальнейшем влияет на ценообразование.
Поскольку
инфляционные процессы стали
хроническим явлением, возникла
угроза постоянного уменьшения
масштаба цен, что негативно
влияет на функционирование денег
как меры стоимости и системы
цен. Поэтому в долгосрочном плане
поддержания масштаба цен на определенном,
относительно устойчивому уровне является
важной задачей каждого государства.
Решению этой
задачи способствуют прежде всего
государственные меры антиинфляционной
политики. Однако эти меры, подавляя
инфляцию, могут только остановить дальнейшее
сокращение масштаба цен, но не могут восстановить
его предыдущего - уровня. Цены теряют
во времени, способность правильно выражать
динамику экономических процессов. Ослабить
эти недостатки можно путем восстановления
предыдущего масштаба цен, которое осуществляется
путем деноминации, которая проводится
как элемент денежной реформы. Следовательно,
проблема масштаба цен сейчас стала частью
более общей проблемы обеспечения устойчивости
денег и решается одновременно с ней.
Приведенные положения
относительно природы масштаба цен
в современных
них условиях
подтверждаются практикой украинской
экономики 1991-1996 гг Под действием
различных инфляционных факторов
в течение 1991-1993 гг оптовые
и розничные цены в Украине
возросли примерно в 9-10 тыс. раз, точнее
- розничные цены на потребительские товары
- в 8435,7 раз, а оптовые цены промышленности
- 10701,6 раза (по сравнению с 1990 г.). Такой
же степени уменьшилась величина денежной
единицы - украинского карбованца. Она
стала микроскопические малой, через который
из обращения исчезли не только монеты,
но и все купюры номиналом менее 10 000 руб.
В обращении широко использовались купюры
в 100 000 руб. и даже в 1 миллион рублей, так
как именно такой номинал был адекватен
новому масштаба цен.
Начиная с
1994 г. инфляция в Украине пошла
на спад. В течение нескольких
месяцев 1995 г., а особенно в
1996 г., индекс цен оставался неизменным.
Однако уровень всех цен был
так же высок, как и раньше,
- на простейшие товары цены
десятками и сотнями тысяч рублей. Это
обстоятельство само по себе существенно
усложняло денежные отношения, ухудшало
расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих
субъектов, поддерживала недоверие к денежно-кредитной
политики государства, усиливало информационные
ожидания. Устранить эти недостатки можно
было путем укрупнения денежной единицы
(увеличение масштаба цен). Это задание
было одним из ключевых при проведении
денежной реформы в сентябре 1996 г. развязали
его путем деноминации (уменьшение) в 100
тыс. раз всех денежных показателей, включая
массу наличных денег в обращении.
Степень укрупнения
масштаба цен (100 000 раз) был
выбран не случайно. Казалось, что,
внедряя принципиально новую
денежную единицу, Украина могла
выбрать любой масштаб цен,
не ориентируясь на тот, который был
во времена вхождения ее в состав СССР.
Ведь мировая практика свидетельствует,
что успешно могут функционировать денежные
системы с относительно малым масштабом
цен (например, в Японии и Италии) и с относительно
крупными (например в Великобритании,
Канаде, Австралии).
В ходе
подготовки денежной реформы
в Украине активно вопрос, какой
масштаб цен выбрать. Были предложения
ввести малый масштаб цен, осуществив
деноминация в 10,0 тыс. раз. Предлагалось
также установить величину гривны
на уровне доллара США, а это означало,
что степень деноминации должен быть значительно
большим. Но оба предложения не учитывали
исторической формирование масштаба цен
и поэтому не были приняты.
Наиболее
полно соответствовал этому требованию
масштаб цен, состоявший при деноминации
цен в 100 тыс. раз. Поскольку обвальное
рост инфляции началось с 1991 г., то масштаб
цен 1990 г. можно было считать конечной
точкой в его историческом движении, прерванные
полосой гиперинфляции. Поэтому логика
исторического подхода требовала определения
размера гривны на уровне масштаба цен
в 1990 г. Учитывая, что индекс потребительских
цен на начало 1996 г. вырос по сравнению
с 1990 г. примерно в 126 тыс. раз, а индекс
оптовых цен промышленности - в 87 тыс. раз,
деноминация в 100 тыс. раз, по сути, восстанавливали
тот уровень масштаба цен, каким он был
в 1990 г.
Однако возвращение
масштаба цен не означает восстановление
текущего уровня цен на отдельные
товары. В Украине сложилась совершенно
иная система цен и совсем
другой механизм ценообразования, в
результате чего соотношение отдельных
цен существенно отличается от того, каким
оно было до инфляции.