Сущность и содержание коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:35, доклад

Описание работы

Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание коммерческой деятельности.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Сущность  и содержание коммерческой деятельности

     В условиях рыночной экономики господствующими  являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт  труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

     Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас  ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.

     Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

     Предприниматель всегда стремится приобретать ресурсы  и пользоваться услугами в соответствии со своими собственными коммерческими  интересами. Задача, которую ставит перед ним рынок, сводится к необходимости  создать качественный товар и  выгодно его реализовать. Поэтому материально-техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно из основных условий создания товара, следует полностью отнести к коммерческой деятельности и рассматривать в качестве ее важнейшего элемента.

     Толкование  термина “коммерческий” имеет, прежде всего, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению высокорентабельных сфер приложения труда.

     Профессиональная  деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного  обращения и направлена на обеспечение  функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях  рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.

     Объектами профессиональной деятельности коммерсанта  являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже  или обмену в сфере обращения.

     Основные  виды профессиональной деятельности коммерсанта:

    организационно-коммерческая;

    товароведно-экспертная;

    маркетинговая;

    торгово-экономическая;

    аналитическая;

    торгово-закупочная;

    внешнеторговая.

     Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа  товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.

     Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) или  способность какого-либо продукта труда  удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности  по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в той или иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решать принципиальный вопрос – нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар?

     Реальная  полезность товара появляется в момент его приобретения потребителем (реализации продавцом), т.е. в результате обмена.

     В современных условиях, когда в  профессиональный лексикон коммерсанта  входят все новые термины и  понятия, в данной роли могут выступать подразделения по управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупок предприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческой информации.

     Необходимо  выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг.

     В отдельную категорию следует  выделить торгово-посреднические операции на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами.

     Коммерческая  деятельность всегда связана с выполнением  операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей. К таким операциям относятся:

    у изготовителей  – подготовка продукции к отправке, отгрузка, отпуск и ее документальное оформление;

    на  складах посреднических и транспортных предприятий в процессе движения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;

    на  складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству, хранение, доведение  приобретенных материалов до высокой  степени технологической готовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов к рабочим местам.

     В целом все эти операции в зависимости  от конкретной ситуации можно условно  распределить на две категории –  сбытовые и снабженческие. Сбытовые операции и процессы связаны с производством и поставкой продукции. Процесс производства продукции заканчивается сбытом продукции. Снабженческие операции связаны с производственным потреблением материальных ресурсов, получением материальных ресурсов и обеспечением ими предприятий производственной и непроизводственной сферы.

     Каждое  предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические  и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти  взаимоотношения обычно характеризуются термином “хозяйственные связи”.

     Хозяйственные связи по поставкам товаров представляют собой совокупность экономических  и правовых взаимоотношений по поводу закупок или продаж, возникающих  между изготовителями, потребителями  и организациями производственной инфраструктуры. Образование хозяйственных связей обусловлено общественным разделением труда, что позволяет в условиях обмена устанавливать систему взаимных отношений между различными отраслями.

     Формирование  хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.

Информация о работе Сущность и содержание коммерческой деятельности