Сущность и основные задачи проверки ревизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Финансово- хозяйственный контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляется путем проведения ревизий. Тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда состоит из организационной, технологической и завершающей стадией.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ревизии..doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Вопрос № 11.

 

  1.Сущность и основные задачи проверки ревизии.

 

Финансово- хозяйственный контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляется путем проведения ревизий. Тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда состоит из организационной, технологической и завершающей стадией. Применительно к контрольно-ревизионному процессу это стадии: организационная, исследовательская, обобщения и реализации результатов контроля. Организацией и проведением этого процесса занимаются контрольно-ревизионные подразделения, имеющиеся в структуре органов управления предприятия. Ведомств, министерств, администраций субъектов, городов.

     Организационная стадия включает в себя выбор объекта ревизии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ревизию. Ими могут быть предприятия. Которые должны подвергаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведения ( по прошествии межревизионного периода), или отдельные показатели их деятельности, неотложенная контрольная проверка которых вызвана невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работой, необеспечением сохранности ценностей и др.

   Руководителем  ревизионной бригады, назначается  работник контрольно-ревизионной службы, имеющий специальное образование и практический опыт ревизионной работы. Организационно- методическая подготовка ревизии начинается с изучения состояния экономики объекта ревизии.

Задачи  и организация проведения ревизии

Основная цель ревизии состоит в изучении специальными приемами документального и фактического контроля экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Ревизия отличается от других методов  контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике.

Ревизии подвергается многосторонняя финансово-хозяйственная деятельность на всех уровнях хозяйственного управления.

Главная задача ревизии - проверка соответствия осуществляемой деятельности организации  учредительным документам; обоснованность расчетов смет; исполнение смет расходов; использование бюджетных средств  по целевому назначению; обеспечение  сохранности денежных и материальных средств; соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; операции с основными средствами и нематериальными активами; расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; обоснованность произведенных затрат; формирование финансовых результатов и их распределение.

Для проведения ревизии приказом руководителя вышестоящей организации назначается  ревизионная группа, включающая как работников контрольно-ревизионного аппарата, так и высококвалифицированных специалистов.

Назначение ревизии и проверки оформляются приказом руководителя. Его подготавливает начальник контрольно-ревизионной  службы или главный бухгалтер. В приказе оговариваются сроки участия в ревизии каждого члена ревизионной бригады (за исключением бухгалтера-ревизора). Затем разрабатывается перечень основных вопросов и общая программа (задание) ревизии, а также план для одновременного проведения ревизии кассии инвентаризации материальных ценностей.

Программа утверждается руководителем  контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.

Руководитель ревизионной группы знакомит ее членов с содержанием  программы, распределяет задания между исполнителями, компетентными в проверяемых объектах.

Например, для работника производственно-технического отдела могут быть включены следующие  вопросы: соответствие перечня объектов, включенных в план подрядных работ; обеспеченность проектно-сметной документацией; графики работ, выполнение плана, достоверность отчетов, соблюдение технологии и т.д.

Для планово-экономического отдела или  труда и заработной платы в  задании необходимо предусмотреть  проверку фонда заработной платы, уровня себестоимости работ, роста производительности труда, прибыли, соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов нормирование труда и т.д.

После разработки программы ревизии  и составления индивидуальных заданий  руководитель ревизионной группы должен провести инструктаж ее членов о том, как целесообразнее провести проверку на объекте; на какие стороны деятельности организации обратить особое внимание; каковы результаты предыдущей ревизии; какие были выявлены недостатки и какие сделаны выводы и т.д. Членам ревизионной бригады рекомендуется подготовить формы справок, ведомостей, описей, актов и других материалов. На этом заканчивается первый этап подготовки.

Далее, на основании полученных заданий  группы составляют рабочие планы  проведения ревизии порученного  им участка деятельности, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежащих выполнению во время ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки ее выполнения.

Перед тем как приступить к работе, руководитель предъявляет полномочия на проведение ревизии ревизуемым, знакомит его с задачами проверки и представляет членов ревизионной группы.

Руководитель ревизуемого объекта  должен познакомить ревизоров с  ответственными работниками предприятия, дать указания о предоставлении помещения ревизионной группе, обеспечении сохранности ревизионных материалов.

Выделенные согласно рабочего плана  участники ревизии немедленно приступают к ревизии касс и к организации  инвентаризации товарно-материальных ценностей. На начальной стадии они знакомятся с организацией и особенностями производства, условиями работы, постановкой сохранности материальных ценностей. После этого руководитель группы при необходимости уточняет рабочий план с указанием конкретных объектов и вопросов ревизии, исполнителей и сроков.

 

 

Задачи ревизии:

- проверка управленческих  решений, их состояние экономики  предприятия; 

- проверка целесообразности  и законности всех совершенных  на предприятии за ревизуемый  период хозяиственныых операций  и соблюдения сметно-финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности  имущества предприятия, выявление  и предотвращение его случайных  недостач, хищений, незаконных расходов  денежных средств, ТМЦ и разного  рода потерь;

- всестороннее изучение  состояния оперативного, складского, бухгалтерского и статистического учета и отчетности, достаточности и доброкачественности документов и бухгалтерских записей, внесение предложений по повышению оперативности учета, усилению его контрольных функций, внедрение средств автоматизации и организация учета труда;

- разработка мер по  ликвидации выявленных ревизией  недостатков и упущений в учете  и максимальное улучшение управленческой  деятельности

Этапы ревизии:

- планирование;

- составление программы  ревизии;

- организация работы на  месте или объекте ревизии;

- документальная или фактическая  проверка;

- систематизация материалов  ревизии и составление акта;

- согласование и обсуждение  результатов ревизии на предприятии;

- утверждение материалов  ревизии;

- контроль над выполнением  решений принятых по материалам ревизии.

Ревизующие органы составляют перспективные и текущие планы  проведения ревизии. Первую очередь  планируются ревизии в тех  организациях, в которых их долгое время не было, имеются недостатки или сигналы о злоупотреблениях. В плане указывается наименование организации, проверяемый период, начало и конец ревизии, вид ревизии и фамилии исполнителей. Каждая ревизия должна охватывать период начиная с даты предыдущей ревизии. Ревизия не может длиться дольше 30 дней. Текущий план проведения ревизии составляется в одном экземпляре и утверждается руководителем ревизующей организации. Его содержание носит конфиденциальный характер.

На основании годовых  планов каждый работник контрольно - ревизионного аппарата составляет индивидуальный план-график на год.

Он состоит из 2-х разделов: указывается наименование организации. Сроки предыдущей и предстоящей  проверок и ревизуемый период планируются  тематические проверки.

Организация ревизии финансово-хозяйственной  деятельности предприятия включает выбор объекта ревизии и ее подготовку. Объем и содержание ревизий определяется потребность в специалистах, кот необходимо привлечь для проверки. За тем за 3-5 дней до начала ревизии издается распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии. Где указывается: полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, ФИО каждого члена ревизионной бригады. Определяется руководитель и срок ревизии.

Подготовка  ревизии начинается с изучения состояния  объекта, т.е. до выезда на предприятие изучается годовая и периодическая отчетность, акт предыдущей ревизии. Определяются методы и последовательность проверки. С учетом результатов изучения этих материалов разрабатывается программа ревизии, она предусматривает основной перечень вопросов, на которых следует, сосредоточит внимание, утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации. Важным этапом подготовки ревизии является составление членами ревизионной группы рабочих планов ревизии, определенных участков деятельности организации. В них исходя из разработанной программы, определяется объем и сроки выполнения отдельных работ каждым членом ревизионной группы, способ проверки (сплошной или выборочный).

Обязанности ревизора. Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное  проведение ревизий и проверок.

- знать действующее  законодательство и строго руководствоваться  им в работе;

- владеть всем  комплексом способов и приемов контр ревизионной работы и умело использовать их в практической работе;

- подготовить  уточненный план работы группы  и программу для каждого участника;

- объективно  освещать выявленные ревизией  факты нарушений и злоупотреблений  с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин выявленных нарушений и злоупотреблений;

- оказывать  помощь в устранении недостатков  и нарушений, объяснять действующие  положения, есть ли ошибки или  недостатки были допущены из-за  незнания;

- участвовать в выработке мер по устранению выявленных недостатков и нарушений и т.д.

Права ревизора:

- требовать  предъявления всех необходимых  материалов, характеризующих деятельность  организации и отдельных должностных  лиц; 

- требовать  от руководителя ревизуемой организации проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, проведение инвентаризаций;

- рассматривать  и опечатывать при необходимости  кассы, склады, архивы и др. помещения;

- запрашивать  у других организаций справки  и копии документов по операциям с ревизуемой организацией;

- изымать в  установленном порядке подлинные  документы, содержащие подлог, сохранность  которых не гарантируется;

- получать от  должностных лиц письменные объяснения  по вопросам, возникшим в ходе  ревизии;

- контролировать правильность списания сырья, материалов, топлива и др. материальных ценностей;

- привлекать  специалистов для определения  количества и качества сырья  и материалов, услуг, выполненных  работ и т.д.

 

 

2. Ревизия операций по расчетному счету и другим счетам в банке. 
Во время ревизии операций по счетам в банках ревизор руководствуется такими нормативными актами: Инструкцией об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденным постановлением Правления Национального банка РФ от 18 декабря 1998 г. № 527; Инструкцией № 7 «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте РФ», утвержденным постановлением Правления Национального банка РФ № 204 от 02.08.1996 г.; Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 4 «Отчет о движении денежного средства», утвержденным Министерством финансов РФ от 31.03.1999 г. № 87. 
Ревизия осуществляется сплошным способом и начинается из проверки соблюдения порядка открытия счетов в банках и исследования выписок за весь период, который подлежит ревизии, и приложенных к ним документов предприятий-клиентов. Прежде всего определяют законность и обоснованность операций и правильность отнесения затрат на соответствующие счета. Особое внимание ревизор обращает на правильность оприходования в кассу денег, полученных из банка за чеками. Поэтому необходимо установить соответствие номеров и сумм использованных чеков корешкам книжек, а в случае выявления аннулированных или испорченных чеков выяснить, есть ли отметка об этом в корешках. 
Не менее важно проверить соблюдение законодательных актов по расчетам с бюджетом. Тщательной проверке подлежат документы, связанные с возникновением дебиторской и кредиторской задолженности, а также выясняется реальность этих сумм, своевременность сверки расчетов с тем, чтобы не пропустить срока исковой давности. Ревизор проверяет также задолженность банкам по займам, сравнивая сумму выплаченных процентов с суммой, предусмотренной при получении кредитов, и анализирует причины отклонений. Рядом из этим следует проверить обеспеченность векселей, выданных предприятием. 
Все операции, отображенные на расчетном счете, ревизор должен встречное проверить за соответствующими журналами-ордерами, сведениями и документами корреспондирующего счета. Платежи за материалы, которые поступили на предприятие, следует сопоставить с записями в журнале-ордере относительно расчетов с поставщиками и документами на оприходование материалов на состав предприятия. Расхождение между сальдо выписок банка и данными бухгалтерского учета (балансом, журналом, книгой) проверяют на основе первичных документов, обороты из корреспондирующих счетов — с помощью журналов и статей баланса. 
Тщательно проверяются факты несоответствия дат получения и оприходования денег, несоблюдения порядковой нумерации ордеров, непогашения приложенных к ним документов специальным штампом. 
Выписка должна быть заверена штампом и печатью банка, подписями бухгалтера и контролера, а исправления в ней подписывает и скрепляет гербовой печатью главный бухгалтер или его заместитель. 
Если банковские операции не оправданы документами, следует установить причину этого, а у банка — основание операции. 
При оплате платежных требований безналичным способом или за товарно-транспортными накладными следует убедиться в том, что оплата осуществлена за полученные товары или за те, которые находятся в пути. 
Использования средств текущего счета на выплату заработной платы, оплату услуг, которые относятся на затраты, расчеты с кредиторами относительно нетоварных операций, с бюджетом за налоги, расходы будущих периодов, финансово-результатные счета, спецфонды следует проверять особенно старательно, поскольку здесь возможные бесхозяйственные расходы и потери. Иногда искусственно создают кредиторскую задолженность. Встречной проверкой можно уточнить, получи ли адресат переведенные нему средства, сверяют оприходование денег в кассу организации, сравнивают корешки чеков из чековых книжек с прибыльными кассовыми ордерами, оплату документов поставщика ценностей с их оприходованием. 
Для выявления документов, оплаченных лимитированными чеками и повторно из подотчетных сумм, необходимо проследить, не ли выдается экспедиторам и другим работникам, кроме лимитированных книжек, еще и денежная наличность, сверить отчеты про их расходование с данными составов про прибывшие и отправленные грузы. 
Сверка оборотов выписок с учетными регистрами является обязательной, поскольку возможные случаи умышленного уменьшения или увеличение на одну и ту же сумму оборотов из дебета и кредита счета. Ревизор должен тщательно проверить аутентичность выписок банка, свернув внимание на однородность шрифта, напечатанных показателей, на наличие исправлений, помарок, подчисток. Относительно сомнительных выписок надо провести встречную сверку их со вторыми экземплярами в банке. 
Ревизор не должен оставлять без внимания банковские операции, не оправданные документами. В этом случае он обязан выяснить причину отсутствия документа и в случае необходимости обратиться в банк для выяснения основания проведения операции. Практика показывает, что записи методом «красное сторно» и повторные возобновленные проводки в большинстве случаев применяются для незаконного списания израсходованных денег на счете, безосновательного отнесения таких сумм на счета затрат, убытков, реализации, фондов, нереальной кредиторской задолженности. 
В особенности внимательно изучают обоснованность перечисления денег в Сбербанк на лицевые счета отдельных лиц. 
При аккредитивной форме расчетов или из лицевых счетов следует установить причину таких расчетов и их целесообразность, обоснованность платежей оправдательными документами. 
Последовательность документальной ревизии операций по счетам в банках такая: 
Сверяют данные выписки с данными первичных документов. 
Проверяют соответствие выписок банка и журналов-ордеров № 2 и вспомогательных ведомостей № 2. 
Осуществляют проверку тождественности между данными журналов-ордеров, главной книги и баланса по счету 31 «Счета в банках». 
 

Информация о работе Сущность и основные задачи проверки ревизии