Сущность бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
I Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание ……….5
1.1 Концепции Бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской практике …………………………………………………………………………...5
1.2 Сущность и назначение бухгалтерской отчетности ………………………..8
2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и основные правила ее представления и утверждения ………………………………………………….14
2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности …………………………14
2.2 Классификация бухгалтерской отчетности ……………………………….22
2.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности. Сроки представления …………………………………………………………………...23
3 Особенности представления Бухгалтерской (финансовой) отчетности …..29
3.1 Аудит бухгалтерской отчетности ………………………………………….29
3.2 Сводная консолидированная отчетность ………………………………….32
3.3 БФО в соответствии с МСФО ………………………………………….......34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемой литературы ……………………………………………..40
Приложение 1 Бухгалтерский баланс ………………………………………….41
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках ………………………………….44
Приложение 3 Отчет об изменения капитала …………………………………47
Приложение 4 Отчет о движении денежных средств ………………………...52
Приложение 5 Приложение к бухгалтерскому балансу …………………...…54
Приложение 6 Отчет о целевом использовании полученных средств ………64

Работа содержит 1 файл

_Бух.фин.отченость.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня6.

Отчетность  представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается  бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей  для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

• отражать полноту  в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов  инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;

• основываться на единой методологии, установленной Минфином;

• составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;

• своевременно предоставляться соответствующим органам;

• иметь ясность  и гласность;

• обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской  отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином.

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации7.

Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями  и учреждениями, ведущими бухгалтерский  учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.

Перед бухгалтерской  отчетностью стоят следующие  задачи:

- создание необходимых  условий для существующих и  потенциальных пользователей информации  при принятии ими управленческих решений о взаимодействии с организацией;

- возможность  оценки времени, вероятности и  объемов, причитающихся пользователям  выплат от деятельности организации;

- обеспечение  адекватности отражения составления  экономических ресурсов организации, включая все возможные внешние обстоятельства.

Выше перечисленные  задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная  практика позволяют отнести к  ним следующие критерии:

- ценность для  пользователя;

- надежность (достоверность);

- сопоставимость;

- постоянство;

Ценность для  пользователя подразумевает, что бухгалтерская  отчетность играет важнейшую роль при  принятии управленческих решений. При  этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью бухгалтерской отчетности, т.е. информация, отраженная в ней. Служит основной для прогнозирования дальнейших перспектив организации8.

Надежность (достоверность) бухгалтерской отчетности означает реальность отражения экономических  показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным представлением информации в отчетности, т.е. отражением в ней экономической сущности деятельности организации, а не ее формальной стороны. Тем самым достигается объективность информации и невозможность составления отчетности в интересах, какой- либо группы лиц. При этом должна обеспечиваться возможность проверки представляемой информации в бухгалтерской отчетности.

Критерий сопоставимости подразумевает возможность сравнения  показателей организации с аналогичными показателями других организаций либо с показателями той же самой организации, но взятыми за другой отчетный период.

Постоянство означает применение одних и тех же элементов  учетной политики от одного учетного периода к другому. Тем самым  обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерской отчетности организации за различные отчетные периоды.

Эти теоретические  положения нашли свое отражение  в соответствующих нормативных  актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской  финансовой отчетности.

Так, п.6 ПБУ 4\99 ред. от 18.09.06 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности9.

Выполнение  требования полноты представления  информации достигается при условии  отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных  операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации.

 

2 СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ  (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

 

2.1 Состав и  содержание бухгалтерской отчетности.

 

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

• бухгалтерского баланса (форма №1);

• отчета о прибылях и убытках (форма №2);

• отчета об изменениях капитала (форма №З);

•отчета о движении денежных средств (форма №4);

• приложений к  бухгалтерскому балансу (форма №5);

• пояснительной  записки;

•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца10.

По стандарту  бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия  отражаются в бухгалтерском балансе  в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая – из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассив.

Основным элементом  бухгалтерского баланса является балансовая статья.

Существуют  определенные правила составления  баланса:

- данные бухгалтерского  баланса на начало года должны  соответствовать данным на конец прошлого года;

- не допускается  зачета между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей  и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету;

- отдельные  показатели отражаются в нетто-оценке, т.е. за минусом регулирующих  величин (износа, амортизации, оценочных  резервов и др.);

- активы и  пассивы показываются в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные).

РАЗДЕЛ I АКТИВА БАЛАНСА

В разделе "Внеоборотные активы" отражается имущество организации, которое используется в течение длительного периода:

основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и  прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы:

В состав нематериальных активов включаются только те права пользования, которые будут использоваться в течение длительного периода (более 1 года). Расходы на права пользования, приобретенные на срок менее 1 года, могут учитываться на счете 31 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным отнесением в течение срока их использования на:

- счета издержек, если  они используются для производственных  целей:

- счета использования  прибыли, если они используются  для

непроизводственных целей.

Состав нематериальных активов и порядок их амортизации приведены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Нематериальные активы могут быть получены безвозмездно. приобретены организацией в процессе деятельности, внесены учредителями(собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации.

Данные по соответствующим  строкам подраздела приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов (за исключением объектов жилого фонда  и нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

Основные средства:

По данной строке баланса  показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся  на консервации или в запасе, по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

Незавершенное производство:

По данной строке баланса  показывается стоимость незаконченного строительства, оборудования к установке, а также авансы, выданные подрядным и проектным организациям под строительно-монтажные и проектные работы.

Долгосрочные финансовые вложения:

При учете всех видов  финансовых вложений следует иметь  в виду, что они оцениваются  в течение года по стоимости их осуществления или приобретения. Приобретенные организацией акции, котирующиеся на бирже или специализированных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются в балансе за минусом образованного резерва под обесценение ценных бумаг, учтенного на счете 82 «Оценочные резервы». Резерв создается в сумме превышения учетной стоимости ценных бумаг над их рыночной оценкой, но только по состоянию на 31 декабря отчетного года.

В пассиве баланса  сумма образованного резерва  под обесценение вложений в ценные бумаги отдельно не отражается, так как она уже «сминусована» в активе баланса.

Отчет о прибылях и  убытках:

Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах  является отчет о прибылях и убытках. Современный отчет представляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующем звеном между прошлым и нынешнем отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода посравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансам и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде11.

Информация о работе Сущность бухгалтерской финансовой отчетности