Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа
Фундаментальной основой методологии современного бухгалтерского учета и экономического анализа является балансоведение.
Балансоведение представляет собой науку об экономической сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информации в целях управления предприятием.
Сущность балансоведения и его основные принципы.
Фундаментальной
основой методологии
Балансоведение
представляет собой науку об экономической
сущности баланса, принципах его построения,
правилах оценки статей и использовании
балансовой информации в целях управления
предприятием.
Учение о бухгалтерском балансе, как научная
отрасль знаний, сформировалось во второй
половине XIX в. В основе его лежат труды
авторитетных зарубежных и российских
ученых: Г. Никлиша, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха,
Н.С. Лунского, И.Р. Николаева, А.П. Рудановского
и др. Работы указанных авторов были посвящены
изучению сущности балансового метода,
правилам формирования и оценки статей
бухгалтерского баланса, отражению механизма
создания и функционирования капитала
организации. Научные труды данных ученых
значительно обогатили бухгалтерский
учет и дополнили два основных его направления
теории бухгалтерского учета – счетоведение
и счетоводство
новым, обобщающим направлением – балансоведением.
Это позволило сформировать стройную
систему бухгалтерского учета, состоящую
из трех элементов, а также создать предпосылки
для возникновения экономического анализа
как самостоятельной области научных
знаний. В результате было обосновано
положение о том, что теория баланса имеет
неразрывную связь с теорией счета. При
этом счета характеризуют техническую
сторону учета, а бухгалтерский баланс
определяет методологическую. Таким образом,
баланс был обозначен в качестве метода
оценки имущественного состояния предприятия,
а хозяйственные процессы выступили в
роли объекта изучения.
Основу балансоведения составляет использование
принципа равенства двух частей баланса
(двойственности), а также методов регистрации
и классификации. К моменту зарождения
балансоведения как науки известные мировые
учетные школы сформировали свои подходы
к изучению баланса: итальянская – логисмографическое
и статмографичское, немецкая – камеральное,
а французская – математическое. При этом
следует отметить, что термин «баланс»
в те времена был многозначен. При этом
можно выделить три наиболее распространенные
его трактовки:
1) равновесие; 2) разница между двумя сторонами
счета; 3)отчетная форма.
В настоящее время последняя трактовка
преобладает, а еще в XIX в. подобной однозначности
не было.
Итальянское логисмографическое направление
определяло в качестве цели составления
баланса управление организацией.
Итальянец Э. Пизани в конце XIX в. разработал
учение, названное им «статмографией»
(от греч. «статмо» – баланс и «графия»
– описание). В переводе статмография
означает «балансоведение». В данной теории
счета подразделялись на две группы: экономические
и административные (бюджетные).
Основоположник немецкой камеральной
бухгалтерии И.Ф. Шерр исходил из баланса,
который был первичным по отношению к
счетам. Счета И.Ф. Шерр выводил из баланса
и считал их вторичными по отношению к
балансу. Объектом камеральной бухгалтерии
является бюджет организации. Бюджет И.Ф.
Шерр трактовал как баланс, но только доходов
и расходов. Слабость позиции И.Ф. Шерра
заключалась в том, что он считал бухгалтерский
баланс первичным по отношению к счетам,
выводя их из баланса и объясняя метод
двойной записи двусторонностью баланса.
Основатели французской балансовой школы
Е. Леотей и А. Гильбо, в противоположность
итальянской школе, в процессе изучения
баланса применяли метод индуктивного
анализа. При этом значительное внимание
уделялось систематизации элементов баланса,
реальной оценке статей баланса и принципу
разделения актива и пассива.
Общее в подходах указанных школ заключается
в единстве целей и задач, где цель учета
определяется как исчисление всех составляющих
имущества организации, включаемых в баланс,
а его задача состоит в точной, постатейной
оценке статей баланса.
У истоков балансоведения как науки стояли
юристы, определяющие баланс как основной
документ, фактически подтверждающий
способность собственников рассчитаться
со своими кредиторами и, кроме того, возможный
к использованию в качестве доказательной
базы в суде документ при решении вопросов
по хозяйственным спорам. В конце XIX –
начале XX в. крупные юристы Европы Г. Штауб,
Г. Рем, Г. Симон создали специализированную
отрасль права – балансовое право. Заслугой
юристов было формулирование требований
к бухгалтерскому балансу как форме отчетности:
♦ точности, которая зависит от мнения
юристов и членов правления акционерного
общества, т. е. от закона и целей, стоящих
перед компанией;
♦ ясности, которая должна была быть достигнута
либо для всех специалистов, либо только
для заинтересованных лиц;
♦ правдивости: баланс должен был составляться
с учетом требований законодательства,
а все показатели баланса должны были
вытекать из первичных документов;
♦ преемственности: и внешней (сохранения
структуры показателей баланса), и внутренней
(сохранение принципов оценки прошлого
года в текущем году);
♦ единства: баланс центральный должен
был включать балансы филиалов и подразделений
предприятия.
Во второй половине XIX в. в США и Великобритании
активно развивалось банковское дело
и финансовые рынки, что потребовало формирования
и предоставления финансовой отчетности
для получения кредитов и участия в торгах
на биржах. В итоге появились общедоступная,
хорошо структурированная и достаточно
унифицированная публичная отчетность
и необходимость понимания и научного
осмысления роли и значимости учетной
информации, отчетности и баланса исходя
из интересов различных пользователей
отчетности, в том числе и менеджеров.
В этот период представители немецкой
учетной школы считали баланс центральной
учетной категорией, определяющей, по
существу, все другие категории. По их
мнению, балансоведение должно было стать
основополагающим в теории учета. Ключевой
тезис данного подхода к изучению баланса
звучит так: баланс – это системообразующее
ядро информационной базы о предприятии,
в наиболее концентрированной форме выражающее
результативность управления им. Потребности
управления должны вырабатывать специфические
требования к структурированию и содержательному
наполнению баланса, методам оценки и
анализа.
Иной, прагматический, подход к отчетности
сложился в рамках англо-американской
школы учета, которая, формируя теорию
учета и баланса, отталкивалась не от учетной
проблематики, а от предназначения учета
в части формирования и нормального функционирования
бизнес-отношений. Во второй половине
XIX в. в США усилилась значимость бухгалтерской
отчетности, которая в известном смысле
стала отделяться от бухгалтерского учета
и становиться самостоятельным элементом
общей информационной базы, с помощью
которой инвесторы и бизнесмены получали
представление о предприятии. Ключевой
тезис данного подхода таков: баланс –
это основной и наиболее достоверный источник
информации о предприятии, поэтому безусловно
востребованное и наиболее желаемое средство
коммуникации.
Итак, в обоих подходах центром внимания
становится баланс. Совокупность теоретических
положений и практических рекомендаций
по его построению, структурированию,
содержательному наполнению, трактовке
и использованию в качестве доказательной
базы при принятии управленческих решений
довольно быстро оформляется в самостоятельное
научно-практическое направление, получившие
название балансоведения
в рамках немецкой учетной школы и систематизированного
анализа отчетности
с помощью коэффициентов
в рамках англо-американской школы.
Развитие новых научных направлений стимулировалось
следующими субъектами зарождающихся
рыночных отношений. Во-первых, представителями
бухгалтерской науки, стремившимися укрепить
значимость учетной науки в системе научных
знаний. Во-вторых, юристами, которые рассматривали
баланс как один из важнейших элементов
доказательств в суде. В-третьих, многочисленной
категорией внешних пользователей бухгалтерской
отчетности, для которых баланс – средство
коммуникации в условиях недоступности
информации о субъектах рыночных отношений.
В-четвертых, собственниками и менеджерами
организации, рассматривающими баланс
как базу для принятия управленческих
решений. Таким образом, в создании балансоведения
были заинтересованы представители различных
областей науки и практики, но наибольшую
заинтересованность выражали внешние
пользователи бухгалтерской отчетности.
Это было обусловлено возможностями снижения
рисков при вложении капитала на финансовых
и инвестиционных рынках.
В России новая наука «балансоведение»
получила распространение в 20-е гг. XX в.
Это направление было несомненно перспективным
и в полной мере отвечавшим экономическим
реалиям и задачам новой экономической
политики. Усилиями российских ученых
А.П. Рудановского и Н.А. Блатова оно было
хорошо проработано в научном плане и
востребовано практиками. Это проявилось
в создании серии руководств по составлению
и анализу баланса. При этом российские
ученые вкладывали в понятие балансоведения
разное содержание.
Н.Р. Вейцман определял балансоведение
как часть науки о бухгалтерском учете,
т. е. считал, что это его специальный раздел.
Он подчеркивал, что анализ нельзя замыкать
на балансе, так как информационная база
анализа – это весь комплекс счетных записей,
а принципы и методики его аналитической
обработки объясняются в рамках самостоятельной
науки, называемой счетным анализом.
А.П. Рудановский и Я.М. Гальперин считали
балансоведение синонимом счетоведения,
а анализ баланса – самостоятельной наукой.
Балансоведение А.П. Рудановский выводил
из математики. Он считал, что бухгалтерские
категории – это только схемы, позволяющие
понять суть хозяйственной деятельности,
поэтому баланс является основным объектом
и инструментом анализа. Формально А.П.
Рудановский выделял аналитический раздел
в самостоятельное направление – «анализ
баланса» и одновременно отождествлял
понятия «теория учета» и «теория баланса».
Если рассматривать сущность теоретических
построений Рудановского, то очевиден
вывод, что анализ баланса – это необходимый
раздел работы бухгалтера. А.П. Рудановский
и Я.М. Гальперин ввели понятие нормирования
баланса, под которым понимали методы
приспособления баланса к особенностям
того или иного предприятия.
Наибольшее распространение в России
получила Ленинградская школа бухгалтерского
учета. С точки зрения Н.А. Блатова, Н.С.
Аринушкина, Н.С. Помазкова, счетоведение
и балансоведение – это две равноправные
науки, первая из которых имеет целью построение
баланса, а вторая – его объяснение и анализ.
Обе эти науки они относили в систему счетных
наук. Н.А. Блатов выступал за самостоятельность
балансоведения, но в тесной связи с учетом.
В монографии этого ученого приведено
19 определений баланса, данных российскими
и зарубежными учеными, его авторское
определение и рассмотрены юридическая
и экономическая трактовки характеристик
баланса.
С точки зрения Н.А. Кипарисова, балансоведение,
история счетоведения и общая теория учета
составляют сущностное ядро счетоведения,
при этом балансоведение играет ключевую
роль в перечисленных выше дисциплинах.
В трактовке Н.А. Кипарисова балансоведение
представляет собой упорядоченную двухуровневую
структуру – общее и специальное балансоведение.
В рамках первого рассматриваются принципы
построения баланса, применимые ко всякому
типу хозяйства, в рамках второго – специфицируются
способы построения и структурирования
баланса применительно к различным отраслям:
производственным, меновым и потребительным,
поэтому специфическое балансоведение
подчинено общему и вытекает из него. Кроме
того, в общем балансоведении обособляются
две части: первая посвящена учению о построении
баланса; вторая – учению о методах исследования
хозяйственной деятельности единичного
хозяйства на основе баланса.
В описанных выше подходах рассмотрена
эволюция развития балансоведения в преобладающей
трактовке бухгалтеров. Интерес к информационной
базе, создаваемой системой бухгалтерского
учета, проявляли и менеджеры организаций
с целью формирования методов оценки успешности
работы организаций, так как эти группы
пользователей финансовой информации
к этому времени разделились. Акцент на
публичную отчетность в балансоведении
был доминирующим. Российские балансоведы
исходили из экономической трактовки
отдельных счетов и статей отчетности.
В рамках балансоведения были предложены
методики анализа. Акцент в таком анализе
делался на понимание экономического
содержания публичных данных и качественный
анализ соотношений между ними.
К середине 30-х гг. XX в. в результате дискуссий
среди российских ученых балансоведческая
трактовка аналитических проблем была
признана вредной в условиях плановой
экономики, а балансоведение трансформировалось
в анализ хозяйственной деятельности.
Проблемы этой науки были отодвинуты на
периферию экономических исследований,
вместе с тем связь между анализом и бухгалтерским
учетом осталась. В последние десятилетия
в международной учетно-аналити-ческой
практике, безусловно, доминирует англо-американский
подход к финансовому анализу в приложении
к хозяйствующему субъекту. Такой подход
носит формализованный характер, а сам
анализ сводится к счетным процедурам,
т. е. примитивизируется. Создатели российской
школы балансоведения имели свой взгляд
на содержательное наполнение анализа
и на соотношение учета и анализа в целом.
Суть этого подхода заключалась в том,
что расчету коэффициентов должен был
предшествовать качественный анализ учетной
и финансовой политики организации, а
сам аналитик должен выступать «толмачом»
отчетных данных и рассчитанных на их
основе показателей. В настоящее время
повышается значимость финансовой отчетности
в управлении экономическими процессами,
как на микро-, так и на макроуровне. Поэтому
теоретические обоснования и обобщение
практики составления периодических и
производных балансов актуальны. Балансоведение
– наука о балансе как квинтэссенции информационно-финансовой
модели хозяйствующего субъекта. В рамках
этого научно-практического направления
изучаются два основных блока проблем:
1) логика и принципы построения финансовой
отчетности и ее информационного ядра
– баланса;
2) логика, принципы и процедуры экономического
чтения и анализа финансовой отчетности
как элементов процесса принятия решений
финансового характера в отношении хозяйствующего
субъекта.
Основное предназначение балансоведения
заключается в объяснении практических
аспектов использования данных публичной
финансовой отчетности, позволяющей сформировать
представление о хозяйствующем субъекте
с позиции его инвестиционной и контрагентской
привлекательности. Поэтому в приложении
к практике балансоведение акцентирует
внимание пользователей отчетности на
знании и понимании:
♦ места, занимаемого отчетностью в системе
информационного обеспечения лица, принимающего
решения финансового характера, ее достоинств
и недостатков, возможностей и ограничений,
фактологичности и условности;
♦ базовых нормативных документов, регулирующих
ведение учета, составление и представление
отчетности;
♦ состава и содержания отчетности, статей
и показателей, ее наполняющих;
♦ логики и техники составления отчетности;
♦ методики чтения и анализа отчетности.
Отдельные модели, показатели и процедуры,
разрабатываемые в рамках балансоведения,
могут использоваться в системе внутрифирменного
управления финансами для обоснования
решений по оптимизации финансовой модели
хозяйствующего субъекта и наращиванию
его экономического потенциала.
Основными направлениями использования
балансовой информации в современных
условиях являются:
♦ подведение итогов хозяйственной деятельности,
проведение финансового и налогового
планирования, управление совместной
деятельностью и группой взаимосвязанных
организаций;
♦ управление процессами трансформации
собственности на основе информации, предоставленной
системой ликвидационных, разделительных,
вступительных и заключительных балансов;
♦ управление финансовыми потоками, рентабельностью
в различных временных отрезках и в различных
оценках, в том числе с применением дисконтирования,
на основе системы прогнозных балансов;
♦ принятие инвестиционных решений на
основе информации, представленной в балансах,
составленных в соответствии с требованиями
международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО), так как они формируют
наиболее прозрачную информацию для инвестора.
В российской практике слабо используются
современные подходы к составлению различных
видов балансов и оценке их статей. В результате
чистые активы оцениваются, как правило,
ниже текущих рыночных цен, что приводит
к ряду негативных последствий для экономики.
Поэтому важным объектом исследования
в настоящий период времени является разработка
концепции балансового моделирования,
что позволит создать нормативную базу
и методологию формирования производных
балансов, а также разработать рекомендации
по практическому применению балансовой
информации. Использование системы различных
видов балансов позволит реально решать
проблемы управления собственностью,
анализа финансовых и денежных потоков,
принятия адекватных инвестиционных решений
и реальной оценки финансовых активов
и обязательств предприятия.
Информация о работе Сущность балансоведения и его основные принципы