Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:38, контрольная работа
Луку Пачоли, родившегося в небольшом городке под названием Борго Сан-Сеполькро, не зря считают отцом-основателем бухгалтерского учёта как такового. Пачоли с юного возраста полюбил математику и мир чисел. В 1477 году Лука стал работать в качестве профессора университета Перуджи. С этого года положено начало научной и педагогической деятельности великого человека.
В 1493 году он завершил главный свой труд под названием «Сумма геометрии, арифметики, учения об отношениях и пропорциях». Трактат XI данной книги особо важен для нас: речь идёт о дебютном описании двойной бухгалтерии, которая является основой экономической деятельности современных предприятий. Выход работы приумножил славу Пачоли в качестве первого и самого значимого математика эпохи.
Введение……………………………………………………………. .3
1Древнеримская экономика и учета………………………………. 5
2 Древнеримские учетные документы……………………………. 11
3 Древнеримские счета
4 Монетная система Древнего Рима
5 Заключение ……………………………………………………..... 16
Список литературы ..…………………………………………….... 22
Банковский учет, по мнению большинства авторов, целиком восходит к афинскому прототипу.
О важнейшем значении кредита в экономике Древнего Рима свидетельствует место, которое было отведено процедуре истребования долга в знаменитых законах XII таблиц (451 — 450 до н.э.). Согласно его предписаниям должнику, не погасившему в срок своих обязательств, предоставлялось тридцать льготных дней, в течение которых он мог уплатить долг. По истечении этого срока, если незадачливый дебитор оставался должником государства, то его (должника) продавали вместе со всем его имуществом в рабство за границу. Если же кто-либо не исполнял своих обязательств перед частным лицом и не представлял свидетелей в доказательство уплаты им долга и при этом никто не желал вступиться за него на правах поручителя, то кредитор по решению суда мог увести с собой должника и держать у себя как раба. При этом статьей 3 таблицы III Закона предписывалось наложить на должника «колодки или оковы весом не менее, а если пожелает (кредитор), то и более 15 фунтов». Во время заточения неплательщик должен был питаться за свой счет. В противном случае закон позволял кредитору ограничиться выдачей ему одного фунта муки в день. В течение шестидесяти дней с момента заточения должника три раза выводили на рынок и громко спрашивали, не сжалился ли кто над ним. Если все было безуспешно, то кредиторы имели право убить должника и разделить между собой его труп. Это символизировало, что должник заплатил по обязательствам тем, чем мог. «В третий базарный день — гласила статья 6 таблицы III — пусть разрубят должника на части, и если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину».
Такое варварское, на наш взгляд, отношение к погашению обязательств имело под собой глубокую теоретическую подоплеку. Дело в том, что древнеримское гражданское право не различало должника как пассивного субъекта обязательства и его имущество как объект права требования. Эти понятия смешивались и в теории, и на практике. Объект и субъект долга составляли в представлении древнеримских юристов одно целое. Поэтому в случае неуплаты дележу подлежали как имущество должника, так и он сам.
Впрочем, кредиторы имели
право продать злостного
Таким образом древнеримское законодательство решало проблемы неплатежей и воспитывало уважение к данным бухгалтерского учета.
На первый взгляд, система учета, применявшаяся в стране, была четкой и эффективной. Римляне гордились своим учетом, ценили его. Его часто называли «гайо», что означало не только учет, а и определенный порядок, систему, разум, отсюда происходит и хорошо знакомое нам слово рационализация. Но при всей рациональности коррупция была обычным явлением в жизни римлян. Известно, например, что даже величайший римский полководец Сципион Африканский (ок. 235 — ок. 183 до н.э.), победитель Ганнибала, оказался замешанным в злоупотреблениях своего брата, также выдающегося полководца Сципиона Азиатского, которого обвинили в том, что он за заключение мира с Антиохом на более снисходительных условиях получил шесть тысяч фунтов золота и четыреста восемьдесят фунтов серебра, т. е. больше, чем внес в казну в качестве военных трофеев. Сумма иска, предъявленного Сципиону, по указанию Тита Ливия, составляла четыре миллиона сестерциев. Отчитываясь перед сенатом, он приказал принести счетную книгу и на глазах сенаторов изорвал ее собственными руками, негодуя при этом на то, что от него, принесшего казне двести миллионов, требуют отчета в четырех. Победителя оправдали.
Учет прочно вошел и в культурную жизнь Рима. В литературе, в театре часто встречаются сравнения, ссылки на бухгалтерскую практику. В комедии Плавта (254 — 184 до н. э.) «Шкатулка» говорится: «Теперь я желаю уплатить то, что остается за мной, чтобы мое имя было вычеркнуто из домовой книги и чтобы я ничего не был должен»; в комедии «Ослы» сводня говорит юноше: «счет за счет сведен по правде. По деньгам старание…»; в «Привидениях» молодой человек, купивший рабыню, объясняется ей в любви, любовь взаимная, диалог кончается по-бухгалтерски: «Ну, вот кончен счет, приход с расходом хорошо сошлись у нас: оба любим друг друга, оба стоим этого». Петроний (ум. 66 н. э.) упоминает разбогатевшего на нечистом деле бухгалтера (Сатирикон, XXIX). Звали этого бывшего бухгалтера Трималхион. Он любил бухгалтерию и держал специального раба, который должен был читать ему за обедом счетную книгу. Великий Гораций (65 — 8 до н. э.) сам работал бухгалтером и даже окончил школу с «коммерческим уклоном». И, может быть, не случайны слова, сказанные Сен-Жюстом: «Мир опустел после римлян».
Все, что было изложено здесь об учете в античном мире, — это только общий набросок, подлинная картина скрыта от нас тайной веков, а «то, в чем нет тайны, лишено прелести» (А. Франс).
Рассматривая панораму учета в древности, можно сделать вывод, что учет в Египте был совершеннее, чем в первобытном обществе, в Месопотамии — лучше, чем в Египте, у эллинов эффективнее, чем у людей Вавилона, а в Риме — систематизированнее, чем у греков.
Вместе с тем учет в древнем мире больше всего стремился к констатации фактов хозяйственной жизни. И не случайно инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе. Прямая регистрация означала указание на конкретный объект: «Смотрите, — говорил человек древнего мира, — вот стол, вот дом, вот корова, вот… и т. п.». Это и были факты, прямая их констатация. Со временем появится регистрация косвенная. Счетный работник вместо конкретного учетного объекта будет фиксировать данные из так называемых первичных документов. И с этого момента учетные сведения и фактическое положение дел перестанут быть адекватными. Бухгалтерия станет только вероятной, а инвентаризации будут указывать на репрезентативность данных. Чем больше будут совпадать результаты проверки наличия ценностей с данными текущего учета, тем полезнее для практики учет и бесполезнее инвентаризация, и наоборот.
Список использованной литературы
1. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учёта: Учебное пособие. – М., 2004
2. Бакаев А. С. Бухгалтерский учет. - М., 2002
3. Егорихин А. История бухучета с древнейших времен. – М., 2001
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М., 2002
5. Круковская Т. А., Шаров А. В. История бухгалтерского учета: Учебное пособие. - Кемерово, 2006
6. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: - М., 2006
7. Макальская М. Л. Бухгалтерский учет. - М., 2005
8. Соколов Я.В. Очерки
по истории бухгалтерского
9. Хендриксен Э. С. Теория бухгалтерского учета. – М., 2000
10. Этапы развития бухгалтерского учета: Учебное пособие / Под. ред. Л.Н. Родина, Л.В. Пархоменко. - Тамбов, 2007
Информация о работе Історія розвитку бухгалтерського обліку в Україні