Сравнительный анализ основных принципов бухгалтерского учета в России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет сопоставлены среда, в рамках которой функционируют американская и российская системы учета, базисные принципы лежащие в основе этих систем, а также общая схема учета, начиная с первичных документов и заканчивая подготовкой бухгалтерской отчетности. В силу ограничения по объему работы из рассмотрения были практически исключены конкретные особенности отражения в учете отдельных объектов, за исключением случаев, когда такое рассмотрение способствует пониманию базисных принципов учета. Основной акцент сделан на существенных различиях между моделями учета и на принципах, которые понимаются и используются российскими и американскими специалистами по-разному.

Содержание

введение.
Глава 1. Среда, в которой функционирует учет. 3
Определения учета, проблема соотнесения понятий. 3
Исторические предпосылки и влияние окружающей среды. 4
Различия в моделях учета 7
Основные различия нормативной базы. 8
Глава 2. Основные принципы учета. 11
Основные раздичия в иерархии структурных элементов учета. 11
Цели учета и отчетности. 12
Качественные характеристики информации. 14
Принципы учета. 15
Глава 3. Основные методические различия. 19
Документооборот. 19
Учетная политика 20
Ведение учетных регистров. 21
Отчетность. 24
заключение 27
список использованной литературы: 28
приложения 29

Работа содержит 1 файл

история бухучёта.docx

— 116.59 Кб (Скачать)

      В России составление бухгалтерской  отчетности является обязательным для  всех предприятий4. Форма и состав этой отчетности определяется государством, оно же, в лице своих органов, является одним из основных потребителей информации из этой отчетности. Также и получение аудиторского заключения, хотя и требуется не для всех организаций, предоставляющих отчетность, но для существенно большего количества предприятий (в процентном отношении), чем в США.

      В принципе, состав бухгалтерской отчетности в США и России достаточно близок, различия заметны в основном при  сопоставлении методики, лежащей  в их основе.

Состав  отчетности

      В России бухгалтерская отчетность состоит  из нескольких  частей:

  • Бухгалтерский баланс  - форма N 1;
  • Отчет о финансовых результатах - форма N 2;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
  • Отчет о движении капитала - форма N 3;
  • Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
  • Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
  • пояснительная записка;
  • итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.
  • Прочие формы, составление которых требуется в соответствии с пунктом 30 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ” и другими нормативными актами Российской Федерации.

      В США состав финансовой отчетности определен  менее четко. Ее примерный состав приведен на Схеме 2. Как на ней видно, количество видов обязательных раскрытий меньше, но в общем их структура аналогична. Можно также отметить, что нередко отчет о собственном капитале заменяется на отчет о нераспределенной прибыли, если изменений в акционерном капитале не происходило.

      По  уровню важности различные отчеты отличаются друг от друга. В США в настоящее  время максимально значение отчета о прибылях и убытках и растет значение отчета о движении денежных средств. В России наибольшее значение предается бухгалтерскому балансу.

Схема 3. Состав финансовой отчетности в США.

      

Порядок предоставления отчетности

      В России обязательно предоставление бухгалтерской отчетности в следующие  адреса:

  • учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
  • государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре).
  • территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций.

      В США обязательно предоставление финансовой отчетности акционерам и  SEC. В IRS финансовая отчетность автоматически не предоставляется, также предоставление отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, является делом самого предприятия.

      Во  обеих странах сроки предоставления отчетности регулируются. В США они  привязаны к концу финансового  года и собранию акционеров. В России отчетность должна быть предоставлена  до 1 апреля для годовой отчетности и в течение 30 дней после конца  отчетного периода для текущей  отчетности.

Отличия в оформлении отчетов.

      В отчетах в России и в США  наблюдается ряд расхождений  как по их форме, так и по содержанию.

      Формальные  отличия вызваны в основном тем, что в России жестко зафиксированы  формы, в которых предоставляется  отчетность. Необходимость создания универсально применимых форм отчетов  привела к тому, что информация в них разбита исключительно  подробно. Однако такая подробность  не увеличивает, к сожалению, аналитической  полезности этих отчетов, а зачастую просто перегружает их информацией. Также из-за особенностей учета таких  статей, как собственный капитал  или НДС, перед использованием отчетности в аналитических целях приходится производить очистку валюты баланса. Некоторые отличия от американской системы вызываются просто разной целевой  ориентацией отчетности. Так, пренебрежение  интересами акционеров привело к  тому, что выплата дивидендов не выделяется отдельной строкой в  отчете о финансовых результатах, а  теряется в строке ”Отвлеченные средства”, не указывается там и такой  важный для США коэффициент, как  отношение прибыли на акцию к  её рыночной стоимости.

      В США фиксируется не формат предоставляемых  отчетов, а объем информации, которая  должна быть в них раскрыта. Даже такие общепринятые вещи, противоречащие российской практике, как сортировка активов по убыванию ликвидности, а  пассивов по убыванию уровня востребованности, а также выделение собственного капитала из состава пассивов как отдельного источника ресурсов наряду с пассивами = в американском смысле этого слова, не изменяют того факта, что форма представления информации определяется фирмой. Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление полезной информации в сочетании со свободой в определении действительного характера раскрытия информации приводит к тому, что раскрывается действительно релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих меньше информации, оказывается выше.

Примечания.

      Роль  примечаний в США и России до сих  пор различна. Хотя Положение о  бухгалтерском учете и отчетности требует раскрытия в примечаниях (пояснительной записке) большого объема полезной информации, но качество этой информации хуже и предоставляется  она менее полно, чем информация, предоставляемая в бухгалтерских  отчетах. Играет свою роль и то, что  учетная политика, которая должна раскрываться в примечаниях, регулируется во всех существенных моментах государством, а большая часть прочей информации должна предоставляться менеджментом на добровольной основе, т.е. не предоставляется. Часть информации, которая должна предоставляться российским менеджментом в примечаниях, раскрывается в США  в отдельном документе, обычно письме дирекции акционерам.

      В США роль примечаний сопоставима  по важности со всеми прочими отчетами, так как именно в примечаниях  фирма раскрывает свою учетную политику, а также все существенные моменты, влиявшие и влияющие на деятельность организации. На самом деле, сегодня  среди американских бухгалтеров  растет обеспокоенность тем, что  информативность примечаний растет в ущерб полезности финансовых отчетов.

заключение

      Актуальность  и необходимость рассмотрения американского  опыта финансового и управленческого  учета никем сейчас не ставиться  под сомнение. Это необходимо как  отдельным предприятиям пытающимся найти партнеров за рубежом, так  и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это нужно для получения  финансовых ресурсов, как в виде кредитов, так и в виде контрактов. Для всего общества это имеет  тот смысл, что можно использовать этот опыт в процессе изменения и  приспособления российского бухгалтерского учета к реалиям современной  экономической ситуации.

      Как видно из приведенного выше материала, между российским и американским учетом много различий, которые лежат  на самых разных уровнях. Не все из этих различий содержательны, многие из них сводятся к разнице в терминологии или к проблеме перевода. Тем не менее остается множество различий, которые носят принципиальный характер. Безусловно, необходимо иметь представление  о всех из них, а некоторые из них  могут быть сглажены с пользой  для российского учета и экономики.

      Следует избегать, тем не менее, впадения в  ошибку, которая весьма характерна для многих, в том числе высококвалифицированных  специалистов — подмены понятия международный бухгалтерский учет понятием американский GAAP. Разница между ними существенно меньше, чем между ними и российским учетом, но она тоже существенна. В целях проникновения на американский фондовый рынок и, вероятно, работы с международными контрагентами это логично, но если говорить о переходе на международные стандарты, а подразумевать американские, то это способно привести к целому ряду проблем.

      Также, использование американского опыта  не всегда возможно в российских условиях. Многие различия, в том числе недостаток информации, носящей инвестиционный характер, имеют закономерный характер. Институт мелких инвесторов в Российской Федерации существенно уступает по значимости аналогичному институту  в США и раскрытие подробной  информации, ориентирующейся на нужды  мелких инвесторов, привело бы только к излишнему расходу средств  на её подготовку. Также высокий  уровень государственного регулирования  в сфере бухгалтерского учета  имеет основу в виде высокого уровня государственного регулирования во всех областях жизни страны.

      По  многим параметрам Россия находится  ближе к европейским и латиноамериканским странам, чем к США. Было бы естественно  использовать при развитии системы  бухгалтерского учета опыт стран, которые  ближе к России по законодательной  и экономической системе, чем  пытаться привить на российской почве  растение, которое обречено на гибель в виду отсутствия реальных условий  для его развития.

      Наконец, остро стоит проблема квалификации бухгалтеров. В американских условиях многое может передоверяться квалифицированному заключению бухгалтера, так как высокооплачиваемая и престижная работа привлекает высококвалифицированных  специалистов. В России до сих пор  невысок средний уровень квалификации бухгалтеров, у многих из них отсутствует  экономическое образование. Отказ  от использования подробных инструкций в таких условиях может привести к полному хаосу. Другое дело то, что составители инструкций нередко  тоже не грешат излишней квалификацией.

      Если  попробовать сделать вывод, то он сведется к следующему: американский опыт изучать можно и нужно, но при применении его с российских условиях нужно соблюдать осторожность.

 

приложения

Приложение 1. Аббревиатуры:

AAA - American Association of Accountants

      Американская бухгалтерская ассоциация

AcSEC - Accounting Standards Executive Committee

      Исполнительный  комитет по стандартам бухгалтерского учета

AIA - American Institute of Accountants

      Американский институт бухгалтеров

AICPA - American Institute of Certified Public Accountants

      Американский  институт присяжных бухгалтеров

APB - Accounting Principles Board

      Совет по разработке принципов бухгалтерского учета

ARB - Accounting Research Bulletin.

      Бюллетень исследования учета

ASR - Accounting Series Release

      обзор по бухгалтерскому учету (издается SEC)

CAP - Committee on Accounting Procedure

      Комитет по учетным процедурам

CMA - Certificate of Management Accounting

      Сертификат специалиста по управленческому учету

CPA - Certified Public Accountant

      Присяжный (дипломированный общественный) бухгалтер

FAF - Financial Accounting Foundation

      Фонд финансового учета

FASAC - Financial Accounting Standards Advisory Council

      Консультативный совет по стандартам бухгалтерского учета

FASB - Financial Accounting Standards Board

      Совет по стандартам бухгалтерского учета

FEI - Financial Executives Institute

      Институт финансовых руководителей

GAAP - Generally Accepted Accounting Principles

      Общепринятые стандарты бухгалтерского учета

GASAC - Governmental Accounting Standards Advisory Council

      Консультативный совет по стандартам бухгалтерского учета в государственных организациях

GASB - Government Accounting Standards Board

      Совет по стандартам бухгалтерского учета  в государственных организациях

IASC - International Accounting Standards Committee

      Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета

ICC - Interstate Commerce Commission

      Межштатная комиссия по торговле

IMA - Institute of Management Accounting

      Институт управленческого учета

IRS - Internal Revenue Service

      Налоговое управление

NAA - National Association of Accountants

Информация о работе Сравнительный анализ основных принципов бухгалтерского учета в России и США