Сравнительный анализ методик кредитоспособности заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно важное значение в развитии реального сектора экономики, потому как привлечение предприятиями кредитов на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. Поэтому отношения, складывающиеся между банками и предприятиями по поводу кредитования строго регламентированы системой законодательных норм и положений ведомственных актов.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Теоретический вопрос……………………………............................... 4-18
Практическое задание……………………………………………….. 19
Заключение …………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Экономический анализ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

3.Денежные средства. Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определении возможностей заемщика погасить кредит. В целом заемщик имеет только три источника погашения полученных им кредитов:

     а) потоки наличности

     б) продажа или ликвидация активов

     в) привлечение финансов

4. Обеспечение. При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту? Кредитный инспектор обращает особое внимание на такие характеристики, как: срок службы, состояние и структура активов заемщика. Если активы заемщика - это устаревшее оборудование и технология, то их ценность в качестве кредитного обеспечения невелика, поскольку подобные активы будет трудно превратить в наличные средства в случае недостаточности доходов заемщика для погашения задолженности по кредиту.

5. Условия. Кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика или положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий может повлиять на процесс погашения кредита. По документам кредит может показаться надежным с точки зрения обеспечения, но степень его надежности может понизиться в результате сокращения объема продаж или дохода в условиях экономического спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией. Для оценки состояния отрасли и экономических условий большинство банков создают информационные центры с базой данных, собирают различные информационные материалы и итоговые документы о научных исследованиях по отраслям, в которых действуют их основные заемщики.

6. Контроль. Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводиться к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность?

     Американские  коммерческие банки используют четыре группы основных финансовых показателей для оценки кредитоспособности заемщика: ликвидности фирмы, оборачиваемости капитала, привлечения средств и прибыльности.

 

     

4. Методика оценки  кредитоспособности  заемщиков банков  Франции

     Оценка  кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:

     1) оценка предприятия и анализ  его баланса, а также другой  отчетности

     2) оценка кредитоспособности клиентов  на основе методик, принятых  отдельными коммерческими банками

     3) использование для оценки кредитоспособности  данных картотеки Банка Франции.

     При оценке предприятия банк интересуется следующими фактами:

     1) Характером деятельности предприятия  и длительностью его функционирования;

     2) Факторами производства, среди которых выделяют производственные и трудовые ресурсы (производственные ресурсы - это соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций; трудовые ресурсы - это образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

     3) Финансовыми ресурсами;

     4) Экономической средой, т.е. на  какой стадии жизненного цикла  находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга.

     Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К). Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта картотека основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которым клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

     Третий  раздел классифицирует предприятия  по их платежеспособности. Банк Франции  фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет  клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваивается шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована. А 9 дается безнадежным заемщикам.

     Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя  и ценные бумаги которых могут  быть переучтены или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальнейший отчетности).

     Методики  оценки кредитоспособности клиента  дифференцированы в зависимости  от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц. Например, во Франции оценка кредитоспособности при выдаче потребительского кредита отличается от подхода к изучению кредитоспособности предприятий, изложенного выше.

     Таким образом, для стран с развитой рыночной экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация сочетается с принципиальным единым подходом к оценке кредитоспособности, который регулируется Центральным банком. Методики определения кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий, а так же качественных характеристик заемщиков, неподдающихся формализации

 

5. Отечественный банковский опыт анализа кредитоспособности заемщиков:

 

     В практике работы отечественных банков разработано много методик определения  кредитоспособности. Наиболее распространенные из них это рейтинговая оценка и методика Сбербанка России. Рассмотрим обе эти методики.

     Для начала рассматриваются документы  Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность  и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

     Рейтинговая оценка предприятия.

     На  первом этапе составляется агрегированный (укрупненный) баланс предприятия и  затем по его показателям ведется  расчет системы финансовых коэффициентов.

     Агрегированный  баланс предприятия-заемщика

Агрегат

Статьи баланса

Номера строк  баланса Сумма
Активы
А1 Наиболее ликвидные  активы 250+260  
А2 Быстрореализуемые активы 240+220+270  
А3 Медленно реализуемые  активы 210+230+140  
А4 Трудно реализуемые  активы 190  
  Баланс (А1+А2+А3+А4)    

Пассивы

П1 Наиболее срочные обязательства 620+660  
П2 Краткосрочные обязательства 610  
П3 Долгосрочные  пассивы  590  
П4 Постоянные  пассивы 490+640+650  
  Баланс (П1+П2+П3+П4)    
 

     Далее рассчитываются следующие коэффициенты [26]:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (К т.л.);
  2. Коэффициент срочной ликвидности (К с.л.);
  3. Коэффициент абсолютной ликвидности (К а.л.);
  4. Коэффициент автономии (К а.).
 

     Разбивка  заемщиков по классности

Коэффициенты Первый класс Второй класс Третий класс
К а. л. 0,2 и выше 0,15-0,20 Менее 0,15
К с. л. 1 и выше 0,5-1,0 Менее 0,5
К т. л. 2 и выше 1,0-2,0 Менее 1
К а. 0,7 и выше 0,5-0,7 Менее 0,5
 

     Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах. Сумма  баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента (К а. л. ,К с. л., К т. л., К а.) и его доли (соответственно 30, 20, 30, 20%) в совокупности (100%).

     К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму  – от 151 до 250 баллов, к третьему –  от 251 до 300 баллов.

     Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную  линию, выдавать в разовом порядке  бланковые (без обеспечения) ссуды  с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных  заемщиков.

     Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.

     Предоставление  кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне. 

     Методика, используемая Сбербанком РФ, так же как и рейтинговая, основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для оценки финансового состояния используются три группы оценочных показателей:

  • Коэффициенты ликвидности;
  • Коэффициент наличия собственных средств;
  • Показатели оборачиваемости и рентабельности;

     Коэффициенты  ликвидности характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных  обязательств. В результате расчета устанавливается степень обеспеченности предприятия оборотными средствами для расчетов с кредиторами по текущим операциям.

     Коэффициент абсолютной ликвидности К1 является наиболее жестким критерием ликвидности  предприятия и показывает какая часть краткосрочных долговых обязательств может быть при необходимости погашена за счет имеющихся денежных средств, средств на депозитных счетах и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг (итог раздела V баланса за вычетом строк 640 - «доходы будущих периодов», 650 – «резервы предстоящих расходов»).

     Коэффициент наличия собственных  средств

     Показывает  долю собственных средств предприятия  в общем объеме средств предприятия  и определяется как отношение  собственных средств (итог раздела  III баланса, увеличенный на сумму строк 640 - «доходы будущих периодов», 650 – «резервы предстоящих расходов») ко всей сумме средств предприятия.

     Показатели  оборачиваемости  и рентабельности

     Оборачиваемость разных элементов оборотных активов  и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных продаж (однодневной выручки от реализации).

     (Оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов).

     Показатели  рентабельности определяются в процентах  или долях.

(Рентабельность продукции, рентабельность деятельности предприятия рентабельность вложений в предприятие). 
 

 

      6. Обобщение результатов сравнительного анализа методик кредитоспособности  

Информация о работе Сравнительный анализ методик кредитоспособности заемщика