Сравнительный анализ бухгалтерского и управленческого учетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы управленческого учета. 5
1.1 Управленческий учет как элемент системы информационной организации. Предпосылки появления управленческого учета в Российской Федерации. 5
1.2 Сущность, назначение управленческого учета. 10
1.3 Принципы управленческого учета. 20
1.4. Функции управленческого учета. 25
Глава 2. Финансовый учет: понятие, предмет, структура и цели. 29
2.1 Характеристика и цели финансового учета. 29
2.2 Система бухгалтерского учета как основная задача финансового учета 32
2.3. Финансовая отчетность как результат финансового учета 36
3. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета. 39
Заключение. 45
Список использованной литературы. 46

Содержание

Целью работы является анализ финансового и управленческого учета, а также составление сравнительной характеристики финансового и управленческого учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть сущность и значение управленческого учета на предприятиях.

2. Изучить роль и значение финансового учета в деятельности предприятия.

3. Сопоставить управленческий и финансовый учеты.

Общей методологической и теоретической основой курсовой работы является сравнительный метод и комплексный подход к исследованию.

Объектом работы является бухгалтерский учет, предметом же являются финансовый и управленческий учеты.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

       Планы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный план представляет собой предположение администрации в отношении развития предприятия на 3—5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация в настоящее или в ближайшее время. Таким образом решают вопросы инвестиции в основные фонды, производственные запасы, в создание и освоение новой продукции, так как изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.

       Контроль  — проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера — состоит из определения состояния объекта; сопоставления фактических результатов с плановыми; пересмотра планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявления отклонений от запланированного и регулирования. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе не проводят границу между ними. Любое управленческое решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

       На  этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых собрано количественное измерение фактического состояния объекта. Часто в отчете сравниваются фактические и бюджетные данные, выявляются отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем, например, пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям.

       Оценка  — понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

       Организационная работа состоит в создании организационной  структуры предприятия, предназначенной  для практической реализации поставленных целей — отделов, бюро, групп, подразделений  и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

       Функционирование  системы управленческого учета определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделения полномочий в достижении цели.

       Стимулирование  — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительские отчеты об их выполнении.

       Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительские  отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

       Внутренняя  информационная связь — это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты предоставляют любому менеджеру данные для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению действий, которые привели к снижению эффективности управления.

       Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческого учета24:

       • обеспечение информацией руководителей  всех уровней управления, необходимой  для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

       • формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

       • оперативный контроль и оценка результатов  деятельности внутренних подразделений  и предприятия в достижении цели;

       • перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

 

Глава 2. Финансовый учет: понятие, предмет, структура и цели.

2.1 Характеристика и цели финансового учета.

     Финансовый  учет предназначен для обобщения информации о деятельности организации в целом: доходах и расходах, состоянии денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и движении активов, а также о платежах в бюджет и Единый социальный налог, о финансовых вложениях, финансовых результатах деятельности25.

     В финансовом учете формируется информация по общим показателям деятельности коммерческой организации. Данные финансового учета сводятся в финансовой отчетности и представляются внешним пользователям: учредителям организации, органам статистики, банковским, финансовым учреждениям и налоговым органам.

     Финансовая  отчетность организации составляется в валюте Российской Федерации (в  рублях, в тысячах рублей), подписывается  руководителем и главным бухгалтером  или лицом, уполномоченным руководителем, которые несут ответственность за своевременность ее представления.

     Финансовый  учет строится на следующих основополагающих принципах26:

     — ведение учета должно осуществляться на базе Международных и Российских стандартов учета и отчетности;

     — финансовый учет должен отвечать всем требованиям пользователей финансовой отчетности;

     — финансовая отчетность должна представляться в денежном выражении;

     — финансовый учет и отчетность формируют  достоверную, объективную, полную и  современную информацию;

     — финансовый учет и отчетность организуются на основе бухгалтерских счетов и двойной записи;

     — финансовая информация предполагает проведение аудиторских проверок и осуществление анализа финансового состояния организации;

     — организация учета инфляции (изменение цен). Организация на основании регламентирующих документов и приводимого в печати индекса цен должна определять реальную стоимость материально-производственных запасов.

     Организации представляют квартальную и годовую  отчетность. Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней с момента окончания квартала, а годовая — в течение 90 дней27.

     Организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о финансово-бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою бухгалтерскую учетную политику и налоговую учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей финансовой деятельности28.

     Для того чтобы создать основу для  системы финансового учета и  отчетности, нужно прежде всего определить цели финансового учета, другими словами, дать ответ на вопрос: «Зачем осуществляется учетный процесс и для чего нужны финансовые отчеты?».

     Цели  финансовой отчетности различаются  между странами29. К примеру, американские стандарты финансового учета (US GAAP) утверждают, что финансовая отчетность должна обеспечивать заинтересованных и подготовленных пользователей (к ним прежде всего относятся существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также иные пользователи) информации, которая:

  • является полезной для принятия рациональных инвестиционных, кредитных и прочих решений, а также для предсказания будущих потоков денежных средств (их количества, времени притока/оттока, степени неопределенности);
  • содержит в себе сведения об экономических ресурсах, требованиях к этим ресурсам и об изменениях в экономических ресурсах и требованиях к ним.

     Определение целей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансового  учета (IAS) близко к трактовке целей  в US GAAP. В соответствии с IAS целью финансовой отчетности является обеспечение информацией о финансовом положении, результатах деятельности и об изменениях в финансовом положении организации, которая полезна широкому кругу пользователей для принятия экономических решений. К этому широкому кругу пользователей международные стандарты отчетности причисляют существующих и потенциальных инвесторов, работников организации, кредиторов, поставщиков, государство и его официальных лиц, так же как и широкие круги общественности. В отличие от US GAAP, в IAS не дается приоритет инвесторам. Однако это различие носит более умозрительный, чем практический характер. Признавая, что каждая категория пользователей имеет свои информационные нужды, IAS определяет, что то общее, что может удовлетворить интересы большинства пользователей, содержится в финансовой отчетности, подготовленной в интересах инвесторов.

     Иная  трактовка целей финансовой отчетности характерна для стран континентальной  Европы. В Германии основными целями финансового учета могут быть названы обеспечение контроля (соответствие закону), расчет величины дохода и обеспечение пользователей информации об организации. И хотя в последние годы такая цель, как обеспечение информацией, становится все более и более важной, все же ее нельзя назвать доминирующей целью учета и отчетности.

     Аналогичная трактовка целей учета содержалась  и в российских стандартах учета  до перехода к международным стандартам учета. 

     В соответствии с российским стандартом целью учета являлось обеспечение  внутренних и внешних пользователей полной и достоверной информацией о деятельности организации и ее имущественном положении, которая им необходима:

  • для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

2.2 Система бухгалтерского учета как основная задача финансового учета

     Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, связывающий воедино как частные, так и государственные предприятия. Она отражает состояние хозяйственных единиц и миллиарды заключаемых в обществе сделок. На ее основе устанавливаются баланс интересов вовлеченных в сделку сторон, цены, ставки процента, принимаются инвестиционные решения. Не менее важна и ее информационная составляющая: система бухгалтерского учета является элементом инфраструктуры рыночной экономики прежде всего потому, что она предоставляет информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений в частном секторе и политических – в государственном.

     Система бухгалтерского учета обеспечивает информацией целый комплекс общественно-экономических  связей, среди которых можно выделить такие, как:

    • кредитор – заемщик;
    • продавец – покупатель;
    • владелец капитала – компания или финансовый институт и т.д.30

     Переход нашей станы к рыночной экономике  привел к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением  круга субъектов, принимающих инвестиционные и другие хозяйственные решения и опирающихся при этом на бухгалтерские данные. Соответственно поменялись и требования, предъявляемые к учету и отчетности. Если в рамках административно – плановой экономики решения о вложении средств в ту или иную хозяйственную сферу, направлении, объеме хозяйственных связей и т.п. принимались единственным субъектом – государством, то в условиях рыночных отношений такие решения принимаются значительным числом хозяйствующих субъектов, т.е. руководством организации, за исключением предприятий, находящихся в государственной собственности. Роль государства в деятельности отдельной компании в рыночной экономике заметно сокращается и ограничивается сбором налогов и контролем за соблюдением нормативно – правовых актов.

Информация о работе Сравнительный анализ бухгалтерского и управленческого учетов