Способы и алгоритмы чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Люди читают сотни веков, но только в наше время остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое возрастание объёмов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.

Работа содержит 1 файл

Способы и алгоритмы чтения.docx

— 17.22 Кб (Скачать)

Способы и алгоритмы чтения

 Люди читают сотни веков, но только в наше время остро встал вопрос о повышении скорости  чтения. Основной причиной этого является резкое возрастание объёмов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации. 

Как показывают исследования, скорость чтения большинства  людей , даже много читающих, колеблется в пределах 500 – 750 зн./мин. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и учённого И.В.Гёте : «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг этой цели . » Это ещё одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения. 

Люди  читают сотни веков, но только в наше время столь остро  встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объёмов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации. 

Способы чтения

В зависимости от поставленной цели различают и  используют различные  способы чтения, среди  которых основными  являются следующие :

Углубленное чтение – чтение, при котором обращается внимание на детали, производится их  анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретённые ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нём новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить  прочитанный новый материал, повышает активность на занятиях. Таким способом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной теме. Таким способом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной теме. 

Быстрое чтение - Быстрое чтение имеет физические границы применения. Быстрое чтение — вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме времени на его долю приходится большая часть.

Панорамное  быстрое чтение - Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное  чтение - Это разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Метод выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр - Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. Вот как описывается, например, техника чтения известного русского библиофила Н.А. Рубакина, в совершенстве ею владевшего: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал ее в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был составлен».

Чтение -  сканирование — быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Алгоритм  чтения

Алгоритм — это совокупность каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Интегральный  алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все  тексты обладают избыточностью, которая достигает  иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной  стороны, по объективным  причинам – она  заложена в самой структуре языка.

Например, окончания слов иногда избыточны, в чем  можно убедиться, проделав приведенные  выше упражнения на выработку смысловой догадки.

С другой стороны, избыточность часто возникает  из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать  своей речи наукообразный  стиль и т. п.

Методика  освоения интегрального  алгоритма чтения 

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

Приведенные упражнения надо выполнять  регулярно в течение  двух-трех недель. Когда  чтение по интегральному  алгоритму станет привычным, оно будет  протекать почти  незаметно для  человека. 

Дифференциальный  алгоритм чтения

Рациональное  чтение предполагает не только прямой отбор  полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме  чтения, но и ее анализ и осмысление, что  осуществляется в  процессе смыслового сжатия текста. При  чтении простых текстов  понимание как  бы сливается с  восприятием. Чтение сложных текстов  требует гораздо  большего умственного  напряжения и использования  различных приемов. Одним из таких  приемов является выделение смысловых  опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный  алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связывающим звеном, скрепляющим материалом. Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения.

Например, сочетания значительный результат, весомый  вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т. п. не являются тавтологическими, но основную смысловую  нагрузку в них  несут, конечно, существительные.

Умение  отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий  эффективности чтения. Основная информация содержится в ключевых словах текста, которые  называются так именно потому, что несут  основную смысловую  нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку  содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование  сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге  мозг выделяет основной смысл, «ядерное»  значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом  устроен дифференциальный алгоритм чтения.

Методика  чтения текста по дифференциальному  алгоритму чтения

Осваивая  технику дифференциального  алгоритма, следует  читать текст с  карандашом в руках  три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть  только ключевые слова; второе чтение –  построение смысловых  рядов, которые удобнее  записывать на отдельном  листочке; в третий раз читаются смысловые  ряды, на основе которых  выявляется основное значение текста –  доминанта.

Информация о работе Способы и алгоритмы чтения