Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основополагающих концепций составления бухгалтерской отчетности на примере исследуемого предприятия.
Целью исследования в данной курсовой работе является рассмотрение теоретических основ составления финансовой бухгалтерской отчетности на современном этапе, а также анализ связанных с этим проблем.
Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и определить основные элементы, функции и виды бухгалтерской отчетности организаций.
Проанализировать нормативную базу, основные принципы построения и требования, предъявляемые к составлению бухгалтерского отчетности в России, ее состав и структуру, исследовать взаимосвязь элементов отчетности.
3. Провести анализ современных проблем финансовой бухгалтерской отчетности.
Рис. 1.1 – Структура нормативно-правовой базы бухгалтерского
учета
РФ
Важным
нормативным актом первого
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В настоящее время принято 22 ПБУ.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
Рассмотренные
нормативные акты составляют методологическую
основу системы ведения бухгалтерского
учета и отчетности в Российской
Федерации.
1.3.
Состав, структура
и требования, предъявляемые
к отчетности
Бухгалтерская отчетность организации состоит из промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности [14, с. 36].
В состав промежуточной отчетности включаются:
1) бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности, осуществляемым ею;
2) отчет о прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.
В состав годовой бухгалтерской отчетности, согласно «Положения о бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, включатся:
1) бухгалтерский баланс,
2) отчет о прибылях и убытках,
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
При этом в состав указанных пояснений включаются:
1) отчет об изменении капитала (форма № 3),
2) отчет о движении денежных средств (форма № 4),
3) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
4) пояснительная записка,
5) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Кроме
того, для некоммерческих организаций
предусмотрена специальная
Приказ № 66н содержит изменения, которые могут оказывать влияние на формирование аналитических показателей финансовой отчетности, а также воздействовать на результаты финансового анализа и на характер управленческих решений.
К формальным изменениям можно отнести замену Приложения № 5 «Приложение к балансу» на Приложение № 3 (внутри Приложения имеются существенные содержательные корректировки), отмену кодификации строк в отчетах, которая устанавливалась действующим Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. В нашей стране традиционно «…баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают [26, с. 102].
Отличием новой формы баланса от предыдущей является количество периодов, представляемых в балансе. С 2011 г. в балансе нужно представлять информацию не за два, а за три периода, за текущий за предыдущий и предшествующий предыдущему период.
С целью контроля и анализа финансового положения организации и изменения его за период с начала года все статьи баланса сгруппированы в пять разделов:
1. В разделе I «Внеоборотные активы» актива баланса представлены следующие группы статей (см. таблица 1.1).
Структура раздела «
2. Раздел II «Оборотные активы» актива баланса состоит из большого числа подразделов: запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (финансовые вложения в редакции закона № 66н), денежные средства, прочие оборотные активы. По второму разделу актива баланса подсчитывается итог, который в сумме с итогом первого раздела составляет итог актива баланса.
3. Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет собственные источники, т.е. предоставленные учредителями или полученные в ходе работы самой организации: уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Согласно Приказа 66н в этот раздел добавлена статья переоценка внеоборотных активов. Алгебраическая сумма всех статей отражается как итог раздела III и показывает величину собственного капитала организации.
4. Раздел IV «Долгосрочные обязательства» предоставлен следующими статьями: займы и кредиты (заемные средства согласно Приказа № 66н), отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства. Достаточно ясные уже по названию, эти статьи кредиторской задолженности наряду с основным долгом включают проценты, начисленные по кредитам и займам. Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса.
5. Раздел V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса объединяет статьи различной кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты, а также некоторые другие статьи (см. таблица 1.2).
Структура раздела «
В баланс, согласно приказа № 66н, внесено довольно много изменений, но, по мнению автора, наиболее радикальным является отмена «Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах». Это означает необходимость отражать всю информацию, которая в настоящее время содержится на этих счетах за балансом, в составе активов и пассивов баланса, что может существенно сказаться на структуре и содержании всех его показателей и на показателях других форм финансовой отчетности.
Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который «…предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата» [19, с. 165]. Предприятие производит увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показывает разницу между ними как чистый доход предприятия, именуемый чистой прибылью или чистой прибылью после уплаты налогов.
Структура отчета о прибылях и убытках:
1. Раздел I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»: выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж.
2. Раздел II «Прочие доходы и расходы»: проценты по получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы, прочие расходы.
3. Раздел III «Прибыль (убыток) до налогообложения включает: отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль.
4. Раздел IV «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
В конце отчета в разделе "Справочно" с 2011 г. должна отражаться следующая информация:
1) результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;
2) результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;
3) совокупный финансовый результат периода.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. «Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям» [21, с. 234].
В отчете об изменениях капитала по горизонтали отображается структура капитала, а по вертикали - операции с капиталом. С отчетности 2011 г. в эту форму внесены следующие изменения, которые могут существенно повлиять на интерпретацию находящейся в ней информации и на анализ всех операций с собственным капиталом организации:
1. По горизонтали - в структуру капитала в соответствии с Планом счетов введена графа «Собственные акции, выкупленные у акционеров».
2. По вертикали - из состава операций с 2011 г. исключены: а) строка «Изменения в учетной политике», которые в соответствии с действующими правилами должны проводиться за счет нераспределенной прибыли, б) строка «Результат от переоценки объектов основных средств», в) строка «Результат от пересчета иностранных валют», г) строка "Отчисления в резервный фонд", которые производятся из чистой прибыли.
В перечень операций с капиталом с 2011 г. вводятся следующие изменения:
1. Вместо строки "Изменения в учетной политике", которые в соответствии с действующими правилами должны проводиться за счет нераспределенной прибыли, вводится раздел 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок».
2. Вместо строки «Результат от переоценки объектов основных средств» вводится строка «Переоценка имущества».
3. В состав операций с капиталом, которые приводят к его увеличению или уменьшению, введены следующие строки: «Доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала», «Расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала».
4. В состав операций с капиталом введена строка «Изменение добавочного капитала».
5. Вместо строки «Отчисления в резервный фонд», которые производятся из чистой прибыли, введена строка «Изменение резервного капитала».
5. Из отчета исключен раздел «Резервы».
Можно сделать вывод о том, что в целом изменился алгоритм формирования показателей формы отчета об изменении капитала, который должен сопровождаться необходимыми комментариями и пояснениями Минфина России.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.
Информация о работе Современные проблемы финансовой бухгалтерской отчетности в России