Составление финансовой отчетности в некоммерческих организациях по МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность составления отчетности некоммерческими организациями (НКО) по международным стандартам, обусловлена теми же целями, которые преследуют коммерческие организации. Некоммерческие организации создаются для выполнения своих уставных, социально значимых задач, они создают рабочие места и заинтересованы в эффективном управлении, основой которого является полная, достоверная и сопоставимая информация.

Содержание

Введение..
Глава 1. Составление финансовой отчетности в некоммерческих организациях по МСФО.
Нормативно-правовое регулирование составления отчётности в некоммерческих организациях по МСФО
Способы получения финансовой отчётности по МСФО
Структура и содержание финансовой отчётности по МСФО
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Секинаева.docx

— 31.91 Кб (Скачать)

Содержание

Введение..

Глава 1. Составление финансовой отчетности в некоммерческих организациях по МСФО.

    1. Нормативно-правовое регулирование составления отчётности в некоммерческих организациях по МСФО
    2. Способы получения финансовой отчётности по МСФО
    3. Структура и содержание финансовой отчётности по МСФО

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность составления отчетности некоммерческими организациями (НКО) по международным стандартам, обусловлена  теми же целями, которые преследуют коммерческие организации. Некоммерческие организации создаются для выполнения своих уставных, социально значимых задач, они создают рабочие места  и заинтересованы в эффективном  управлении, основой которого является полная, достоверная и сопоставимая информация.

Именно международные стандарты, обеспечивающие единые подходы к  формированию финансовой отчетности, дают возможность сопоставить финансовую отчетность отечественных некоммерческих организаций с отчетностью иностранных  партнеров и конкурентов и  обеспечивают конкурентные преимущества в получении грантов от международных  структур.

Целью данной работы является подробное  рассмотрение составления финансовой отчётности некоммерческими организациями  по МСФО. Для этого необходимо, во-первых, рассмотреть нормативно правовое регулирование  составления финансовой отчётности по МСФО, во-вторых,  изучить способы получения финансовой отчётности по МСФО и, в-третьих, ознакомится с структурой и содержанием отчётности Международных стандартов.

Объектом исследования является составление  и предоставление отчётности по Международным  стандартам. Предметом же исследования становится отчётность некоммерческих организаций составленная по МСФО.

 Задачами написания данной курсовой работы являются:

  1. Рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей составление финансовой отчётности некоммерческих организации по МСФО
  2. Изучение способов получения финансовой отчётности по МСФО
  3. Формирование структуры и содержания финансовой отчётности по МСФО (IAS) 1: "Представление финансовой отчетности"

Теоретическими основами создания курсовой работы  выступили: статья Гусаровой Л.В. «Составление финансовой отчётности некоммерческих организаций по международным стандартам», статья Серегиной Е.И. «Составление отчётности негосударственными некоммерческими организациями по МСФО,  так же материал был взят из компьютеризированной правовой базы «Консультант Плюс» и МСФО (IAS) 1: "Представление финансовой отчетности"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Составление финансовой отчетности в некоммерческих организациях по МСФО

1.1 Нормативно-правовое регулирование

ГК РФ  Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

МСФО (IAS) 1: "Представление финансовой отчетности"

Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина  Российской Федерации от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации»;

Учетная политика организации ПБУ 1/98. Утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98г. № 60н

отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета  отдельных объектов и операций;

План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н  «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкции по его применению».

 

 

1.2 Способы получения финансовой отчетности по МСФО

 

Существуют два способа получения  финансовой отчетности по МСФО: методом  трансформации отчетности и методом  параллельного учета.

Единой методики трансформации  российской отчетности в отчетность по МСФО не существует. Однако в целом  процедуру трансформации разделяют  на следующие основные этапы:

- проведение анализа учетной  политики, применяемой организацией;

- перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, составленных по отечественным стандартам, исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов для приведения их в соответствие с требованиями МСФО;

- определение перечня необходимых  корректировок статей отчетности  в целях корректировки временных  (отчетных) периодов, в которые были  совершены операции либо образовались  активы, обязательства, источники  собственных средств, доходы и  расходы;

- определение перечня необходимых  корректировок статей отчетности  в целях оценки активов, обязательств, собственных средств, доходов  и расходов в соответствии  с МСФО;

- расчет сумм необходимых корректировок  статей отчетности для приведения  их в соответствие с требованиями  МСФО;

- составление преобразованного  баланса на конец отчетного  периода, а также отчета о  прибылях и убытках за период  в соответствии с МСФО.

При трансформации отчетности, составленной по российским положениям по бухгалтерскому учету (РПБУ), в формат МСФО в первую очередь необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и системы бухгалтерского учета по российским стандартам, т.е. выявить типовые операции, проанализировать учетную политику и рабочий план счетов.

От специфики деятельности организации  будет зависеть содержание трансформационных  проводок и формирование рабочих  документов. Рабочие трансформационные  таблицы должны содержать данные российского учета, данные согласно МСФО и величину отклонений. При  этом при заполнении трансформационных  таблиц следует соблюдать следующий  порядок отражения записей:

- показатели баланса:

- статьи пассива - со знаком минус;

- статьи актива - со знаком плюс;

- показатели отчета о прибылях и убытках:

- доход - со знаком минус;

- расход - со знаком плюс.

Все трансформационные записи могут  быть связаны либо с изменением классификации  элементов финансовой отчетности (реклассификация, введение новых объектов учета и исключение объектов, не удовлетворяющих критериям признания в соответствии с МСФО), либо с изменением оценки элементов финансовой отчетности (уценка, дооценка объектов, создание резервов, применение справедливой стоимости и т.д.). Каждая трансформационная запись отражается в итоговой трансформационной таблице.

Учетная политика (accounting policies) должна определять конкретные принципы, основы, условия, правила и практику, принятые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

При составлении учетной политики по МСФО некоммерческим организациям необходимо отразить особенности их деятельности и основанные на этом особенности трактовки некоторых  понятий и категорий.

Под экономическими выгодами уставной деятельности подразумевается возможность продолжать свою деятельность. В связи с необходимостью отражения в отчетности по МСФО основных средств на балансе (в отечественной практике они учитываются за балансом) необходимо определить порядок признания их в качестве активов некоммерческой организации, выбрать критерии отнесения основных средств к уставной и предпринимательской деятельности, отразить метод начисления амортизации:

- по нематериальным активам следует выбрать метод их учета, определить срок полезной службы. При необходимости выбирается способ начисления амортизации и устанавливается период проведения тестирования на обесценение данных активов;

- по целевому финансированию раскрывается механизм формирования в отчетности информации об остатках неиспользованных целевых средств с отражением данной суммы в балансе (как капитала) или в отчете о прибылях и убытках (как дохода);

- по запасам определяются порядок установления себестоимости и создания резерва под обесценение, а также механизм отражения в отчетности гуманитарной помощи и ее распределения.

Кроме того, в соответствующем подразделе необходимо описать порядок формирования информации о суммах выплат сотрудникам  некоммерческой организации и раскрыть механизм отражения в отчетности выплат в государственный пенсионный фонд.

Приведем в качестве примера  вариант учетной политики некоммерческой организации по МСФО.

Одним из основных этапов трансформации  финансовой отчетности является переклассификация доходов, расходов, активов и пассивов, исходя из их экономической сущности. Для этого необходимо произвести следующие мероприятия:

- инвентаризацию запасов на  отчетную дату для установления  их реальной рыночной стоимости;

- инвентаризацию расчетов с  дебиторами в целях создания  или корректировки резерва сомнительных  и безнадежных долгов;

- инвентаризацию основных средств  для установления их рыночной  стоимости и пересчет амортизации  основных средств в соответствии  с МСФО;

- перевод объектов, приобретенных  для получения прибыли в результате  прироста их стоимости, из основных  средств в инвестиционное имущество  и выделение их в балансе  отдельной строкой;

- проверку соблюдения принципа  начисления в целях включения  в состав расходов дополнительных  затрат, относящихся к отчетному  периоду, например по неполученным  счетам контрагентов;

- проверку соблюдения принципа  соответствия на предмет учета  всех доходов и расходов, относящихся  к отчетному периоду;

- учет условных событий и  событий после отчетной даты  и отражение их в отчетности  и т.д.

Одной из трудностей, возникающих  при первом применении МСФО, является определение исторической стоимости  основных средств. Зачастую на предприятии  отсутствует данная информация и  возникает необходимость привлечения  независимого оценщика. Особенно актуальна  данная проблема для некоммерческих организаций, которым законодательно установлено ведение бухгалтерского учета основных средств и их износа за балансом. Поэтому при переводе отчетности в формат по МСФО требуется  четкая оценка всех объектов основных средств некоммерческой организации, включая объекты стоимостью до 20 тыс. руб., и классификация относительно источника приобретения и использования  их в предпринимательской деятельности. Для этого необходимо провести полный анализ всех первичных документов по учету основных средств.

Опытные аудиторы обращают внимание на типичную ошибку, когда все корректировки, связанные с переходом на МСФО, отражаются в прибыли (убытке) отчетного  периода, т.е. фактически учитываются  дважды: в отчете о прибылях и  убытках за текущий год и в  сравнительной информации. В итоге  оценка активов и обязательств в  балансе соответствует МСФО, а  прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, не равна изменению  соответствующих показателей балансового  отчета на конец и начало периода. В связи с этим необходимо часть  корректировок относить на нераспределенную прибыль прошлых периодов, а соответствующие  операции, отраженные в текущем году по российским правилам учета, исключать  из отчета о прибылях и убытках.

Параллельный учет является более  трудоемким процессом по сравнению  с трансформацией, однако при этом можно избежать тех разнообразных  неточностей и погрешностей, которые  неизбежны при трансформации  отчетности в формат МСФО и могут  составлять до 25%.

При параллельном учете организация  одновременно использует два плана  счетов - российский и по МСФО. При разработке рабочего плана счетов по МСФО следует иметь в виду, что в международных стандартах отсутствует понятие "синтетический счет", так как для каждого вида активов, обязательств или капитала предназначены отдельные счета.

В связи с этим одному российскому  счету может соответствовать  несколько счетов, используемых в  международных стандартах.

 

1.2 Структура и содержание финансовой отчетности по МСФО

Предприятие должно четко обозначать и выделять финансовую отчетность из состава прочей информации, содержащейся в том же самом опубликованном документе.

Полный комплект финансовой отчетности включает:

  • отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
  • отчет о совокупной прибыли за период;
  • отчет об изменениях в капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств; и
  • примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.

Предприятие может использовать наименования отчетов, отличающиеся от тех, что использованы в настоящем стандарте.

В полном комплекте финансовой отчетности предприятие должно в равной степени  представлять все финансовые отчеты.

Информация о работе Составление финансовой отчетности в некоммерческих организациях по МСФО