Состав бухгалтерской отчетности организации и ее элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Главная цель исследования – рассмотреть состав бухгалтерской отчетности и ее элементы.

Для достижения главной цели исследования мною были последовательно поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерской отчетности;

- определение сущности и назначения бухгалтерской отчетности;

- изучение состава и содержания бухгалтерской отчетности;

- изучение сроков предоставления бухгалтерской отчетности

- рассмотрение бухгалтерской отчетности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»;

- рассмотрение основных финансовых показателей деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 61.29 Кб (Скачать)

   По  стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств  предприятия отражаются в бухгалтерском  балансе в денежном выражении (в  национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие  располагает (актив баланса), другая – из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассива.

   Основным  элементом бухгалтерского баланса  является балансовая статья.

   Существуют  определенные правила составления  баланса:

   - данные бухгалтерского баланса   на начало года должны соответствовать  данным на конец прошлого года;

   - не допускается зачета между   статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков,  кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими  Положениями по бухгалтерскому  учету;

   - отдельные показатели отражаются  в нетто-оценке, т.е. за минусом  регулирующих величин (износа, амортизации,  оценочных резервов и др.);

   - активы и пассивы показываются  в зависимости от срока их  обращения с подразделением на  задолженности со сроком платежа   в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком  платежа более чем через 12 месяцев  (долгосрочные).

   Баланс  предприятия составляется исключительно  на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета.

   В ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс (табл. 1).

Таблица 1
      
Раздел Группа статей Статьи
АКТИВ
     Внеоборотные активы

 
 
 
 
 

Нематериальные  активы   Организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные права и активы. Деловая репутация организации.
Основные  средства       Земельные участки  и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства. Незавершенное строительство.
Доходные  вложения в      
материальные ценности 
Имущество для    передачи  в лизинг. Имущество, предоставляемое по договору проката            
 
 
 
 
Финансовые  вложения     Инвестиции  в дочерние общества. Инвестиции  в    зависимые общества. Инвестиции  в другие организации. Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения.
Оборотные активы 
Запасы                  Сырье, материалы  и аналогичные ценности. Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары, отгруженные. Расходы будущих периодов.
 
 
 
 
Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям  
Дебиторская              
задолженность          
Покупатели  и заказчики. Векселя к получению. Задолженность дочерних и зависимых обществ. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Авансы выданные. Прочие дебиторы.
Финансовые  вложения     Займы, предоставленные  организациям на срок менее 12 месяцев. Собственные акции, выкупленные у акционеров. Прочие финансовые вложения.
Денежные  средства       Расчетные счета. Валютные счета. Прочие денежные средства.
ПАССИВ
Капитал и резервы Уставный капитал         
Добавочный  капитал       
Резервный капитал       Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами       
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток – вычитается)
Долгосрочные   
обязательства
Заемные средства        Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Прочие  обязательства     
Краткосрочные   
обязательства
Заемные средства        Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Кредиторская             
задолженность          
Поставщики  и подрядчики. Векселя к уплате. Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами. Задолженность перед персоналом организации. Задолженность перед бюджетом и социальными фондами. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов. Авансы полученные. Прочие кредиторы.
Доходы  будущих периодов  
 
 
Резервы предстоящих      
расходов и платежей    
 

   Наиболее  значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о  прибылях и убытках. Современный  отчет представляет информацию о  формировании финансовых результатов  по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных  фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового  результата. Кроме того, рассматриваемая  отчетная форма является связующем  звеном между прошлым и нынешнем отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения  в бухгалтерском балансе отчетного  периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансам и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

   Формирование  показателей отчета о прибылях и  убытках осуществляется на основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках.

   При заполнении отчета следует руководствоваться  ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

   Отчет об изменении капитала отражает  информацию о наличии и движении собственного капитала организации  в отчетном году.

   Показатели  отчета сгруппированы по двум разделам:

   - изменения капитала. Здесь отражаются  данные об изменениях капитала  организации за предыдущий и  отчетный период. В составе капитала  организации входят уставный  капитал, добавочный и резервный  капитал, нераспределенная прибыль.  В данном разделе в отдельных  графах записываются данные об  изменениях каждого вида капитала.

   - резервы. В этом разделе приводят  данные о резервах, которые создало  предприятие. Все резервы подразделяются  на:

   - резервы, образованные в соответствии  с законодательством; 

   - резервы, образованные в соответствии  с учредительными документами;

   - оценочные резервы;

   - резервы предстоящих расходов.

   Данные  по каждому виду резервов показываются за предыдущий и  отчетный год.

   В справке к отчету об изменениях капитала организации отражают данные о стоимости  чистых активов на начало и конец  отчетного периода.  

   Чистый  актив – это разница между активами, принимаемыми к расчёту и пассивами, принимаемыми к расчету.

   Стоимость чистых активов организации, а также суммы направлены на финансирование капитальных вложений во внеоборотные активы и на расходы по обычным видам деятельности. В состав активов, принимаемым к расчёту, включаются внеоборотные и оборотные активы. В состав пассивов, принимаемым к расчёту, включаются долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторская задолженность участникам по выплате доходов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

   Деятельность  любой организации предполагает наличие необходимого минимума финансовых ресурсов для осуществления и  развития своей деятельности. Поэтому  перед управлением организации  всегда стоит задача правильного  выбора кредитной политики и определение  эффективных направлений движения денежных потоков. Анализ, планирование и контроль денежных потоков наряду с прогнозом результатов деятельности предприятия важны для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости. Выполнение указанных функций возможно только при наличии обобщенной информации о движении денежных средств. Такую информацию представляет пользователям отчет о движении денежных средств. Эта форма характеризует деятельность организации в отчетном году, раскрывая движение денежных средств различных направлений ее деятельности в увязке с остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.

   Отчет о движении денежных средств отражает  информацию о том, за счет каких средств  организация вела свою деятельность и как их расходовала.

   Состоит из следующих показателей:

   -   остаток денежных средств на начало отчетного периода;

   - движение денежных средств по текущей деятельности (средства полученные и направленные). Под текущей деятельность понимается деятельность организации указанная в Уставе;

   - движение денежных средств по  инвестиционной деятельности. К  инвестиционной деятельности относят  вклады в недвижимость, оборудование, нематериальные активы. Кроме того, сюда включают долгосрочные финансовые  вложения (приобретение акций на  длительный срок, выпуск долгосрочных  обязательств и т.п.);

   - движение денежных средств по  финансовой деятельности. Финансовой  является деятельность, которая  связана с выпуском и реализацией  ценных бумаг, акций и облигаций.

   Сведения  даются за отчетный и предыдущий период.

   Приложение  к бухгалтерскому балансу призвано обеспечить пользователей бухгалтерской  отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку  основных статей бухгалтерского баланса. Таким образом, само название этой отчетной формы определяет ее жесткую взаимосвязь с раскрываемыми статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Получаемые таким способом данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации.

   Содержит  информацию о наличии и движении в отчетном периоде наиболее значимых статей (активов и обязательств) бухгалтерского баланса организации. Приложение состоит из десяти разделов.

   - нематериальные активы;

   - основные средства;

   - доходные вложения в материальные ценности;

-расходы на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

   - расходы на освоение природных ресурсов;

   - финансовые вложения;

   - дебиторская и кредиторская задолженность;

   - расходы по обычным видам деятельности;

   - обеспечения;

   - государственная помощь.

   Каждый  из перечисленных объектов учета  представлен в виде самостоятельной таблицы, горизонтальная структура  которой определяется теми показателями, которые подлежат раскрытию. 

   В состав годовой отчетности включают пояснительную записку. Это установлено  Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» №129-ФЗ.

   Пояснительная записка дополняет содержание отчетных форм, представляет более полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

   В пояснительной записке приводятся:

   - информация о данных, которые  не нашли отражения в годовой  бухгалтерской отчетности (сведения  об объемах продажи продукции,  услуг по видам деятельности  и географическим рынкам сбыта  и др.);

   - расшифровки прочих активов и  пассивов, кредиторов и дебиторов,  иных обязательств, отдельных видов  прибылей и убытков в случае  их существенности в общей  сумме итогов (более 5% по отношению  к общему итогу);

   - основные показатели деятельности  и факторы, повлиявшие в отчетном  году на хозяйственные и финансовые  результаты организации.

   - данные о применяемых элементах  учетной политики и об изменениях  учетной политики на следующий  отчетный год (те из них,  которые существенно влияют на  оценку и принятие решений  пользователей бухгалтерской отчетности  в отчетном году); данные о причитающихся  налоговых платежах в бюджет;

   - данные об аффилированных лицах (физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта).

   Особое  место в пояснительной записке  должно быть отведено прогнозированию  результатов хозяйственной деятельности организации (особенно финансового  состояния) на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

   При необходимости в интересах внутренних и внешних пользователей в  пояснительной записке возможно отражение или сокращение той  или иной информации.

   Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных  и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения  в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается  составлением аудиторского заключения.

Информация о работе Состав бухгалтерской отчетности организации и ее элементы