Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:40, реферат
Аудит, как нам уже известно, является предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организаций и предпринимателей. Частота пользования аудиторскими услугами возрастает с каждым днем возрастает, а, значит, данный вопрос носит актуальный характер.
В современных условиях сложилось несколько концепций аудиторской деятельности. Наиболее распространенной является концепция «аудита соответствия», при которой аудитор должен дать заключение о достоверности отчетности, оставив вопросы консультирования другим специалистам. Вторая концепция «аудита-консалтинга» предполагает, что аудитор не только выявляет ошибки и неточности, но и рекомендует клиенту меры по устранению этих ошибок, по совершенствованию учета и составления отчетности. Третья концепция «аудита-контроллинга» предполагает, что аудитор оперативно контролирует отчетность и предупреждает возникновение ошибок.
Если внешний аудитор получает информацию о наличии и деятельности подразделения внутреннего аудита (или внутреннего аудитора) в проверяемой организации, то система внутреннего контроля в ней расценивается им как высокоэффективная, что может существенно сократить срок проведения проверки и ее стоимость.
Наибольший опыт в становлении внутреннего аудита накоплен в банковской системе. Так, приказом Банка России от 31 марта 1997 г. утверждено Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации. В этом Положении говорится, что одной из важнейших задач службы Главного аудитора Банка России является оказание помощи руководству Банка России в обеспечении выполнения его функций путем независимой оценки информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, а также анализа эффективности организации выполнения отдельных операций и функций Банка России, участие в оценке достоверности публикуемой Банком России бухгалтерской отчетности и другой финансовой информации.
Главный аудитор Банка России подчиняется непосредственно Председателю Банка России и по должности может участвовать в работе Совета директоров Банка России без права на участие в голосовании.
Анализ
развития аудиторской деятельности в
России показывает, что роль аудита постоянно
возрастает. Аудиторские организации,
с одной стороны, все в большей мере воспринимаются
как квалифицированные эксперты, мнение
которых о достоверности отчетности и
финансовом состоянии организации становится
решающим при принятии финансовых решений
- выборе партнера по бизнесу и форм paсчетов
с ним, определении направлений вложения
средств, целесообразности представления
кредита и т.п. С другой стороны, аудиторы
становятся незаменимыми помощниками
специалистов бухгалтерско-финансовой
службы. Этому способствует расширение
услуг, которые оказывают аудиторы субъектам
хозяйствования, появление новых видов
аудита.
2.1
Сопутствующие аудиторские
услуги
На первом этапе развития аудита в России аудиторские услуги были связаны с проведением обязательных аудиторских проверок, в последующие годы достаточно широко стали заказываться инициативные аудиторские проверки. В 1994 г., когда было принято решение Правительства РФ о проведении обязательного ежегодного аудита финансовых организаций, открытых акционерных обществ, предприятий с участием иностранного капитала и особо крупных организаций, основное внимание аудиторских фирм было приковано к разработке методик проверки и расширению круга клиентов для подтверждающего аудита. Однако в последующие годы число объектов обязательных аудиторских проверок резко уменьшилось из-за сокращения числа банков и страховых компаний, распадения многих крупных предприятий.
Кроме того, организации стали стремиться получить не просто нормальное подтверждение отчетности, а реальную оценку правильности управления капиталом. Больший интерес к аудиторским заключениям начали проявлять учредители-собственники. Повышенные требования стали предъявлять к аудиторским заключениям банки при подаче кредитов, причем кроме подтверждения достоверности отчетности они требовали оценку финансового состояния и платежеспособности клиентов. Жестче стали требования страховщиков к оценке финансового состояния страхователей.
Регулирование бухгалтерского учета, необходимость представления отчетности зарубежным партнерам потребовали значительного изменения организации бухгалтерского учета, подготовки отчетности не только в формате, утвержденном в России, но и в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности МСФО) и GAAP. А это вызвало спрос на услуги аудиторских фирм по ведению отчетности и ее реформированию.
Крупные компании, которые формировали отчетность в формате МСФО и составляли консолидированную отчетность, нуждались в постоянном консультировании со стороны высококвалифицированных аудиторов. В результате появился новый вид услуги - аудит с консультaциoнным сопровождением, при котором аудиторская фирма регулярно в течение каждого квартала проводила аудиторские проверки и консультировала работников бухгалтерско-финансовых служб, а по итогам годового отчета формировала аудиторское заключение.
Реструктуризация деятельности организаций в связи с изменением требований рынка, реорганизации производственных структур путем разъединения, слияния, поглощения и выделения самостоятельных организаций вызвали потребность в объективной оценке имущественных комплексов предприятий и их бизнеса. В этот период многие аудиторские фирмы стали заниматься оценочной деятельностью.
В последние годы все чаще стала проявляться консультационная направленность аудиторской деятельности, что характерно для индустриально развитых стран.
В специальных стандартах аудиторской деятельности, в частности, для банков и страховых компаний, обязательным требованием к аудиторскому заключению является наличие в нем оценки финансового состояния проверяемого объекта и возможности реализации непрерывности деятельности в течение следующего за отчетным года. Данный аспект все в большей мере реализуется и в аудиторских заключениях по объектам общего аудита. Для полноты оценки финансового состояния аудиторы должны проводить достаточно подробный анализ финансовых результатов деятельности организации: рассчитывать темпы изменения объема продаж, прибыли, рентабельности отдельных изделий, оценивать платеже- и кредитоспособность, финансовую стабильность. Следовательно, аудитор не только рассматривает вопросы организации бухгалтерского учета, но и проводит финансовый, а в ряде случаев и управленческий анализ.
Если объект проверки - корпоративная структура, включающая обособленные структурные подразделения, в аналитической части аудиторского заключения приводятся выводы об отчетности таких подразделений и об их влиянии на консолидированную отчетность. Это предполагает предварительный анализ производственной структуры проверяемого объекта и взаимосвязи отдельных обособленных подразделений друг с другом.
Большое
внимание во всех странах уделяется
аудиту соответствия т.е. полноте и
точности соблюдения правовых норм в
хозяйственной деятельности организации.
Прежде всего устанавливается
Аудитор в первую очередь проверяет соблюдение тех нормативных актов, невыполнение требований которых может привести к прекращению или приостановлению, деятельности проверяемого субъекта. Например, следует проверить документы о регистрации организации наличие лицензий и других документов, необходимых для ведения coответствующей деятельности.
Трудность такой проверки связана с тем, что деятельность субъекта хозяйствования регулируется не только общероссийскими нормативными актами, но и нормативными актами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Кроме того, множество документов касаются определенных видов деятельности. Именно поэтому для аудита соответствия часто привлекаются эксперты узкого профиля. Спрос на такие услуги привел к формированию в аудиторских фирмах специальных юридических отделов, работники которых не только участвуют в проверках, но и консультируют руководителей фирм - клиентов при рассмотрении конкретных юридических вопросов.
Особую важность аудиту соответствия придает тот факт, что аудитор должен приостановить аудиторскую проверку при нарушении клиентом законодательных норм даже в случае, если это не приводит к существенному искажению отчетности. Поэтому данную аудиторскую проверку часто выделяют как самостоятельный правовой аудит.
Проводя в ходе аудита оценку состояния внутреннего контроля, аудитор проверяет полноту, своевременность и четкость выполненья тех функций и полномочий, которые закреплены за подразделениями аппарата управления и исполнителями, а также соответствие нормативных документов, регламентирующих права, полномочия и ответственность каждого исполнителя, учредительным документам и задачам, определенным стратегией развития предприятия. С этой целью аудитору приходится проводить изучение организации управления проверяемого субъекта. Это направление работы часто называют организационным аудитом.
В последние десятилетия во всем мире самое серьезное внимание уделяется оценке экономических последствий развития промышленного производства, реализации проектов строительства промышленных сооружений и использования природных ресурсов. Для подтверждения достоверности расчетов, проведенных специалистами заинтересованных организаций, приглашаются независимые эксперты - аудиторы. В результате в оборот введен новый термин - экологический удит. Это направление аудиторской деятельности включает проверку экономических расчетов обоснования стоимости природоохранных мероприятий и создания природоохранных сооружений. В настоящее время уже разработаны специальные методики по экологическому аудиту.
Все большее внимание во всех отраслях деятельности уделяется формированию и рациональному использованию интеллектуального капитала, т.е. созданию, распространению и контролю над использованием интеллектуальных продуктов и формированию высококвалифицированного состава специалистов. Естественно, что интеллектуальный продукт в условиях рыночной экономики продается, передается как вклад в уставный капитал и т.д. Для объективной оценки этого продукта должна быть проведена независимая экспертиза, направленная, прежде всего, на определение его реальной доходности (основной признак нематериальных активов - возможность приносить прибыль). Это направление деятельности может быть отнесено к аудиту интеллектуальных продуктов.
Можно
было бы назвать дополнительно
2.2
Классификаторы сопутствующих
аудиту услуг
В российской хозяйственной и налоговой практике для отнесения услуг к тому или иному виду деятельности, для принятия организационных решений используются различные общероссийские классификаторы. Так, использование кода Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) с номерами от 10000 по 87900 для отнесения экономического субъекта к предприятиям отраслей сферы материального производства значительно облегчило возможность применения льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений производственного назначения как для аудиторских организаций, так и для организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также многих других.
Применение ОКОНХ позволяет наиболее полно учесть отраслевые особенности при предоставлении льгот по различным налогам (налогу на имущество) для объектов социально-культурной сферы, льготы по НДС для научных организаций, учреждений культуры и искусства и в других случаях.
Однако даже в условиях применения классификаторов не удается избежать коллизий при решении вопросов, касающихся уплаты налогов. Так, в соответствии с письмом Минфина РФ № 04-02-14 от 19 декабря 1997 г. (имеет статус официальной переписки) несмотря на то, что аудиторская деятельность имеет код 84400 и по существующей редакции ОКОНХ входит в подотрасль материальной сферы «Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка» (код 84000), «аудиторская деятельность является исключением и относится к непроизводственной сфере». В результате аудиторские фирмы не могут реализовать свое право на льготу по налогу на прибыль по капитальным вложениям. Этим же письмом установлено, что в связи с принятым Госкомстатом России решением об обязательном проставлении в формах федерального государственного статистического наблюдения кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) по видам деятельности, начиная с отчетности за 1997 г., аудиторская деятельность относится к группировке «Деятельность в области составления счетов, бухгалтерского учета и ревизий, консультаций по вопросам налогообложения» с кодом 7412. В этой ситуации, на наш взгляд, круг видов услуг, которые могут быть оказаны аудиторскими организациями, сужается, поскольку, например, такие виды услуг, как составление бизнес-планов, автоматизация бухгалтерского учета и другие, в Классификаторе закодированы не по коду 7412.
Общая классификация работ и услуг, включая и сопутствующие аудиту работы и услуги, отражена в ОКДП (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 г.). Именно названный классификатор рекомендован стандартом для применения аудиторами. Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. Использование перечня может помочь аудиторским организациям лучше понять требования настоящего стандарта к видам сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, использование Классификатора окажет помощь аудиторским организациям и в формулировке наименований услуг, с которыми указанные фирмы выходят на рынок.
В
соответствии с ОКДП ОК 004—93 видам
услуг присваивается