Содержание и порядок использования МСА № 240. Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или профессиональные аудиторские организации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………….3
1. Содержание и порядок использования МСА 240…………………………4
2. Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13……………...13
Заключение……………………………………………………………..……..…18
Список литературы...............................................................................................19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ МСА).docx

— 36.40 Кб (Скачать)

     В разделе «Неспособность аудитора завершить  задание» отражено право аудитора принять решение об отказе от проведения аудита, если субъект не принимает никаких действий по исправлению ситуации в связи с мошенничеством, даже если последствия мошенничества не являются существенными для финансовой отчетности. Отмечено, что в число факторов, которые могут повлиять на решение аудитора, входит подозрение в причастности высших руководящих лиц субъекта к мошенничеству, что может поставить под сомнение достоверность заявлений руководства. Кроме того, если клиент отказывается дать действующему аудитору разрешение на обсуждение; его дел, то об этом следует сообщить аудитору, получившему предложение о проведении аудита.

     В разделе «Перспективы государственного сектора» отмечено, что на характер и объем аудита в государственном  секторе могут повлиять законодательные акты, постановления, инструкции и директивы министерств, касающиеся выявления фактов мошенничества и ошибок. Требования этих нормативных актов могут ограничить возможность аудитора выносить собственные суждения, а условиями аудиторского задания может быть установлена обязанность по доведению до сведения соответствующих лиц фактов мошенничества. Так, в дополнение к официально возложенным обязанностям по выявлению фактов мошенничества использование общественных денежных средств предполагает, что вопросам мошенничества будет уделяться больше внимания, и аудиторам следует в большей степени отвечать общественным ожиданиям относительно обнаружения мошенничества.

     В приложении 1 к МСА 240 приведены примеры  факторов риска, связанных с искажениями в результате мошенничества, в том числе мошеннического составления финансовой отчетности и незаконного присвоения активов.

     Факторы риска мошенничества, связанные  с искажениями в результате мошеннического составления финансовой отчетности, сгруппированы по трем категориям:

     ■  характеристики руководства и его влияние на контрольную среду (данные факторы относятся к способностям руководства, давлению с его стороны, стилю руководства и отношению к средствам внутреннего контроля и процессу составления финансовой отчетности);

     ■  состояние отрасли (к этим факторам относится экономическая и регулирующая среда, в которой работает субъект);

     ■  операционные характеристики и финансовая стабильность (эти факторы риска относятся к характеру и сложности структуры субъекта, его хозяйственным операциям, финансовому положению субъекта и его прибыльности).

     Факторы риска мошенничества, связанные  с искажениями в результате незаконного  присвоения активов, подразделяются на две категории:

     ■  подверженность активов незаконному присвоению (эти факторы относятся к характеру активов субъекта и степени их подверженности краже);

     ■  средства контроля (к данным факторам относится недостаточность средств контроля, организованных для предотвращения или обнаружения незаконного присвоения активов).

     В приложении 2 к МСА 240 приведены примеры  модифицирования процедур в качестве отклика на оценку факторов риска мошенничества. В частности, в этом стандарте представлены следующие конкретные примеры возможных откликов аудитора:

     ■  посетить производственные помещения или провести тестирование без предварительного предупреждения (например, провести инвентаризацию в офисах или внезапный пересчет наличных средств);

     ■  обратиться с просьбой о проведении инвентаризации ближе к концу года;

     ■  провести аналитические процедуры проверки по существу на очень детальном уровне (например, сравнить объем продаж и себестоимость продаваемых товаров в разрезе объектов и производственных линий с ожиданиями аудитора);

     ■  использовать методы с применением компьютеров (например, анализ данных для тестирования на предмет нахождения аномалий в генеральной совокупности);

     ■  проверить целостность записей и операций, осуществленных на компьютере;

     ■  провести поиск дополнительных аудиторских доказательств из внешних источников за пределами субъекта, в котором проводится аудит, и др.

     Приложение 3 к МСА 240 называется «Примеры обстоятельств, указывающих на возможное мошенничество  или ошибку». В этом приложении в качестве обстоятельств, указывающих на возможное искажение, перечислены:

     ■  нереальные сроки проведения аудиторской проверки, устанавливаемые руководством;

     ■  ограничение руководством масштабов аудита;

     ■  доказательства, необычные с точки зрения документального оформления, например, изменение документов с помощью исправлений от руки, составленные от руки документы, которые обычно составляются в электронном виде, а затем распечатываются;

     ■  предоставление информации с нежеланием или с большим опозданием;

     ■  незаконченные или неадекватные в значительной мере учетные записи;

     ■  неподтвержденные хозяйственные операции;

     ■  существенные расхождения с ожидаемыми значениями, раскрытыми в ходе выполнения аналитических процедур;

     ■  доказательства неоправданно высокого уровня жизни некоторых сотрудников и должностных лиц;

     ■  неадекватные средства контроля над компьютерной обработкой данных (например, большое число ошибок при обработке данных, задержки в обработке результатов и подготовке отчетов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сравнительная характеристика обязательных требований мса № 240  с требованиями правил аудиторской деятельности № 13  

     На  основе МСА 240 разработано ПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита». Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации мошенничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать некоторое деяние как мошенничество может только суд или следствие, но никак не аудитор. Поэтому в отечественном стандарте речь идет не о мошенничестве и ошибках, а о преднамеренных и непреднамеренных искажениях отчетности. 

     Преднамеренное  искажение бухгалтерской отчетности представляет собой результат преднамеренных действий (бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом. Понятие «преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в МСА 240 термину «мошенничество».

     Непреднамеренное  искажение бухгалтерской отчетности является результатом действий (бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Понятие «непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в МСА 240 термину «ошибка».

     Как преднамеренные, так и непреднамеренные искажения бухгалтерской отчетности у проверяемого экономического субъекта могут быть существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными.

     Проведем  анализ обязательных требований к аудитору в МСА 240 в сравнении с требованиями, содержащимися в ПСАД N 13 (табл.1). Основная цель аудитора в отношении мошенничества сформулирована в МСА и шире, и конкретнее, чем в ПСАД N 13.

     Таблица 1. Сравнительный анализ целей аудита

Новый МСА 240 ПСАД N 13
10. Цели аудитора состоят в следующем:

выявить и оценить риски существенных искажений в результате мошенничества

2. При  планировании, выполнении и оценке  результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского  заключения аудитор должен рассмотреть  риск существенных искажений  финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок
- получить существенные надлежащие  аудиторские доказательства в  отношении оцененных рисков существенных  искажений в результате мошенничества  путем разработки и применения  надлежащих ответных процедур 
- надлежащим образом реагировать  на выявленное или подозреваемое  мошенничество 
 
 

     Таким образом, выполняя требования МСА 240, аудитор обязан не только выявлять риски существенных искажений в результате мошенничества, но и разрабатывать аудиторские процедуры применительно к выявленным рискам, применять эти процедуры и в случае выявления мошенничества надлежащим образом на него реагировать.

     Всего в разделе "Требования" МСА 240 содержится 35 обязательных требований к аудитору. Можно сгруппировать их по основным укрупненным блокам (табл.2) и рассмотреть, существуют ли аналогичные обязательные требования в ПСАД N 13.

     Таблица 2. Сравнительный объем обязательных требований к аудитору

Обязательные  требования нового МСА 240 ПСАД N 13
1. Обязательные предварительные процедуры:  Да 
наличие профессионального скептицизма  Да 
обсуждение  в группе Да 
2. Процедуры оценки риска искажения  отчетности в результате мошенничества Да 
3. Выявление и оценка рисков  существенного искажения в результате мошенничества Нет
4. Действия в ответ на оцененные  риски  Нет
5. Оценка полученных аудиторских  доказательств  Да 
5а.  Заявления руководства  Да 
5б.  Невозможность завершить задание  Да 
6. Сообщение информации  Да 
7. Аудиторское заключение  Да 
8. Документирование  Нет
 

     Как видно, часть обязательных требований к аудитору, содержащихся в МСА 240, полностью отсутствует в ПСАД N 13. Требования блоков 3 и 4 МСА 240 не будут рассматриваться, поскольку они связаны с реализацией применительно к мошенничеству требований МСА 315 и 330, не имеющих аналогов среди ПСАД. Однако даже по тем блокам, которые присутствуют и в ПСАД N 13, и в МСА 240, объем обязательных требований в МСА 240 при более подробном анализе, как правило, оказывается существенно шире, чем объем аналогичных требований в ПСАД N 13. Примерами таких расширенных требований являются блоки 1, 2, 5, 5а и 6.

     И ПСАД N 13, и новый МСА 240 предполагают, что аудитор должен исходить из позиций  профессионального скептицизма  и что в ходе аудита необходимо обсуждать подверженность финансовой отчетности искажениям из-за мошенничества.  

     В МСА 240 введены отсутствующие в ПСАД N 13 обязательные требования, которые аудитор должен выполнить в рамках процедур оценки риска существенного искажения.

Информация о работе Содержание и порядок использования МСА № 240. Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13