Система учёта «Директ-Костинг», её роль и значение в управленческом учёте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения полноты включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) система учёта полной себестоимости не полностью обеспечивает информацией, необходимой для эффективного управления затратами. Поэтому в международной практике всё чаще применяется учёт ограниченной себестоимости «директ-костинг». Эту систему можно рассматривать как одну из альтернативных традиционному отечественному подходу калькулированию, когда по объектам затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. В данном случае себестоимость учитывается и планируется только в ча

Работа содержит 1 файл

Управленческий учёт.doc

— 106.00 Кб (Скачать)


1.(16)Система учёта «Директ-Костинг», её роль и значение в управленческом учёте.

 

С точки зрения полноты включения  затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) система учёта полной себестоимости не полностью обеспечивает информацией, необходимой  для эффективного управления затратами. Поэтому в международной практике всё чаще применяется учёт ограниченной себестоимости «директ-костинг». Эту систему можно рассматривать как одну из альтернативных традиционному отечественному подходу калькулированию, когда по объектам затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. В данном случае  себестоимость  учитывается и планируется только в части переменных затрат. Оставшаяся часть издержек (постоянные затраты) в калькуляцию не вносится, а периодически списывается на финансовые результаты за отчётный период. По переменным затратам оцениваются также запасы, остатки готовой продукции на складах и незавершённое производство. На первых этапах практического применения  такого подхода в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Поэтому такая система получила название «директ-костинг» (система учёта прямых затрат). Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учётную систему, где себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Следовательно, в названии допускается некоторая условность. При учёте сокращённой себестоимости постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчётах не участвуют. Такие расходы полностью вводят в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды продукции и в конце отчётного периода списывают  непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг», - раздельный учёт переменных и постоянных затрат убытками отчётного периода. Термины  «переменные», «постоянные», «полупеременные», «полупостоянные» применяются в случаях, когда необходимо дать характеристику поведению затрат при изменениях объёма производственной деятельности. При установлении различий между постоянными и переменными затратами нужно принимать во внимание рассматриваемый период времени. Для длительного периода времени (несколько лет) все затраты будут переменными. Для более короткого периода времени (один год) затраты будут постоянными или переменными в зависимости от изменений производства. Это допущение о существовании линейной зависимости совокупных  переменных затрат от объёма производства. Переменные затраты в сумме изменяются прямо пропорционально изменению объёма производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды). Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объёма производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства (амортизационных отчислений, заработной платы руководителей, повременной заработной платы рабочих и т.п.). Однако большинство затрат относится к полупеременным (смешанным), одни в большей степени, другие в меньшей зависят от объёма производства. Наиболее типичные примеры рассмотренных видов затрат:

Переменные: прямые материальные; прямые трудовые; энергия на технологические цели.

Постоянные: амортизация основных средств общехозяйственного назначения; заработная плата  работников управления; арендная плата; большинство других статей  управленческих расходов (транспортное обслуживание управленческого персонала, охрана, канцтовары и др.)

Смешанные: материально-техническое обслуживание; затраты на телефон; затраты на отопление.

Сущность технологии управления «директ-костинг» базируется на методике калькулирования  издержек производства и расчёта прибыли посредством увязки объёма производства с затратами и доходами. Для этого (в достаточной степени условно) разделяют совокупные затраты на переменные, которые отождествляют с прямыми, и постоянные, которые отождествляют с косвенными. Дифференциация производственных расходов позволяет определить зависимость объёма прибыли от объёма реализации продукции и на этой основе управлять себестоимостью. Прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные – собирают на отдельном счёте и списывают на общие финансовые результаты того отчётного периода, в котором они возникли. Если из суммы выручки по каждому изделию исключить переменные затраты, то получим маржинальный доход (брутто-прибыль) по данному изделию. Сложив брутто-прибыль по всем изделиям, получим общую величину прибыли, предназначенную для покрытия общей суммы постоянных затрат. Технология калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг» предусматривает неизменную величину постоянных расходов при любом объёме производства, поэтому основное внимание в управленческом учёте уделяется именно постоянным расходам. Система «директ-костинг» имеет несколько отличительных особенностей: разделение производственных затрат на переменные (прямые) и постоянные; калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам; многостадийность составления отчёта о доходах. Данная система ориентирована на реализацию. Чем больше объём реализации, тем больше прибыли получает предприятие. Готовую продукцию и незавершённое производство оценивают только по переменным (прямым) затратам, что побуждает предприятие изыскивать возможности увеличения объёма реализации. Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях системы «директ-костинг» следующий. Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учёте на счетах 8110 «Основное производство» и 8310 «Вспомогательные производства». Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счёте 8410 «Накладные расходы», затем ежемесячно переносятся на счета 8110 «Основное производство» или 8310 « Вспомогательные производства». Условно-постоянные расходы в части общих управленческих  и хозяйственных затрат отражаются на счёте 7210 «Административные расходы», а в части сбытовых расходов – на счёте 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг». Суммы фактической себестоимости  продукции, законченной производством и переданной на склад, переносятся со счёта  8110 «Основное производство» в дебет счетов 1320 «Готовая продукция»  или 7010 « Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг». Условно-постоянные расходы, собранные на счетах  7110,7210, 7450 в конце каждого отчётного периода полностью списываются на счёт 5610 «Итоговая прибыль (убыток)» в уменьшение итоговой прибыли. При системе «директ-костинг» схема построения  отчётов о доходах многоступенчатая. В ней содержатся 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. В основе многостадийности составления отчёта о доходах лежит отчёт о маржинальном доходе. Маржинальный доход – это разница между выручкой от продажи продукции и её неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли. Важным моментом калькуляции себестоимости продукции по переменным затратам является связь калькуляции с анализом безубыточности производства, которая формирует информацию для расчёта оптимального соотношения затрат и прибыли. Калькулирование себестоимости по переменным издержкам оказывает существенное влияние на уровень цен на изделия, стимулирование  производительности различных сегментов бизнеса. Стандартный директ-костинг – это система достижения конечной цели предприятия – получения чистой прибыли. Преимущества системы «директ-костинг»:

- простота и объективность калькулирования  частичной себестоимости, т.к.  отпадает необходимость в условном  распределении постоянных затрат;

- возможность сравнения себестоимости  различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам;

- выявление изделий с большей  рентабельностью для расширения  их выпуска;

- возможность контроля изменения  прибыли вследствие изменения  переменных расходов, цен реализации  и структуры выпускаемой продукции;

- создание условий для оперативного  контроля величины постоянных  расходов, так как при учёте полной себестоимости часть нераспределённой суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, и поэтому контроль за ними ослабевает;

- расширение аналитических возможностей учёта, так как происходит процесс тесной интеграции учёта и анализа;

- использование принципов системы  «директ-костинг» в сочетании  с другими системами управленческого  учёта.

В данной системе имеются следующие  недостатки:

- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные, что будет сказываться на результатах;

- необходимость для большинства  предприятий наличия информации  о величине полных издержек, прежде  всего для определения цены  изделия, т.к. в ценах в долгосрочном  плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;

- наличие некоторых трудностей  при формировании внешней отчётности.

 

2. (53). Метод сегментного анализа.

 

Метод сегментного анализа  – метод, основанный на данных многоступенчатого  сегментного учёта затрат и вложений в общую сумму прибыли от каждой зоны.  Анализ прибыльности сегмента требуется для стратегических решений, например, для решений о сокращении или расширении конкретных сегментов. Примерами анализа прибыльности сегментов могут служить анализ прибыльности выпуска данного продукта и анализ прибыльности клиента. Учет и классификация затрат по функциям способствуют отслеживанию деятельности руководителя, отвечающего за контроль этих затрат. При этом появляется возможность оценки вклада подразделения в получение общей прибыли. Каждый продукт «общей корзины» показывает процентную валовую маржу (маржинальный доход) по отношению к собственной чистой выручке. Кроме этого, каждый продукт подчеркивает свой процентный вклад в совокупную валовую маржу. В итоге анализа вклада каждого продукта можно увидеть влияние любых изменений в ассортименте на общую операционную прибыль за рассматриваемый период. Сегментирование отчетов о прибылях может проводиться для различных уровней деятельности организации и в разных форматах: по отделениям, компаниям, сервисным центрам, персональным продажам, территориям, по отечественным и иностранным операциям. Обычно осуществляется для внутренних целей управления в формате вклада, то есть с калькулированием в директ-костинг (на основе переменных затрат). При этом учитывается:

1) поведение затрат (деление  на постоянные и переменные);

2) очерчивание затрат, которые могут включаться в сегменты.

Сегмент - некоторая часть  или деятельность организации, в  которой руководитель отвечает за затраты  или доходы. Сегментная маржа - сумма, оставшаяся после того, как из чистой выручки покрыты все переменные и постоянные затраты сегмента. Сегментированный отчет - отчет о прибылях или другой отчет, в котором представлены данные, разделенные по продуктовым линиям, подразделениям, территориям или другим сегментам организации. Центр ответственности - подразделение организации, в котором руководитель может осуществлять контроль затрат, получения прибыли и осуществление инвестиций в основные фонды (операционные активы). Уровень ответственности бывает ниже (центр затрат) или выше (центр инвестиций), в зависимости от системы интеграции отчетов о выполнении заданий подразделением. Центр затрат - центр ответственности, в котором руководитель контролирует только затраты. Центр прибыли – центр ответственности, в котором руководитель контролирует затраты и генерируемую подразделением прибыль. Центр доходов – центр ответственности, в котором руководитель контролирует затраты и обеспечиваемый подразделением доход. Центр инвестиций - центр ответственности, в котором руководитель контролирует затраты, генерирование прибыли и инвестиции в основные фонды. Основой для решения задач управленческого учета, несомненно, является сегментная структура данных, прежде всего - в разрезе проектов, структурных подразделений, направлений, номенклатуры продуктов и т. д. В первую очередь прорабатывается структура компании, штатное расписание, структура подразделений. Распределение затрат по центрам ответственности осуществляется при помощи  специальной шахматной ведомости, по строкам и столбцам которой откладываются виды затрат и центры ответственности, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты. Если какие-либо затраты невозможно отнести ни на один центр ответственности (например затраты на аренду помещения), их распределяют пропорционально выбранной базе (например в случае затрат на аренду помещения базой может служить занимаемая площадь). Для подготовки отчётности за периоды, начинающиеся с 1 января 2009 года вводится МСФО № 8 «Операционные сегменты», заменяющий МСФО № 14 «Сегментная отчётность». Согласно новым правилам специалисты по МСФО должны составлять примечания по сегментам, используя данные управленческой отчетности. Таким образом, информация, представляемая руководству в составе управленческой отчетности, будет отражаться и в отчетности по МСФО. Новый подход к представлению информации по сегментам может привести к появлению новых отчетных сегментов, изменению порядка раскрытия информации и повлиять на другие участки учета. Ключевым отличием МСФО (IFRS) 8 является ориентация на раскрытие информации об операционных сегментах с использованием так называемого управленческого подхода. Это означает, что теперь операционные сегменты должны определяться так, как они установлены менеджментом компании для принятия решений о распределении ресурсов и оценки результатов деятельности компонентов бизнеса. Операционный сегмент – это подразделение компании:

- которое может получать  доходы и нести расходы от  операций как внутри компании, так и с внешними контрагентами; 

- результаты работы  которого регулярно анализируются  высшим органом оперативного  руководства при принятии решений о наделении его ресурсами и оценке его деятельности; 

- по которому доступна  обособленная финансовая информация.

Таким образом, данные сегментной отчётности, которые ранее подлежали  подробному раскрытию в управленческом учёте, теперь также будут раскрываться в финансовой отчётности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Задание №7

Фирма «Ромат» планирует  расширить производство таблеток. Реализация этого проекта требует капитальных  затрат в сумме 36 800 000 тенге. Производительность оборудования  8 000 блистеров (упаковок) в смену. Предприятие планирует перейти на двухсменную работу. Реализационная цена дополнительно полученной продукции 65 тенге за блистер, плановая себестоимость 42 тенге за блистер.

       Требуется  рассчитать:

1) дополнительную прибыль  от производства таблеток;

2) период окупаемости  затрат.

Решение:

1)Рассчитаем количество  произведённых блистеров в день:

8 000 шт.*2см.= 16 000 шт., т. е умножаем количество производимых блистеров в смену на количество смен.

2) Рассчитаем чистую прибыль на каждую единицу дополнительно полученной продукции:

65 тг-42 тг=23 тг, т. е   из реализационной цены отнимаем  себестоимость.

3) Рассчитаем  чистую  прибыль от дополнительно полученной  продукции в день:

16 000 шт.* 23 тг=368 000 тг, т. е умножаем количество производимых блистеров в день на чистую прибыль от единицы дополнительно полученной продукции.

4) Рассчитаем период  окупаемости затрат:

36 800 000 тг/ 368 000 тг=100 дней, т. е делим общую сумму затрат на сумму чистой прибыли в день.

Ответ: 1) дополнительная прибыль на единицу продукции – 23 тенге, в день- 368 000; 2) период окупаемости 100 дней.

 

2. Задание № 17.

Отразить в учёте  затраты по исправимому браку:

- материалы на исправление  – 1000;

- ТЗР (1%) - ?

- Оплата труда –  800;

- Отчисления от оплаты  труда – 151;

- Обобщить затраты  по исправлению брака.

Удержать за брак  виновника  – 1 100;

Непогашенную сумму  затрат по браку отнести на основное производство - ?

Информация о работе Система учёта «Директ-Костинг», её роль и значение в управленческом учёте