Саморегулируемая
организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая
организация, созданная на условиях членства
в целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности.
Саморегулирование
в области аудиторской деятельности регулируется
следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30 ноября
1994 года № 51-ФЗ.
- Федеральный
закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых
организациях».
- Федеральный
закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях».
- Федеральный
закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности».
- Постановление
Правительства от 16 февраля 2008 года №
80 «Об утверждении положения о лицензировании
аудиторской деятельности».
- И другие
нормативно-правовые акты.
Некоммерческая
организация приобретает статус
саморегулируемой организации аудиторов
с момента ее включения в государственный
реестр саморегулируемых организаций
аудиторов.
Некоммерческая
организация включается в государственный
реестр саморегулируемых организаций
аудиторов при условии соответствия ее
следующим требованиям10:
- Объединение
в составе саморегулируемой организации
в качестве ее членов не менее 700 физических
лиц или не менее 500 коммерческих организаций,
соответствующих установленным законом
требованиям к членству в такой организации.
- Наличие утвержденных
правил осуществления внешнего контроля
качества работы членов саморегулируемой
организации аудиторов и принятого кодекса
профессиональной этики аудиторов.
- Обеспечение
саморегулируемой организацией аудиторов
дополнительной имущественной ответственности
каждого ее члена перед потребителями
аудиторских услуг и иными лицами посредством
формирования компенсационного фонда
(компенсационных фондов).
Компенсационный
фонд первоначально формируется
исключительно в денежной форме за счет
взносов членов саморегулируемой организации
в размере не менее чем три тысячи рублей
в отношении каждого члена.
В
случае применения в качестве способа
обеспечения ответственности членов
саморегулируемой организации перед
потребителями и иными лицами системы
личного и (или) коллективного страхования,
минимальный размер страховой суммы по
договору страхования ответственности
каждого члена не может быть менее чем
тридцать тысяч рублей в год.
Государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
осуществляет Министерство финансов Российской
Федерации.
Целями
деятельности саморегулируемых организаций
аудиторов являются:
- Объединение
аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов для осуществления контроля
за их деятельностью.
- Повышение
качества выполняемых аудиторских услуг.
- Информирование
профессиональных участников аудиторской
деятельности.
Для
достижения этих целей перед саморегулируемыми
организациями аудиторов ставятся следующие
основные задачи:
- Осуществление
контроля за соблюдением членами саморегулируемой
организации аудиторов требований
Федерального закона, стандартов аудиторской
деятельности, правил независимости аудиторов
и аудиторских организаций, кодекса профессиональной
этики аудиторов.
- Установление
в отношении аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов, которые являются
членами саморегулируемой организации
аудиторов, дополнительных требований,
обеспечивающих их ответственность при
осуществлении аудиторской деятельности.
- Разработка
и установление дополнительных мер дисциплинарного
воздействия на членов СРО аудиторов
за нарушение ими требований Федерального
закона, стандартов аудиторской деятельности.
- Преимущества
саморегулируемой организации аудиторов:
- Саморегулируемая
организация аудиторов осуществляет защиту
прав и законных интересов ее членов;
- Членство
в саморегулируемой организации аудиторов
ведет к повышению качества осуществляемых
работ;
- Членство
в саморегулируемой организации аудиторов
ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- Саморегулируемая
организация аудиторов оказывает помощь
в повышении квалификации сотрудников
членов СРО;
- Саморегулируемая
организация аудиторов осуществляет информационную
поддержку членов, путем предоставления
изменений, в нормативно-правовые акты,
затрагивающие профессиональных участников
– членов СРО, проведению общих собраний
членов СРО, организации круглых столов,
симпозиумов и конференций, посвященных
актуальным темам саморегулирования,
функционирования СРО, а так же проблемам
в сфере регулирования и функционирования
аудиторской деятельности.
Саморегулируемая
организация аудиторов устанавливает
требования к членству в ней аудиторских
организаций, аудиторов, которые должны
быть едиными для всех членов саморегулируемой
организации аудиторов, и не должны
противоречить следующим требованиям:
1.
Требования к членству аудиторских организаций
в саморегулируемой организации аудиторов:
- коммерческая
организация может быть создана в любой
организационно-правовой форме, за исключением
открытого акционерного общества, государственного
или муниципального унитарного предприятия;
- численность
аудиторов, являющихся работниками коммерческой
организации на основании трудовых договоров,
должна быть не менее трех;
- доля уставного
(складочного) капитала коммерческой организации,
принадлежащая аудиторам и аудиторским
организациям, должна быть не менее 51 процента,
а численность аудиторов в коллегиальном
исполнительном органе коммерческой организации
должна быть не менее 50 процентов состава
такого исполнительного органа. Лицо,
являющееся единоличным исполнительным
органом коммерческой организации, а также
индивидуальный предприниматель (управляющий),
которому по договору переданы полномочия
исполнительного органа коммерческой
организации, должны быть аудиторами.
- безупречная
деловая репутация;
- наличие и
соблюдение правил осуществления внутреннего
контроля качества работы.
2.
Требования к членству аудиторов в саморегулируемой
организации аудиторов:
- наличие квалификационного
аттестата аудитора;
- безупречная
деловая (профессиональная) репутация.
Аудиторские
организации, как и индивидуальные
аудиторы, обязаны уплатить взносы
в саморегулируемую организацию
аудиторов в размерах и порядке,
которые устанавливаются ею, а
также взносы в компенсационный
фонд саморегулируемой организации аудиторов.
СРО
аудиторов имеют право11:
- от своего
имени оспаривать в установленном законодательством
Российской Федерации порядке любые акты,
решения и (или) действия (бездействие)
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, нарушающие
права и законные интересы СРО, ее члена
или членов либо создающие угрозу такого
нарушения;
- участвовать
в обсуждении проектов федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации, государственных программ
по вопросам, связанным с предметом саморегулирования,
а также направлять в органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления заключения
о результатах проводимых ею независимых
экспертиз проектов нормативных правовых
актов;
- вносить на
рассмотрение органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
предложения по вопросам формирования
и реализации соответственно государственной
политики и осуществляемой органами местного
самоуправления политики в отношении
предмета саморегулирования;
- запрашивать
в органах государственной власти Российской
Федерации, органах государственной власти
субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления информацию и
получать от этих органов информацию,
необходимую для выполнения СРО аудиторов
возложенных на нее федеральными законами
функций, в установленном федеральными
законами порядке;
- устанавливать
требования, дополнительные к предусмотренным
Законом об аудиторской деятельности,
в отношении аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов, которые являются
ее членами;
- устанавливать
требования, обеспечивающие их ответственность
при осуществлении аудиторской деятельности;
- устанавливать
меры, дополнительные к мерам, предусмотренным
Законом об аудиторской деятельности;
- устанавливать
меры дисциплинарного воздействия на
ее членов за нарушение ими требований
Закона об аудиторской деятельности;
- устанавливать
стандарты аудиторской деятельности;
- устанавливать
правила независимости аудиторов и аудиторских
организаций;
- устанавливать
кодекс профессиональной этики аудиторов;
- организовывать
профессиональное обучение лиц, желающих
заниматься аудиторской деятельностью.
Саморегулируемая
организация аудиторов не вправе осуществлять
деятельность и совершать действия, влекущие
за собой возникновение конфликта интересов
СРО и интересов ее членов или создающие
угрозу возникновения такого конфликта.
Саморегулируемая
организация аудиторов не может
являться членом другой СРО.
Саморегулируемая
аудиторская организация обязана:
- осуществлять
функции, установленные законодательством;
- участвовать
в установленном порядке в создании, включая
финансирование, и деятельности единой
аттестационной комиссии предусмотренной
Законом об аудиторской деятельности;
- сообщать
в Министерство финансов РФ об изменениях
в сведениях о СРО аудиторов для внесения
в государственный реестр СРО аудиторов,
а также о возникшем несоответствии СРО
требованиям, установленным Законом об
аудиторской деятельности, не позднее
семи рабочих дней со дня, следующего за
днем возникновения соответственно указанных
изменений в сведениях или несоответствия;
- сообщать
в Министерство финансов РФ о дополнительных
к требованиям, установленным федеральными
стандартами аудиторской деятельности,
требованиях, предусмотренных СРО в своих
стандартах, а также о дополнительных
нормах профессиональной этики, включенных
в принятый ею кодекс профессиональной
этики аудиторов, в порядке, сроки и по
форме, которые определяются Министерством
финансов РФ;
- представлять
в Министерство финансов РФ отчет об исполнении
СРО, ее членом или членами требований
законодательства Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов, регулирующих
аудиторскую деятельность, в порядке,
сроки и по форме, которые определяются
Министерством подтверждать соблюдение
аудиторами, являющимися членами этой
СРО аудиторов, требования об обучении
по программам повышения квалификации;
- не позднее
10 рабочих дней со дня, следующего за днем
получения письменного запроса, представлять
в Министерство финансов РФ и совет по
аудиторской деятельности по их запросам
копии решений органов управления и специализированных
органов СРО;
- оказывать
содействие представителям совета по
аудиторской деятельности в ознакомлении
с деятельностью СРО.
Заключение
В
настоящее время в России формируется
четырехуровневая система нормативного
регулирования аудита. Первый уровень
- Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности», который является
одним из основных законодательных актов
и определяет место аудита в современной
финансово-хозяйственной деятельности
в качестве необходимого равноправного
элемента. Для России это особенно важно,
поскольку исторически государственный
финансовый контроль превалировал над
другими видами контроля. Принятие Закона
позволяет считать, что становление аудита
в России состоялось.
К документам второго уровня относятся
распоряжения Президента, постановления
Правительства РФ, приказы и разъяснения
Минфина РФ, Федеральные стандарты (правила)
аудиторской деятельности. В настоящее
время разработано и утверждено 30 федеральных
стандартов. Третий уровень — внутренние
стандарты саморегулируемых аудиторских
организаций. Основное назначение стандартов
– установление норм аудита, однозначно
интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности и прежде всего арбитражным
судом. К третьему уровню относятся нормативные
акты министерств и федеральных служб,
устанавливающие правила аудиторской
деятельности и проведение аудита. Четвертый
уровень – внутренние (внутрифирменные)
регламенты (стандарты) аудиторской деятельности,
которые разрабатывают аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы на базе федеральных
стандартов и практики аудита. Содержание
и форма таких документов являются прерогативой
аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют
престиж аудиторских фирм.
В
России на первом этапе развития аудита
государство, стремясь обеспечить публичные
интересы, занимало жесткие позиции
"администрирования" в аудиторской
сфере с целью выработки правил
поведения на рынке аудиторских
услуг, создания правового механизма регулирования
отношений, связанных с аудиторской деятельностью.
По мере развития экономических отношений
возникает необходимость не только в воздействии
государства на рынок аудиторских услуг,
но также включения механизмов саморегулирования.
Первый Федеральный закон «Об аудиторской
деятельности» был принят в августе 2001
г., что подтвердило окончательное становление
системы российского аудита и определило
перспективы его дальнейшего развития
За
период с начала рыночных реформ и
до настоящего времени различные органы
государственной власти регулировали
и контролировали аудиторскую деятельность.
Закон
об аудите изменил структуру системы
государственного регулирования аудиторской
деятельности в России. В соответствии
с данным Законом Правительство
РФ осуществляет государственное регулирование
аудиторской деятельности: определяет
федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный осуществлять функции
государственного регулирования аудиторской
деятельности, и утверждает Положение
о нем; утверждает федеральные стандарты
аудиторской деятельности, порядок проведения
конкурсов на проведение обязательных
аудиторских проверок юридических лиц,
доля участия государства в которых составляет
не менее 25%, и др. При уполномоченном федеральном
органе государственного регулирования
аудиторской деятельности в целях учета
мнения профессиональных участников рынка
аудиторской деятельности действует Совет
по аудиторской деятельности. Государственное
регулирование аудиторской деятельности
дополняется деятельностью саморегулируемых
аудиторских организаций, устанавливающих
обязательные правила для своих членов
и осуществляющих контроль за их соблюдением.