Система нормативного регулирования аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1)рассмотрение системы нормативного регулирования аудиторской деятельности;
2)организация государственного регулирования аудиторской деятельности;
3)изучение содержания и классификации аудиторских стандартов, их видов и значения.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Правовое регулирование аудита в России 5
1.1 Общая характеристика системы нормативного регулирования аудита в России 5
1.2 Закон РФ «Об аудиторской деятельности» 7
1.3 Закон РФ «О саморегулируемых организациях» 9
1.4 Стандарты аудиторской деятельности в РФ 10
2 Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России 12
2.1 Уполномоченный федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности 12
2.2 Совет по аудиторской деятельности при УФО 13
2.3 Саморегулируемые организации аудиторов 16

Работа содержит 1 файл

КР_Система нормативного регулирования аудита в России.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

     Саморегулирование в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  • Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  • Постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».
  • И другие нормативно-правовые акты.

     Некоммерческая  организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов  с момента ее включения в государственный  реестр саморегулируемых организаций  аудиторов.

     Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям10:

  • Объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом требованиям к членству в такой организации.
  • Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.
  • Обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов).

     Компенсационный фонд первоначально формируется  исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

     В случае применения в качестве способа  обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования, минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

     Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

     Целями деятельности саморегулируемых организаций аудиторов являются:

  • Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.
  • Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.
  • Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

     Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями аудиторов ставятся следующие основные задачи:

  • Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации  аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
  • Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
  • Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов СРО аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.
  • Преимущества саморегулируемой организации аудиторов:
  • Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
  • Членство в саморегулируемой организации аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;
  • Членство в саморегулируемой организации  аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • Саморегулируемая организация аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений, в нормативно-правовые акты, затрагивающие профессиональных участников – членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций, посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.

     Саморегулируемая  организация аудиторов устанавливает  требования к членству в ней аудиторских  организаций, аудиторов, которые должны быть едиными для всех членов саморегулируемой организации аудиторов, и не должны противоречить следующим требованиям:

     1. Требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов:

  • коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
  • доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами.
  • безупречная деловая репутация;
  • наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.

     2. Требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов:

  • наличие квалификационного аттестата аудитора;
  • безупречная деловая (профессиональная) репутация.

     Аудиторские организации, как и индивидуальные аудиторы, обязаны уплатить взносы в саморегулируемую организацию  аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, а  также взносы в компенсационный  фонд саморегулируемой организации аудиторов.

     СРО аудиторов имеют право11:

  • от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  • вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  • запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СРО аудиторов возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
  • устанавливать требования, дополнительные к предусмотренным Законом об аудиторской деятельности, в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами;
  • устанавливать требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • устанавливать меры, дополнительные к мерам, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности;
  • устанавливать меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудиторской деятельности;
  • устанавливать стандарты аудиторской деятельности;
  • устанавливать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • устанавливать кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

     Саморегулируемая организация аудиторов не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

     Саморегулируемая  организация аудиторов не может  являться членом другой СРО.

     Саморегулируемая  аудиторская организация обязана:

  • осуществлять функции, установленные законодательством;
  • участвовать в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии предусмотренной Законом об аудиторской деятельности;
  • сообщать в Министерство финансов РФ об изменениях в сведениях о СРО аудиторов для внесения в государственный реестр СРО аудиторов, а также о возникшем несоответствии СРО требованиям, установленным Законом об аудиторской деятельности, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
  • сообщать в Министерство финансов РФ о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных СРО в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством финансов РФ;
  • представлять в Министерство финансов РФ отчет об исполнении СРО, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРО аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представлять в Министерство финансов РФ и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО;
  • оказывать содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРО.

     Заключение

     В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования аудита. Первый уровень - Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов и определяет место аудита в современной финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

       К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ, Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности. В настоящее время разработано и утверждено 30 федеральных стандартов. Третий уровень — внутренние стандарты саморегулируемых аудиторских организаций. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. К третьему уровню относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита. Четвертый уровень – внутренние (внутрифирменные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют престиж аудиторских фирм.

     В России на первом этапе развития аудита государство, стремясь обеспечить публичные  интересы, занимало жесткие позиции "администрирования" в аудиторской  сфере с целью выработки правил поведения на рынке аудиторских  услуг, создания правового механизма регулирования отношений, связанных с аудиторской деятельностью. По мере развития экономических отношений возникает необходимость не только в воздействии государства на рынок аудиторских услуг, но также включения механизмов саморегулирования. Первый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» был принят в августе 2001 г., что подтвердило окончательное становление системы российского аудита и определило перспективы его дальнейшего развития

     За  период с начала рыночных реформ и  до настоящего времени различные органы государственной власти регулировали и контролировали аудиторскую деятельность.

     Закон об аудите изменил структуру системы  государственного регулирования аудиторской  деятельности в России. В соответствии с данным Законом Правительство РФ осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности: определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности, и утверждает Положение о нем; утверждает федеральные стандарты аудиторской деятельности, порядок проведения конкурсов на проведение обязательных аудиторских проверок юридических лиц, доля участия государства в которых составляет не менее 25%, и др. При уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности действует Совет по аудиторской деятельности. Государственное регулирование аудиторской деятельности дополняется деятельностью саморегулируемых аудиторских организаций, устанавливающих обязательные правила для своих членов и осуществляющих контроль за их соблюдением.

Информация о работе Система нормативного регулирования аудита в России