Синтетический и аналитический учёт выбытия основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическое содержание основных средств, подробно ознакомиться с документооборотом и синтетическим и аналитическим учётом выбытия основных средств.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
ознакомление с понятием «основные средства», обоснование способов классификации и оценки основных средств;
раскрытие документооборота операций по выбытию основных средств;
уяснение порядка ведения синтетического и аналитического учета выбытия основных средств;

Содержание

Введение………………………………...………..…………………...... 1
Основные средства: задачи учёта, оценка основных средств и их классификация
1.1 Критерии отнесения объектов к основным средствам и задачи их учёта
Классификация и оценка основных средств
Классификация объектов основных средств
Документооборот операций по выбытию основных средств
2.1 Документооборот операций по списанию основных средств
2.2 Документооборот операций по продаже и иному выбытию основных средств
Синтетический и аналитический учёт выбытия основных средств
3.1 Синтетический и аналитический учёт списания основных средств, не пригодных для дальнейшего использования
3.2 Синтетический и аналитический учёт продажи основных средств
3.3 Синтетический и аналитический учёт иного выбытия основных средств
Налоговый учёт операций по выбытию основных средств
Заключение………………………………………………………………40
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по БФУ !!!!!!!.docx

— 71.16 Кб (Скачать)
 
     
    1.   Классификация и оценка основных средств
 

     Бухгалтерский учет основных средств ведется пообъектно в стоимостном и натуральном  выражении.

     Особенность функционирования основных средств (длительный период эксплуатации и постепенный  перенос стоимости на продукцию, работы и услуги) вызывает необходимость  применения разных стоимостных оценок.

     Основные  средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

     Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением  налога на добавленную стоимость  и иных возмещаемых налогов (кроме  случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).[3]

     В зависимости от способов поступления  объектов на предприятие первоначальная оценка основных средств будет осуществляться по-разному.

     По  основным средствам, приобретенным или возведенным за плату, в первоначальную стоимость включают суммы, уплаченные поставщикам или подрядчикам за выполненные работы; за информационно-консультативные услуги; таможенные пошлины и таможенные сборы; регистрационные сборы, уплаченные в связи с приобретением права собственности на объекты основных средств; государственная пошлина; невозмещаемые налоги; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

     Первоначальной  стоимостью основных средств, внесенных  в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.[4]

        Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

     Первоначальной  стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными  средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно организация  определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

       Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за иностранную валюту, определяется в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объектов на баланс.

     Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к  принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания  всего комплекса работ. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

     Коммерческая  организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения  о переоценке по таким основным средствам  следует учитывать, что в последующем  они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности, существенно  не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

     Переоценка  объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной  за все время использования объекта.

     Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете  обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской  отчетности предыдущего отчетного  года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

     Сумма дооценки объекта основных средств  в результате переоценки зачисляется  в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной  в предыдущие отчетные периоды и  отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется  на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.

     При выбытии объекта основных средств  сумма его дооценки переносится  с добавочного капитала организации  в нераспределенную прибыль организации.[3]

     Длительность  эксплуатации объектов основных средств  вызывает необходимость их переоценки, в результате которой определяется восстановительная стоимость.

     Восстановительная стоимость – это стоимость  действующих основных средств по рыночным ценам на дату переоценки. В настоящее время восстановительная  стоимость определяется не чаще одного раз в год. Для этого проводится обязательная инвентаризация.

     Исчисление  восстановительной стоимости производится двумя способами:

  1. на основе пересчета балансовой стоимости и индексы ее изменения, разрабатываемые Государственным комитетом РФ по статистике;
  2. на основе прямого пересчета балансовой стоимости на основе рыночных цен.

     Разницы, возникшие в результате переоценки основных средств, относятся на счет 83 «Добавочный капитал», субсчет  «Прирост стоимости имущества по переоценке».

     Остаточная  стоимость основных средств определяется в виде разницы между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленной амортизации. В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

     Основные  средства играют важную роль в процессе труда, так как в своей совокупности они образуют производственно-техническую  базу организации и определяют ее производственный потенциал. Основные средства разнообразны по составу и назначению. [9, с. 134]

     В бухгалтерском учете основные средства классифицируются по целому ряду признаков:

  1. По использованию в процессе производства включают следующие группы:
    1. основные средства в запасе;
    1. основные средства в эксплуатации;
    2. основные средства в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации;
    3. основные средства временного использования для производственных нужд (объекты сезонного характера производства).
  1. По видам основных средств:
    1. здания:
    2. сооружения;
    3. машины и оборудование;
    4. транспортные средства;
    5. вычислительная техника;
    6. производственный и хозяйственный инвентарь;
    7. многолетние насаждения;
    8. земельные угодья;
    9. объекты природопользования;
    10. рабочий и продуктивный скот.
  1. По праву собственности на объекты основных средств:
    1. собственные основные средства;
    2. основные средства, полученные в аренду;
    3. основные средства, полученные в безвозмездное пользование;
    4. основные средства, полученные в оперативное управление.

     Классификация основных средств по использованию в хозяйственной деятельности предназначена для правильного начисления амортизации.

     Группировка основных средств по принадлежности позволяет получать необходимую информацию для расчета налога на имущество и начисления амортизации.

     Классификация основных средств по видам способствует правильной организации учета данной части имущества, получению информации для целей статистического обобщения. Данная группировка основных средств используется также для правильного выбора методов начисления амортизации.[7, c.68] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ДОКУМЕНТООБОРОТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫБЫТИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
    1. Документооборот операций по списанию объектов основных средств
        
     Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
  1. объекта основных средств - по форме № ОС-4;
  2. автотранспортных средств - по форме № ОС-4а;
  3. групп объектов основных средств - по форме № ОС-4б.

     Составляются  в двух экземплярах, подписываются  членами комиссии, назначенной руководителем  организации, утверждаются руководителем  или уполномоченным им лицом.

     Первый  экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи  на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

     В случае списания автотранспортного  средства в бухгалтерию вместе с  актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета  в Государственной инспекции  безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

     В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная  стоимость":

  1. по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
  2. по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

     В показателях граф "Сумма начисленной  амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

     Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

  1. в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма № ОС-4);
  2. в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма № ОС-4а);
  3. в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма № ОС-4б).

     Данные  результатов списания вносятся в  инвентарную карточку (книгу) учета  объекта, объектов и группового учета  объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).[5]

     «Инвентарная  карточка учета объекта основных средств» (№ ОС-6) применяется для пообъектного учёта всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудование) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ. 

     3.2 Документооборот операций по  продаже и иному выбытию основных  средств

     Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

     а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в  эксплуатацию (для объектов, не требующих  монтажа, - в момент приобретения, для  объектов, требующих монтажа, - после  приема их из монтажа и сдачи в  эксплуатацию),

     поступивших: по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

     путем приобретения за плату денежными  средствами, изготовления для собственных  нужд и ввода в эксплуатацию законченных  строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном  порядке;

     б) выбытия из состава основных средств  при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

     Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с  действующим законодательством  в особом порядке.

     Прием-передача объекта(ов) между организациями  для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава  основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:

     - по форме № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

     - по форме № ОС-1а - для зданий, сооружений;

     - по форме № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).

     Реквизит "Государственная регистрация  прав" заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним.

     В формах № ОС-1 и № ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.

     В случаях приобретения объектов через  сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется.

     В показателях граф "Сумма начисленной  амортизации (износа)" указывается  сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

     Раздел 2 заполняется организацией-получателем  только в одном (своем) экземпляре.

     В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности  двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве  общей собственности. При этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой  собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость  приобретения объекта основных средств  была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), - сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка  Российской Федерации на дату, выбранную  в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

     Данные  приема и исключения объекта из состава  основных средств вносятся в инвентарную  карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).[5]

     Заполненные формы № ОС-1 и № ОС-6 представлены в приложении. (Приложение А) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ  УЧЁТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    1. Синтетический и аналитический учёт списания основных средств не пригодных для дальнейшего использования
 

     Выбытие основных средств происходит в следующих  ситуациях:

  1. при списании объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации;
  2. при продаже объектов;
  3. при безвозмездной передаче другому предприятию;
  4. при передаче в счёт вкладов в уставные капиталы других предприятий;
  5. в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество);
  6. при ликвидации основных средств в результате аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  7. списание основных средств в результате выявленной недостачи, хищения основных средств;
  8. при передаче в доверительное управление;
  9. по договору мены.

     Операции  продажи и прочего выбытия  основных средств оформляются типовыми формами первичной учётной документации – актами о списании и приемке передаче основных средств (ф. №4, 4а, 4б, 1а, 1б).

     На  основании оформленных и переданных бухгалтерской службой актов  на списание основных средств и инвентарной  карточки производится отметка о  выбытии объекта. Записи о выбытии  объекта основных средств производятся в соответствующем документе, открываемом  по месту его нахождения. Инвентарные  карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течении срока, определяемого руководителем организации.

     Для учёта выбытия объектов основных средств (в результате продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счёту 01 «Основные средства»  может открываться субсчёт «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающего  объекта, а в кредит – сумма  накопленной амортизации.

     По  окончании процедуры выбытия  остаточная стоимость объекта списывается  со счёта 01 «Основные средства» на счёте 91 «Прочие доходы и расходы».

     Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются по кредиту счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами  учёта расчётов или денежных средств.

     При этом надо иметь в виду, что к  счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут открываться субсчета 1 «Прочие  доходы» и 2 «Прочие расходы», на которых записи накапливаются в  течение отчётного года. Ежемесячно сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты с целью выявления сальдо прочих доходов или прочих расходов. Указанное сальдо, учтённое на счёте91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Сальдо прочих доходов и расходов», касающихся, в частности, продажи, выбытия и прочего списания объектов основных средств, ежемесячно списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки».

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) поступления от продажи основных средств включаются в прочие доходы. Указанные поступления принимаются к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре.

     Если  выбывает объект основных средств, стоимость  которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счёте 83 «Добавочный  капитал», следует включить в состав нераспределённой прибыли: Дебет 83 Кредит 84.[7, c.115]

     Списанию подлежат объекты основных средств, неспособные приносить организации доход в будущем.

     Чтобы определить, действительны ли объекты  основных средств непригодны для  дальнейшего использования, в организации  создаётся постоянно действующая  комиссия. В состав такой комиссии входят главный бухгалтер и те лица, на которых лежит ответственность  за сохранность основных средств.

     Члены этой комиссии должны:

  • осмотреть объект основных средств, подлежащий списанию, и проверить наличие технической документации;
  • проверить данные бухгалтерского учёта по этому объекту;
  • установить непригодность объекта к восстановлению или дальнейшему использованию;
  • установить причины списания (физический или моральный износ, нарушение условий эксплуатации, авария, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и т. д.);
  • установить лиц, которые виновны в преждевременном выбытии основного средства из эксплуатации, и дать предложения о привлечении их к ответственности;
  • определить, возможно ли использование различных деталей, узлов, материалов, остающихся от списываемого объекта основных средств; определить их стоимость исходя из текущих рыночных цен (на дату списания объекта). Принятие к учёту этих материальных ценностей осуществляется на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений.
  • Если списываемый объект основных средств  содержит цветные и драгоценные металлы, то комиссия должна определить вес, проконтролировать их изъятие и сдачу на соответствующий склад;
  • составить соответствующую первичную документацию: акт о списании объекта основных средств по форме № ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б). На основании этих актов сделать соответствующие записи в инвентарной карточке форма № ОС-6. Если списывается автотранспортное средство в результате произошедшей аварии, то необходимо иметь акт ГИБДД об аварии с указанием причин и виновников. Если автотранспортное средство списывается вследствие физического износа, то необходимо иметь справку ГИБДД о снятии автомобиля с учёта.

         Рассмотрим  записи в учёте:

       Дебет 01.2 Кредит 01.1 – списание первоначальная стоимость ликвидируемых основных средств;

     Дебет 02 Кредит 01.2 - списание начисленной  амортизации;

     Дебет 91.2 Кредит 01.2 – списана остаточная стоимость ликвидируемых основных средств;

     Дебет 91.2  Кредит 10, 23, 60, 70, 69 – отражены дополнительные расходы по ликвидации основных средств (демонтаж, разборка, погрузка);

     Дебет 19 Кредит 60 – отражена сумма «входного» НДС согласно счёту- фактуре сторонней  организации, привлечённой для ликвидации основного средства;

     Дебет 68/НДС Кредит 19 – возмещаем НДС;

     Если  в результате ликвидации были получены какие-либо детали, узлы или просто металлолом, которые организация  в дальнейшем может использовать, то их нужно оприходовать по рыночным ценам:

       Дебет 10 Кредит 91.1 – оприходованы  материальные ценности от ликвидации  основных средств;

     Дебет 99 Кредит 91.9 – отражён убыток от ликвидации основного средства.

     Согласно  подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию основных средств, выводимых из эксплуатации, включая сумму недоначисленной амортизации, признаются при налогообложении прибыли как внереализационные расходы.

     Для целей налогового учёта потери, вызванные  чрезвычайными обстоятельствами (в  том числе затраты, связанные  с предотвращением и ликвидацией  последствий), учитываются в составе  внереализационных расходов.

     В составе внереализационных расходов будет учтена рыночная стоимость  материальных ценностей, оприходованных после разборки основных средств.

     Если  эти материальные ценности будут  в дальнейшем использоваться в процессе производства продукции, то в расходах при налогообложении прибыли  следует учесть лишь 24% от их рыночной стоимости. Если же эти материалы будут проданы, то в расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, признаётся их полная стоимость.[16, c.158]  

         3.2 Синтетический и аналитический  учёт продажи основных средств

     На  основании документов, подтверждающих продажу основных средств, в учёте  делаются следующие записи:

     Дебет 01.2 Кредит 01.1 – отражено списание первоначальной стоимости выбывающих основных средств;

     Дебет 02 Кредит 01.2 – отражено списание амортизации, накопленной к моменту выбытия;

     Дебет 91.2 Кредит 01.2 – отражено списание остаточной стоимости выбывающего основного  средства.

     Эти записи делаются во всех случаях выбытия  основных средств.

     Дебет 62, 76, 70, 73… Кредит 91.1 – отражена выручка  от продажи основного средства согласно счёту, выставленного покупателю;

     Дебет 91.2 Кредит 68/НДС – отражено начисление НДС в бюджет с выручки от продаж;

     Поскольку в процессе реализации могут возникнуть различные расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, то сумму таких  расходов также отражают в составе  прочих расходов:

     Дебет 91.2 Кредит 10, 23, 60, 76, 69 – отражаются расходы, связанные с продажей основного  средства;

     В конце месяца определяется сальдо прочих доходов и расходов, т. е. финансовый результат. Для этого сопоставляются кредитовый оборот по счёту 91.1 и дебетовые  обороты по субсчетам к счёту 91. Полученный результат отражают следующим  образом:

     Дебет 91.9 Кредит 99 – прибыль или Дебет 99 Кредит 91.1 – убыток.

     Для целей налогового учёта доходы от продажи основного средства признаются в составе доходов от реализации. 

     
    1. Синтетический и аналитический учёт иного выбытия  основных средств

     К иному выбытию основных средств  относятся:

  1. безвозмездная передача другому предприятию;
  2. передача в счёт вкладов в уставные капиталы других предприятий;
  3. в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество);
  4. списание основных средств в результате выявленной недостачи,       хищения основных средств;
  5. передача в доверительное управление;
  6. списание объекта в результате чрезвычайной ситуации.
  7. Безвозмездная передача осуществляется по договорам дарения.

     По  договору дарения одна сторона безвозмездно передаёт или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Договор дарения должен быть заключён в письменной форме, если даритель – юридическое лицо и стоимость подарка – более пяти установленных законодательством РФ МРОТ. Вместе с тем бухгалтер должен помнить, что между коммерческими организациями безвозмездная передача и получение подарков на сумму более 5 МРОТ запрещена.

     В ситуациях, когда сумма подарка  превышает 5 МРОТ, договор дарения  признаётся недействительным и решением суда сделка может быть признана ничтожной. В связи с этим установлены общие положения о последствиях недействительности сделки:

  • недействительная сделка не влечёт за собой юридических последствий;
  • при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возвратить его стоимость в деньгах.
  • Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает её действие на будущее время.

       При безвозмездной передаче бухгалтер оформляет акт приёма-передачи объектов ОС по формам № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.

     Принимающей стороне передаётся копия инвентарной  карточки вместе с экземпляром акта приёма-передачи объекта ОС.

     В учёте делают записи:

     Дебет 01.2 Кредит 01.1 – списание балансовой стоимости безвозмездно передаваемых основных средств;

     Дебет 02 Кредит 01.2 – отражено списание амортизации, накопленной к моменту выбытия;

     Дебет 91.2 Кредит 01.2 – отражено списание остаточной стоимости выбывающего ОС;

     Если  у передающей стороны появляются дополнительные затраты, связанные  с передачей ОС, то их также отражают в составе прочих расходов:

     Дебет 91.2 Кредит 10, 60, 70, 69… - отражаются дополнительные расходы, связанные с безвозмездной  передачей.

     Безвозмездная передача товаров признаётся реализацией  и поэтому является объектом обложения  НДС:

     Дебет 91.3 Кредит 68 – отражено начисление НДС в бюджет с рыночной стоимости  основного средства, переданного  безвозмездно.

     При этом передающая сторона составляет счёт-фактуру в одном экземпляре:

     Дебет 99 Кредит 91.9 – отражён убыток от безвозмездной передачи.

     Этот  убыток, а также расходы, связанные  с безвозмездной передачей основного средства, для целей налогообложения прибыли не принимаются. В связи с этим возникает постоянная разница, которая приведёт к образованию постоянного налогового обязательства.

  1. Передача основных средств в счёт вклада в уставный капитал другой организации признаётся финансовыми вложениями.

     К учёту финансовые вложения принимаются по первоначальной стоимости.

     В бухгалтерском учёте финансовые вложения отражаются с использованием счёта 58 «Финансовые вложения». А  учёт вкладов в уставные капиталы других организаций осуществляются на счёте 58.1 «Паи и акции».

     На  счете 91 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток), который  в бухгалтерском учете отражается в составе операционных доходов (расходов) как доходы (расходы), связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций.

     Выбытие объекта основных средств, передаваемого  в счёт вклада в уставный капитал, отражается в размере его остаточной стоимости по дебету счёта учёта расчётов и кредиту счёта учёта основных средств.

     При передаче основных средств должен быть сформирован пакет из следующих  документов:

  • учредительный договор;
  • перечень передаваемых объектов основных средств;
  • копии инвентарных карточек (формы №ОС-6, ОС-6а, ОС-6б) по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации;
  • техническая документация по передаваемым объектам;
  • акт независимого оценщика об оценке основных средств (при необходимости);
  • акты о приёме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, ОС-1а, ОС-1б);
  • счета и счета-фактуры, подтверждающие дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств в качестве вклада в уставный капитал.

     Рассмотрим  записи в учёте:

     Дебет 01.2 Кредит 01.1 – списана первоначальная стоимость выбывающего ОС;

     Дебет 02 Кредит 01.2 – списана амортизация, накопленная к моменту выбытия;

     Дебет 91.2 Кредит 01.2 – отражена остаточная стоимость;

     Дебет 58.1 Кредит 91.1 – согласованная стоимость  между учредителями;

     Дебет 91.9 Кредит 99 – отражён финансовый результат (прибыль)

     Дт  счета 99 Кт счета 91-9 –отражен финансовый результат (убыток).

     Порядок исчисления налога на прибыль по операциям, связанным с передачей имущества  в качестве вкладов в уставные капиталы других организаций, регулируется ст.277 НК РФ. 

     Согласно  пп.2 п.1 ст.277 НК РФ не признается прибылью (убытком) налогоплательщика - акционера (участника, пайщика) разница между  стоимостью вносимого в качестве вклада имущества и номинальной  стоимостью приобретаемых акций (долей, прав).  При этом для целей налогового учета стоимость приобретаемых акций признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

     Если  учредитель осуществляет неденежный взнос  в уставный капитал другой организации, то в целях налогообложения данная операция в учете учредителя не признается реализацией. Учредитель, являющийся юридическим  лицом, осуществляет взносы в уставный капитал за счет собственной прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль. Согласно пункту 3 статьи 270 НК РФ расходы участника (учредителя) в  виде вкладов в уставный (складочный) капитал не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

     Таким образом, финансовый результат от передачи основных средств, выявленный в бухгалтерском  учете на счете 91 , для целей налогообложения  прибыли учитываться не будет.

  1. При списании основных средств в результате выявленной недостачи делаются следующие записи:

     Дебет 01.2 Кредит 01.1 – списана первоначальная стоимость;

     Дебет 02 Кредит 01.2 – списана накопленная  амортизация;

     Дебет 94 Кредит 01.2 – учёт недостачи по остаточной стоимости;

              а) если недостача отнесена  на виновное лицо:

     Дебет 73.2 Кредит 94 – недостача отнесена на виновное лицо;

     Дебет 94 Кредит 98.4 – разница между рыночной и балансовой стоимостью;

     Дебет 70, 50, 51 Кредит 73.2 – определена заработная плата работника за месяц;

     Дебет 98.4 Кредит 91.1 – определена сумма  ежемесячных выплат работника;

              б) если возмещение виновным  лицом осуществляется по исполнительным  документам:

     Дебет 76/расчёты по исполнительным документам Кредит 94;

     Дебет 94 Кредит 98.4;

     Дебет 70, 50, 51 Кредит 76/расчёты по исполнительным документам;

     Дебет 98.4 Кредит 91.1;

              в) если виновное лицо не  установлено или по истечении  срока исковой давности(3года), то  делается следующая запись:

     Дебет 91.2 Кредит 94.

  1. Передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления является извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема - передачи и т. п.).

     В бухгалтерском учете делаются записи:

     Дебет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" Кредит 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др.

     Одновременно  на суммы начисленной амортизации  производится запись:

     Дебет 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" Кредит 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

     Начисление  причитающейся по договору доверительного управления имуществом прибыли и  получение соответствующих денежных средств отражается записями:

     Дебет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" и  Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

     Начисление  причитающихся сумм возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной  выгоды от доверительного управляющего и получение указанных сумм отражается записями:

     Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы";

     Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

     При прекращении договора доверительного управления имуществом возвращенные объекты  имущества учитываются учредителем  управления в той же оценке, по которой  они были переданы в доверительное  управление. В бухгалтерском учете  делаются записи:

     Дебет 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др. Кредит 79 "Внутрихозяйственные  расчеты".

     Одновременно  на суммы начисленной амортизации  в рамках отдельного баланса производится запись:

     Дебет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" Кредит 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов".

  1. Списание объекта основных средств в результате чрезвычайной ситуации в бухгалтерском учёте отражается следующими записями:

     Дебет 01.2 Кредит 01.1- отражено списание первоначальной стоимости выбывающих основных средств;

     Дебет 02 Кредит 01.2 – отражено списание амортизации, накопленной к моменту выбытия;

     Дебет 91.2 Кредит 01.2 – отражено списание остаточной стоимости выбывающего основного  средства;

     Дебет 91.2 Кредит 10, 70, 69 – отражён расход по чрезвычайной ситуации;

     Если  есть какие-либо материалы от ликвидации объекта, то их принимаем к учёту  следующей записью:

     Дебет 10 Кредит 91.1;

     Дебет 76.1 Кредит 91.1 – отражаем страховое  возмещение.

     Дебет 99 Кредит 91.9 – отражаем финансовый результат по счёту 91. В данном случае это убыток.

  1. Выбытие в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество). Отражается следующими проводками на балансе участника договора:

     Дебет 01«Выбытие основных средств» Кредит 01 – списание балансовой стоимости  ОС;

     Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств» - списание начисленной амортизации;

     Дебет 58 Кредит 01«Выбытие основных средств» - отражена передача объекта основных средств в счёт вклада в совместную деятельность (по остаточной стоимости)

     Если  стоимость объекта основных средств, согласованная участниками совместной деятельности, отличается от его остаточной стоимости, то разница отражается:

     Дебет 91 Кредит 58 – превышение остаточной стоимости объекта над согласованной (убыток);

     Дебет 58 Кредит 91 – превышение согласованной  стоимости основных средств над  остаточной (прибыль). 
 
 
 

     
      

Информация о работе Синтетический и аналитический учёт выбытия основных средств