Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Работа содержит 1 файл

готовые шпоры по бухуч..doc

— 142.00 Кб (Скачать)
2. Учетная политика - это принятая ею совокупность способов ведения бухучета

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям  полноты, своевременности, приоритета содержания перед формой, рациональности. Учетная политика организ. формируется главбухом (бухгалтером) и утверждается руководителем.При этом утвержд.: рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетич. и аналитич. счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета. формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухотчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; другие решения, необходим. для организ. бухучета. При форм-нии учет. полит. организ. по каждому конкретному направлению ведения и организации бухучета осущ. выбор одного способа из нескольких допускаемых законод-ом и нормат-ми актами по бухучету. Принятая организ. учетная политика подлежит оформлению соответств. организ.-распор-ной докум-ей (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бух. отчетности, но не позднее 90 дней со дня гос-ой регис-ии. "Раскрытие учетной политики". Организ. должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бух. отчетности.  

5. оценка НМА, аморт-ия

Оценка  нематериальных активов. В учете и отчетности НМА отраж. по первонач-ой и остат-ой стоим-и., отдельно отраж. аморт. НМА. Первон-ная ст-ть опред. для объектов:

внесенных в  счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (по согласованной  стоимости);

приобр-ых за плату у других организ. и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;

полученных  безвозмездно от других организаций  и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Амортизац. цикл исп. НМА включает три стадии: поступление, амортизацию и выбытие. При поступлении производится их денежная оценка, определ. срок полезного использования. Сроки полезного исп. назначаются решением спец. комиссии предпр.,. руководст.:1) юр. сроками действия приобр. прав;2) временем ожидаемой эк-кой выгоды;3) предполаг. объемом продукции (работ, услуг).Если сроки уст. невозможно, то приним. период использования - 20 лет.При начисл. аморт. Примен. 2 подхода:

1) учет сумм  аморт. ведется на счете 05 "Амортизация нематериальных активов";

2) производится  прямое погаш. ст-ти НМА без  использования счета 05.

Начисл. аморт. НМА в первом подходе оформляется  в бухуч. следующими проводками:

Д 20, 23, 25, 26, 44 - К 05,

Когда на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" накопится сумма амортизации, равная балансовой стоимости НМА, то в дальнейшем аморт-ые отчисления не делаются. Во втором подходе начисление аморт. отражается в бухучете с помощью проводок:

Д 20, 23, 25, 26, 44 - К 04,

3. Учет основных  средств. Основные фонды - средств труда и мат условий процессов труда. Отличит. особ-ю осн. ср. яв.я их многократное исп-ие, сохранение кредитовому признаку. Анал учет осущ. параллельно синт-му или совмещается с синтетическим. Итоговые данные ЖО переносятся в глав книгу в конце месяца, на основании которой составляется бб и др формы отчетности. 5. Малые орг, имеющие на балансе основные средства, осущ пр-во продукции, большое колво рассчетных операций, могут применять упрощенную форму бу с использованием ряда регистров: ведомость форма В-1 - ведомость уч. осн. ср., нач-ых аморт-ых отчислений. В-2 - ведомость уч. произв-ых запасов и товаров и т.д. до В-8. Обобщение итогов фин-хоз деят за месяц производится в В-9 - шахматной ведомости. Она является основанием для составления бб. Система автомат-ого уч. отраж. осн. процессы, связ. с получ. разл. сводных показателей, хар-их ФХД орг. Автомат-ая форма бу - сочетание проф качеств и ф-ий пользователя с интел-ми возмож-ми, позволяющее получать необходимую для управления и оперативного контроля инфо в виде машинограмм и видеограмм.. Учёт амортизации основных средств Для учета аморт. осн. ср. исп. сч. 02 "Износ основных средств". Это пасс. счет. Предназ. для обобщения инфо об износе осн. ср.. Износ осн. средств опред. ежемесячно К сч. 02 могут быть открыты субсчета: 02-1, 02-2. На субсчете 02-1 учит. Движ.е износа осн. ср., принадл. предпр. на правах собственности. На субсчете 02-2 учит. движ. износа осн. ср., сданных в аренду. Начисл. сумма относ. в кредит сч. 02 с. Д сч.20, 26 – К сч.02. Предприятия - арендодатели отраж. сумму износа по, сданным в аренду по К 02 и Д 80. При выбытии объектов осн-х ср-тв, принадл. предпр. на правах собственности, сумма износа спис. С Д 02 в К 47..  
4 Учет поступления ОС.

   Поступ. осущ. за счет:1. Ввода в эксплуатацию новых объектов (капиталовложений).2. Регистрации действующего оборудования, зданий и т.д.3. Безвозмездного поступ..Указывается: год выпуска,  дата приобретения,  дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма износа, если он есть. Прилагаются технические характеристики и т.д.Вклад в уставной капитал в виде ОС также оформляется актом приемки - передачи. При инвентаризации могут быть выявлены ОС, которые не были учтены, но подлежат обязательному принятию на учет.Учет ОС ведется на счете 01”Основные средства”. По Дебету - поступление, по Кредиту - выбытие ОС.

1).Безвозмездное поступление ОС: Д01-К87.3:а) Расходы по доставке: - за счет фонда накопления: Д88.3,88.1-К23,60,68,70,71.; - за счет прибыли: Д81.2-К23,60,68,70,71.; - за счет нераспределенной прибыли прошлых лет: Д88.2-К23, 60, 68, 70, 71.;б) Расходы по монтажу включ в первонач ст-ть: Д08.3-К10,12, 13, 23, 60, 70, 71, 76.Присоединение к первоначальной стоимости: Д01-К08.в) Безвозмездное поступление ОС непроизводственного назначения(принимаются на учёт с отнесением не увеличение фонда соц. сферы): Д01-К88.4.;- расходы по доставке (за счет увеличения чистой прибыли): Д88.4-К23,60,68,70,71.2). Поступление ОС в качестве вклада в уставной капитал (первонач. Ст-ть = цена соглашения):Д01-К75.1;износ: Д75.1-К02.1

      Расходы по доставке (если их берет на себя принимающая  сторона): Д08.3-К10, 12, 13,  23, 60, 70, 71, 76.3). Покупка ОС ( приобретение) Д08-К60 - стоимость, указанная в счете поставщика.

Д01-К08 - первоначальная стоимость (т.е. оприходование).4). Аренда ОС: оприходование Д01-К03

      начисление  износа Д02.2-

4 Учет поступления ОС.

   Поступ. осущ. за счет:1. Ввода в эксплуатацию новых объектов (капиталовложений).2. Регистрации действующего оборудования, зданий и т.д.3. Безвозмездного поступ..Указывается: год выпуска,  дата приобретения,  дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма износа, если он есть. Прилагаются технические характеристики и т.д.Вклад в уставной капитал в виде ОС также оформляется актом приемки - передачи. При инвентаризации могут быть выявлены ОС, которые не были учтены, но подлежат обязательному принятию на учет.Учет ОС ведется на счете 01”Основные средства”. По Дебету - поступление, по Кредиту - выбытие ОС.

1).Безвозмездное поступление ОС: Д01-К87.3:а) Расходы по доставке: - за счет фонда накопления: Д88.3,88.1-К23,60,68,70,71.; - за счет прибыли: Д81.2-К23,60,68,70,71.; - за счет нераспределенной прибыли прошлых лет: Д88.2-К23, 60, 68, 70, 71.;б) Расходы по монтажу включ в первонач ст-ть: Д08.3-К10,12, 13, 23, 60, 70, 71, 76.Присоединение к первоначальной стоимости: Д01-К08.в) Безвозмездное поступление ОС непроизводственного назначения(принимаются на учёт с отнесением не увеличение фонда соц. сферы): Д01-К88.4.;- расходы по доставке (за счет увеличения чистой прибыли): Д88.4-К23,60,68,70,71.2). Поступление ОС в качестве вклада в уставной капитал (первонач. Ст-ть = цена соглашения):Д01-К75.1;износ: Д75.1-К02.1

      Расходы по доставке (если их берет на себя принимающая  сторона): Д08.3-К10, 12, 13, 23, 60, 70, 71, 76.3). Покупка ОС ( приобретение) Д08-К60 - стоимость, указанная в счете поставщика.

Д01-К08 - первоначальная стоимость (т.е. оприходование).4). Аренда ОС: оприходование Д01-К03

начисление  износа Д02.2-

6. Понятие, классификация, учет по приобретению и выбытию НМА.

В БУ - нематериальные активы учитываются по стоимости  их приобретения, которая определяется:1. По цене договоренности сторон. 2. По фактической стоимости приобретения.3. По цене, установленной экспертной оценкой.

 Первичный учет нематериальных активов осуществляется на основании:– свидетельств на право пользования;– актов приемки работ по разработке программного обеспечения;– протоколов о внесении нематериальных активов;– протоколов о собрании учредителей;– патентов и др.

 Аналитический учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках, где отражается наименование объекта, первоначальная стоимость, технико-экономическая характеристика, срок полезного действия объекта (тк на него начисляется износ) и др.

Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счете 04 “Нематериальные активы”, счет активный, Сд показывает наличие нематериальных активов.

 По  Д04 - поступление  нематериальных активов  в корреспонденции  с:– К08 “Капитальные вложения” при приобретении за плату;– К87 “Добавочный капитал” при безвозмездном поступлении или субсидиях государства. По К04 - выбытие нематериальных активов: – Д48 “Реализация прочих активов” при списании, реализации или безвозмездной передаче нематериальных активов. Одновременно отражается износ Д05 “Амортизация нематериальных активов” - К48. Д48 - К68 “Расчеты с бюджетом” -  начисление НДС. 

9. Учет фин результатов  предпр-я. Фин результат - прирост или уменьш-е ст-ти собств кап орг-ции, образовавш в процессе предпринимат деят-ти за отчетн период. В БУ результат такой деят определяют путем подсчета и балансирования всех приб и убытков (потерь) за отчетн период. Для этой цели служит 99сч приб и уб. Сальдо (дебетов – убыток, кредитов – приб) характеризует фин результат деят-ти орг-ции с начала отчетн периода. Д/формир-я фин результатов предусмотр счета: 90сч “Продажи” — учет дох и расх от обычн видов деят-ти; 91сч “Прочие дох и расх” — учет дох и расх от прочих операций; 99сч “Приб и уб” — формир-е конечн фин результата деят-ти орг-ции. По оконч кажд месяца сальдо дох и рас с 90 91 сч перенос на 99сч. Непосредств на 99сч отраж чрезвычайные дох и расх (потери от стихийн бедствий, национализации имущ-ва, etc) и суммы платежей нал на приб со сч68. В результ на счете 99 выявл-ся чистая прибыль орг-ции - основа д/объявления див и иного распр-я приб. Эта величина заключительными записями переносится на счет 84 “Нераспр прибыль (непокрыт убыток)”.

7. Понятие, состав, задачи учета и оценка МПЗ в бухгалтерском учете и отчетности.

 В бухгалтерском  учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

 а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной  для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты  и др.);

 б) предназначенные  для продажи (готовая продукция и товары);

 в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

 Основная  часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

 Основными задачами учета материально-производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов.

 Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

 Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

 Сырье и основные материалы предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

 Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

 Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь ль количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

 Покупные  полуфабрикаты сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

 Возвратные  отходы производства остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

 Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на

 технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

 Тара  и тарные материалы  — предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

 Инвентарь и хозяйственные  принадлежности — это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

 Кроме того, материалы классифицируют по техническим  свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

 Указанные классификации производственных запасов  используют для построения синтетического и аналитического учета, а также  составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

 Для учета  материально-производственных запасов  применяют следующие синтетические счета:

 10 «Материалы»;

 11 «Животные  на выращивании и откорме»;

 15 «Заготовление  и приобретение материальных  ценностей»;

 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

 41 «Товары»;

 43 «Готовая  продукция»;

 забалансовые  счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».

 К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

              1 «Сырье и материалы»;

 2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали»;

 3 «Топливо»;

 4 «Тара  и тарные материалы»;

 5 «Запасные  части»;                    

 6 «Прочие  материалы»;

 7 «Материалы, переданные в переработку на  сторону»;

 8 «Строительные  материалы»;

 9 «Инвентарь  и хозяйственные принадлежности»  и др.

 На малых  предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

 Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.

 При использовании  в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.

 Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной порядково-серийной системе, используя семи-восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий определяет субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов, остальные —

 различные признаки, характеристики материала.

 Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной. Она записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.

 Оценка  материально-производственных запасов. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

 Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

 Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

  Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

8. Учет товаров

 Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 "Товары" помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 "Основные средства" или 10 "Материалы").

К счету 41 "Товары" могут быть открыты субсчета:

41-1 "Товары  на складах";

41-2 "Товары  в розничной торговле";

41-3 "Тара  под товаром и порожняя" и  др.

На субсчете 41-1  учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых  и распределительных базах, складах, в кладовых организаций и т.п..На субсчете 41-2 учитывают наличие и  движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.). На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.).На субсчете 41-3 учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).

Приобретенные товары и тара принимаются организациями  торговли на учет по счету 41 "Товары" по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов. Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами.

Организациям  розничной торговли разрешается  оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с  отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуют по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 "Торговая наценка".

При признании  выручки от продажи товаров при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 41 в дебет счета 90 "Продажи".

Если выручка  от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может  быть признана в бухгалтерском учете, то отпущенные товары списывают с  кредита счета 41 в дебет счета 45 "Товары отгруженные", а после признания выручки - в дебет счета 90 с кредита счета 45.

10. Учет расчетов  с покупателями  и заказчиками

В настоящее  время в бухгалтерском учете  при отгрузке продукции покупателям  возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На суммы  оплаты за отгруженную продукцию, выполненные  работы и оказанные услуги организация  предъявляет расчетные документы  покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

     Дебет счета 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками"      Кредит счета 90 "Продажи"                            

При погашении  покупателями и заказчиками своей  задолженности они списывают  ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

При продаже  амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества  стоимость имущества по ценам  продажи списывают в дебет  счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов  и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также  возникающие суммовые и курсовые разницы.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи". Отрицательные суммовые разницы  оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательные - по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

Не востребованная в срок задолженность покупателей  и заказчиков списывается с кредита  счета 62 в дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" или 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому  предъявленному покупателем или  заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику. В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и т.п.), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

Аналитический учет по счету 46 ведется по видам работ.

11. Учет расчетов  с бюджетом.

Счет 68 "Расчеты  с бюджетом" предназначен для  обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, уплач-ым предприятием и налогам с персонала этого  предприятия. Счет активно-пассивный. По классификации относится к счетам хозяйственных средств. Счет 68 "Расчеты с бюджетом" кредитуется на суммы, причитающиеся ко взносу в бюджет (в корреспонденции со счетом 81 "Использование прибыли" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.) и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет. Например: начислен налог на прибыль Д-т сч.81 – К-т сч.68;перечислен налог на прибыль Д-т сч.68 – К-т сч.51Аналитический учет по счету 68 "Расчеты с бюджетом" ведется по видам налогов.Например: сч. 68 1 "Налог на прибыль";сч.68-2 "Налог на добавленную стоимость";с. 68-3 "Подоходный налог". 

12. УЧЕТ РАСЧЕТОВ  ПО ОПЛАТЕ ТРУДА…

Фонд оплаты труда – это сумма вознаграждения, предст-ого работнику в соответствии с кол-вом и качеством труда. Основанием для начисл. и выплаты  з/п явл.:1)штатное расписание 2)приказ 3)личная карточка 4)лицевой счет 5)табель учета использов. раб. времени и расчета з/п 6)листок вр-ой нетруд-ти . З/п начисляется 1 раз в месяц в бух. учете операции отражаются в последний день месяца. Предназначен счет 70 А – П. Сальдо К: кред. задолжность перед работниками по суммам начисленной з/п. По Д – удержание из з/п, выплата з/п, депонирование з/п. По К отражается сумма з/п, премии пособии по временной нетрудоспособности.1)начислена з/п работникам осн. производства. Д20   К70; 2)-//- вспомог. производства. Д23   К70; 3)удержан из з/п налог на доходы физ. лиц. Д68  К70; 4)-//- по исполнительным документам.  Д70   К50; 5)-//- в профсоюзные взносы. Д70   К68; 6)удержана з/п для перечисления во вклады. Д51   К58. Отпускные и больничные:При расчете отпуска используются данные за 3 месяца предшествующие отпуску. Учет ведется на счете 70 «Расчете по оплате труда». По Д отражается выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и др. С больничного листа производится налог на доход физ. лиц.1)выплата по больничному листу.   Д70   К50. 2)выплата по больничному листу б/н путем.  Д70   К51.

13.Учет  собств кап - разница м/у суммой активов орг и величиной обязат-в. Скорг-ии как юр лица в общ виде опред-я стоим- имущ-а, принадлежащ ей. В составе ск учитыв-ся уставный (складочный) 80сч, добавочн 83сч и резервн 82сч кап, фонды соц назначения (соц страх, пенсионн обеспеч, обязат мед страх) 69сч, нераспр прибыль 84сч и оценочн резервы: под обесценение вложений в цб (59сч, создание рез Д91.2 К59), но  в 1-ю очередь – учет резерва по сомнит долгам: дебиторск задолж-ть, кот не погашена в сроки, установл договором, и не обеспеч гарантиями. До создания резерва произв-ся инвентаризация дебиторск задолж-ти. 63сч резерв по сомнит долгам, П. Создается за счет прибыли предпр (Д91.2 К63), при покрытии Д63 К62. Списание – не аннулирование, 5 лет учитыв на 007сч списанная в убыток задолж-ть неплатежеспос кредиторов.
14. Учет кассовых  операций.

К кассовым операциям  относится процесс приема, хранения, расходования наличных денежных средств  и денежных документов. Ведение кассовых операций регламентируется рядом нормативных документов:

      - "Порядок ведения кассовых  операций в РФ". Инструкция  ЦБ РФ №18 от 1.10.1993 г.

      - "О применении контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением". Закон РФ от 18.061993 г.

Согласно  нормативным документам к учету  кассовых операций предъявляются следующие  требования:

1. Правильное  и своевременное документальное  оформление движения наличных  денежных средств и денежных  документов.

2. Контроль  за сохранностью и целевым их использованием.

3. Контроль  за соблюдением кассовой и  расчетно-платежной дисциплины.

Первичным документом по оприходованию денежных средств  в кассу является приходный кассовый ордер, форма №КО-1, в котором указывается, когда, сколько, от кого, на какие цели поступили денежные средства. Приходный кассовый ордер выписывается в бухгалтерии, подписывается гл. бухгалтером, а затем передается кассиру. Кассир проверяет правильность оформления ордера, принимает наличные деньги, подписывает  ордер, заполняет квитанцию к приходному ордеру, которая выдается лицу, внесшему деньги. Приходный ордер погашается штампом "Получено".

Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным  кассовым ордером, форма № КО-2. В  нем указывают, кому выданы деньги, на какие цели, какая сумма, дату, основание и подписи руководителя организации и гл. бухгалтера. Кассир обязан проверить правильность заполнения, наличие всех реквизитов и подписей руководителя и гл. бухгалтера организации. Деньги выдаются по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Расходный кассовый ордер гасится штампом "Оплачено".

Все приходные  и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются в бухгалтерии  в журнале регистрации приходных  и расходных кассовых ордеров, форма  № КО-3 с указанием даты, номера документа, суммы.

Ежедневно кассир записывает в кассовую книгу, форма № КО-4, остаток наличных денег в кассе на начало дня, приход и расход денег по каждому приходному и расходному ордеру в течение дня и остаток денег на начало следующего дня. Все записи в кассовой книге выполняются под копирку на основном и отрывном листах. Первый экземпляр остается в кассовой книге (хранится у кассира), а второй, отрывной, вместе с первичными документами передается в бухгалтерию и служит отчетом кассира.

Кассовая  книга должна быть единственной на предприятии. Она должна быть прошнурована, пронумерована, опечатана, подписана главным бухгалтером и руководителем предприятия.

Кассовые  документы заполняются аккуратно, без помарок и исправлений.

Для синтетического учета кассовых операций предназначен основной денежный активный счет 50 «Касса».

Первичный учет кассовых операций основан на первичных  документах (приходные, расходные кассовые ордера, платежные ведомости). Аналитический  учет осуществляется в кассовой книге, которая ведется по приходу и расходу наличных денежных средств. Синтетический учет осуществляется в журнале-ордере №1, данные которого переносятся в гл. книгу, а из гл. книги в баланс.

Поступление денег в кассу отражается по Дт 50. В зависимости от источника поступления кредитуются счета:

- Кт 51 - с расчетного  счета;

- Кт 52 - с валютного  счета;

- Кт 90 - при  поступлении выручки за оказанные  услуги, реализованную продукцию;

- Кт 70 - возврат  переплаченных сумм з. пл.;

- Кт 71- возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм;

- Кт 91 - при  продаже основных средств, прочих  активов; выявленные при инвентаризации  излишки наличных денежных средств.

Расходование  наличных денег отражается по Кт 50 в  корреспонденции со счетами:

- Дт 70 - при выплате з. пл., премий, пособий по социальному страхованию;

- Дт 71 - выдача  наличных денег подотчетным лицам  на служебные командировки и  другие хозяйственные расходы,  а также на погашение перерасходов  по подотчетным суммам;

- Дт 76 - выплата  депонированной з. пл., погашение кредиторской задолженности;

- Дт 69 - выдача  единовременных пособий по соц.  страхованию;

- Дт 51 - возврат  в банк невыданной з. пл., внесение  выручки от реализации продукции;

- Дт 86 - расходование  из кассы суммы целевых средств;

- Дт 94 - суммы  выявленных недостач наличных  денег в кассе при инвентаризации.

15. Учет операций  по расчетным счетам. Виды безналичных расчетов

Каждая организация  вправе открывать в любом банке  расчетные и другие счета для  хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных  расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).

Исключения  составляют платежи, взыскиваемые в  бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

В безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Ежедневно или  в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета  с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный  и конечный остатки на расчетном  счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм.. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные  средства предприятия, хранящиеся на расчетных  счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

16. Учет лиз-ых опер.

Затраты, связ. с осущ. приобрет. лиз-ого имущества, отраж.я на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств". Лиз-ое имущество  приходуется по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" с кредита счета 08. Передача лиз-ого имущ. Лизингополуч-ю отраж. записями в аналитическом учете по счету 03. Если по условиям договора лиз-ое имущ. учитывается на балансе лизингод-я, то затраты лизингод-я учит-ся на счете 20 "Основное производство" с кредита материальных, расчетных и других счетов (10, 69, 70 и др.). Начисл. амортиз. отраж. по дебету счета 20 и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лиз-ому имуществу спис. с кредита этого счета в дебет счета 90 "Продажи". Сумма лиз-ых платежей отраж. по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи". Поступление от лизингоп-ля лиз-ых платежей отражается по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При возврате лиз-ого имущества, его стоимость списывают с кредита счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в дебет счета 01 "Основные средства". Финансовый результат передачи лиз-ого имущ. лизингоп-лю отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Передачу лиз-ого имущ. лизингодателем лизингоп-лю оформляют :Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам", - на сумму лизинговых платежей

Кредит счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" - на стоимость лизингового  имущества

Кредит счета 98 "Доходы будущих периодов" - на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.

17. Учет аренды.

Аренда - основанн на договоре, срочное, возмездное владение и пользов землей, иными прир рес, предпр-ми etc обособл комплексами, а также имущ-вом, необход арендатору д/самостоят хоз etc деят-ти. Допускается во всех отраслях нар хоз-ва и м.применяться в отнош имущ-ва всех форм и видов собств-ти. Полученную от арендатора арендн плату отражают по Д счетов по учету ден ср-в 50, 51, 51 К76. При краткоср аренде арендатор учитывает арендованн объекты за балансом на отдельн 001сч арендованные ОС. Начисл за отчетн период арендн плату он учитыв как издержки произв-ва и обращ-я: Д25, 26, 44 К76. Если арендн плата начисл авансом в счет будущ отчетн периодов, Д97 расх будущ периодов К76 с последующ отнесением сумм, учтенн на 97сч в Д 25, 26, 44. Перечисление арендодателю сумм арендн платы Д76 К51. Осуществл за счет арендатора кап вложения в арендованн ОС Д01 К08 вложения во внеоборотн активы. Возврат арендованн имущ-ва отражается путем списания соотв суммы с 001сч. В бухучете операции аренды отражают: 1) Начисл аморт Д99 К02. 2) Начисл другие расх, возмещаем из арендн платы: Д76 К20 3) получ арендн плата Д51 К76  в части понесенных других расходов, К68 на остальную часть арендн платы.  

19. Учет расчетов  с учредителями  и акционерами. Все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.) по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т.п. учитывают на счете 75 "Расчеты с учредителями".

К счету 75 могут  быть открыты следующие субсчета:75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал";

75-2 "Расчеты  по выплате доходов" и др.На  субсчете 75-1 "Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал"  учитывают расчеты с учредителями  по вкладам в уставный капитал.При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет 75-1 и кредитуют счет 80 "Уставный капитал".

Фактически  внесенные вклады учредителей отражают по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, 50 и др.) и кредиту счета 75-1.Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".При этом на стоимость внесенных активов составляют следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"; Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями"; Дебет счета 01 "Основные средства" ; Д.сч.счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"; Дебет счета 04 "Нематериальные активы" ; Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

18. Учет кредитов  и займов. Кредиты банка, обеспечивая хоз-ую деятельность предприятий. Кредит – это система эк-их отношений, возник. при передаче имущ. в ден. или натур. форме от одних орг. или лиц другим на условиях возврата , как прав. с упл. %. Разл. Банк. и комм-ий кредит(займ). Различают краткосрочный и долгосрочный кредиты. Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности и предоставляется на срок до одного года. Долгосрочный кредит (срок свыше одного года. ). Учет операции ведется при помощ. сч. 66 и 67. Начисленные проценты - по Д91.  Срочн. Пролуч. Ср. на оч. Коротк. Срок - овердрафтный кредит. Орг. могут получ. кратк-ые и долг-ные займы путем выпуска и продажи акций и облигаций, а также под векселя и другие обязательства. Поступл. ср. отраж. по Д денежных средств или сч.70 и К 66,67. Если ЦБ проданы организацией по цене, превышающей из номинальную стоимость, то разницу отражают по К98, а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают сД98 в К91. Если облигации размещ. по цене ниже номинал. их стои-и, то разница доначисляется равномерно в теч. срока обращ. облигаций. На сумму доначислений дебетуют сч.91 и кредитуют 66,67.  Расходы связанные с выпуском акций и распр - ием ЦБ учитываются по Д91 с кредита соответствующих счетов. При погашении и возврате  ЦБ они спис. в Д66,67 с кредита ден-ых сч.. Поступившие денежные средства или иное имущество по договору займа денежных средств или иных вещей отражают по Д счетов учета ден. ср. или соответ. имущества(07,10 и др.) с кредита сч.66,67. Возврат денежных средств оформляют по Д66,67 и К50,51,52,07,10 и др. Полученные заимодавцем проценты подлежат облож. налогом на прибыль и НДС. НДС отраж. по Д91 и К68. При возврате заемщиком займов в натуральной форме могут возникнуть стоимостные разницы в оценке имущества, полученного в качестве  займа, и имущества, передаваемого для погашения. Возникающие разницы отражаются у заемщика в качестве операционных расходов(Д91 К66,67) или операционных доходов (Д66,67 и К91).  

23. Учёт финансовых вложений

Финансовые  вложения: инвестиции в уставной капитал  и цен. бумаги др. предприятий, затраты  орган-ций на приобр-ие госуд. ценн. бумаг, предоставление другим орган-ям займов. Учёт фин.вложений ведётся на сч.58, счёт активный, нач.сальдо по Дебету отражает сумму стоим-ти приобретённых цен.бумаг или выданных займов. Оборот по Кредиту отраж. сумму реализов-ых и погашенных цен.бумаг и возвращ. займы. Фин.вложения оцен-ся в бухучёте по фактическим затратам на их приобр-е и по факт. сумме влож-ых ср-в. Аналит. учёт фин.влож. ведут по видам вложений (паи, акции, облигации).Синт. учёт фин.влож. производится в журнале-ордере №8. 
 
 
 
 

1. ФЗ «о бухучете»  …Бухучет – сис-а сбора регистр. и обобщ. инфо. в ден. выраж. об имущ. обязательства организ. и их движения, путем сплошного непрерывного и док-ого учета всех хозяйствующих опер..Цель- формир полной и достоверной инфо. по финан. состоянию организ. и финан. рез. её деят-ти. Задачи бухучета: 1- формир. полной достоверной инфо. по деятел. организ. и её имущественному положению. 2- формир. инфо. необходимой для контроля за целесообразной хозяйствующей операцией.3- Обеспеч. контроля за наличием и движ. имущ. и обязательств.4- Обеспечения контроля за эффективностью использ. материальных, трудовых и финан. рес..5- Предотвращение отрицат. результатов хоз.деят-ти. Нормативное регулир. (стандарты бухучета)  Наши стандарты бухучета – положение бухгалтерского учета (ПБУ).1/98 первый стандарт принят в 1998 году.;ПБУ-1/98 учет. полит.;ПБУ-4/99 бух. отчетность организ.;ПБУ-5/01 учет МПЗ;ПБУ-6/01 учет ОС;ПБУ-9/99 доходы организ.;ПБУ-10/99 расходы организ.ПБУ-14/00 учет нематериальных активовПБУ –15/01 учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.

21 ноября 1996г.  в России был принят ФЗ «О  бухгалтерском учете». Он:а) повышает  юр. статус норм бухучета для  коммерч. и некоммерч. орган.; б)  закрепляет обязанность ведения  бухучета в юридических лицах;в)  повыш. статус норм бухучета  до уровня статуса норм другого законодательства.Закон о бухгалтерском учете состоит из трех  разделов.1 «Общие положения» дано определ. сущности бух.уч., названы его объекты, указ. задачи бухучета, приведены основные понятия, используемые в бухучете.

2 «основные  правила ведения бух учета» изложены требования в ведению бух учета, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бух учета, оценке имущества и обязательства, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. 3 «Основные правила составления и представления бух отчетности»

21.Учет  готов продукц. Готов продукц – часть МПЗ, предназнач д/продажи и явл-ся конечн рез. хоз процесса. Оценка: по фактич производств себест, по неполн произв себест (без учета ОХР), по оптов ценам реализац, по планов (нормативн) производств себест, по свободн отпускным ценам + НДС, по свободн рын ценам. 2 спос учета выпуска готов прод: по фактич и планов себест. Осн – 40сч выпуск гот прод, А-П, сальдо не имеет т.к ежемес закрыв-ся; исп д/выявл отклонений фактич себест от планов. Используя счет 40 1)оприходована готов прод на склад по мере отпуска прод по планов себест Д43 К40; 2) списана фактич себест выпущенной с произв-ва готов прод по итогам мес Д40 К20 3) выявл отклон фактич себест от планов (экономия/перерасх). При экономии исп красное сторно Д43 К20. Без учета счета 40 1) оприх 2) выявл отклон Д43 К20. Методы учета затр на пр-во и калькул себест – определение взаимосв способов отражения и контроля производств затрат д/исчисл фактич себест-ти продукц. Позаказный – исп-ся в индивид и мелкосерийн произв-ве, ремонтном, экспериментальн, etc вспомогат. Пр-ва исп механич сборку деталей, узлов, изделий в целом. Технологич процесс м/у цехами сильно взаимосвяз. Объект учета затр – отдельн заказ на изделие/серию. Прям затр относ непосредств на заказы, косв сначала обобщ по местам возникн-я, эк содерж-ю. Себест кажд заказа опр-ся после оконч раб по нему. Попроцессн прим в осн в добывающ отраслях пром-ти, энергетике. Краткий эк цикл, отсутств или min незаверш пр-во, огранич номенклатура. Объект учета затр = объект калк. Попередельн – в массов пр-ве с последоват перераб сырья в исходн продукт. Отдельн стадии технологич цикла с самостоят технологией и орг-ей пр-ва. Бесполуфабрикатн – контроль за движ-ем п/ф не запис на счета, осущ бухгалтерией в натур выраж-и; полуф. Нормативн- предпр-я машиностр, легк, пищев пром-ти с массов и крупносерийн произв-вом. По кажд изделию составл-ся предварит куалькул-я нормативн себест-ти изд. Ведется опреативн учет изменений норм, учитыв-ся отклон-е от нормы расх. Затем систематизир-ся фактич затр по объектам учета затр и фактич ст-ть отдельн изделий исчисл путем суммирования нормативн ст-ти по кажд статье и ∑ отклон и изменений. Отклон от норм: положит, отрицат, условн. В РФ мало применим из-за част смен норм.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
25.Учет  прочих доходов  и расходов. 
Элемен. формир-ия в бухучете инфо о финна-ых рез-ах с с\х орг-ми явл-ся доходы и расходы. Доходы - увел-е экон.выгод в теч.отчет.периода,кот.приводит к увел-ю капитала. Вкл.в себя выручку от продажи,%, арендная плата. Расход - уменьш-е эк.выгод в теч. отчет.периода, кот. приводит к уменьш.капитала. Вкл.в себя:затраты на пр-во проданной прод-и,аморт.отчисления, убытки от стих.бедствий,убытки от продажи ос.ср-в. В завис-ти от хар-ра различ.4гр. доходов:- от обычных видов деят-ти(выручка от продажи);- операц.доход(дох,получ.орг-ей от предост-я за плату во врем пользования своих активов);- внереализационный дох.(штраыфы,пени,неустойки за нарушение условий договора)- проч.поступления,к кот.относят чрезвыч. Доходы (страх. Возмещ., ст-ть мат.ценностей,остав.от списания непригодных к исп-ю). Учет дох. и расход. ведется на 91сч. Этот сч.акт-пасс. Имеет 3 субчсета: 1 прочие доходы - пассивный,2 проч. расходы – акт-ый,9 сальдо прочих дох.и Расходы вспомогательных производств предварительно собир-ся по дебету счета 23 «Вспомогательные произв-ва» и затем спис-ся на счет 20 «Основное производство». Косвенные расходы, связ-ые с управ-ем и обслуж-ем осн. произ-ва, собираются по дебету счетов 25 «Общепроизвод-ые расходы» и 26 «Общехозяйст-ые расходы» и списываются в дебет счета 20 «Основное производство». Расходы, связ. с потерями от брака, спис. на счет 20 «Основное пр-тво» с кредита счета 28 «Брак в производстве». Суммы фактической себест. готовой продукции, в зависимости от принятой в орг-ии учетной политики, могут списываться с кредита счета 20 «Основное произ-во» в дебет счетов 43 «Гот. Прод-ия», 40 «Выпуск прод-ии (работ, услуг)», 90 «Продажи».
22. Учёт процесса  продажи (реализации).

Реализация представ. собой совокупность хоз-ых операций, связ. со сбытом и продажей продукции (работ, услуг).В процессе реализации гот. прод., произведенная поставщ., передается покупателю. Покупатель оплач. продажную стоимость гот. прод.. Объем реализ. (выручка) является одним из важнейших показателей процесса реализ.. Выручка от реализации представляет собой ден. ср., получ. за реализованную прод-ю (оказанные услуги, выполненные работы) от покупателей.

В процессе реализ. товаропроизвод. возвращ. в ден. форме  затраты, связанные с произ-ом и сбытом прод., а также определ. сумма прибыли. Сумма прибыли определяется исходя из объема реализ. продукции по продажным ценам и полной ее факт. себестоимости. Полная себес-ть реализ. продукции складывается из произв-ой себестоимости и расходов, связанных с реализацией, которые называются коммерческими расходами.

     Счет 46.

      Д       К
Сн. —

1) Спис. гот.  прод.на реализ. по фактич. производ-ой  себест-ти К40

2) Коммерч.  расх. К43

4) Начис. НДС  в бюджет К68

5)^Прибыль  К80

 
3) Отгруж. Гот.  прод. покупателю Д62 по продажной цене с НДС 
 

5)^ Убыток  Д80

      Од.       Ок.
      Ск. —        
 

     Счет 46 бессальдовый, т.к. мы закрываем его  искусственно и переносим результат  на счет 80. 

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"