Роль и место института профессиональных бухгалтеров(ИПБ) России в деле реформирования бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем говорить о роли и месте ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета, следует определить его место в системе регулирования бухгалтерского учета в стране. Надо сказать, что система регулирования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики в нашей стране еще не до конца сложилась и находится в постоянном развитии. Ряд вопросов, например регулирование отраслевого бухгалтерского учета, еще не нашли своего окончательного решения.

Работа содержит 1 файл

бух.дело.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1: Роль и место института профессиональных бухгалтеров(ИПБ) России в деле реформирования бухгалтерского учета. 

      Прежде  чем говорить о роли и месте  ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета, следует определить его место  в системе регулирования бухгалтерского учета в стране. Надо сказать, что система регулирования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики в нашей стране еще не до конца сложилась и находится в постоянном развитии. Ряд вопросов, например регулирование отраслевого бухгалтерского учета, еще не нашли своего окончательного решения.

     Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в стране является Министерство финансов России (Минфин России), на которое возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета.

     Отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета были призваны регулировать отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов России. В настоящее время эта функция выполняется только некоторыми сохранившимися министерствами и ведомствами.

      Формирование  в Российской Федерации Института  профессиональных бухгалтеров явилось  следствием осуществления реформы  бухгалтерского учета в стране. С  момента своего образования ИПБ активно включился в процесс реформирования учета, так как одно из основных целей его создания является разработка новой методологии и методики учета в стране. Являясь добровольным союзом квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации учета.

  Правительство Российской Федерации в 1998 г. образовало Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), основной задачей которой является разработка и контроль выполнения вышеназванной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

     Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, в указанной программе также предусмотрено создание новой, отвечающей современным реалиям системы регулирования бухгалтерского учета в стране, а также организация системы переподготовки бухгалтерского персонала в соответствии с разработанными правилами бухгалтерского учета.

     МВК состоит в основном из руководителей (заместителей министров) ведомств, которые в той или иной мере заинтересованы в реформировании бухгалтерского учета в стране, - Министерства экономики, Комиссии РФ по ценным бумагам, Центробанка и др. В МВК входят также ведущие специалисты страны.

     Учитывая роль ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета в стране, заместителем председателя МВК назначен Президент ИПБ России профессор А.Н. Романов.

     Для решения конкретных задач, в частности для рассмотрения и определения степени готовности правил (стандартов) бухгалтерского учета, при МВК создана рабочая группа, которая состоит из представителей департаментов министерств и ведомств, пользователей финансовой отчетности и ведущих специалистов страны.

     Таким образом, интересы всех пользователей финансовой отчетности учитываются еще на стадии разработки правил (стандартов) бухгалтерского учета.

      С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета.

      Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах  ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа.

      Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей комиссии МВК по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.

      Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу общественной организации в  лице ИПБ России и государства  в лице Департамента методологии  бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

      Аналогично  строится работа и по созданию ряда отраслевых нормативных документов. Например, для Федеральной дорожной службы подготовлены методические рекомендации по отраслевым особенностям ведения  хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях дорожной сферы.

      Можно отметить, что в настоящее время  ИПБ России играет главенствующую роль в процессе аттестации главных бухгалтеров  организаций, попадающих под обязательный аудит. Институтом профессиональных бухгалтеров:

— создана и постоянно обновляется программа обучения главных бухгалтеров;

— разработана и активно действует система аттестации главных бухгалтеров на получение аттестата на звание «Профессиональный бухгалтер», позволяющего ему вступить в действительные члены ИПБ России и ТИПЕ;

— вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все ведущие экономические ВУЗы страны;

— создана система постоянного ежегодного повышения квалификации действительных членов ИПБ России и ТИПЕ для продления ими аттестата профессионального бухгалтера.

      Одной из важнейших задач функционирования ИПБ является создание системы информационного  обеспечения деятельности бухгалтеров.

      Под системой информационного обеспечения  бухгалтеров понимается информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.

     Основная задача Министерства финансов Российской Федерации при создании ИПБ России состояла в постепенной передаче ряда функций регулирования бухгалтерского учета, которые осуществляло в плановой экономике государство, профессиональным организациям.

   Следовательно, само сообщество бухгалтеров, объединенных в профессиональные организации, точно так же как и во всех других странах, должно взять на себя выполнение всех функций регулирования бухгалтерского учета, которые государство в настоящее время не может или по каким-то причинам не хочет выполнять.

      Роль  ИПБ России в реформировании учета  в стране нельзя недооценивать. За время  своего существования Институт не только пополнил ряды своих членов (более 130 тыс. человек), но и превратился в мощную профессиональную организацию, претендующую на активное участие в регулировании бухгалтерского учета в стране. 
 
 
 
 

Вопрос  № 2: Критерии выбора и обоснования  учетной политики на стадии жизненного цикла организации. 

      Выбранная организацией учетная политика оказывает  существенное влияние на величину показателей  себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную  стоимость и имущество, показателей  финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной и балансовой политикой организации, нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

      На  выбор и обоснование учетной  политики на разных жизненных циклах организации влияют следующие факторы:

1.     организационно-правовая форма организации;

2.     отраслевая принадлежность и  вид деятельности;

3.     масштабы деятельности организации;

4.     управленческая структура организации  и структура бухгалтерии;

5.     финансовая стратегия организации;

6.     материальная база;

7.   степень развития информационной  системы в организации, в том  числе и управленческого учета;

8.     уровень квалификации бухгалтерских  кадров. 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 3: Организационно-распорядительные документы. 

      Организационно-распорядительные документы (ОРД) условно подразделяются на три группы:

 * Организационные документы;

 * Распорядительные документы;

 * Справочно-информационные документы.

      На  организационно-распорядительном документе  обязательно должна быть подпись должностного лица (подписи, если документ разрабатывался и издавался несколькими должностными лицами). Наличие необходимых подписей напрямую связано с тем вопросом, имеет или не имеет документ юридическую силу.

      Главная особенность организационно-распорядительных документов состоит в том, что они являются внутренними документами. Иными словами, для того, чтобы разработать и ввести их в действие, не требуется участия сторонних организаций или представителей каких-либо других предприятий. Достаточно решения руководства или других должностных лиц того предприятия, деятельности которого эти документы касаются. Для подписания же внешних документов договоров, накладных, актов приемки работ и пр. волеизъявления представителей только одного юридического лица недостаточно. Необходимо решение должностных лиц как минимум двух организаций, неподотчетных друг другу.

      Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Например, Устав железных дорог РФ, Ветеринарный устав и т. д. Отдельно следует выделить уставы, определяющие организацию определенной сферы деятельности Вооруженных сил РФ (Строевой устав, Дисциплинарный устав и т.д.) Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами (министерствами, ведомствами, исполкомами местных Советов). В уставе определяются структура, функции и права организации. Например: устав школы-гимназии, утвержденный Советом гимназии, определяет, что общеобразовательное учебное заведение ориентирует на подготовку учащихся к профессиональной интеллектуальной деятельности, а также структуру школы-гимназии, организацию ее деятельности, управление школой-гимназией, порядок приема и отчисления учащихся, кадровое и финансовое обеспечение, утверждает стипендии для наиболее отличившихся учащихся, организацию развивающего учебно-воспитательного процесса, а также переводные и вступительные экзамены.

      Среди большого разнообразия видов деловых  документов, обращающихся на предприятиях и в организациях, организационно-распорядительная управленческая деятельность главным образом заключается в разработке и реализации решений, фиксируемых в организационно-распорядительной документации. Организационно-распорядительная документация является наиболее широко используемым видом документации.

      Деятельность  любой организации регулируется правовыми документами. Прежде всего  – это организационные документы, которые разрабатываются самими учредителями и являются нормативными. Организационные документы регламентируют задачи и функции организации, структуру, организацию работы, права, обязанности, ответственность руководства, структурных подразделений и сотрудников. В состав организационных документов входят: устав и другие учредительные документы, инструкция, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и другие.

      Положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства (например, Общее положение о министерствах), одного органа (например, Положение о государственной автомобильной инспекции), структурного подразделения (комиссии, группы). Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц.

Информация о работе Роль и место института профессиональных бухгалтеров(ИПБ) России в деле реформирования бухгалтерского учета